Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:24, курсовая работа
Нужно ли сегодня убеждать кого-нибудь в том, что музыка является неотъемлемой составной частью духовного богатства общества? Ее идейно-эстетическое и воспитательное влияние на человека огромно. Отсюда огромна социальная значимость и эффективность функционирования музыкального искусства. Музыка всех эпох и народов, разнообразных жанров и видов, народная, классическая, и современная, легкая и серьезная должна удовлетворять запросам личности и общества в целом. Важно, чтобы у людей был иммунитет против дурной, безвкусной, вредной для здоровья музыки. Ум и сердце каждого должны быть открыты для музыки. Только гармония ума и сердца способна противостоять пошлости и духу разрушения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. РАСКРЫТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ
Основные принципы и приемы обучения детей пению……………7
1.2. Использование музыкально-дидактических игр и упражнений на музыкальных занятиях………………………………………………………11
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Методические рекомендации по подбору хорового репертуара для детей дошкольников разных возрастных групп………………………………….16
2.2. Использование вокально-хоровой работы на музыкально-тематическом занятии с детьми дошкольниками………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..24.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОУ СПО «УФИМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №2»
ПЦК педагогики, психологии
и частных методик
ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КУРСОВАЯ РАБОТА
Выполнил: Арсланова А.
Проверил: Иванова Л.А.
Уфа – 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. РАСКРЫТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ
1.2. Использование музыкально-дидактических
игр и упражнений на музыкальных занятиях………………………………………………………
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Методические рекомендации по подбору хорового репертуара для детей дошкольников разных возрастных групп………………………………….16
2.2. Использование вокально-хоровой работы
на музыкально-тематическом занятии с
детьми дошкольниками………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...26
ВВЕДЕНИЕ
Нужно ли сегодня убеждать кого-нибудь в том, что музыка является неотъемлемой составной частью духовного богатства общества? Ее идейно-эстетическое и воспитательное влияние на человека огромно. Отсюда огромна социальная значимость и эффективность функционирования музыкального искусства. Музыка всех эпох и народов, разнообразных жанров и видов, народная, классическая, и современная, легкая и серьезная должна удовлетворять запросам личности и общества в целом. Важно, чтобы у людей был иммунитет против дурной, безвкусной, вредной для здоровья музыки. Ум и сердце каждого должны быть открыты для музыки. Только гармония ума и сердца способна противостоять пошлости и духу разрушения. В руках музыканта – педагога действенное могучее средство формирования этой гармонии – музыка. С раннего детства музыка способствует развитию в ребенке интеллекта, ощущение правды и красоты жизни, воспитанию добрых чувств, расширению кругозора, формированию его духовного мира и творческого потенциала [9, 67].
Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе. В.А. Сухомлинский писал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так и музыка выпрямляет душу человека….Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Слушая музыку, человек познает себя, и познает прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что- то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка…Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…»
Без музыки невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Она способна пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей. Разносторонне развитой, цельной можно назвать такую личность, у которой одинаково развиты эмоциональные и интеллектуальные реакции.
«Гармония ума и сердца – вот конечная цель воспитания современного человека. Роль музыки здесь очень велика», - отмечал Д.Б. Кабалевский [7,12].
Кроме того, музыка развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и сказки.
Музыка, музыкальная деятельность детей в детском саду – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя музыку как удивительное чудо, которое может рассказать ему о многом: о красоте природы, о красоте человека, его переживаниях, чувствах, мыслях…..
Самое главное в усилиях взрослых – не обучение музыке, а воздействие через нее на духовный мир ребенка. Не приобретение знаний, умений, навыков, а устойчивый интерес к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее, развитие творческой активности в процессе различных видов музыкальной деятельности.
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей и подростков песня становится первым кумиром и возможностью выразить себя. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей.
Хоровое пение – действенное средство разностороннего музыкального воспитания учащихся, развития у них музыкально-творческих способностей. Прежде всего, хоровое пение – коллективный вид исполнительства; занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий труд, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями [3]
Пение –
основное средство
музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано.
В процессе
пения у детей развиваются
музыкальные способности:
Пение объединяет
детей общим настроением, они
приучаются к совместным
Есть такие
известные слова В. Сухомлинско
«Особенностям детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав детского фольклора. Поэтические произведения, многие столетия передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобрели содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики» - отмечает Мельников М.Н. [15, 52]
Фольклор значительно расширяет владение русским языком (вербальные способности, мышление), речью. Пословицы, поговорки, постановки русских народных сказок формируют и расширяют словарный запас ребенка. Детские песни поддерживают интерес к поэтическому слову, не дают угаснуть чувству юмора [11.87].
Целью нашей работы является теоретическое обоснование особенностей формирования вокально-хоровых навыков у младших школьников, а также в выявлении комплекса методов, способствующего усвоению этих навыков.
Объектом исследования является вокально-хоровая подготовка обучающихся.
Предмет исследования: процесс формирования первоначальных навыков хорового пения у младших школьников.
Цель, предмет определяют следующие задачи исследования:
1. проанализировать историю хорового обучения детей в процессе развития преподавания музыкальной культуры в России;
2. определить конкретную
последовательность
3. рассмотреть систему музыкально-певческого материала (песен и упражнений), соответствующих вышеназванной задаче;
ГЛАВА I. РАСКРЫТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ
1.1. Основные принципы и приемы обучения детей пению
Принцип воспитывающего обучения. Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
Принцип доступности заключается в том, что содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствует возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
Отобранный доступный песенный репертуар должен даваться детям понятным для них языком. Доступный материал не надо смешивать с легким: последний не вызывает у детей никаких усилий для его усвоения и не содействует их музыкальному развитию. Для усвоения доступного всегда требуется некоторое напряжение умственных способностей, проявления старания, прилежания. А непосильный репертуар делает обучение формальным и снижает интерес к музыке.
Принцип постепенности, последовательности и систематичности
заключается в том, что в начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний и приобретение навыков, придает им уверенность в своих силах и способствует повышению интереса к занятиям. В противном случае дети быстро утомляются, внимание и интерес к пению ослабевает, падает усвояемость песенного репертуара и дети не получают систематических знаний и навыков по пению.
Принцип наглядности нельзя понимать узко, как обучение только при помощи органа зрения.
В процессе
обучения пению главную роль
играет так называемая
Так, сочетание
слухового и зрительного
Если ребенок
передвигает по ступенькам
Основной
принцип наглядности – это
исполнение песни педагогом.
Принцип сознательности. В современной педагогике знания, умения считаются усвоенными сознательно, если они хорошо поняты детьми и дети могут их передавать словами. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром.
Музыкальный
руководитель старается
Музыкальный
руководитель стремится
Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время
забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения
утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Поэтому не следует торопиться с разучиванием новых песен. Лучше чаще повторять выученные.
Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Например, можно предложить петь всей группой, подгруппами, по одному, мальчикам, девочкам, около инструмента, вдали от него и т. д.
Основными приемами обучения пению являются: показ с пояснениями, объяснения без показа, игровые приемы, вопросы, оценка качества детского исполнения песни.
Показ с пояснениями. Если в первый раз исполнить песню без всяких пояснений, дети не воспримут содержание песни, их может заинтересовать в этот момент любой окружающий их предмет, например какая-либо деталь в костюме педагога. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
Игровые приемы (использование игрушек, картин, образных упражнений) делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе. Так, в младшей группе надо, чтобы дети отвечали словами, а не жестами. В старших группах ребята должны отвечать фразами, но без так называемого «полного ответа», в котором частично повторяется вопрос.
Информация о работе Вокально хоровая работа с детьми дошкольного возраста