Система педагогической работы по воспитанию у детей дошкольного возраста заботливого отношения к птицам на участке ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: заботливое отношение детей старшего дошкольного возраста к птицам на участок ДОУ.
Предмет исследования: система педагогической работы по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к птицам на участок ДОУ.
Цель исследования: описание системы педагогической работы по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к птицам на участок ДОУ,
Задачи исследования:
• Раскрыть психологические возможности ребенка, способствующие воспитанию заботливого отношения к окружающей природе.
• Простроить практическое исследование в соответствии с темой.
• Подобрать диагностическую методику для выявления у детей заботливого отношения к птицам.
Методы исследования:
1. Изучение литературы
2. Констатирующий эксперимент первого уровня.
3. Обработка результатов.

Содержание

Глава 1.Воспитание у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к птицам, прилетающим на участок ДОУ.
1.1. Актуальность проблемы экологического воспитания. 5
1.2 .Заботливое отношение детей к птицам - один из показателей экологической воспитанности дошкольника. 9
1.3 Современные исследования в области воспитания заботливого отношения дошкольников к птицам. 11
1.4 Психологические возможности детей старшего дошкольного возраста, способствующие воспитанию заботливого отношения к птицам на участке ДОУ. 14
Глава 2. Система педагогической работы в ДОУпо воспитанию у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к птицам, прилетающим на участок ДОУ.
2.1 Значение системы педагогической работы в ДОУ. 18
2.2 система педагогической работы в ДОУ по воспитанию у детей заботливого отношения к птицам на участке ДОУ. 20
Глава 3. Практическая часть. 23
3.1. Констатирующий эксперимент первого уровня. 24
Заключение. 26
Литература. 27
Приложение. 29

Работа содержит 1 файл

курсовая Юля.docx

— 87.34 Кб (Скачать)

                          

    Министерство  образования и науки Российской Федерации

 Министерство образования администрации Красноярского края

КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж №2»

ПЦК «Социальная  работа» 
 
 
 
 
 
 

Зайцева Юлия Николаевна 

Система педагогической работы по воспитанию у детей  дошкольного возраста заботливого отношения  к птицам на участке  ДОУ 

Курсовая  работа 
 
 
 

   

                                                     Руководитель:

                                                                                 Борбат Нина Александровна,

                                                                    преподаватель методики          

                                                                           экологического образования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        Красноярск, 2010 
 

    Содержание

    Введение                                                                                                         3

    Глава 1. Воспитание  у детей старшего дошкольного  возраста заботливого отношения к птицам, прилетающим на  участок ДОУ.               

     1.1. Актуальность проблемы экологического  воспитания.                      5

    1.2 .Заботливое отношение детей к  птицам - один из показателей экологической  воспитанности дошкольника.                                                    9                            

    1.3 Современные исследования  в области  воспитания заботливого отношения  дошкольников к птицам.                                                                 11

    1.4 Психологические возможности детей  старшего      дошкольного  возраста, способствующие воспитанию  заботливого отношения  к птицам  на участке ДОУ.                                                                                                         14

    Глава 2.  Система   педагогической работы в ДОУ по воспитанию  у детей старшего дошкольного  возраста заботливого отношения к      птицам,  прилетающим на  участок ДОУ.                           

    2.1 Значение системы педагогической  работы в ДОУ.                             18

    2.2 система педагогической работы  в ДОУ по воспитанию у детей  заботливого отношения к птицам  на участке ДОУ.                                          20 

    Глава 3. Практическая   часть.                                                                     23

    3.1. Констатирующий эксперимент первого  уровня.                                24

    Заключение.                                                                                            26

    Литература.                                                                                                    27

    Приложение.                                                                                                  29 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Влияние родной природы каждый из нас в  большей или меньшей степени  испытал на себе, и знает, что она  является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, который часто запоминаются на всю  жизнь.

    В экологическом  образовании населения  первостепенное значение приобрело  воспитание гуманно-ценностного отношения  к природе, основанного на доброжелательности к живым существам, интересе к  природным  объектам, эмоциональной  отзывчивости на их состояние, учитывая их особенности как живых существ, желание и умение заботится о  живом, создать необходимые для  жизни условия.   Экологическое  воспитание дошкольников строится, на понимании детьми зависимостей, существующих в природе, осознании влияния  деятельности человека на природу. Итогом является приемлемый для дошкольников уровень осознанного отношения  к живому, к природе, выраженный в  положительных эмоциональных реакциях, словесном сочувствии, действенной  готовности прийти на помощь растениям  и животным, если они в этом нуждаются.

    Приобретенные в детстве умения видеть и слышать  природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей  глубокий интерес к ней, расширяет  их знания, способствует формированию характера и интересов. В этом убеждают нас биографии многих ученых-естесствоиспытателей (К. А. Тимирязева, И. В. Мичурина) писателей, художников и композиторов (А. С. Пушкина, М. Пришвина, И. Левитана, П. Чайковского  и т. д.).

    Ознакомление  дошкольников с природой – это  средство образования в них сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания.

    Отсутствие  у детей знаний, верно отражающих действительность,  

приводит  нередко к образованию у них  различных предрассудков и суеверий. Неправильное представление часто  служит причиной недоброжелательного  отношения детей к животным, уничтожение  ими лягушек, ежей, полезных насекомых  и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует  на психику детей, ожесточает их. Исправить  имеющиеся неправильные представления  значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень  важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о  природе.

    Исходя  из актуальности, была определена тема исследования  - «система педагогической работы по воспитанию у детей старшего дошкольного  возраста заботливого  отношения к зимующим птицам на участке  ДОУ».

    Объект  исследования: заботливое отношение детей старшего дошкольного возраста к птицам на участок ДОУ.

    Предмет исследования: система педагогической работы по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к птицам на участок ДОУ.

    Цель  исследования: описание системы педагогической  работы  по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к птицам на участок ДОУ,

    Задачи  исследования:

  • Раскрыть психологические возможности ребенка, способствующие воспитанию заботливого отношения к окружающей природе.
  • Простроить практическое исследование в соответствии с темой.
  • Подобрать диагностическую методику для выявления у детей заботливого отношения к птицам.

    Методы  исследования:

  1. Изучение литературы
  2. Констатирующий эксперимент первого уровня.
  3. Обработка результатов.
 

    Глава 1. Воспитание заботливого  отношения у старших  дошкольников к зимующим птицам

1.1. Актуальность проблемы  экологического воспитания  дошкольников.

    В эпоху научно-технического прогресса  непомерно усилилось давление на природу хозяйственной деятельности человека. Чрезмерные антропогенные  нагрузки, несовершенство технологий производства,  приводящих к истощению  и загрязнению природной среды, резко ухудшили качество всех природных  систем жизнеобеспечения во всех странах  мира, в том числе и у нас. Каждое новое десятилетие приносит человечеству все новые доказательства обострения противоречий  во взаимодействии общества и природы.

    Экологическая информация все чаще входит в нашу жизнь, но нам не всегда хватает знаний, чтобы правильно ее оценить. Одновременно, мы считаем, что повлиять на состояние  окружающей среды может только правительство, но никак не мы сами, что от нас  ничего не зависит. Более того, воспитывалось  именно потребительское отношение  к природе, стремление ее завоевать  и улучшить по своему усмотрению.

    На  конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, состоявшейся в1992г. в Рио-де-Жанейро  были оформлены основные положения  Концепции устойчивого развития.  Основная задача устойчивого развития – сохранить человечество и окружающую среду в будущем. Людям, живущим  на Земле, необходимо осознать реальное положение человека как биологического вида, существующего на нашей планете  наравне с другими видами. Катастрофой  грозит и исчезновение многих видов  растений и животных.  Кроме того, мы должны понимать ограниченность природных  ресурсов, территорий, которые используем.

Современная экологическая ситуация в мире требует  изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Прежде всего, необходимо уделять внимание следующим вопросам:

- формирование  понимания самоценности природы;

- осознанию  ребенком себя как части природы;

- воспитанию  уважительного отношения ко всем  без исключения видам, вне зависимости  от личных симпатий и антипатий;

- формированию  эмоционально-положительного отношения  к окружающему миру, умения видеть  красоту и неповторимость;

- пониманию  того, что в природе все взаимосвязано  и нарушение одной из звеньев  цепи ведет за собой другие  изменения, происходит как бы  «цепная реакция»

- пониманию  того, что человек не должен  уничтожать то, что не может  создать;

    - формирования у детей желания  сохранить окружающую среду, осознанию  ими взаимосвязи между собственными  действиями и состоянием окружающей  среды; 

    - усвоению основ экологической безопасности;

    - усвоению первоначальных сведений  о рациональном использовании  природных ресурсов, на примере  использования воды, энергии в  быту.

    Актуальность  диктуется расширением знаний о  природе и формированием на основе этих знаний у детей нового типа экологического сознания.

    Одна  из важнейших задач современного образования – становление экологического способа мышления; от лозунга «Взять от природы все» нужно перейти  к лозунгу «Природа – наш дом».

    В наше время наблюдается процесс  отчуждения человека (ребенка)  от природы, которые проявляются в разных формах. Быстрый рост городов и, соответственно, численности городского населения  привел к тому, что многие дети живут  в практически искусственной  среде,  не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня  в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат  

выхлопными  газами автомобилей, видят искусственные  цветы  дома, «воспитывают» электронных  зверушек вместо собак и кошек. Дети представляют себе природу как что-то очень отвлеченное и отдельное. «Природу», по их мнению, можно встретить  на даче, у бабушки в деревне, в  лесу. Крайне редко дети отмечают парки, деревья, птиц в городе, хотя они  находятся рядом с ними. Все  это объясняется просто: никто  не обратил внимания ребенка на то, что в городе вместе с людьми проживает  большое количество разнообразных  животных и растений, не предложил  понаблюдать и пообщаться с ними.

    Современные дети нередко испытывают страх перед  природой, для них она незнакомая и чужая.

    Но  ведь экологическое образование  – это, прежде всего, общение с  природой (в том числе и городской), без этого невозможно воспитать  человека, способного жить в гармонии с природой, бережно и эмоционально к ней относиться. Да и можно  ли любить то, чего боишься?

Информация о работе Система педагогической работы по воспитанию у детей дошкольного возраста заботливого отношения к птицам на участке ДОУ