Система поэтапного использования дидактических игр и упражнений в развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:46, аттестационная работа

Описание работы

Цель исследования – разработка системы поэтапного использования дидактических игр и упражнений для детей 5 года жизни, имеющих нарушения зрения.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую, медицинскую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Изучить степень нарушения зрения и зрительные возможности детей.
3. Выявить уровень зрительного восприятия предметов и их изображений у детей.
4. Разработать систему поэтапного использования дидактических игр и упражнений у детей 5 года жизни, имеющих нарушения зрения.
5. Систематизировать дидактические игры и упражнения в соответствии с этапами развития зрительного восприятия
6. Проанализировать результаты коррекционной работы.

Содержание

Введение.
Глава 1. Проблема коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста
1.1 Развитие зрительного восприятия в дошкольном возрасте и его особенности у детей с нарушениями зрения.
1.2. Особенности коррекции зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
1.3. Дидактические игры и упражнения для проведения коррекции зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
Глава 2. Экспериментальное исследование системы поэтапного развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
2.1. Использование ……… коррекции зрительного восприятия детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения
2.2. Система работы по развитию и коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
2.3. Результаты проведенного исследования.
Заключение
Литература
Приложения

Работа содержит 1 файл

КОНКУРС 2.docx

— 117.13 Кб (Скачать)

Игры-путешествия иногда неправильно  отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается  в том, что экскурсия — форма  прямого обучения и разновидность  занятий. Целью экскурсии чаще всего  является ознакомление с чем-то, требующим  непосредственного наблюдения, сравнения  с уже известным.

 Иногда игру-путешествие отождествляют  с прогулкой. Но прогулка чаще  всего имеет оздоровительные  цели. Познавательное содержание  может быть и на прогулке, но  оно является не основным, а  сопутствующим.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: “Помоги Буратино расставить знаки препинания”, “Проверь домашнее задание у Незнайки”.

Игры-предположения “Что было бы..?” или “Что бы я сделал...”, “Кем бы хотел быть и почему?”, “Кого бы выбрал в друзья?” и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.

Дидактическое содержание игры заключается  в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии “Что было бы..?” или “Что бы я сделал...”. Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.

Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести  знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: “Кто быстрее  сообразит?”.

Игры-загадки.  Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.

В настоящее время загадки, загадывание  и отгадывание, рассматриваются  как вид обучающей игры.

Основным признаком загадки  является замысловатое описание, которое  нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко  оформляется в виде вопроса или  заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач  различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям  нравятся игры-загадки. Необходимость  сравнивать, припоминать, думать, догадываться—доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу,  обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.

Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета—темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит “на поверхности”: его нужно найти, добыть—сделать открытие и в результате что-то узнать.

Ценность игры-беседы заключается  в том, что она предъявляет  требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли  и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и  слышать вопросы учителя, вопросы  и ответы детей, умение сосредоточивать  внимание на содержании разговора, дополнять  сказанное, высказывать суждение. Все  это характеризует активный поиск  решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать  в беседе, что характеризует уровень  воспитанности.

Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный  рассказ о чем-то.  Результатом  игры  является удовольствие, полученное детьми.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых  методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в “чистом” виде, либо в сочетании  с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

 

Структура дидактических  игр

Дидактическая игра имеет  определённую структуру. Структура  – это основные элементы, характеризующие  игру как форму обучения и игровую  деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1)дидактическая задача;

2)игровая задача;

3)игровые действия;

4)правила игры;

5)результат (подведение  итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного  воздействия. Она формируется педагогом  и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических  игр в соответствии с программными задачами.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической  игре реализуется через игровую  задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована  и предстаёт перед детьми в  виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые  действия, тем интереснее для детей  сама игра  и тем успешнее решаются игровые и познавательные задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности  и  по отношению  к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средством реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами и игровыми действиями. Правила  содержат нравственные требования к  взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической  игре правила являются заданными. С  помощью правил взрослый управляет  игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют на решение дидактической задачи –  незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи.

Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончании  игры. Это может быть подсчёт очков; выявление детей, которые лучше  выполняли игровое задание и  т.д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все её структурные  элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические  задачи.

В ситуации дидактической  игры знания усваиваются лучше. Внимание ребёнка обращено на выполнение игровых  действий, а задача обучения им не осознаётся. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети непреднамеренно  усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения  между взрослым и детьми определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и воспитатель – участники  одной игры. Нарушается это условие  – и взрослый становится на прямой путь обучения.

Таким образом, дидактическая  игра – это игра только для ребёнка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект.

Дидактическая игра позволяет  обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения  к заданию.

Таким образом, особая роль дидактической  игры в обучающем процессе дошкольного  образовательного учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам  процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить свой опыт.

 

Методика организации  дидактической игры

Организовать и провести дидактическую игру – задача достаточно сложная для педагога.

Можно выделить следующие  основные условия проведения дидактической  игры:

- наличие у воспитателя  определённых знаний и умений  относительно дидактических игр;

- выразительность проведения  игры. Это обеспечивает интерес  детей, желание слушать, участвовать  в игре;

- необходимость включения  педагога в игру. Он является  участником и руководителем игры. Воспитатель должен обеспечить  поступательное развитие игры  в соответствии с учебными  и воспитательными задачами, но  при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для процесса игры.

Какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит  учебный процесс. И задача взрослого  – направить ребёнка на учёбу, сделать серьёзный труд детей  занимательным и продуктивным.

Далее, необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различное их количество. По возможности надо стремиться, что бы в игре мог участвовать каждый ребёнок. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролёров, судей, т.е. тоже принимать участие в игре.

Следующим важным этапом при  организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Помимо этого  требуется чётко спланировать временный  параметр игры. В частности, как детям  направлять игру в нужное русло.

Необходимо оптимально сочетать занимательное обучение. Проводя  игру, воспитатель должен постоянно  помнить, что он даёт детям сложные  учебные задания, а в игру их превращает форма проведения – эмоциональность, лёгкость, непринуждённость.

Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей  к игре, следует рассматривать  не как самоцель, а как путь, ведущий  к выполнению дидактических задач.

Между взрослым и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

Используемая в игре наглядность  должна быть простой и ёмкой. А  в случае, если у ребёнка наблюдаются  нарушения зрения с индивидуальных особенностей зрения.

Грамотное проведение дидактической  игры обеспечивается чёткой организацией дидактических игр. Прежде всего, воспитатель  должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят быстрее, познакомить  детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть , какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций при проведении дидактических игр.

И, наконец, важно продумать  заключение, подведение итогов после  проведения дидактической игры. Большое  значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует быстроту, и – главное  – качество выполнения игровых действий с детьми. Обязательно  нужно обратить внимание и на проявления поведения детей и качеств их личности в игре: как проявилась настойчивость в достижении цели, взаимовыручка в игре. Необходимо, что бы результат продемонстрировал детям их достижения.

Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются  все психические процессы детей, их эмоционально – волевая сфера, способности и умения. Дидактическая  игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное  рабочее настроение. Умелое использование  дидактической игры в учебном  процессе облегчает его, так как  игровая деятельность привычна ребёнку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

Кроме того, дидактическая  игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана  с другими формами обучения и  воспитания. 

 

 

 

1.4 Особенности  проведения дидактических игр  и упражнений, способствующих развитию  зрительного восприятия

1.4 Дидактические игры как средство коррекции и развития восприятия

Основной формой воздействия  на ребенка в специальных образовательных  учреждениях являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Усвоение программного материала зависит от правильного  выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен  помнить  и об отклонениях в развитии, которые  характерны для детей с нарушениями  зрения. В некоторых случаях дети с нарушениями зрения заторможены, инертны, другие, напротив, расторможены, не могут усидеть на месте. Поэтому  необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Взрослым необходимо постоянно создавать  у детей положительное эмоциональное  отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические  игры.

В отечественной педагогике методика проведения дидактических  игр рассматривается Л.А.Венгер, А.И.Сорокиной, З.М.Богуславской, Е.О. Смирновой, Д.В.Менджерицкой, А.К.Бондаренко и др.

В специальной педагогике методика обучения дошкольников с помощью  дидактических игр рассмотрена  Л.А.Головчиц (2003) по отношению к детям с нарушением слуха; А.А.Катаевой, Е.А.Стребелевой (1993) относительно детей с интеллектуальной недостаточностью; Д.М.Маллаевым (1992) по отношению к слепым и слабовидящим. Л.И.Плаксина и Л.А.Григорян (1998) рассматривают дидактические игры как средство развития зрительного восприятия, формирования компенсаторных взаимосвязей, умственного нравственного воспитания детей с нарушениями зрения. Они обращают внимание на то, что игровое действие приводит не только усилению активности ребёнка, но и способствуют коррекции зрения и развитию зрительного восприятия. В процессе такой игры происходит компенсация зрительной недостаточности за счёт включения сохранных анализаторов, речи и мышления. Помимо этого, дидактические игры, подобранные для развития восприятия пространства, позволяют учитывать нарушения зрительного анализатора ребёнка.

Информация о работе Система поэтапного использования дидактических игр и упражнений в развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.