Система поэтапного использования дидактических игр и упражнений в развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:46, аттестационная работа

Описание работы

Цель исследования – разработка системы поэтапного использования дидактических игр и упражнений для детей 5 года жизни, имеющих нарушения зрения.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую, медицинскую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Изучить степень нарушения зрения и зрительные возможности детей.
3. Выявить уровень зрительного восприятия предметов и их изображений у детей.
4. Разработать систему поэтапного использования дидактических игр и упражнений у детей 5 года жизни, имеющих нарушения зрения.
5. Систематизировать дидактические игры и упражнения в соответствии с этапами развития зрительного восприятия
6. Проанализировать результаты коррекционной работы.

Содержание

Введение.
Глава 1. Проблема коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста
1.1 Развитие зрительного восприятия в дошкольном возрасте и его особенности у детей с нарушениями зрения.
1.2. Особенности коррекции зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
1.3. Дидактические игры и упражнения для проведения коррекции зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
Глава 2. Экспериментальное исследование системы поэтапного развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
2.1. Использование ……… коррекции зрительного восприятия детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения
2.2. Система работы по развитию и коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
2.3. Результаты проведенного исследования.
Заключение
Литература
Приложения

Работа содержит 1 файл

КОНКУРС 2.docx

— 117.13 Кб (Скачать)

Эксперимент показал, что  у детей с косоглазием и  амблиопией, из-за недостаточности зрительносенсорного опыта, наблюдается некоторый разрыв между уровнем предметно-практических действий и словесными выводами об этих действиях. Так, при определении количества элементов в двух множествах. Каждое из которых состоит из разных по величине предметов, многие из старших дошкольников, не считая, говорили, что больших грибов больше, чем маленьких, хотя множества были равны. Это указывает на несформированность у детей представлений о счете и понимания ими независимости числа от массы, величины единиц числа и их пространственного положения. В связи с этим, возникает необходимость развития, уточнения, обогащения зрительных представлений о предметах и объектах окружающей действительности. В процессе счета дети должны постоянно упражняться в выделении различных объектов, объединять их в группы и понимать количественные связи и зависимости. Для этого разработаны задания, где дети одновременно уточняют свои представления о предметном мире, учатся понимать число и счет и, в то же время, у них систематически тренируются различные зрительные функции. Для этого применяются рисование, штриховка, обводка, работа с мозаикой. Применение этих упражнений способствует активному развитию зрительно – двигательных взаимосвязей, уточнению, обогащению представлений. Дети учатся соотносить свои предметно-практические действия с заданным образцом, выделять признаки и свойства предметов, их количество. Все это способствует детализации, обогащению, уточнению зрительных образов, а так как каждое задание носит комплексный характер, то одновременно

решаются общеобразовательные, коррекционно-компенсаторные и лечебные задачи. Широкое применение на занятиях по математике получили устные и зрительные диктанты, в задачу которых входит научить детей внимательно слушать словесные установки и анализировать зрительно образец выполнения задания, а также соотносить слово с конкретным практическим действием. Опишем некоторые из них.

1. Полоску бумаги разделить  вертикально на три равные  части.

Слева нарисовать восемь кругов, справа – шесть, в середине изобразить семь кругов.

После практического действия дети должны сделать выводы о смежных  числах и их отношениях.

2. Лист бумаги горизонтально  поделить на три полоски. На  первой (верхней) полоске нарисовать  семь кругов, на второй – на  один больше, чем на первой, на третьей – на один больше, чем на второй. После количественного счета можно предложить упражнение для закрепления порядкового счета, для чего предлагается заштриховать на первой полоске пятый круг, на второй – шестой круг, на третьей – девятый круг.

3. Обвести по контуру  три пирамидки и две бабочки  и рассмотреть состав числа  пять.

4. Упражнение «Назови  пропущенное число». На готовых  карточках нарисованы группы  предметов, следует повторить  их количество, выкладывая эти  предметы из геометрических фигур  и самостоятельно изобразить  пропущенное число (шесть-восемь, пять-семь).

Большое внимание следует  уделять формированию представлений  в играх, труде и повседневной жизни. Дети считали предметы ухода  за растениями и животными, цветы  на подоконниках, пуговицы на своей  одежде, окна домов, цветные карандаши, игрушки, рисунки на тканях, количество шагов и т.д.

Развитие у детей с  нарушениями зрения движений рук  и глазных движений при выполнении различных предметно-практических заданий, имеет свои специфические  особенности. Из-за нарушения зрения возникают сложности формирования двигательных умений. При этом отмечается снижение точности, скорости и координированности мелкой моторики руки. Нарушение остроты зрения, прослеживающих функций глаза и локализации взора ведет к тому, что у детей нет ясного видения того, как они выполняют предметные действия и насколько они качественны. Например, рисование, резание ножницами и другие подобные действия трудно даются детям с нарушением зрения. В результате наблюдается сниженный контроль за качеством работы при выполнении предметных действий, что сдерживает ход развития зрительно-двигательных взаимосвязей: анализа, синтеза и взаимодействия глаза и руки. Все это определяет замедленность в развитии двигательного анализатора у детей с нарушениями зрения.

Имеющиеся особенности в  развитии зрительно-двигательных взаимосвязей приводят к необходимости использования  при обучении детей с нарушениями  зрения специальных средств и  приемов, обеспечивающих успешность овладения  зрительно-двигательными действиями. Одним из таких эффективных средств, способствующих улучшению качества предметно-практических действий у  детей с нарушением зрения, является использование трафаретов, силуэтных  и контурных изображений для  обводки при рисовании на занятиях по математике. В предлагаемых заданиях показано, как можно увеличить  скорость, точность и координацию  движений мелкой моторики руки ребенка  с нарушением зрения в процессе выполнения им заданий по математике.

Как известно, рисование  предметных изображений способствует уточнению, конкретизации зрительных образов предметов, их формы, величины, цвета, а обводка готового контура  предмета к тому же, при зрительной патологии, становится коррекционным  средством развития образа предмета. Так, например, рисование, обводка по трафаретам различных линий: прямых, ломаных, прерывистых, волнистых –  обогащает представления детей  о том, как образуются эти линии  и как их следует рисовать. Здесь, как и во всех других упражнениях, где используются трафареты, идет активная подготовка руки ребенка к обучению письму в школе. Упражнение на раскрашивание, штриховку по трафарету при низкой остроте зрения дают возможность  детям чувствовать себя более  уверенно, потому что раскрашивание, штрихи будут четкими и в пределах контура.

В процессе систематических  упражнений в рисовании, штриховке, обводке по трафаретам, контурам и  силуэтам развиваются самоконтроль и саморегуляция движений руки не только под контролем зрения, но и при участии осязания и тактильно-двигательных ощущений. Развитие кинестетического контроля за движением руки во время выполнения практических действий (рисование, обводка по трафаретам) является эффективным средством компенсации и коррекции зрительной недостаточности в формировании двигательных навыков.

Рисование по трафаретам простых по форме предметов, геометрических фигур, ритмическое повторение одних  и тех же движений способствует регуляции  моторики руки, развитию мышечного  чувства при неполноценном зрительном контроле. Повторение одного и того же движения при рисовании по трафаретам приводит к автоматизации двигательных навыков, являющихся основой для  подготовки руки ребенка дошкольного  возраста к обучению письму в школе. Формирование приемов и способов автоматизации движений руки при  использовании трафаретов для рисования  и обводки развивает компенсаторные возможности мышечного чувства  и учит детей рациональному использованию  и развитию неполноценного зрения и  зрительного восприятия.

Наряду с уже  сказанным, следует отметить, что  обводка, штриховка и рисование  по трафаретам рекомендуются врачами  офтальмологами для развития остроты  зрения в период плеопто-ортоптического лечения амблиопии и косоглазия у детей дошкольного возраста.

Таким образом, применение трафаретов на занятиях по математике в детском саду способствует решению  трех основных задач: подготовке ребенка  к обучению в школе, коррекции  и компенсации зрительной недостаточности  и лечебно-восстановительной работе по лечению косоглазия и амблиопии.

зрительный восприятие нарушение упражнение

 

 

Использование дидактических  игр для развития зрительного  восприятия у дошкольников с косоглазием  и амблиопией

Игру можно назвать  восьмым чудом света, так как  в ней заложены огромные воспитательные, образовательные и развивающие  возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные  знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает  детскую наблюдательность и способность  определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки.

 

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

1.игровая деятельность  как ведущая в дошкольном детстве  ещё не потеряла своего значения . можно согласиться с Л.С.Выготским, который писал, что и «школьном возрасте не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность , игровые формы и приёмы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

2. Освоение учебной деятельности, включение в неё детей идёт  медленно (многие дети вообще  не знают, что такое «учиться»).

3. имеются возрастные особенности  детей, связанные с недостаточной  устойчивостью и произвольностью  внимания, преимущественно непроизвольным  развитием памяти, преобладанием  наглядно – образного типа  мышления. Дидактические игры как  раз и способствуют развитию  у детей психических процессов.

4.недостаточно сформирована  познавательная мотивация. Основная  трудность в начальный период  обучения заключается в том,  что мотив, с которым ребёнок  приходит в школу, не связан  с содержанием  той деятельности, которую он должен выполнить  в школе. Мотив и содержание  учебной деятельности не соответствуют  друг другу. Побуждать же к  учению должно то содержание, которому ребёнка учат в школе.  Существуют значительные трудности  адаптации при поступлении ребёнка  в школу (освоение им новой  роли – роли ученика, установление  взаимоотношений со сверстниками, учителями).  Дидактическая игра  во многом способствует преодолению  указанных трудностей.

Дидактическая игра включается во все системы обучения и воспитания дошкольников.

Дидактическая игра включается во все системы обучения и воспитания дошкольников. Главное различие между  ребёнком дошкольного возраста и  школьником – различные виды деятельности. В школьном – учение, в дошкольном возрасте – игра. Учение отличается своей обязанностью направлять свои умственные усилия на решение строго определённых задач. Учение отличается своей обязанностью направлять свои умственные усилия на решение строго определённых задач. Учение требует от ребёнка определённой дисциплины мысли, умения контролировать свои действия. Игра даёт возможность детям проявить активность, самостоятельность, воображение, творчество. Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определённые знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться. Умственно напрягаться.

Сущность дидактической  игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, сами находят  решения, преодолевая при этом определённые трудности, что повышает умственную активность. Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у детей  большой интерес. В дидактической  игре формируется познавательная деятельность ребёнка, сенсорное развитие происходит в неразрывной связи с развитием  логического мышления; также формируются  важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: « Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

А.И. Сорокина выделяет следующие типы дидактических игр, сгруппированных  по виду деятельности детей: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы  (игры-диалоги).

Охарактеризуем кратко каждый вид.

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое—через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное.  Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия—усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Игры-путешествия всегда  несколько  романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

Роль педагога в игре сложна, требует  знаний, готовности ответить на вопросы  детей, играя с ними, вести процесс  обучения незаметно.

Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.

В названии игры, в формулировке игровой  задачи должны быть “зовущие слова”, вызывающие интерес детей,  активную игровую деятельность. В игре-путешествии  используются многие способы раскрытия  познавательного содержания в сочетании  с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость  от ее решения, содержательный отдых. В  состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.

Информация о работе Система поэтапного использования дидактических игр и упражнений в развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.