Система дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:14, контрольная работа

Описание работы

Система дошкольного образования является подсистем общей системы образования страны. Под дошкольным образованием понимается разносторонний целенаправленный процесс воспитания и обучения, обеспечивающий физическое психологическое развитие ребенка, исходя из его индивидуальных, возрастных особенностей, своевременный и полноценный переход на следующую ступень образовательной системы - начальную школу.

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ.docx

— 41.01 Кб (Скачать)

1. «Система образования», «дошкольное образование» их сущность

 

Система образования Республики Беларусь – совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования. Компонентами системы образования являются: участники образовательного процесса при реализации образовательных программ; образовательные программы; учреждения образования; организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования; иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность; индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность; государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования; учебно-методические объединения в сфере образования; организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися; организации – заказчики кадров; организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых;  государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере образования. [3]

Образование - это целенаправленный процесс обогащения личности системой знаний и соответствующих умений, качеств, способностей, отвечающих современному уровню человеческой цивилизации и  достижений научно-технической революции.

1. Функция воспроизводства  означает формирование всего  общественного опыта, умений, знаний, нравственных ценностей у подрастающих  поколений. 

2. Развивающая функция предполагает направленность обучения на формирование и развитие познавательных процессов, эмоционально-волевые сферы личности, творческих способностей учащихся и их мотивации к самосовершенствованию и самообразованию.

Образование представляет собой  сложный процесс, который характеризуется  единством обучения, воспитания и  развития.

Целями образования являются формирование знаний, умений, навыков  и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося. Образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное. [3]

Система образования включает в себя систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического образования, систему среднего специального образования, систему высшего образования, систему послевузовского образования, систему дополнительного образования  детей и молодежи, систему дополнительного  образования взрослых, систему специального образования. [3]

Система дошкольного образования  является подсистем общей системы  образования страны. Под дошкольным образованием понимается разносторонний целенаправленный процесс воспитания и обучения, обеспечивающий физическое психологическое развитие ребенка, исходя из его индивидуальных, возрастных особенностей, своевременный и полноценный переход на следующую ступень образовательной системы - начальную школу. Дошкольное образование, как первый уровень основного образования, включает следующие ступени:

• первая раннего возраста (до одного года);

• вторая раннего возраста (от одного года до двух лет);

• первая младшая (от двух до трех лет);

• вторая младшая (от трех до четырех лет);

• средняя (от четырех до пяти лет);

• старшая (от пяти до шести лет).

Система дошкольного образования  включает в себя:

•  участников образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования;

• образовательную программу дошкольного образования;

•  учреждения дошкольного образования;

• иные учреждения образования, реализующие образовательную программу дошкольного образования;

• иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательную программу дошкольного образования;

• индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования;

• государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы дошкольного образования;

• республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физических лиц в пределах их полномочий в сфере дошкольного образования. [3]

Государственная политика в  сфере дошкольного образования основывается на следующих принципах:

• признания приоритетным личностно-ориентированного образования;

• природосообразности;

• признания равенства прав каждого ребенка на нормально разностороннее развитие;

• доступности дошкольного образования;

• признания самооценки дошкольного детства;

• приоритетности таких направлений деятельности дошкольного учреждения, как охрана жизни и здоровья pe6eнка;

его физического и психического развития, формирования основ здорового образа жизни;

• направленности содержания дошкольного образования на социализацию ребенка, развитие у него навыков общения, умения жить в коллективе, безболезненно переходить на следующую ступень образования;

• единства общечеловеческих и национальных ценностей в содержании, формах и методах работы;

• единства воспитательных, обучающих и развивающих задач воспитательно-образовательного процесса;

• совместной реализации специфических возможностей семьи и детского сада в воспитании, обучении и развитии детей;

• вариативности дошкольного образования в соответствии с потребностями главного заказчика и потребителя - семьи;

• преемственности семейного воспитания, дошкольного и начального образования;

• адекватного и своевременного реагирования подготовки педагогических кадров на изменения, происходящие в системе дошкольного образования. [6]

Дошкольное образование  базируется на ряде принципов, одним  из которых является ориентированность  на обеспечение полной и сбалансированной системы образовательных услуг населению (прежде всего родителям и ребенку), предоставление семье возможности выбора форм и методов воспитания.

Обозначился переход от единообразия дошкольных учреждений к созданию гибкой, многофункциональной системы.  [7]

 

 

2. Цель и задачи системы дошкольного  образования в соответствии с  «Законом об образовании в  Республике Беларусь»

 

Система дошкольного образования  имеет достаточно сложный механизм, включает в себя структурные образования  различной степени важности. Ключевым звеном, в котором в максимальной степени сконцентрированы проблемы дошкольного образования, является дошкольное образовательное учреждение. Поэтому преобразование системы  дошкольного образования - это, прежде всего создание режима наибольшего благоприятствования дошкольному учреждению. Дошкольное образовательное учреждение рассматривается как организация, призванная удовлетворить основные запросы семьи по воспитанию и обучению детей. В соответствии с потребностями родителей обеспечивается право выбора дошкольного учреждения в зависимости от типа, вида, профиля. В современных условиях семья, являясь главным социальным институтом воспитания детей, выступает социальным заказчиком и потребителем образовательных услуг дошкольного учреждения. [4]

Целью дошкольного образования  является разностороннее развитие и  социализация ребенка раннего и  дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными  возможностями, способностями и  потребностями.

Задачи дошкольного образования:

 • обеспечение дошкольного образования воспитанникам в соответствии с образовательными стандартами дошкольного образования;

• приобщение воспитанников к общечеловеческим и национальным ценностям;

• выявление и развитие индивидуальных склонностей и интеллектуально-творческого потенциала воспитанников;

• обеспечение преемственности дошкольного и первой ступени общего среднего образования;

• формирование культуры семейных отношений, ценностного отношения к семье;

• создание специальных условий для получения образования воспитанниками с особенностями психофизического развития и оказание им коррекционно-педагогической помощи;

• охрана здоровья воспитанников, формирование основ здорового образа жизни;

• приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям. [6]

 

 

3. Структура и содержание стандарта   дошкольного образования Республики  Беларусь

 

Образовательный стандарт дошкольного образования - нормативный технический документ, определяющий базовый компонент дошкольного образования, максимальный объем учебной нагрузки воспитанников, сроки получения дошкольного образования, требования к уровню подготовки выпускника. [5]

Образовательный стандарт дошкольного образования определяет требования к содержанию учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, срокам получения образования, организации образовательного процесса, уровню подготовки воспитанников. Разработку образовательных стандартов дошкольного образования организует Министерство образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дошкольного образования. Образовательные стандарты дошкольного образования утверждаются Министерством образования Республики Беларусь. [3]

Образовательный стандарт раскрывает область его применения, содержит определения терминов основных объектов стандартизации, общие положения, а также включает:

цель и задачи дошкольного  образования;

общие требования: к учреждениям, обеспечивающим получение дошкольного  образования; к организации образовательного процесса; к срокам получения дошкольного  образования; к учебно-программной  документации; к максимальному объему учебной нагрузки воспитанников; к  уровню подготовки выпускника дошкольного  учреждения; базовый компонент дошкольного  образования; показатели воспитания, обучения и развития детей от рождения до школы. [5]

 

 

4. Характеристика содержания дошкольного  образования, его вариативности,  дошкольным учреждениям разных  видов, типов и профилей

 

Дошкольное образовательное  учреждение в зависимости от заказа семьи должно быть ориентировано  на создание в первую очередь условий  для обеспечения физического  и психического развития ребенка  с учетом его индивидуальных и  возрастных особенностей.

Сегодня в стране сложилась  гибкая многофункциональная система  разнообразных дошкольных образовательных  учреждений, различающихся по:

• видам (форме собственности): государственные и частные;

• типам (возрастному охвату детей):

Ясли – учреждение дошкольного  образования, в котором воспитанники раннего возраста получают дошкольное или специальное образование  и могут получать оздоровление.

Ясли-сад – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление.

Детский сад – учреждение дошкольного образования, в котором  воспитанники дошкольного возраста получают дошкольное или специальное  образование и могут получать оздоровление.

Санаторный ясли-сад – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и оздоровление.

Санаторный детский сад  – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники дошкольного  возраста получают дошкольное или специальное  образование и оздоровление.

Дошкольный центр развития ребенка – учреждение дошкольного  образования, в котором воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное или специальное  образование и оздоровление, а  также развивают творческие способности. [3]

• по профилю работы с детьми: общего назначения, с углубленной направленностью, по уходу и досмотру, оздоровительной и компенсирующей направленности.

Учитывая демографическую ситуацию в Республике Беларусь, социальный заказ семей на воспитание, обучение и развитие детей, перспективными могут быть такие учреждения, как семейный детский сад, ясельные, игровые центры, материнская школа, «фальварак», «эскалатор» (детский сад - школа, ВУЗ и др.). [6]

Воспитанники объединяются в группы:

первого раннего возраста (до одного года);

второго раннего возраста (от одного года до двух лет);

первую младшую (от двух до трех лет);

Информация о работе Система дошкольного образования