Система педагогической работы по воспитанию у детей дошкольного возраста заботливого отношения к птицам на участке ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: заботливое отношение детей старшего дошкольного возраста к птицам на участок ДОУ.
Предмет исследования: система педагогической работы по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к птицам на участок ДОУ.
Цель исследования: описание системы педагогической работы по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к птицам на участок ДОУ,
Задачи исследования:
• Раскрыть психологические возможности ребенка, способствующие воспитанию заботливого отношения к окружающей природе.
• Простроить практическое исследование в соответствии с темой.
• Подобрать диагностическую методику для выявления у детей заботливого отношения к птицам.
Методы исследования:
1. Изучение литературы
2. Констатирующий эксперимент первого уровня.
3. Обработка результатов.

Содержание

Глава 1.Воспитание у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к птицам, прилетающим на участок ДОУ.
1.1. Актуальность проблемы экологического воспитания. 5
1.2 .Заботливое отношение детей к птицам - один из показателей экологической воспитанности дошкольника. 9
1.3 Современные исследования в области воспитания заботливого отношения дошкольников к птицам. 11
1.4 Психологические возможности детей старшего дошкольного возраста, способствующие воспитанию заботливого отношения к птицам на участке ДОУ. 14
Глава 2. Система педагогической работы в ДОУпо воспитанию у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к птицам, прилетающим на участок ДОУ.
2.1 Значение системы педагогической работы в ДОУ. 18
2.2 система педагогической работы в ДОУ по воспитанию у детей заботливого отношения к птицам на участке ДОУ. 20
Глава 3. Практическая часть. 23
3.1. Констатирующий эксперимент первого уровня. 24
Заключение. 26
Литература. 27
Приложение. 29

Работа содержит 1 файл

курсовая Юля.docx

— 87.34 Кб (Скачать)

    Именно  поэтому детский сад должен стремиться, как можно чаще выводить своих  воспитанников в ближайшие зеленые  зоны (в том числе и вместе с  родителями).  Создавать соответствующие  условия на территории сада, в группах, учить детей видеть необычное  в обычном, обращать их внимание на туман, дождь, деревья, птиц, жуков, которые окружают нас ежедневно. Ребенок должен развиваться гармонично, причем очень многого в развитии ребенка можно достичь, не сажая его раньше времени за парту, а давая возможность общаться с природой. Родителям можно показать оздоровительную роль природы, научить использовать прогулки в лес, поездки на дачу для познавательного развития ребенка.

    Дошкольный  возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В  этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развиваются  эмоционально-ценностное отношение  к окружающему, Формируются основы нравственно – экологических  позиций  

личности, которые проявляются во взаимодействиях  ребенка с природой, в осознание  неразрывности с ней. Благодаря  этому возможны формирования у детей  экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживание к ней, активность в решении некоторых экологических  проблем.

      Мы должны охранять природу  не потому, что она нам  что-то  дает, а потому что она самоценна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 1.2. Заботливое отношение к птицам - один из показателей экологической воспитанности дошкольника

            Осознано – правильное отношение  вырабатывается при условии тесного  контакта и различных форм  взаимодействия ребенка с растениями  и животными, имеющимися в помещении,  на участке детского сада и  в доме ребенка. Он узнает, что  все живое имеет определенные  потребности, удовлетворить которые  может лишь при наличии определенных  внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного  организма. Экологическое воспитание  дошкольников – это и есть  познание живого, которое рядом  с ребенком, во взаимодействии  со средой обитания и выработка  на этой основе правильных  форм взаимодействия с ними.

      Воспитание правильного отношения  к природе, умения бережно обращаться  с живыми существами имеет  большое значение в дошкольный  период жизни ребенка. Вовлекая  ребенка в совместную деятельность  по выращиванию тех или иных  растений, давая посильные поручения,  подкармливая птиц  на участке,  взрослый развивает в нем чуткость, умение понимать другую жизнь,  ее самоценность, побуждает ребенка  к сочувствию, сопереживанию, воспитывает  готовность помогать делом. Таким  образом, всесторонне развивая  ребенка: расширяя его кругозор, приоткрывая одно за другим  явления природы – показывая  их необычность, взаимосвязь,  обращая 

его внимание на красоту природы: разнообразие формы  и окраски растений, изысканность соцветий, ловкость и грациозность движений животных.

    Фиксируя  внимание детей на тех объектах природы, которые нуждаются в помощи и  заботе, воспитатель побуждает детей  оказывать им  помощь, формирует  у детей чуткость и заботливость как черту характера.

    Включение в новую сферу коллективной деятельности, выполнение серьезных поручений формирует у пяти - шестилетнего ребенка новое чувство – чувство долга, ответственности перед другими, требовательность к себе, радость общего успеха.

    Исследованиями  выявлен ряд общезначимых фактов.

  • Отношение к природе поддается формированию: у дошкольников отношение не носит обобщенный характер – это  отношение к тем конкретным объектам и явлениям, которые входят в пространство их жизни деятельности.
  • Личностное (субъективное) отношение к природе у ребенка появляется на основе интереса к явлениям, объектам,  событиям,  процессам и происшествиям,  с которыми знакомит его воспитатель, т.е. на основе знаний.
  • Формирование отношения и его проявление всегда связаны с деятельностью – трудовой, игровой, изобразительной, конструктивной, деятельностью наблюдения.
  • Первоосновой возникновения у ребенка заботливого отношения к птицам, прилетающим на участок ДОУ, служит непосредственный контакт с самими птицами,  пребывания в ней, практическое взаимодействие с ними.
  • Отношение к объектам и явлениям природы у дошкольника появляется только на основе эмоций – чувственные впечатления рождают личностные переживания, которые и преобразуются в отношение.
  • Формирование отношения к птицам, прилетающим на участок ДОУ,  появление у ребенка эмоционального интереса к ней сопряжено с поиском

специальных педагогических приемов (как отдельных, так и комплекса), вызывающих у  него личностные переживания.

  • Отношение к птицам может носить разные оттенки – бережное, заботливое, познавательное, эстетическое, ответственное, осознанно-правильное, экономно-бережное и др., характер формируемого отношения зависит от педагогической цели и технологий ее достижения.
 
 
 

 1.3 Современные исследования  в области воспитания  заботливого отношение  дошкольников

      Знания  о природе влияют на становление  сознательного отношения: под влиянием обучения дети начинают понимать причинные  связи и зависимости  в природе, начинают учитывать их в своей  деятельности, поведении. Убедительно  это показано в  исследованиях  И.А. Комаровой.

      Авторы  разных работ отмечают, что появляющиеся у детей хорошее отношение  к природному окружению это результат  специальной организации педагогического  процесса.  В одних случаях  эффект достигается включением детей  в практическую деятельность (трудовую, поисковую, изобразительную),  в других – подключением дополнительного  материала (чтение литературных произведений, демонстрация картин, просмотр телепередач  и пр.), в третьих – взаимодействием, общением с живыми существами (особенно с животными).

      Психологи  (С. Л. Рубинштейн,  А. Н. Леонтьев,  В. Н. Мисящев, С.Д. Дерябо,  В. А. Ясвин и др.) рассматривают категорию отношения в аспекте личности как ее проявление.  Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках,  практических действиях, деятельности. Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по поддерживанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического

взаимодействия  с природой, т.е. приобщаться к  созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени  их экологической воспитанности  и экологической культуры.

      Л.А. Колбина  «Формирование познавательных интересов к явлениям природы у детей старшего дошкольного возраста».

      Раскрывает  интерес как активную познавательную направленность человека на тот или  иной предмет или явление действительности, связанную обычно с положительным  эмоционально - окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью. Характерной особенностью познавательного интереса является интеллектуальный характер. Интеллектуальный момент обеспечивает понимание значения и  смысла деятельности; он необходим при решении познавательных вопросов и организации успешного поиска решения познавательных задач.  Интерес  возбуждает энергию, повышает жизненный тонус,  способствует формированию личности пытливой, активной, творческой.

      Под влиянием интереса изменяется весь характер деятельности. Деятельность становится активной, самостоятельной, разносторонней, углубленной и радостной.

      Интерес побуждает к расширению кругозора, способствует глубине и прочности  знаний. Одним  из основных условий  воспитания познавательного отношения  к природе является непосредственное общение с природой. Для полноты  восприятия в процессе наблюдения включение  как можно больше анализаторов.

      Организация системы наблюдений на основе интереса, развивающая у детей наблюдательность и побуждающая к активному  поиску новых знаний, обеспечивает проявлению  субъективного отношения.

      В основу системы разработанной Н.Н.Кондратьевой положено научное понятие живой  организм. Системно-структурный анализ позволяет автору выделить наиболее значимые компоненты понятия, которые  должны стать ядром представлений  детей о живом, к ним относятся: структурно-функциональная целостность  живого организма, взаимодействующего с внешней средой; системные свойства живого организма, определяющие его специфику (способность к питанию, дыханию, движению, самовоспроизводству; приспособленность к среде обитания); живой организм как открытая система, существующая в условиях постоянного взаимодействия с внешней средой, что создает детерминированность  живого неживым; системная организованность самого живого организма и его включенность в систему более высокого уровня – сообщества живых организмов – биоценоз.

      Учеными установлено, что систематизированные  экологические знания  являются необходимым условием формирования правильного отношения детей  к природе, развития его аспектов – заботливого, бережного, осознанного. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Психологические  возможности детей  старшего    дошкольного возраста, способствующие воспитанию  заботливого отношения  к птицам на участке ДОУ

    Дошкольный  возраст отличается от других возрастов  особенностями условий жизни  и требований, которые предъявляются  к ребенку на данном этапе его  развития, особенностями его отношений  с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребенка. Его знаний и мышления, совокупностью  определенных физиологических особенностей.

    В содержании и методике экологического образования детей старшего и  младшего дошкольного возраста существуют значительные различия, обусловленные, прежде всего, их психофизиологическими  возможностями.  До трех лет мышление ребенка преимущественно связанно с непосредственным восприятием, он задумывается лишь над тем, что воспринимает в данный момент.  В младшем  возрасте, когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности обязательно входили объекты природы (комнатные растения, животные, природный материал),  за которыми он мог бы наблюдать, ухаживать, эмоционально сопереживать им. В существующих программах по ознакомлению с окружающим миром для детей  младшего дошкольного возраста достаточно много  внимания уделяется вопросам ознакомления с природой. К пяти годам у ребенка уже сформирован ряд представлений об окружающей среде и отношение к ней,  что может служить основой для экологического образования в старшем возрасте.

    Именно  по отношению к 5 – 7 летним детям  можно говорить о более углубленном  изучении и восприятии природы, экологическом  образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями. А.В. Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже  не ограничиваются познанием отдельных  конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром  системы знаний. Доказано, что в 5 – 7 лет у ребенка происходит переход к мышлению общими представлениями,  развивается способность сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения. Специалисты  выделяют в развитии человека ряд  возрастов, каждый из которых представляет качественно новый этап психического развития и

характеризуется множеством изменений, составляющих в  совокупности своеобразие структуры  личности ребенка на данном этапе  его развития.

    Е. Ф. Тереньтева указывает, что старшие  дошкольники способны установить более  сложные связи, цепочки связей, причины  отлета птиц, зависимость жизни птиц от ряда факторов.  То есть у них  уже  формируются достаточно правильные  и полные картины окружающей их природы.

    Как  отмечал Л.С. Выгодский,  в стихийном  опыте дошкольников вначале возникают  предпонятийные образования – комплексы, псевдопонятия.  Полноценные понятия  смогут сформировать лишь в процессе целенаправленного, организованного  обучения, на что и должен быть, в  частности, направлен процесс экологического обучения в детском саду.

    Условиями формирования познавательной активности как мотивом учебно-познавательной деятельности старших дошкольников являются обеспечение в процессе познавания активной позиции детей  и постепенное усложнение содержания знаний (В.И. Логинова, П.Г.  Саморукова).  С пяти лет дети начинают овладевать рядовыми обобщениями, учатся вычленять существенные признаки родового обобщения в предметах, объединять их на основе этих признаков, доказывать правильность обобщения. У старших дошкольников увеличивается произвольность познавательного процесса, складываются основные умственные умения и умственные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация). Происходит  формирование начал абстрактного мышления и основ понимания причинно- следственных связей.

Информация о работе Система педагогической работы по воспитанию у детей дошкольного возраста заботливого отношения к птицам на участке ДОУ