Система педагогической работы по воспитанию у детей дошкольного возраста заботливого отношения к птицам на участке ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: заботливое отношение детей старшего дошкольного возраста к птицам на участок ДОУ.
Предмет исследования: система педагогической работы по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к птицам на участок ДОУ.
Цель исследования: описание системы педагогической работы по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к птицам на участок ДОУ,
Задачи исследования:
• Раскрыть психологические возможности ребенка, способствующие воспитанию заботливого отношения к окружающей природе.
• Простроить практическое исследование в соответствии с темой.
• Подобрать диагностическую методику для выявления у детей заботливого отношения к птицам.
Методы исследования:
1. Изучение литературы
2. Констатирующий эксперимент первого уровня.
3. Обработка результатов.

Содержание

Глава 1.Воспитание у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к птицам, прилетающим на участок ДОУ.
1.1. Актуальность проблемы экологического воспитания. 5
1.2 .Заботливое отношение детей к птицам - один из показателей экологической воспитанности дошкольника. 9
1.3 Современные исследования в области воспитания заботливого отношения дошкольников к птицам. 11
1.4 Психологические возможности детей старшего дошкольного возраста, способствующие воспитанию заботливого отношения к птицам на участке ДОУ. 14
Глава 2. Система педагогической работы в ДОУпо воспитанию у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к птицам, прилетающим на участок ДОУ.
2.1 Значение системы педагогической работы в ДОУ. 18
2.2 система педагогической работы в ДОУ по воспитанию у детей заботливого отношения к птицам на участке ДОУ. 20
Глава 3. Практическая часть. 23
3.1. Констатирующий эксперимент первого уровня. 24
Заключение. 26
Литература. 27
Приложение. 29

Работа содержит 1 файл

курсовая Юля.docx

— 87.34 Кб (Скачать)

    Таким образом, в старшем дошкольном возрасте наблюдается переход познания детей  на более высокую ступень. Это означает, что дети способны осознавать некоторые взаимосвязи в природе, выделять основные понятия, классифицировать определенные объекты, вычленять существенные признаки тех или иных объектов природы, делать обобщения, выводы. В

тоже  время  одним из мотивов, поддерживающих интерес к экологическому образованию, является познавательная активность ребенка  и эмоционально окрашенное восприятие окружающей среды.

    Особенность дошкольной ступени проявляется  и в ведущей  для этого возраста деятельности – игре, что влияет на выбор методики и  организацию  работы в детском саду.

    С точки зрения физического развития старший дошкольный возраст характеризуется  увеличением координационных и  двигательных способностей детей, что  значительно расширяет использование  активных форм обучения (экскурсии, походы).

    В старшем возрасте происходит становление  отношений ребенка с другими  детьми, взрослыми, с природой, идет его социализация.  Крайне важно  учесть экологический аспект этого  процесса, сформировать у ребенка  основы экологически безопасного, грамотного поведения в быту и в природе, умение прогнозировать последствия  своих поступков.  Г.А. Ягодин отмечает, что «многие нормы поведения  закладываются в человеке в самом  раннем детстве. В этом возрасте формируются  основные запреты, появляется благоговение перед другими формами жизни, постигается огромность и целостность  природы,  закладываются понятия  «можно» и «нельзя». Ребенок старшего дошкольного возраста охотно берет  на себя обязанности «защитника». Такая  позиция благоприятна  для понимания  необходимости охраны природы. Большое  значение имеет, и формирование у  детей способности подчиняться  определенным правилам. В то же время  ребенок все еще не может сдерживать свои порывы, полностью управлять  своими поступками. Именно эти черты  могут  меняться под влиянием воспитания, в том числе и экологического. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Система педагогической работы в ДОУ по экологическому воспитанию.

2.1 Значение системы  экологического воспитания  в ДОУ.

    Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и  правильного использования развивающей  экологической среды. А также  от систематической работы с детьми. Их развитие  и повышение уровня экологической воспитанности возможно в результате создания технологий для  всех возрастных групп и внедрения  их в педагогический процесс детского сада.

    Технология – это система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год, это методическое обеспечение программы, конкретно реализующее ее главные идеи и положения. В результате применения технологии на выходе (в конце года) повышается уровень экологической воспитанности детей, что устанавливается с помощью специального диагностического обследования.  В результате применения технологии на выходе  (в конце года) повышается уровень экологической воспитанности детей, что устанавливается с помощью специального диагностического обследования.

    В период дошкольного детства в  процессе целенаправленного педагогического  воздействия у детей можно  сформировать начала экологической  культуры – осознанно-правильного  отношения к явлениям, объектам живой  и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в  этот период жизни.   

    Осознанно – правильное отношение рассматривается  как совокупность знания и активных проявлений ребенка:  интереса к  объектам природы; понимания специфики  живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто  

испытывает  дефицит каких – либо условий;   эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту.

    Такое отношение вполне может быть сформировано у детей, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с  разнообразием растений и животных,  которые его окружают, демонстрируют  их связь со средой обитания и морфофункциональную  приспособленность к ней, вовлекают  в практическую деятельность по выращиванию  растений и животных, представляя  возможность наблюдения за их  ростом, развитием, различными проявлениями в  благоприятных условиях. Таким образом, ознакомление детей с далекими и близкими явлениями природы выстраивается в одну общую систему работы, которая последовательно осуществляется на протяжении всего учебного года.  Технология экологического воспитания обеспечивает всестороннее  развитие  ребенка. Весь учебный год совершенствуется интеллект детей: непрерывно расширяется кругозор, развивается сенсорика и наблюдательность,  они учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать   причины и следствия, использовать различные модели, схемы, мерки; развиваются разные формы речи: диалог, описание, объяснение, рассказ.   

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Система педагогической  работы в ДОУ   к  птицам  на участке.

    Особенностью  любой технологии является планирование: мероприятия, которые в нее включены, спланированы на весь  учебный год. Исходными в этом процессе являются сезонные  изменения в природе, определяющие содержание всех видов  деятельности и эколого-педагогических мероприятий.

      Технология  эколого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста имеет следующие структурные компоненты:

    -Подкормка  птиц 

    -Наблюдение;

    -Ведение  календаря наблюдений за птицами,  прилетающими на участок и   во время зимней подкормки. 

    Расширение  представлений о разнообразии птиц, готовности практически помочь птицам, способствует в старшем дошкольном возрасте установлению взаимосвязи со средой обитания, морфофункциональную приспособленность к ней, формирует гуманно – бережное отношение к птицам на основе понимания их жизнедеятельности.

    Основным  методом в экологическом развитии детей дошкольного возраста является наблюдение.  Циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно – чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым

существам. С его помощью ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас,  строение и пр.), но и приобретает различные навыки.

      Практическая деятельность детей в природе имеет ключевое значение. Для ознакомления детей с природным миром предусмотрено большое количество практических работ, в том числе: подкормка птиц, проведение  наблюдений и элементарных опыт.  Практические задания дают детям возможность усваивать не только фактический материал,  но  и приучают мыслить, изучать логические закономерности  окружающего мира.

    Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности. Фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания,  обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. В результате дети начинают понимать, что:

    - объекты и явления природы  взаимосвязаны и представляют  собой единое целое;

    - окружающий мир не является  чем-то статичным, он постоянно  изменяется.

    Важный  метод экологического воспитания –  слово, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Причем наибольшее значение имеет беседа – четкая и гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять причинно-следственные связи. Сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными,  растениями, людьми.

    Огромное  значение в работе с детьми имеет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессе познания природы включаются игровые обучающие ситуации,

элементы  сюжетно-ролевой игры (сопоставление животного с игрушкой-аналогом и одновременно «обыгрывание» последней позволяет у детей сформировать  первые представления о животном и заложить основы правильного обращения с ним.

    Экологическое развитие детей  предполагает использование  разнообразных форм работы:

    - занятия;

    - экскурсии;

    - практическая деятельность в  природе;

    - природоохранные акции;

    - проведение экологических КВН,  викторин;

    - выпуск детьми экологических  листовок, плакатов.

    - проведение праздников и развлечений.

       Экологическое воспитание детей требует наличия определенной

материальной  базы:

    • Уголок живой природы;
    • Растительный мир на участке (плодово-ягодный сад);
    • Птичий столб ;
    • Кормушки;
    • Искусственные гнездовья (скворечники);
    • Учебно-наглядные пособия для проведения занятий.

    При проведении занятий необходимы наглядные  пособия:

    -  натуральные объекты  живой  природы.

    -  иллюстративные пособия;

    -  вспомогательные приборы и оборудование (микроскопы, лабораторное оборудование  для проведения опытов и др.);

    - технические  средства обучения.

    Наличие материальной базы обеспечивает возможность  наблюдать за объектами, фиксировать  эти наблюдения, ухаживать за птицами, отражать свои впечатления в художественной и игровой деятельности.

    Использование тех или иных методов и приемов  зависит от возраста ребенка и  особенностей его мышления.  
 
 
 
 
 
 
 
 

3 глава. Практическая  часть 

3.1 Констатирующий  эксперимент первого уровня. 

    Цель: выявить отношение ребенка к  птицам,  прилетающим на участок  детского сада.

    В эксперименте участвуют дети старшего дошкольного возраста в количестве   24человек:

    12 – экспериментальная группа.

    12 –контрольная группа. 

    Данный  эксперимент состоит:

    1. Беседа с детьми по выявлению  уровня представлений о птицах, прилетающих на участок детского  сада.

       2.Наблюдения за  детьми в независимой  обстановке с целью выявления  отношения ребенка к птицам  прилетающим на участок ДОУ

    3.Проведение  диагностики  по методике Николаевой  С.Н. «Добровольные помощники». 

    Вопросы детям  

    1. Назови птиц, которые прилетают  к нам (вам) на участок;

    2. Объясни, почему этих птиц называют  зимующими;

    3. Чем отличаются зимующие птицы  друг от друга;

        4. Чем похожи зимующие птицы  друг на друга;

       5. Всех ли зимующих птиц можно  кормить одним и тем же кормом. 

    Знаний  определяется в соответствии с критериями оценки ответов детей (Т.С. Комаровой  и О.А. Соломенниковой). 
 

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Дошкольник  уверенно отвечает на поставленные  вопросы. Способен  к обобщениям, классификации. Называет четыре - пять видов зимующих птиц.

Выделяет более  трех признаков.

Ребенок имеет  определенный объем знаний, системность  и обобщенность знаний прослеживается слабо. Выделят  не более двух признаков. Ребенок имеет  по объему неточные знания, отвечает не уверенно, подолгу задумывается, перечисляет  отдельные признаки,  не умеет  выделять существенное в них.

Информация о работе Система педагогической работы по воспитанию у детей дошкольного возраста заботливого отношения к птицам на участке ДОУ