Система педагогической работы по воспитанию у детей дошкольного возраста заботливого отношения к птицам на участке ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: заботливое отношение детей старшего дошкольного возраста к птицам на участок ДОУ.
Предмет исследования: система педагогической работы по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к птицам на участок ДОУ.
Цель исследования: описание системы педагогической работы по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к птицам на участок ДОУ,
Задачи исследования:
• Раскрыть психологические возможности ребенка, способствующие воспитанию заботливого отношения к окружающей природе.
• Простроить практическое исследование в соответствии с темой.
• Подобрать диагностическую методику для выявления у детей заботливого отношения к птицам.
Методы исследования:
1. Изучение литературы
2. Констатирующий эксперимент первого уровня.
3. Обработка результатов.

Содержание

Глава 1.Воспитание у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к птицам, прилетающим на участок ДОУ.
1.1. Актуальность проблемы экологического воспитания. 5
1.2 .Заботливое отношение детей к птицам - один из показателей экологической воспитанности дошкольника. 9
1.3 Современные исследования в области воспитания заботливого отношения дошкольников к птицам. 11
1.4 Психологические возможности детей старшего дошкольного возраста, способствующие воспитанию заботливого отношения к птицам на участке ДОУ. 14
Глава 2. Система педагогической работы в ДОУпо воспитанию у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к птицам, прилетающим на участок ДОУ.
2.1 Значение системы педагогической работы в ДОУ. 18
2.2 система педагогической работы в ДОУ по воспитанию у детей заботливого отношения к птицам на участке ДОУ. 20
Глава 3. Практическая часть. 23
3.1. Констатирующий эксперимент первого уровня. 24
Заключение. 26
Литература. 27
Приложение. 29

Работа содержит 1 файл

курсовая Юля.docx

— 87.34 Кб (Скачать)
 
 
 

                                                                                                            Диаграмма

    

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Вывод: 

    Результат эксперимента первого уровня показал, что в экспериментальной группе высокий уровень составил 17%, средний - 60%, низкий – 23%. В контрольной группе высокий уровень составил 8,3%, средний  – 33,3%, низкий – 58,4%. Это отраженно в диаграмме (смотреть приложение 1-2.). 
 
 

    2.  Наблюдение за детьми в независимой  обстановке. 

        1. Кто берет корм для того, чтобы  покормить птиц прилетающих на  участок детского сада.

              2. Кто корм приносит из дома.

              3.Кто равнодушен. 

    Вывод: в результате наблюдения эксперимента первого уровня в экспериментальной  группе было выявлено, что 25 % детей  - берут корм для того, чтобы покормить  прилетающих птиц на участок детского сада, 33%  приносят корм из дома, 42%  равнодушны. В контрольной группе  25 %   детей берут корм, чтобы покормить зимующих птиц на участке детского сада  25%    приносят корм из дома,  50%   равнодушны   (смотреть приложение.3-4). 

    3. Методика Николаевой С. Н. «Добровольные  помощники». 

    Она состоит  из трех этапов, которые  последовательно усиливают и  конкретизируют способы выявление  детских побуждений, степень направленности их на природу.

    Первый  этап (вторая неделя сентября): воспитатель всю неделю перед выходом детей на прогулку демонстративно громко, чтобы слышали все, объявляет: «Ребята я сейчас буду убираться в уголке природы, кормить наших питомцев – они голодные (небольшая пауза), потом мы пойдем гулять». Задача воспитателя – увидеть общую и частную реакцию детей на объявление и на дальнейшую деятельность взрослого в уголке природы. Воспитатель должен заметить следующие особенности в поведении детей:

    1)все  ли «оторвутся» от своих дел  (затихнут, посмотрят на говорящего), кто вообще не среагирует на объявление;

    2)что  будут делать дети, когда воспитатель  пройдет в  уголок природы  и начнет уборку:

        - продолжать играть или заниматься  своим делом;

        - подойдут к взрослому  и  будут смотреть, что и как он  делает;

        - захотят включиться в его деятельность.

        Сама  «уборка» может быть  непродолжительной  или вообще инсценировкой – это  лишь способ выявить реакцию детей. Ребятам, которые проявили желания  помочь, воспитатель дает несложные  поручения. Завершив «уборку», воспитатель  сразу же записывает в  
     

    диагностическую тетрадь картину поведения детей, выделяет тех, которые среагировали иначе, чем все.

        Второй  этап  (третья неделя)  сентября: воспитатель ежедневно делает это же объявление, но выразительно добавляет вопрос – приглашение оказать ему помощь: «Дети, я сейчас сделаю уборку в уголке природы, покормлю наших питомцев – они голодные. А потом мы пойдем гулять. Может быть, кто-нибудь из вас мне поможет?! (Пауза). Получится быстрее!»

        Педагог опять наблюдает общую картину  поведения детей, замечает реакцию  отдельных ребят, включает в работу всех желающих (попутно выявляя их умения и навыки в уходе за растениями и животными). И сразу же записывает в диагностическую тетрадь.

        Третий  этап (четвертая неделя сентября). Воспитатель делает все так же, как и на предыдущих неделях. Только за помощью обращается к конкретным ребятам, которые, как он уже установил, совсем равнодушны к делам воспитателя и обитателям уголка природы. Но при этом оставляет за ними право выбора: помогать или не помогать взрослому. «Дети, я сейчас сделаю уборку в уголке природы, покормлю всех, а то они голодные, и мы пойдем гулять. Сережа, Маша, Витя, может быть, вы мне поможете, чтобы получилось быстрее?! (Пауза). Конечно,  выбирайте сами: я вас не заставляю оставить игру, а только прошу!»

        Педагог опять наблюдает поведение, их реакции, а затем делает запись в дневнике. 

    Вывод: в результате констатирующего эксперимента первого порядка при проведении  диагностики по методике Николаевой С.Н. установлено,  что в течение второй недели в экспериментальной группе  67 % детей реагируют, подходят, смотрят, 33 % детей реагируют, ухаживают,  кормят; в течение третей недели 42 % детей реагируют, подходят, смотрят, 58 %  детей реагируют, ухаживают,  кормят.

При сравнении  данных второй и третей недели можно  сделать вывод что, процент детей  которые реагируют, смотрят,  снизился на 25 % (67 % - 42 %), процент детей которые  реагируют, ухаживают, кормят,  повысился  на 25 % (33% - 58%) (смотрите приложение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Литература 

  1. Вронский  В.А. Экология: Словарь-справочник. Ростов-на-Дону. Феникс. 1999 576 с.:  ил.
  2. Диагностика  готовности к ребенка к  школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ под.ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика –Синтез, 2007. -112с.
  3. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Кн. для воспитателя дет. сад./ Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – 2-е  изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988. -159с.6 ил.
  4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательский  центр «Академия», 2000. - 416с.
  5. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М., «Просвещение», 1971г. - 415с.
  6. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / Под. Ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С.Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. – 320 с.
  7. Методика  ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. Пособие для пед.  уч-щ по спец. «Дошк. Воспитание»/ Л.А.Каменева,  Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцева, Е.Ф. Терентьева; Под ред. П.Г. Саморуковой. –М.: Просвещение, 1991г. – 240 с.
  8. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. Учеб. заведений. -3-е изд., перераб.- М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с.
  9. Николаева  С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Светлана Николаевна Николаева. – 2-е изд., испр.—М.: Издательский центр «Академия», 2005.—336 с.
  10. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Редакции педагогам, родителям и гувернерам. – М.: «Мозаика – синтез», 2004. – 112с.
  11. Немов Л.С. Психология. Учеб. для студентов выш. пед. учеб. заведений. В 3кн.кн.2

         Психология образования. – 2-е  изд. –М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995

         - 496 с.      

  1. Программа воспитания и обучения в детском  саду / Под. Ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. -3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика- Синтез, 2005. – 208 с.
  2. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., «Педагогика», 1977- 272с.
  3. Смирнова Е. О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -368 с. 
 
  1. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев,  Е.Н.Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. -3-е изд., стереотип. –М.: Издательский центр «Академия», 2004. -576с.
  2. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация  развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры / авт.-сост. О. Ф. Горбатенко, - Волгоград: Учитель, 2007.-286 с.    
  3. Талызина Н.Ф. практикум по педагогической психологии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.-192с.
  4. Хван. Т.А., Хван. П.А. Основы экологии. Серия «Среднее профессиональное образование».  Ростов Н/Д: «Феникс», 2003.- 256 с.
  5. Шпотова Т.В. Времена года: пособие для воспитателей и родителей по  формированию основ экол. культуры у детей шестилет. возраста/ Т.В. Шпотова, Е.п. Кочеткова.- М.: Просвещение, 2006. -159с.6ил.- (Дошкольный мир).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения 

   

                                                                                                     Приложение 1 

Констатирующий  эксперимент первого порядка. 

Экспериментальная группа «Непоседы» 
 

Ф.И.

ребенка

Вопроса

               Ответ       Уровни 
 
В. С. Н.
1. Ира С. 1 Воробьи, синицы, голуби, снегири, ласточки.   +  
2 Они живут с  нами.   +  
3 У снегиря красная  грудка, а сороки белая, крылья черные. Ворона каркает   +  
4 Нет ответа     +
5 Нет, одних кормим зерном, других хлебушком.   +  
    0% 80% 20%
2. Катя  У. 1 Воробушек, вороны, голубь, сороки. +    
2 Потому что  они живут зимой у нас.   +  
3 Голубь голубой, сорока у сороки бок белый у  вороны черный, еще характером.   +  
4 Снегирь маленький  и воробей тоже.   +  
5 Нет, зернышком, хлебом.   +  
    20% 80% 0%
3. Кирилл  С. 1 Воробей, снегирь, воробушек   +  
2 Потому что  они зимуют у нас. +    
3 Ворона отличается от снегиря,  потому что она черная, а у снегиря грудка красная. Ворона больше воробья, крыло вороны больше чем у воробья, +    
4 У них есть глаза, клюв, крылья, лапки.   +  
5 Зернышком, салом.   +  
    40% 60% 0%
4. Олег К. 1 Ласточки, воробьи, снегири, вороны, прилетают, дятлы, синички.   +  
2 Они для природы  прилетают.     +
3 Ласточка отличается. Снегирь отличается от вороны, у  него есть перышки черные по бокам  у вороны. Ласточки белая грудка. У дятла и снегиря есть красные  перья. У ласточки клюв как у дятла  у вороны как клюв как у снегиря     +
4 Нет ответа     +
5 Еще можно кормить  салом, хлебными крошками, корочками, кашей.   +  
    0% 40% 60%
5. ДашаК. 1 Дятел, птички.     +
2 Потому что  они летают.     +
3 Нет ответа.     +
4 Они все одинаковые.     +
5 Можно     +
        100%
6. Катя  П. 1 Серенькие, ласточка. синичка     +
2 Они прилетают  к нам кушать.     +
3 Они маленькие  и большие.     +
4 У них есть глаза, клюв, лапки.   +  
5 Всех.     +
      20% 80%
7. Яна Т. 1 Воробьи, ласточки, вороны.   +  
2 Потому что  они летают зимой.   +  
3 У них все  разное.   +  
4 У них есть глаза, клюв, хвост.   +  
5 Можно     +
      80% 20%
8. Лера  Р. 1 Ласточка, сова, ворона,  чижики.     +
2 Потому что  они зимой летают у нас.   +  
3 Ворона черная, большая ласточка маленькая серенькая. Ворона каркает, ласточка поет.   +  
4 У них есть глаза, клев, крылья, лапки,   +  
5 Да, ласточка любит  корм, туда надо хлебушка посыпать, они  будут есть.     +
    0% 60% 40%
9. Никита  М. 1 Воробей, голубь, ворона.   +  
2 Потому что  они прилетают только зимой.     +
3 Воробей маленький  ворона большая черная. Ворона в  лесу живет, а воробей за окнами. Голуби на крыше. +    
4 У них есть клюв, хвост, лапы, крылья.   +  
5 Можно.     +
    20% 40% 40%
10 Юра П. 1 Голуби, воробьи, синичка.   +  
2 Они  живут  у нас, прилетают кушать.   +  
3 Голубь большой, воробушек маленький. У голубя перья  одинаковые, а у синички желтые. +    
4 У них есть крылья.   +  
5 Да можно  они все кушать хотят.      
    20% 60% 0%
11 Лена  М. 1 Воробьи, синички, сороки.   +  
2 Потому что   они зимой остаются все остальные  улетают. +    
3 Сорока большая  воробей синичка маленькие. У  сороки перья белые и черные воробья  коричневые. +    
4 У них есть перья, хвостик,  они летают. +    
5 Можно     +
    60% 20% 20%
12. Артем К. 1 Воробей, синички, ворона.   +  
2 Потому что  они зимой прилетают, мы зимой  носим в кормушку зерно, семечки.   +  
3 Воробей чирикает, ворона каркает. +    
4 Они питаются зерном.   +  
5 Нет.   +  
    20% 80% 0%
                  

Общий  % знаний о зимующих птицах первого констатирующего эксперимента       

в с н
17% 60% 23%
 
 
 
 
 
 

                                                                                                       Приложение 2. 
 

    Контрольная группа «Солнышко» 
 

Ф. И.

ребенка

вопроса

Ответ В 
с н
1. Катя  А. 1 Синичка, воробей,  ласточка.   +  
2 Они летают зимой.     +
3 Не знаю.     +
4 Не знаю     +
5 Да.     +
    0% 20% 80%
2. Лева  С. 1 Вороны, синички, кукушка, воробьи.   +  
2 Потому  что зиму живут с нами. +    
3 Ворона  черная большая воробей маленький. Он чирикает, а ворона громко каркает. +    
4 У них  глаза, уши, клюв, хвостик, крылья, ноги.   +  
5 Да.     +
    40% 40% 20%
3. Алена Т. 1 Снегири, вороны.   +  
2 Потому  что они из леса прилетают к  нам жить зимой им там холодно.   +  
3 Ворона  черная.     +
4 У них  есть туловище, глаза, клюв, ноги, хвост. +    
5 Да.     +
    20% 40% 40%
4. Оля Р. 1 Синички, снегири.   +  
2 Потому  что они живут тут.   +  
3 Разные  грудки.     +
4  У  всех есть глаза, клювы   +  
5 Всех  салом, хлебушком.     +
    0% 60% 40%
5. Ваня  З. 1 Воробьи, ласточки, вороны, дятел.   +  
2 Мне говорили, но я не знаю.     +
3 Ни чем.     +
4 Не знаю.     +
5 Всех  салом, хлебными крошками, водой.   +  
    0% 40% 60%
  Саша  В. 1 Синички,  снегири и вороны.   +  
2 Нет ответа.     +
3 Нет ответа.     +
4 Нет ответа.     +
5 Да.     +
    0% 20% 80%
7. Саша Ч. 1 Ласточки, попугаи.     +
2 Потому  что они ели, болели.     +
3 Не знаю.     +
4 Тоже  не знаю.     +
5 Вех.     +
    0% 0% 100%
8.   
Толя  И. 
 

                          

1 Синички, воробьи.   +  
2 Нет ответа.     +
3 Нет ответа.     +
4 Нет ответа.     +
5 Всех.     +
    0% 20% 80%
9. Артем К. 1 Воробьи, синички, вороны.   +  
2 Потому   что они зимой летают.   +  
3 Они все  разные.   +  
4 Что им хлеба  надо ложить, и они там ели.     +
5 Можно     +
    0% 60% 40%
10. Вадим Ш. 1 Гуси  лебеди.     +
2 Не ответа.     +
3 Едят.     +
4 Не знаю.     +
5 Нет.   +  
    0% 20% 80%
11 Егор  И. 1 Снегири, синички, голуби.   +  
2 Зимой живут  у нас. +    
3 Разные  цвета.   +  
4 Не знаю.     +
5 Всех.     +
    20% 40% 40%
12. Дима  Г. 1 Ласточки, воробьи, сороки- белобоки, снегири, синички.   +  
2 Они любят  у нас жить     +
3 У снегиря  грудка красная.   +  
4 У них  есть глаза, клюв, туловище, ножки, крылья. +    
5 Всех.     +
    20% 40% 40%
    в с н
  8,3 % 33,3% 58.4%

Информация о работе Система педагогической работы по воспитанию у детей дошкольного возраста заботливого отношения к птицам на участке ДОУ