Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:46, аттестационная работа
Цель исследования – разработка системы поэтапного использования дидактических игр и упражнений для детей 5 года жизни, имеющих нарушения зрения.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую, медицинскую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Изучить степень нарушения зрения и зрительные возможности детей.
3. Выявить уровень зрительного восприятия предметов и их изображений у детей.
4. Разработать систему поэтапного использования дидактических игр и упражнений у детей 5 года жизни, имеющих нарушения зрения.
5. Систематизировать дидактические игры и упражнения в соответствии с этапами развития зрительного восприятия
6. Проанализировать результаты коррекционной работы.
Введение.
Глава 1. Проблема коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста
1.1 Развитие зрительного восприятия в дошкольном возрасте и его особенности у детей с нарушениями зрения.
1.2. Особенности коррекции зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
1.3. Дидактические игры и упражнения для проведения коррекции зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
Глава 2. Экспериментальное исследование системы поэтапного развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
2.1. Использование ……… коррекции зрительного восприятия детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения
2.2. Система работы по развитию и коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
2.3. Результаты проведенного исследования.
Заключение
Литература
Приложения
Совершенствование опознания изображений (особенно по признаку цвета) у частично видящих происходило медленно и не достигало такого высокого уровня, как у слабовидящих. Константность восприятия даже после трех лет занятий у частично видящих была развита в значительно меньшей мере, чем у слабовидящих. Объем зрительной кратковременной памяти был почти в два раза меньше у частично видящих. Наблюдающееся у них более грубое сужение сенсорного канала обработки зрительной информации определяет меньшие потенциальные возможности развития восприятия и образной памяти.
Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление частично видящих характеризовалось интенсивным развитием. После трех лет занятий его показатели почти достигали соответствующих показателей группы слабовидящих. Это свидетельствует о том, что активное включение мыслительных операций в перцептивную деятельность эффективно даже при грубом нарушении сенсорной основы восприятия.
Выписка из перспективного плана работы на ноябрь месяц.
Лексическая тема: «Моё тело».
Пн. Д/и «Рассмотри себя в зеркало».
Цель: учить детей зрительно обследовать своё тело (проводить взгляд по всему телу, выделять основные части: голова, туловище, 2 руки (правая и левая), 2 ноги (правая и левая), определять форму каждой части тела (голова круглая, туловище прямоугольное и т.д.), их пространственное положение (голова сверху, ноги снизу, туловище посередине, справа одна рука, слева другая рука и т.д.), подключать для обследования осязательный анализатор.
Оборудование: большое зеркало.
Д/и «Поиграем с куклой».
Цель: закрепить умение зрительно рассматривать тело человека с помощью заместителя, выделять его основные части тела, форму, величину, пространственное положение, научить детей правильно действовать с эти предметом.
Вт. Д/и «Узнай, кто нарисован».
Цель: учить детей осуществлять проекцию объёмного предмета на плоскость, узнавать тело человека по контурному и силуэтному изображению, закрепить умение называть и показывать основные части тела, их пространственное положение.
Оборудование: большой лист ватмана, чёрный маркер.
Ребёнка кладут на ватман, обрисовывают его тело маркером, затем ребёнок встаёт. Далее, педагог вместе с детьми рассматривают контурное изображение тела. После этого можно предложить рассмотреть силуэтное изображение различных людей на карточках.
Д/и «Нарисуй по трафарету».
Цель: закреплять умение обводить
по трафарету изображение
Оборудование: трафареты с изображением человека, листы бумаги, фломастеры.
Ср. Д/и «Составь целое из частей».
Цель: учить детей составлять
целое изображение из его частей,
закрепить пространственное положение,
развивать целостное
Оборудование: лист ватмана с уже нарисованным контурным изображением тела ребёнка разрезанный на части (по частям тела).
Чт. Д/и «Палка, палка, огуречек….».
Цель: учить составлять схематичное изображение человека из счётных палочек, закрепить названия частей тела, их пространственное положение.
Оборудование: набор счётных палочек, образец.
Пт. Д/и «Найди на картинке».
Цель: закрепить умение выделять изображение человека из многообразия других предметов, фиксировать взгляд на изображении, узнавать и называть его словом.
Оборудование: сюжетная картинка.
Лексическая тема «Игрушки».
Пн..Д/и «Чудесный мешочек».
Цель: закрепить знания о разных видах игрушек, их форме, величине; развивать умение их зрительно обследовать, выделять основные части, дополнять зрительную информацию представлениями, полученными различными анализаторами.
Оборудование: мешочек из ткани, игрушки (собака, кукла, пирамидка, машинка, юла и др.).
Д/и «Мой весёлый звонкий мяч».
Цель: учить называть словом и понимать скоростные качества (быстро, медленно) мяча, закрепить название формы.
Вт. Д/и «Нарисуй по трафарету».
Цель: закреплять умение обводить по трафарету изображение, зрительно прослеживая контур предмета; совершенствовать умение узнавать предмет по его силуэту.
Оборудование: трафареты с изображением игрушек, листы бумаги, фломастеры.
Д/и «Подбери силуэт к предмету».
Цель: учить соотносить натуральный объект и его силуэтное изображение; активизировать фиксацию, локализацию, развивать зрительную память.
Оборудование: различные игрушки и на карточках их силуэтное изображение.
Ср. Д/и «Составь из мозаики предмет».
Цель: закрепить умение составлять изображения игрушек, совершенствовать умение работать по образцу: зрительно выделять части предмета, их местоположение, величину, цвет и т.д., соотносить изображение на образце со своим.
Оборудование: кнопочная мозаика, образцы изображений игрушек (мяч, флажок, домик, кораблик и др.).
Чт. Д/и «Составь пирамидку».
Цель: закрепить у детей название геометрической фигуры (круг), учить составлять из частей целый предмет в убывающем порядке по величине.
Оборудование: пирамидка из семи колец. Д/и «Положи мяч в свою корзину», «Подбери ленту для куклы».
Цель: учить детей составлять изображение игрушек из геометрических фигур по трафаретной линейке, соотносить объекты по величине.
Пт. Д/и «Рассмотри картинку и назови, какие игрушки ты видишь?».
Цель: закрепить умение детей зрительно выделять, фиксировать и локализовать изображения игрушек среди других изображений предметов, соотносить изображение со словом.
Оборудование: сюжетная картинка «В детском саду».
Д/у «Назови, какие игрушки стоят на верхней, нижней полке?».
Цель: та же.
Теневой театр «День рождения у куклы Маши».
Цель: закрепить умение детей узнавать изображения игрушек по их силуэтному изображению.
Оборудование: силуэтные изображения игрушек, экран, настольная лампа.
Лексическая тема «Одежда».
Пн. Д/и «Оденем куклу»
Цель: учить детей узнавать и называть предметы одежды, практически действовать с ними, получая дополнительную информацию через осязательный анализатор, выделять части одежды (рукав, карман, пуговица, воротник и др.), определять цвет, форму, величину, пространственное положение частей (правый рукав, левый рукав, верхняя пуговица и т.д.).
Оборудование: предметы натуральной одежды и кукольной (майка, трусы, платье, носочки, пальто, шапка, шарф и др.), кукла.
Вт. Д/и «Лото» или «Найди такой же по силуэтному, контурному изображению».
Цель: закрепить умение зрительно находить одинаковые предметы одежды по цветному изображению, соотносить цветное изображение с контурным или силуэтным., развивать целостное восприятие.
Оборудование: парные карточки с цветным, контурным., силуэтным изображением предметов одежды.
Д/у «Обведи предмет через кальку».
Цель: учить детей прорисовывать изображения предметов одежды через кальку, закрашивать полученное контурное изображение, узнавать в нём предмет и соотносить его с названием, стимулировать зрительные функции, развивать цветовосприятие.
Оборудование: книжки-раскраски, калька, фломастеры.
Д/и «Подбери нитки к платью».
Цель: закрепить умение соотносить цветной силуэт платья с цветом ниток, развивать умение узнавать и называть цвета спектра (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый).
Ср. Д/И «Составь из частей».
Цель: закрепить умение составлять целый предмет из частей, закрепит название частей (рукав, воротник, карман и т.д.), их форму, пространственное положение.
Оборудование: разрезные картинки с изображением предметов одежды.
Д/и «Что куда надеть?».
Цель: учить дифференцировать предметы одежды по признаку «куда её надевают» (на голову, на туловище, на ноги, на руки и т.д.), закрепить название частей тела и одежды.
Оборудование: плоскостная
кукла, плоскостные цветные
Чт. Д/у «Нарисуй шапочку по транспортиру».
Цель: учить детей определять форму шапочки, соотносить её части с геометрическими фигурами (полукруг и прямоугольник), соединять эти фигуры в единое целое, используя транспортир (вместо трафарета), развивать бифовеальное слияние, целостное восприятие предмета.
Оборудование: альбомный лист, транспортир, фломастер.
Пт. «Найди свою одежду среди другой».
Цель: учить детей узнавать и называть свою одежду по цвету, величине, размеру, фасону, закрепить умение зрительно рассматривать предметы, фиксировать на них взгляд.
Оборудование: предметы одежды.
Теневой театр «Мойдодыр».
Цель: закрепить умение детей узнавать предметы одежды по их силуэтному изображению.
Оборудование: силуэтные изображения предметов одежды, экран, настольная лампа.
Лексическая тема «Домашние животные».
Пн, Д/у «Рассматривание объёмных картин».
Цель: учить детей различать и называть домашних животных по внешним признакам, по месту обитания (живут в доме или возле дома), закрепить умение обследовать предмет с опорой на зрительный и тактильный анализатор, выделять части, их форму, цвет, величину.
Оборудование: объёмные картины с изображением кошки, собаки, свиньи, лошади.
Д/у «У нас в гостях кошка»
Цель: закрепить умение обследовать
натуральное животное с помощью
зрительного и тактильного
Оборудование: натуральный объект – кошка.
Вт. Д/у «Рисуем по трафарету»
Цель: закрепить умение проводить линии точно по трафарету, прослеживая движение линии по контуру предмета, выделять части животных: туловище, голова, лапы, хвост, уши, глаза, носик, усы и т.д.; развивать умение зрительно воспринимать силуэтное и контурное изображение животных.
Оборудование: трафареты с изображением животных, фломастеры, листок бумаги.
Д/и «Наложи цветное – на контурное изображение».
Цель: закрепить умение узнавать животных по их цветному плоскостному изображению, соотносить его с контурным изображением, учить приёму наложения, развивать бифовеальное слияние двух изображений в одно целое.
Оборудование: карточки с
цветным и контурным
Ср. Д/и «Разрезные картинки».
Цель: совершенствовать навык составления целого изображения из частей, закрепить названия частей, их форму, величину, пространственное положение.
Оборудование: карточки с изображением домашних животных, разрезанные на 3–4 части.
Чт. Д/и «Нарисуй кошку по транспортиру».
Цель: закрепить умение составлять изображение кошки по транспортиру, закрепить названия геометрических фигур и их соответствие части тела.
Оборудование: транспортир, альбомный лист, фломастер.
Д/и «Геометрическая мозаика».
Цель: учить по образцу составлять изображение собаки из геометрических фигур, закрепить их название, развивать соотносительную функцию.
Пт. Д/и «Найди и назови на картинке».
Цель: совершенствовать умение зрительно отыскивать нужный предмет, фиксировать на нем взгляд, узнавать его по цветному плоскостному изображению, определять пространственное положение на картине.
Оборудование: сюжетная картинка «На скотном дворе».
Теневой театр «Кто сказал мяу?».
Цель: закрепить умение узнавать домашних животных по их силуэтному изображению.
Оборудование: силуэтные изображения домашних животных, экран, настольная лампа
Размещено на Allbest.ru