Система поэтапного использования дидактических игр и упражнений в развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:46, аттестационная работа

Описание работы

Цель исследования – разработка системы поэтапного использования дидактических игр и упражнений для детей 5 года жизни, имеющих нарушения зрения.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую, медицинскую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Изучить степень нарушения зрения и зрительные возможности детей.
3. Выявить уровень зрительного восприятия предметов и их изображений у детей.
4. Разработать систему поэтапного использования дидактических игр и упражнений у детей 5 года жизни, имеющих нарушения зрения.
5. Систематизировать дидактические игры и упражнения в соответствии с этапами развития зрительного восприятия
6. Проанализировать результаты коррекционной работы.

Содержание

Введение.
Глава 1. Проблема коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста
1.1 Развитие зрительного восприятия в дошкольном возрасте и его особенности у детей с нарушениями зрения.
1.2. Особенности коррекции зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
1.3. Дидактические игры и упражнения для проведения коррекции зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
Глава 2. Экспериментальное исследование системы поэтапного развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
2.1. Использование ……… коррекции зрительного восприятия детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения
2.2. Система работы по развитию и коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
2.3. Результаты проведенного исследования.
Заключение
Литература
Приложения

Работа содержит 1 файл

КОНКУРС 2.docx

— 117.13 Кб (Скачать)

Частнопредметная  педагогическая технология

 

Система поэтапного использования дидактических игр  и упражнений в развития зрительного  восприятия детей с нарушениями  зрения.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Глава 1. Проблема коррекции  зрительного восприятия детей дошкольного  возраста

1.1 Развитие зрительного  восприятия в дошкольном возрасте  и его особенности у детей  с нарушениями зрения.

1.2. Особенности коррекции  зрительного восприятия детей  с нарушениями зрения

1.3. Дидактические игры  и упражнения для проведения  коррекции зрительного восприятия  детей с нарушениями зрения.

Глава 2. Экспериментальное  исследование системы поэтапного развития зрительного восприятия детей с  нарушениями зрения.

2.1. Использование  ……… коррекции зрительного восприятия  детей среднего дошкольного возраста  с нарушениями зрения

2.2. Система работы  по развитию и  коррекции  зрительного восприятия детей  дошкольного возраста с нарушениями  зрения

2.3. Результаты проведенного исследования.

Заключение

Литература

Приложения

 

 

Введение

Зрительное восприятие –  это формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. В современной  науке не отождествляют понятия  «восприятие» и «сенсорные процессы», которые не являются изначально восприятием, а становятся им.

Зрительное восприятие рассматривается  не только как реакция на стимуляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира. Оно имеет огромное познавательное значение для ребёнка, ориентирует  и регулирует его поведение.

Обучение и воспитание в детских садах для детей  с нарушением зрения направлено на раннюю компенсацию и коррекцию  вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной  работы по исправлению зрения, а  также успешную подготовку детей  к обучению в школе. Успешность реализации всех этих задач зависит от решения  их в тесной взаимосвязи. В связи  с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, так  как неполноценность первого  обуславливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных  задач коррекционной работы в  детских садах для детей с  нарушениями зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.

Таким образом, проблема исследования и компенсации нарушений зрительного  восприятия детей с нарушениями  зрения чрезвычайно актуальна и  занимает особое место в сфере  их медико-психолого-педагогической реабилитации.

Для развития зрительного  восприятия необходимо использовать все  виды детской деятельности: игру, труд, занятия и бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений пользоваться нарушенным  зрением для удовлетворения различных жизненно важных потребностей. Однако, в практике работы существует мнение, что занятия по обучению способам зрительного обследования следует проводить фронтально в отведённое в режиме дня время. Довольно часто такие упражнения носят малоинтересный и малоподвижный характер, что снижает их эффективность.

Остаётся только выделить наиболее эффективный вид деятельности, с помощью которого можно добиться максимального результата. Наибольший интерес к обучению способам зрительного  обследования у детей дошкольного  возраста вызывает игровая деятельность, т. к. она является ведущей на данном возрастном периоде. Поэтому тема нашей работы сформулирована таким образом: «Система поэтапного использования дидактических игр и упражнений в развитии зрительного восприятия детей с нарушениями зрения».

Объект исследования – процесс развития зрительного восприятия у детей 5 года жизни, имеющих различные нарушения зрения.

Предмет исследования – система поэтапного использования дидактических игр и упражнений как эффективное средство развития зрительного восприятия у детей 5 года жизни, имеющих различные нарушения зрения.

Гипотеза –  система поэтапного использования дидактических игр и упражнений  может стать эффективным средством развития зрительного восприятия  у детей 5 года жизни при соблюдении специальных педагогических условий:

– системности проведения коррекционной работы;

– создание интереса к процессу обучения;

– учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушениями зрения;

– поэтапности обучения;

– учёт зрительных возможностей детей с нарушениями зрения;

– подбор специальных дидактических игр и упражнений, а также адаптация игр, применяемых в обучении с детьми без каких-либо отклонений;

– подбор специальных методов и приёмов, обеспечивающих стимуляцию зрительного восприятия;

– учёт зрительных нагрузок.

Цель исследования – разработка системы поэтапного использования дидактических игр и упражнений  для детей 5 года жизни, имеющих нарушения зрения.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую, медицинскую и специальную литературу по проблеме исследования.

2. Изучить степень нарушения  зрения и зрительные возможности  детей.

3. Выявить уровень зрительного  восприятия предметов и их  изображений у детей.

4. Разработать систему  поэтапного использования дидактических игр и упражнений  у  детей 5 года жизни, имеющих нарушения зрения.

5. Систематизировать дидактические  игры и упражнения в соответствии  с этапами развития зрительного  восприятия

6. Проанализировать результаты  коррекционной работы.

 

1. Теоретические  основы развития зрительного  восприятия

 

1.1 Современное  состояние проблемы развития  зрительного восприятия при  нарушениях зрения

Проблема исследования и  компенсации нарушений зрительного  восприятия детей с нарушениями  зрения  чрезвычайно актуальна  и занимает особое место в сфере  их медико-психолого-педагогической реабилитации.

Зрительное восприятие –  это формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. В современной  науке не отождествляют понятия  «восприятие» и «сенсорные процессы», которые не являются изначально восприятием, а становятся им (Б.Г. Ананьев, Дж. Гибсон и др.).

Зрительное восприятие –  важнейший вид перцепции, играющий большую роль в психическом развитии ребенка, имеющий не только огромное информационное, но и операциональное значение. Оно участвует в обеспечении регуляции позы, удержания равновесия, ориентировки в пространстве, контроля поведения и т.д. Формирование зрительного восприятия является основой становления организации образных форм познания в школьном возрасте.

1.4 Формирование  зрительного восприятия у детей  нормально видящих

В соответствии с концепцией Л.С. Выготского (1960) онтогенез восприятия – системный процесс, который осуществляется только на основе сочетания органического созревания и обучения. На низшей генетической ступени онтогенеза складываются межфункциональные отношения между восприятием и памятью (перцептивно-мнемические системы), что позволяет вносить коррективы в процесс формирования образов на основе прошлого опыта. На высшей генетической ступени, в подростковом возрасте, происходит соединение восприятия с понятийным мышлением, обеспечивающее его осмысленность и категориальность. Новые качественные особенности восприятия возникают только при его взаимодействии с другими психическими функциями.

В онтогенезе формируется  сенсорно-перцептивная организация  ребенка, связывающая в единую функциональную систему разные органы чувств. Ведущую  роль в этой системе играет зрительный анализатор.

У ребенка с нормальным зрением при воздействии на глаз разнообразных зрительных стимулов происходит созревание нейрональных структур зрительной системы. Развитие восприятия как сложного системного акта идет длительное время – от рождения до 15–18 лет. Это обусловлено прогрессивными морфофункциональными изменениями коры мозга в период от рождения до 18–20 лет. Постоянная модификация мозговой ткани на нейронном уровне под влиянием внешней среды рассматривается как пластичность. Сетчатка глаза, подкорковые зрительные центры и первичная (проекционная) зрительная кора обладают наибольшей пластичностью в ранние периоды жизни. На основе пластичности нейронных ансамблей под влиянием раннего сенсорного опыта вырабатывается тонкая настройка нейронных связей, обеспечивающая восприятие формы, движения, глубины пространства и т.д.

Как уже упоминалось, формирование иерархической ансамблевой организации  церебральной коры зависит от структурно-функционального  созревания аппарата межнейронных связей. В соответствии с морфологическими данными этот процесс занимает в  онтогенезе длительное время до 18–20 лет. Поэтому, неокортикальная ансамблевая организация достигает зрелого уровня в возрасте 18–20 лет. Таким образом, в отличие от нейронных связей в первичной зрительной коре, которые формируются в раннем возрасте, связи проекционной и ассоциативных областей коры созревают значительно позднее. На основе этих данных можно предполагать, что пластичность межцентральных корковых взаимодействий в школьном возрасте является высокой.

Психофизиологическое изучение онтогенеза зрительного восприятия у детей с нормальным зрением  выявило расширяющееся с возрастом  гетерохронное вовлечение в анализ визуальной информации ассоциативных областей коры и усиление их влияний на проекционную зрительную кору. В указанных работах представлены экспериментальные данные, характеризующие периоды онтогенетического развития зрительного восприятия. У человека наиболее интенсивное морфофункциональное созревание межнейронных связей, корково-подкорковых отношений в проекционной системе (сетчатка, подкорковые центры, зрительная кора) происходит в возрасте 2–3 месяцев и не заканчивается к 6 годам. В этот период становление проекционной системы обеспечивает формирование механизмов, реализующих выделение простых и сложных признаков объектов. С 6-летнего возраста система внутрикорковых связей становится более пластичной и происходит широкое и специализированное вовлечение в перцептивную деятельность задних и передних отделов ассоциативных областей мозга. Это определяет формирование сложных перцептивных действий, механизма соотнесения образа с эталоном; создаются предпосылки для построения адекватных образов любых объектов. От 6–7 до 9–10 лет осуществляется интенсивное созревание межцентральных связей корковых областей головного мозга. Этот возраст рассматривается как критический, или сензитивный, для развития целостного восприятия сложных изображений и ситуаций. Дальнейшее совершенствование межнейронных связей в проекционной системе, взаимодействие проекционной и ассоциативных областей коры, межцентральных корковых отношений продолжаются до 18 лет. Формируется системное взаимодействие различных корковых областей правого и левого полушарий, участвующих в когнитивной деятельности. Усиливается внутри кортикальная интеграция зрительной проекционной и ассоциативных областей.

Онтогенетическое развитие зрительного восприятия связано  не только с созреванием анатомо-физиологической  организации зрительного анализатора, но также с содержанием деятельности, в процессе которой оно реализуется. Велико значение активности ребенка  в процессе деятельности для формирования перцептивных действий при сенсорном  обучении. Восприятие рассматривается  как активная прогнозирующая деятельность мозга, связанная с предметной деятельностью. Форменное (предметное) зрение обеспечивается механизмом переработки информации в зрительном анализаторе только в тесной взаимосвязи с конкретной предметной деятельностью. Развитие зрительного  восприятия обусловлено активной деятельностью  ребенка, общением его со взрослыми, социальным окружением.

 

…Наш многолетний опыт исследований детей с нарушениями  зрения показал, что у них характеристики состояния зрительной системы и  восприятия могут различаться в  широких пределах. Это зависит  от структуры и тяжести первичного сенсорного дефекта, длительности депривации, состояния центральной нервной  системы (ЦНС), соотношения уровней  интеллектуального и эмоционального развития, личностных качеств, степени  педагогической запущенности.

У большинства детей, направляемых в специальные учреждения, наблюдаются  тяжелые органические поражения  нейрозрительного аппарата. Наряду с этим врожденное или возникшее на ранних стадиях онтогенеза глубокое нарушение зрения приводит к развитию сенсорно-перцептивной депривации, оказывающей отрицательное влияние на формирование познавательных процессов и личности ребенка. Взаимодействие органического фактора, связанного с первичным соматическим дефектом, и депривационного фактора определяет в каждом конкретном случае сложную клиническую картину заболевания зрительной системы, а также разнообразные отклонения от нормы свойств зрительного восприятия и других психических процессов.

В настоящее время недостаточно реализуются возможности предупреждения зрительной депривации в раннем онтогенезе и в дошкольном возрасте. Это обусловлено  отсутствием методик, аппаратуры, специалистов и центров визуальной реабилитации для детей раннего возраста. В  результате в специальные школы  приходят дети с грубыми нарушениями  зрительного восприятия и вторичными отклонениями в психическом развитии. В связи с этим имеется необходимость  проведения специальной коррекционной  работы, направленной на преодоление  последствий депривации в дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения. Для научно обоснованного определения задач, содержания, объема и методов коррекционной работы требуются сведения о психологических особенностях восприятия при различных нарушениях зрения.

Информация о работе Система поэтапного использования дидактических игр и упражнений в развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.