Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 18:06, курсовая работа
Объект исследования: заботливое отношение детей старшего дошкольного возраста к птицам на участок ДОУ.
Предмет исследования: система педагогической работы по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к птицам на участок ДОУ.
Цель исследования: описание системы педагогической работы по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к птицам на участок ДОУ,
Задачи исследования:
• Раскрыть психологические возможности ребенка, способствующие воспитанию заботливого отношения к окружающей природе.
• Простроить практическое исследование в соответствии с темой.
• Подобрать диагностическую методику для выявления у детей заботливого отношения к птицам.
Методы исследования:
1. Изучение литературы
2. Констатирующий эксперимент первого уровня.
3. Обработка результатов.
Глава 1.Воспитание у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к птицам, прилетающим на участок ДОУ.
1.1. Актуальность проблемы экологического воспитания. 5
1.2 .Заботливое отношение детей к птицам - один из показателей экологической воспитанности дошкольника. 9
1.3 Современные исследования в области воспитания заботливого отношения дошкольников к птицам. 11
1.4 Психологические возможности детей старшего дошкольного возраста, способствующие воспитанию заботливого отношения к птицам на участке ДОУ. 14
Глава 2. Система педагогической работы в ДОУпо воспитанию у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к птицам, прилетающим на участок ДОУ.
2.1 Значение системы педагогической работы в ДОУ. 18
2.2 система педагогической работы в ДОУ по воспитанию у детей заботливого отношения к птицам на участке ДОУ. 20
Глава 3. Практическая часть. 23
3.1. Констатирующий эксперимент первого уровня. 24
Заключение. 26
Литература. 27
Приложение. 29
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте наблюдается переход познания детей на более высокую ступень. Это означает, что дети способны осознавать некоторые взаимосвязи в природе, выделять основные понятия, классифицировать определенные объекты, вычленять существенные признаки тех или иных объектов природы, делать обобщения, выводы. В
тоже время одним из мотивов, поддерживающих интерес к экологическому образованию, является познавательная активность ребенка и эмоционально окрашенное восприятие окружающей среды.
Особенность дошкольной ступени проявляется и в ведущей для этого возраста деятельности – игре, что влияет на выбор методики и организацию работы в детском саду.
С
точки зрения физического развития
старший дошкольный возраст характеризуется
увеличением координационных и
двигательных способностей детей, что
значительно расширяет
В
старшем возрасте происходит становление
отношений ребенка с другими
детьми, взрослыми, с природой, идет
его социализация. Крайне важно
учесть экологический аспект этого
процесса, сформировать у ребенка
основы экологически безопасного, грамотного
поведения в быту и в природе,
умение прогнозировать последствия
своих поступков. Г.А. Ягодин отмечает,
что «многие нормы поведения
закладываются в человеке в самом
раннем детстве. В этом возрасте формируются
основные запреты, появляется благоговение
перед другими формами жизни,
постигается огромность и целостность
природы, закладываются понятия
«можно» и «нельзя». Ребенок старшего
дошкольного возраста охотно берет
на себя обязанности «защитника». Такая
позиция благоприятна для понимания
необходимости охраны природы. Большое
значение имеет, и формирование у
детей способности подчиняться
определенным правилам. В то же время
ребенок все еще не может сдерживать
свои порывы, полностью управлять
своими поступками. Именно эти черты
могут меняться под влиянием воспитания,
в том числе и экологического.
Глава 2 Система педагогической работы в ДОУ по экологическому воспитанию.
2.1 Значение системы экологического воспитания в ДОУ.
Эффективность
экологического воспитания дошкольников
целиком зависит от создания и
правильного использования
Технология – это система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год, это методическое обеспечение программы, конкретно реализующее ее главные идеи и положения. В результате применения технологии на выходе (в конце года) повышается уровень экологической воспитанности детей, что устанавливается с помощью специального диагностического обследования. В результате применения технологии на выходе (в конце года) повышается уровень экологической воспитанности детей, что устанавливается с помощью специального диагностического обследования.
В
период дошкольного детства в
процессе целенаправленного
Осознанно
– правильное отношение рассматривается
как совокупность знания и активных
проявлений ребенка: интереса к
объектам природы; понимания специфики
живого, желания практически сохранить,
поддержать или создать для него
нужные условия; понимания и сочувствия
тем, кто
испытывает дефицит каких – либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту.
Такое отношение вполне может быть сформировано у детей, если систематически на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по выращиванию растений и животных, представляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях. Таким образом, ознакомление детей с далекими и близкими явлениями природы выстраивается в одну общую систему работы, которая последовательно осуществляется на протяжении всего учебного года. Технология экологического воспитания обеспечивает всестороннее развитие ребенка. Весь учебный год совершенствуется интеллект детей: непрерывно расширяется кругозор, развивается сенсорика и наблюдательность, они учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать различные модели, схемы, мерки; развиваются разные формы речи: диалог, описание, объяснение, рассказ.
2.2 Система педагогической работы в ДОУ к птицам на участке.
Особенностью любой технологии является планирование: мероприятия, которые в нее включены, спланированы на весь учебный год. Исходными в этом процессе являются сезонные изменения в природе, определяющие содержание всех видов деятельности и эколого-педагогических мероприятий.
Технология эколого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста имеет следующие структурные компоненты:
-Подкормка птиц
-Наблюдение;
-Ведение
календаря наблюдений за
Расширение представлений о разнообразии птиц, готовности практически помочь птицам, способствует в старшем дошкольном возрасте установлению взаимосвязи со средой обитания, морфофункциональную приспособленность к ней, формирует гуманно – бережное отношение к птицам на основе понимания их жизнедеятельности.
Основным
методом в экологическом
существам. С его помощью ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение и пр.), но и приобретает различные навыки.
Практическая деятельность детей в природе имеет ключевое значение. Для ознакомления детей с природным миром предусмотрено большое количество практических работ, в том числе: подкормка птиц, проведение наблюдений и элементарных опыт. Практические задания дают детям возможность усваивать не только фактический материал, но и приучают мыслить, изучать логические закономерности окружающего мира.
Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности. Фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. В результате дети начинают понимать, что:
- объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;
-
окружающий мир не является
чем-то статичным, он
Важный метод экологического воспитания – слово, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Причем наибольшее значение имеет беседа – четкая и гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять причинно-следственные связи. Сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными, растениями, людьми.
Огромное значение в работе с детьми имеет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессе познания природы включаются игровые обучающие ситуации,
элементы сюжетно-ролевой игры (сопоставление животного с игрушкой-аналогом и одновременно «обыгрывание» последней позволяет у детей сформировать первые представления о животном и заложить основы правильного обращения с ним.
Экологическое развитие детей предполагает использование разнообразных форм работы:
- занятия;
- экскурсии;
- практическая деятельность в природе;
- природоохранные акции;
- проведение экологических КВН, викторин;
- выпуск детьми экологических листовок, плакатов.
-
проведение праздников и
Экологическое воспитание детей требует наличия определенной
материальной базы:
При проведении занятий необходимы наглядные пособия:
- натуральные объекты живой природы.
- иллюстративные пособия;
-
вспомогательные приборы и
- технические средства обучения.
Наличие материальной базы обеспечивает возможность наблюдать за объектами, фиксировать эти наблюдения, ухаживать за птицами, отражать свои впечатления в художественной и игровой деятельности.
Использование
тех или иных методов и приемов
зависит от возраста ребенка и
особенностей его мышления.
3
глава. Практическая
часть
3.1 Констатирующий
эксперимент первого уровня.
Цель: выявить отношение ребенка к птицам, прилетающим на участок детского сада.
В эксперименте участвуют дети старшего дошкольного возраста в количестве 24человек:
12 – экспериментальная группа.
12
–контрольная группа.
Данный эксперимент состоит:
1.
Беседа с детьми по выявлению
уровня представлений о птицах,
прилетающих на участок
2.Наблюдения за детьми в независимой обстановке с целью выявления отношения ребенка к птицам прилетающим на участок ДОУ
3.Проведение
диагностики по методике
Вопросы детям
1. Назови птиц, которые прилетают к нам (вам) на участок;
2.
Объясни, почему этих птиц
3. Чем отличаются зимующие птицы друг от друга;
4. Чем похожи зимующие птицы друг на друга;
5. Всех ли зимующих птиц можно
кормить одним и тем же кормом.
Знаний
определяется в соответствии с критериями
оценки ответов детей (Т.С. Комаровой
и О.А. Соломенниковой).
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Дошкольник
уверенно отвечает на поставленные
вопросы. Способен к обобщениям, классификации.
Называет четыре - пять видов зимующих
птиц.
Выделяет более трех признаков. |
Ребенок имеет определенный объем знаний, системность и обобщенность знаний прослеживается слабо. Выделят не более двух признаков. | Ребенок имеет по объему неточные знания, отвечает не уверенно, подолгу задумывается, перечисляет отдельные признаки, не умеет выделять существенное в них. |