Система поэтапного использования дидактических игр и упражнений в развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:46, аттестационная работа

Описание работы

Цель исследования – разработка системы поэтапного использования дидактических игр и упражнений для детей 5 года жизни, имеющих нарушения зрения.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую, медицинскую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Изучить степень нарушения зрения и зрительные возможности детей.
3. Выявить уровень зрительного восприятия предметов и их изображений у детей.
4. Разработать систему поэтапного использования дидактических игр и упражнений у детей 5 года жизни, имеющих нарушения зрения.
5. Систематизировать дидактические игры и упражнения в соответствии с этапами развития зрительного восприятия
6. Проанализировать результаты коррекционной работы.

Содержание

Введение.
Глава 1. Проблема коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста
1.1 Развитие зрительного восприятия в дошкольном возрасте и его особенности у детей с нарушениями зрения.
1.2. Особенности коррекции зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
1.3. Дидактические игры и упражнения для проведения коррекции зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
Глава 2. Экспериментальное исследование системы поэтапного развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
2.1. Использование ……… коррекции зрительного восприятия детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения
2.2. Система работы по развитию и коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
2.3. Результаты проведенного исследования.
Заключение
Литература
Приложения

Работа содержит 1 файл

КОНКУРС 2.docx

— 117.13 Кб (Скачать)

Совершенствование опознания  изображений (особенно по признаку цвета) у частично видящих происходило  медленно и не достигало такого высокого уровня, как у слабовидящих. Константность восприятия даже после трех лет занятий у частично видящих была развита в значительно меньшей мере, чем у слабовидящих. Объем зрительной кратковременной памяти был почти в два раза меньше у частично видящих. Наблюдающееся у них более грубое сужение сенсорного канала обработки зрительной информации определяет меньшие потенциальные возможности развития восприятия и образной памяти.

Наглядно-действенное и  наглядно-образное мышление частично видящих характеризовалось интенсивным развитием. После трех лет занятий его показатели почти достигали соответствующих показателей группы слабовидящих. Это свидетельствует о том, что активное включение мыслительных операций в перцептивную деятельность эффективно даже при грубом нарушении сенсорной основы восприятия.

 

 

 

 

 

Выписка из перспективного плана работы на ноябрь месяц.

Лексическая тема: «Моё тело».

Пн. Д/и «Рассмотри себя в зеркало».

Цель: учить детей зрительно  обследовать своё тело (проводить  взгляд по всему телу, выделять основные части: голова, туловище, 2 руки (правая и левая), 2 ноги (правая и левая), определять форму каждой части тела (голова круглая, туловище прямоугольное и  т.д.), их пространственное положение (голова сверху, ноги снизу, туловище посередине, справа одна рука, слева другая рука и т.д.), подключать для обследования осязательный анализатор.

Оборудование: большое зеркало.

Д/и «Поиграем с куклой».

Цель: закрепить умение зрительно  рассматривать тело человека с помощью  заместителя, выделять его основные части тела, форму, величину, пространственное положение, научить детей правильно  действовать с эти предметом.

Вт. Д/и «Узнай, кто нарисован».

Цель: учить детей осуществлять проекцию объёмного предмета на плоскость, узнавать тело человека по контурному и силуэтному изображению, закрепить  умение называть и показывать основные части тела, их пространственное положение.

Оборудование: большой лист ватмана, чёрный маркер.

Ребёнка кладут на ватман, обрисовывают его тело маркером, затем ребёнок  встаёт. Далее, педагог вместе с детьми рассматривают контурное изображение тела. После этого можно предложить рассмотреть силуэтное изображение различных людей на карточках.

Д/и «Нарисуй по трафарету».

Цель: закреплять умение обводить по трафарету изображение человека, прослеживать линию, выделять основные части тела, их форму, величину, пространственное положение, совершенствовать двигательную память.

Оборудование: трафареты  с изображением человека, листы бумаги, фломастеры.

Ср. Д/и «Составь целое из частей».

Цель: учить детей составлять целое изображение из его частей, закрепить пространственное положение, развивать целостное восприятие.

Оборудование: лист ватмана  с уже нарисованным контурным  изображением тела ребёнка разрезанный  на части (по частям тела).

Чт. Д/и «Палка, палка, огуречек….».

Цель: учить составлять схематичное  изображение человека из счётных  палочек, закрепить названия частей тела, их пространственное положение.

Оборудование: набор счётных  палочек, образец.

Пт. Д/и «Найди на картинке».

Цель: закрепить умение выделять изображение человека из многообразия других предметов, фиксировать взгляд на изображении, узнавать и называть его словом.

Оборудование: сюжетная картинка.

Лексическая тема «Игрушки».

Пн..Д/и «Чудесный мешочек».

Цель: закрепить знания о  разных видах игрушек, их форме, величине; развивать умение их зрительно обследовать, выделять основные части, дополнять зрительную информацию представлениями, полученными различными анализаторами.

Оборудование: мешочек из ткани, игрушки (собака, кукла, пирамидка, машинка, юла и др.).

Д/и «Мой весёлый звонкий  мяч».

Цель: учить называть словом и понимать скоростные качества (быстро, медленно) мяча, закрепить название формы.

Вт. Д/и «Нарисуй по трафарету».

Цель: закреплять умение обводить по трафарету изображение, зрительно  прослеживая контур предмета; совершенствовать умение узнавать предмет по его силуэту.

Оборудование: трафареты  с изображением игрушек, листы бумаги, фломастеры.

Д/и «Подбери силуэт к  предмету».

Цель: учить соотносить натуральный  объект и его силуэтное изображение; активизировать фиксацию, локализацию, развивать зрительную память.

Оборудование: различные  игрушки и на карточках их силуэтное  изображение.

Ср. Д/и «Составь из мозаики предмет».

Цель: закрепить умение составлять изображения игрушек, совершенствовать умение работать по образцу: зрительно  выделять части предмета, их местоположение, величину, цвет и т.д., соотносить изображение  на образце со своим.

Оборудование: кнопочная  мозаика, образцы изображений игрушек (мяч, флажок, домик, кораблик и др.).

Чт. Д/и «Составь пирамидку».

Цель: закрепить у детей  название геометрической фигуры (круг), учить составлять из частей целый  предмет в убывающем порядке  по величине.

Оборудование: пирамидка  из семи колец. Д/и «Положи мяч  в свою корзину», «Подбери ленту  для куклы».

Цель: учить детей составлять изображение игрушек из геометрических фигур по трафаретной линейке, соотносить объекты по величине.

Пт. Д/и «Рассмотри картинку и назови, какие игрушки ты видишь?».

Цель: закрепить умение детей  зрительно выделять, фиксировать  и локализовать изображения игрушек  среди других изображений предметов, соотносить изображение со словом.

Оборудование: сюжетная картинка «В детском саду».

Д/у «Назови, какие игрушки  стоят на верхней, нижней полке?».

Цель: та же.

Теневой театр «День рождения у куклы Маши».

Цель: закрепить умение детей  узнавать изображения игрушек по их силуэтному изображению.

Оборудование: силуэтные  изображения игрушек, экран, настольная лампа.

Лексическая тема «Одежда».

Пн. Д/и «Оденем куклу»

Цель: учить детей узнавать и называть предметы одежды, практически  действовать с ними, получая дополнительную информацию через осязательный анализатор, выделять части одежды (рукав, карман, пуговица, воротник и др.), определять цвет, форму, величину, пространственное положение частей (правый рукав, левый  рукав, верхняя пуговица и т.д.).

Оборудование: предметы натуральной  одежды и кукольной (майка, трусы, платье, носочки, пальто, шапка, шарф и др.), кукла.

Вт. Д/и «Лото» или «Найди такой же по силуэтному, контурному изображению».

Цель: закрепить умение зрительно  находить одинаковые предметы одежды по цветному изображению, соотносить цветное  изображение с контурным или  силуэтным., развивать целостное  восприятие.

Оборудование: парные карточки с цветным, контурным., силуэтным изображением предметов одежды.

Д/у «Обведи предмет  через кальку».

Цель: учить детей прорисовывать  изображения предметов одежды через  кальку, закрашивать полученное контурное  изображение, узнавать в нём предмет  и соотносить его с названием, стимулировать зрительные функции, развивать цветовосприятие.

Оборудование: книжки-раскраски, калька, фломастеры.

Д/и «Подбери нитки к  платью».

Цель: закрепить умение соотносить цветной силуэт платья с цветом ниток, развивать умение узнавать и называть цвета спектра (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый).

Ср. Д/И «Составь из частей».

Цель: закрепить умение составлять целый предмет из частей, закрепит название частей (рукав, воротник, карман и т.д.), их форму, пространственное положение.

Оборудование: разрезные  картинки с изображением предметов  одежды.

Д/и «Что куда надеть?».

Цель: учить дифференцировать предметы одежды по признаку «куда  её надевают» (на голову, на туловище, на ноги, на руки и т.д.), закрепить название частей тела и одежды.

Оборудование: плоскостная  кукла, плоскостные цветные изображения  предметов одежды.

Чт. Д/у «Нарисуй шапочку по транспортиру».

Цель: учить детей определять форму шапочки, соотносить её части  с геометрическими фигурами (полукруг и прямоугольник), соединять эти  фигуры в единое целое, используя  транспортир (вместо трафарета), развивать  бифовеальное слияние, целостное восприятие предмета.

Оборудование: альбомный  лист, транспортир, фломастер.

Пт. «Найди свою одежду среди другой».

Цель: учить детей узнавать и называть свою одежду по цвету, величине, размеру, фасону, закрепить умение зрительно  рассматривать предметы, фиксировать  на них взгляд.

Оборудование: предметы одежды.

Теневой театр «Мойдодыр».

Цель: закрепить умение детей  узнавать предметы одежды по их силуэтному изображению.

Оборудование: силуэтные  изображения предметов одежды, экран, настольная лампа.

Лексическая тема «Домашние  животные».

Пн, Д/у «Рассматривание объёмных картин».

Цель: учить детей различать  и называть домашних животных по внешним  признакам, по месту обитания (живут  в доме или возле дома), закрепить  умение обследовать предмет с  опорой на зрительный и тактильный анализатор, выделять части, их форму, цвет, величину.

Оборудование: объёмные картины  с изображением кошки, собаки, свиньи, лошади.

Д/у «У нас в гостях кошка»

Цель: закрепить умение обследовать  натуральное животное с помощью  зрительного и тактильного анализатора, учить называть ощущения, полученные от обследования словом, выделять свойства и качества, характерные для данного  животного, его основные части, форму, цвет

Оборудование: натуральный  объект – кошка.

Вт. Д/у «Рисуем по трафарету»

Цель: закрепить умение проводить  линии точно по трафарету, прослеживая  движение линии по контуру предмета, выделять части животных: туловище, голова, лапы, хвост, уши, глаза, носик, усы и т.д.; развивать умение зрительно  воспринимать силуэтное и контурное  изображение животных.

Оборудование: трафареты  с изображением животных, фломастеры, листок бумаги.

Д/и «Наложи цветное  – на контурное изображение».

Цель: закрепить умение узнавать животных по их цветному плоскостному изображению, соотносить его с контурным  изображением, учить приёму наложения, развивать бифовеальное слияние двух изображений в одно целое.

Оборудование: карточки с  цветным и контурным изображением домашних животных (лошадь, корова, кошка, собака, свинья и др.).

Ср. Д/и «Разрезные картинки».

Цель: совершенствовать навык  составления целого изображения  из частей, закрепить названия частей, их форму, величину, пространственное положение.

Оборудование: карточки с  изображением домашних животных, разрезанные  на 3–4 части.

Чт. Д/и «Нарисуй кошку по транспортиру».

Цель: закрепить умение составлять изображение кошки по транспортиру, закрепить названия геометрических фигур и их соответствие части  тела.

Оборудование: транспортир, альбомный лист, фломастер.

Д/и «Геометрическая мозаика».

Цель: учить по образцу составлять изображение собаки из геометрических фигур, закрепить их название, развивать соотносительную функцию.

Пт. Д/и «Найди и назови на картинке».

Цель: совершенствовать умение зрительно отыскивать нужный предмет, фиксировать на нем взгляд, узнавать его по цветному плоскостному изображению, определять пространственное положение  на картине.

Оборудование: сюжетная картинка «На скотном дворе».

Теневой театр «Кто сказал мяу?».

Цель: закрепить умение узнавать домашних животных по их силуэтному изображению.

Оборудование: силуэтные  изображения домашних животных, экран, настольная лампа

 

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Система поэтапного использования дидактических игр и упражнений в развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.