Система поэтапного использования дидактических игр и упражнений в развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:46, аттестационная работа

Описание работы

Цель исследования – разработка системы поэтапного использования дидактических игр и упражнений для детей 5 года жизни, имеющих нарушения зрения.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую, медицинскую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Изучить степень нарушения зрения и зрительные возможности детей.
3. Выявить уровень зрительного восприятия предметов и их изображений у детей.
4. Разработать систему поэтапного использования дидактических игр и упражнений у детей 5 года жизни, имеющих нарушения зрения.
5. Систематизировать дидактические игры и упражнения в соответствии с этапами развития зрительного восприятия
6. Проанализировать результаты коррекционной работы.

Содержание

Введение.
Глава 1. Проблема коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста
1.1 Развитие зрительного восприятия в дошкольном возрасте и его особенности у детей с нарушениями зрения.
1.2. Особенности коррекции зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
1.3. Дидактические игры и упражнения для проведения коррекции зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
Глава 2. Экспериментальное исследование системы поэтапного развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
2.1. Использование ……… коррекции зрительного восприятия детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения
2.2. Система работы по развитию и коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
2.3. Результаты проведенного исследования.
Заключение
Литература
Приложения

Работа содержит 1 файл

КОНКУРС 2.docx

— 117.13 Кб (Скачать)

1.2 Зрительное  восприятие и его информативные  признаки

С помощью глаз человек  воспринимает освещённость (светлоту), цвет, величину, форму, определяет движение и направление предметов при  движении, ориентируется в пространстве.

Восприятие формы предметов

Основным признаком предмета, его сенсорным содержанием является форма. Многочисленные исследования отечественных  учёных по вопросам восприятия позволяют  сделать заключение, что большинство  из них выделяют форму предмета как  наиболее информативный признак.

Физиологические исследования по восприятию предметов детьми свидетельствуют, что воспринимаемый предмет состоит  из признаков неодинаковой физиологической  силы. Секрет физиологического механизма  восприятия состоит в индукционном торможении слабого компонента со стороны  сильного. Форма относится к числу  физиологически сильных компонентов  предметного раздражителя, она тесно  связана с содержанием. В форме  дети ищут свойства, качества, характеризующие  предмет. Форма предмета расчленяется на геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и  др. Геометрическими параметрами  формы являются: размеры, углы между  линейными и плоскостными элементами, прямолинейность и кривизна границ формы. Всё это характеризует  динамичность, статичность и мерность формы. Визуальное восприятие элементов  и геометрических параметров формирует  соответствующий образ о предметах. По своему содержанию изучение формы  предметов связано с ориентировочными, поисковыми, перцептивно-опознавательными и логическими операциями различного характера. Зрительная система должна быть способна выделять не только границу  между объектом и фоном, но и научиться  следовать по ней. Это осуществляется посредством глаз, которые как  бы вторично выделяют контур и являются необходимым условием создания образа формы предмета. На зрительное восприятие формы предмета влияют: величина предмета, расстояние до глаз, освещённость, контраст между яркостью объекта и фона и т.п.

Познание формы предполагает активизацию смыслового восприятия, формирование представлений и развитие мышления. (Ермаков В.П., Якунин Г.А. стр. 65).

Восприятие величины предметов.

Важным условием для восприятия величины предметов является возможность  одновременного обозрения их. Способность  охватить взором предмет зависит от поля зрения ребёнка. Размера предмета и расстояния, с которого он рассматривается, от уровня развития двигательных функций глаза. Для этого необходимо создавать условия, которые позволяли бы детям целенаправленно наблюдать предметы, процессы и явления окружающей действительности. Важную роль играет применение специальных упражнений, направленных на развитие восприятия размеров, величинных отношений, оценки расстояний, направлений и др.

Восприятие цвета и  контраста.

Важными информативными признаками в предметах и изображениях являются цвет и контрастность. Цвет фиксируется  визуально и долгое время остаётся в сознании ребёнка. На этапе обнаружения объекта цвет является сигнальным средством, привлекающим внимание ребёнка. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию. На последующих этапах восприятия цвет служит средством выделения цветности и объёмности предмета, связи с окружающим миром.

Цвет, как объективное  свойство форы обладает большой эмоциональной  выразительностью. Прежде всего, все  оттенки спектра эмоционально связываются  с чувственным восприятием температуры  тел. Так, красные, оранжевые, жёлтые цвета  ассоциируются с теплом; зелёные, голубые, синие, фиолетовые-с холодом. Кроме передачи ощущения тепла и  холода, цвет активно влияет на настроение ребёнка. Например, красный цвет возбуждает и мобилизует, а зелёный и голубой  успокаивают.

Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании  предметов и изображений, позволяет  лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информативных признаков.

Подбор иллюстраций с  помощью тонально-контрастных шкал, правильное использование в изображениях красного, жёлтого, зелёного и синего цветов, применение много красочных  средств наглядности способствуют более правильному опознанию изобразительных элементов, выделению в них информативных признаков, присущих предметам и явлениям окружающей действительности.

Восприятие движения.

Восприятие движения –  это отражение изменения положения, которые объекты занимают в пространстве. При обнаружении объекта на периферии  поля зрения имеет место рефлекторный поворот глаз, в результате чего изображение объекта перемещается в центральное поля зрения, где  и осуществляется различение и опознание  объекта. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический  анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение  и направление. Ребёнок получает сведения о перемещении объектов в пространстве двумя различными путями:

1. непосредственно воспринимая  акт перемещения;

2. на основе умозаключения  о движении объекта.

С помощью зрения информация о движении объектов получается двумя  способами: при фиксированном взоре  и с помощью прослеживающих движений глаз.

 

1.3. Теоретические  основы коррекционной работы  по развитию зрительного восприятия.

Методологические  основы обучения детей с нарушениями  зрения

2.1 Обучение  зрительному обследованию при  формировании познавательной деятельности  у детей с нарушениями зрения

В специальные учреждения для детей с нарушениями зрения поступают дети с самыми различными диагнозами, аномалиями. Очень часто  зрительным диагнозам сопутствует задержка интеллектуального развития, сравнительно низкий уровень познавательных способностей. Не следует принимать это за умственную отсталость. Это естественное следствие неполноценной, искажённой, неточной информации, лежащей в основе познавательной деятельности.

На практике приходится сталкиваться не только с неточным, искажённым восприятием  окружающей действительности. Часто  словесная предпосылка, направляющая внимание ребёнка на тот или иной объект, оказывается пустым звуком, т. к. за словом нет не только конкретного, но даже приблизительного зрительного образа. Часто воспитанники даже во время прямого обучения смотрит вовсе не туда и не на то. Направив взор в указанное место, дети воспринимают не предмет, не иллюстрацию, а только некое цветное пятно. Происходит это не потому, что они не могут увидеть, разглядеть, а потому, что их зрительное внимание в этот момент как бы спит: у ребёнка нет ни стремления, ни желания разглядеть, всмотреться. В основе этого нежелания чаще всего лежит неумение всматриваться, разглядывать. Из-за этого неумения предмет часто воспринимается силуэтно, без детализации, недифференцированно, что ведёт к ошибкам при узнавании.

Из-за неумения смотреть, из-за нежелания вглядываться, рассматривать  зрительное восприятие получается поверхностным, зрительный образ искажённым, неточным. Следовательно, нарушена связь образ-слово. Нечёткое, неточное, приблизительное  представление не вызывает интереса к предмету, явлению, действию. Снижается  любознательность-качество, необходимое для овладения элементарными знаниями и умениями.

Для того чтобы осуществлять обучение по Программе воспитания в д/с, подготовить детей к обучению в школе, необходимо подобрать такую систему приёмов и методов обучения, которая вооружила бы их способами зрительного обследования, помогла бы им не просто пользоваться зрительным анализатором, но и максимально перерабатывать зрительную информацию, необходимую для познания окружающей действительности.

1 этап – прямое обучение. Для того, чтобы привлечь зрительное внимание детей, предмет или его изображение показывают как бы изолированно на цветном (контрастном) фоне. Педагог называет предмет и обводит указкой его контур, нацеливая движением взор детей именно на этот предмет, помогая воспринимать обобщённый образ предмета. Ещё раз обведя предмет или его контур, назвав один-два обобщающих признака, педагог показывает указкой детали, называя их, подчёркивая их связь с целым, гармоническое единство деталей между собой и с целым.

Затем учитель-дефектолог показывает указкой и называет дополнительные и дополняющие детали предмета, соединяя их в логическом единстве. Педагог  затем снова воспроизводит общий  облик предмета, но уже не схематично, опираясь на самые яркие, выразительные  признаки, а с детализацией, обращая  внимание детей на пусть и мелкие, но характерные признаки.

В зависимости от уровня развития детей, их подготовленности, овладения способам рассматривания эта ступенчатость в обучении детей может осуществляться растянуто  во времени (на несколько занятий  или на несколько наблюдений в  повседневной жизни), может быть осуществлена в пределах одного занятия или  даже части его. Первый этап-это начальная  форма обучения. Он может продолжаться до тех пор, пока дети не освоят его, т.е. не научатся фиксировать зрительное внимание именно на заданном предмете.

2 этап – начало действия ребёнка (подготовка к самостоятельному зрительному действию). Учитель-дефектолог называет предмет, а ребёнок показывает. На этом этапе появляется возможность проверить уровень зрительного внимания ребёнка, возможность исправить ошибку, уточнить зрительное действие.

Педагог называет предмет, а  дети (каждый на своей иллюстрации  или предмете) в последовательности, указанной взрослым, обводят указкой  предмет по контуру. Затем опять  по команде  дети указкой обводят  детали, уточняют их место, взаиморасположение и т.д. и, наконец, объединяя воедино  детали, дети соединяют всё в единое целое-предмет.

3 этап – самостоятельное зрительное обследование ребёнком предмета или его изображения. Учитель-дефектолог только контролирует точность, единство слова и предмета (или детали предмета). Обучение на этом этапе тоже состоит из четырёх ступеней. Ребёнок сам называет предмет и сам обводит его по контуру указкой, сам называет детали и сам их показывает. Обучение на первых трёх этапах лучше проводить на одном и том же предмете или на одной и той же иллюстрации.

4 этап – перенос освоенного действия на другие объекты. Чем больше объектов накапливается в зрительном опыте ребёнка, тем меньше прямого обучения. Необходимость в первом, обучающем этапе, постепенно сходит на нет.

5 этап – умение выделить заданный предмет из окружающей его действительности (и на иллюстрации, и в предметном окружении). Слово ребёнка и движения указкой должны быть очень точными. Ребёнок должен стремиться сначала выделить заданный предмет из окружающей действительности, а затем связать с ней, найти и уточнить его необходимое место.

6 этап- итог всей предыдущей работы, т. к. на этом этапе ребёнок должен уже обходиться без указки, только словом или действием отражая своё видение, словесно уточняя, определяя сложившийся зрительный образ.

Таким образом, сложная длительная работа по формированию способа зрительного  обследования очень помогает не только в предметном, но и в сложном  декоративном рисовании, помогает в  обучении по всем разделам Программы. Кроме того, способствует активному развитию речи: формированию смысловой стороны речи, фразовой речи и др. (Рубашкина Л.С. стр. 85).

 

2.2 Коррекционная  работа по развитию зрительного  восприятия детей с нарушением  зрения

 

Обучение и воспитание в детских садах для детей  с косоглазием и амблиопией направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы в детских садах для детей с нарушением зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.

Для развития зрительного  восприятия, активизации зрительных функций необходимо использовать все  виды детской деятельности: игру, труд, занятия и бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений пользоваться неполноценным зрением для удовлетворения различных жизненно важных потребностей.

Комплексный подход к организации  занятий по математике предусматривает  не только упражнение зрения, развитие зрительных возможностей и формирование математических представлений, но и  обеспечивает развитие и активное включение  в процесс познания сохранных  анализаторов и речи как эффективных  средств компенсации зрительной недостаточности. Полисенсорный характер отражения окружающего мира способствует более полному познанию, уточнению и обогащению представлений и формированию целостных, адекватных действительности образов.

Формирование целостного и полного восприятия является важной задачей в развитии познавательной деятельности детей с нарушением зрения. При обучении таких детей  необходимо применять упражнения на формирование способов зрительного  восприятия, обследования, выделения  в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков  и свойств, являющихся основой элементарных математических представлений. Задания  и упражнения на активизацию зрительных функций и развитие зрительного  восприятия служат не только формированию перцептивных действий, но и способствуют формированию мышления ребенка. Комплексность  занятий по математике обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении  признаков и свойств предметов. И в то же время у них развивается зрительное внимание и зрительная память.

Информация о работе Система поэтапного использования дидактических игр и упражнений в развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.