Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 18:06, курсовая работа
Объект исследования: заботливое отношение детей старшего дошкольного возраста к птицам на участок ДОУ.
Предмет исследования: система педагогической работы по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к птицам на участок ДОУ.
Цель исследования: описание системы педагогической работы по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к птицам на участок ДОУ,
Задачи исследования:
• Раскрыть психологические возможности ребенка, способствующие воспитанию заботливого отношения к окружающей природе.
• Простроить практическое исследование в соответствии с темой.
• Подобрать диагностическую методику для выявления у детей заботливого отношения к птицам.
Методы исследования:
1. Изучение литературы
2. Констатирующий эксперимент первого уровня.
3. Обработка результатов.
Глава 1.Воспитание у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к птицам, прилетающим на участок ДОУ.
1.1. Актуальность проблемы экологического воспитания. 5
1.2 .Заботливое отношение детей к птицам - один из показателей экологической воспитанности дошкольника. 9
1.3 Современные исследования в области воспитания заботливого отношения дошкольников к птицам. 11
1.4 Психологические возможности детей старшего дошкольного возраста, способствующие воспитанию заботливого отношения к птицам на участке ДОУ. 14
Глава 2. Система педагогической работы в ДОУпо воспитанию у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к птицам, прилетающим на участок ДОУ.
2.1 Значение системы педагогической работы в ДОУ. 18
2.2 система педагогической работы в ДОУ по воспитанию у детей заботливого отношения к птицам на участке ДОУ. 20
Глава 3. Практическая часть. 23
3.1. Констатирующий эксперимент первого уровня. 24
Заключение. 26
Литература. 27
Приложение. 29
Именно
поэтому детский сад должен стремиться,
как можно чаще выводить своих
воспитанников в ближайшие
Дошкольный
возраст - самоценный этап в развитии
экологической культуры личности. В
этом возрасте ребенок начинает выделять
себя из окружающей среды, развиваются
эмоционально-ценностное отношение
к окружающему, Формируются основы
нравственно – экологических
позиций
личности,
которые проявляются во взаимодействиях
ребенка с природой, в осознание
неразрывности с ней. Благодаря
этому возможны формирования у детей
экологических знаний, норм и правил
взаимодействия с природой, воспитание
сопереживание к ней, активность
в решении некоторых
Мы должны охранять природу
не потому, что она нам что-то
дает, а потому что она самоценна.
1.2. Заботливое отношение к птицам - один из показателей экологической воспитанности дошкольника
Осознано – правильное
Воспитание правильного
его внимание на красоту природы: разнообразие формы и окраски растений, изысканность соцветий, ловкость и грациозность движений животных.
Фиксируя внимание детей на тех объектах природы, которые нуждаются в помощи и заботе, воспитатель побуждает детей оказывать им помощь, формирует у детей чуткость и заботливость как черту характера.
Включение в новую сферу коллективной деятельности, выполнение серьезных поручений формирует у пяти - шестилетнего ребенка новое чувство – чувство долга, ответственности перед другими, требовательность к себе, радость общего успеха.
Исследованиями выявлен ряд общезначимых фактов.
специальных педагогических приемов (как отдельных, так и комплекса), вызывающих у него личностные переживания.
1.3 Современные исследования в области воспитания заботливого отношение дошкольников
Знания о природе влияют на становление сознательного отношения: под влиянием обучения дети начинают понимать причинные связи и зависимости в природе, начинают учитывать их в своей деятельности, поведении. Убедительно это показано в исследованиях И.А. Комаровой.
Авторы
разных работ отмечают, что появляющиеся
у детей хорошее отношение
к природному окружению это результат
специальной организации
Психологи (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мисящев, С.Д. Дерябо, В. А. Ясвин и др.) рассматривают категорию отношения в аспекте личности как ее проявление. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках, практических действиях, деятельности. Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по поддерживанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического
взаимодействия с природой, т.е. приобщаться к созидательному процессу. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.
Л.А. Колбина «Формирование познавательных интересов к явлениям природы у детей старшего дошкольного возраста».
Раскрывает
интерес как активную познавательную
направленность человека на тот или
иной предмет или явление
Под влиянием интереса изменяется весь характер деятельности. Деятельность становится активной, самостоятельной, разносторонней, углубленной и радостной.
Интерес побуждает к расширению кругозора, способствует глубине и прочности знаний. Одним из основных условий воспитания познавательного отношения к природе является непосредственное общение с природой. Для полноты восприятия в процессе наблюдения включение как можно больше анализаторов.
Организация
системы наблюдений на основе интереса,
развивающая у детей
В
основу системы разработанной Н.Н.
Учеными
установлено, что систематизированные
экологические знания являются
необходимым условием формирования
правильного отношения детей
к природе, развития его аспектов
– заботливого, бережного, осознанного.
1.4 Психологические возможности детей старшего дошкольного возраста, способствующие воспитанию заботливого отношения к птицам на участке ДОУ
Дошкольный
возраст отличается от других возрастов
особенностями условий жизни
и требований, которые предъявляются
к ребенку на данном этапе его
развития, особенностями его отношений
с окружающим миром, уровнем развития
психологической структуры
В
содержании и методике экологического
образования детей старшего и
младшего дошкольного возраста существуют
значительные различия, обусловленные,
прежде всего, их психофизиологическими
возможностями. До трех лет мышление
ребенка преимущественно
Именно
по отношению к 5 – 7 летним детям
можно говорить о более углубленном
изучении и восприятии природы, экологическом
образовании, что обусловлено их
психофизиологическими
характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития.
Е. Ф. Тереньтева указывает, что старшие дошкольники способны установить более сложные связи, цепочки связей, причины отлета птиц, зависимость жизни птиц от ряда факторов. То есть у них уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы.
Как
отмечал Л.С. Выгодский, в стихийном
опыте дошкольников вначале возникают
предпонятийные образования – комплексы,
псевдопонятия. Полноценные понятия
смогут сформировать лишь в процессе
целенаправленного, организованного
обучения, на что и должен быть, в
частности, направлен процесс
Условиями
формирования познавательной активности
как мотивом учебно-