Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:14, контрольная работа
Система дошкольного образования является подсистем общей системы образования страны. Под дошкольным образованием понимается разносторонний целенаправленный процесс воспитания и обучения, обеспечивающий физическое психологическое развитие ребенка, исходя из его индивидуальных, возрастных особенностей, своевременный и полноценный переход на следующую ступень образовательной системы - начальную школу.
1. «Система образования», «дошкольное образование» их сущность
Система образования Республики Беларусь – совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования. Компонентами системы образования являются: участники образовательного процесса при реализации образовательных программ; образовательные программы; учреждения образования; организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования; иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность; индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность; государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования; учебно-методические объединения в сфере образования; организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися; организации – заказчики кадров; организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых; государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере образования. [3]
Образование - это целенаправленный процесс обогащения личности системой знаний и соответствующих умений, качеств, способностей, отвечающих современному уровню человеческой цивилизации и достижений научно-технической революции.
1. Функция воспроизводства
означает формирование всего
общественного опыта, умений, знаний,
нравственных ценностей у
2. Развивающая функция предполагает направленность обучения на формирование и развитие познавательных процессов, эмоционально-волевые сферы личности, творческих способностей учащихся и их мотивации к самосовершенствованию и самообразованию.
Образование представляет собой сложный процесс, который характеризуется единством обучения, воспитания и развития.
Целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося. Образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное. [3]
Система образования включает
в себя систему дошкольного
Система дошкольного образования является подсистем общей системы образования страны. Под дошкольным образованием понимается разносторонний целенаправленный процесс воспитания и обучения, обеспечивающий физическое психологическое развитие ребенка, исходя из его индивидуальных, возрастных особенностей, своевременный и полноценный переход на следующую ступень образовательной системы - начальную школу. Дошкольное образование, как первый уровень основного образования, включает следующие ступени:
• первая раннего возраста (до одного года);
• вторая раннего возраста (от одного года до двух лет);
• первая младшая (от двух до трех лет);
• вторая младшая (от трех до четырех лет);
• средняя (от четырех до пяти лет);
• старшая (от пяти до шести лет).
Система дошкольного образования включает в себя:
• участников образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования;
• образовательную программу дошкольного образования;
• учреждения дошкольного образования;
• иные учреждения образования, реализующие образовательную программу дошкольного образования;
• иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательную программу дошкольного образования;
• индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования;
• государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы дошкольного образования;
• республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физических лиц в пределах их полномочий в сфере дошкольного образования. [3]
Государственная политика в сфере дошкольного образования основывается на следующих принципах:
• признания приоритетным личностно-ориентированного образования;
• природосообразности;
• признания равенства прав каждого ребенка на нормально разностороннее развитие;
• доступности дошкольного образования;
• признания самооценки дошкольного детства;
• приоритетности таких направлений деятельности дошкольного учреждения, как охрана жизни и здоровья pe6eнка;
его физического и психического развития, формирования основ здорового образа жизни;
• направленности содержания дошкольного образования на социализацию ребенка, развитие у него навыков общения, умения жить в коллективе, безболезненно переходить на следующую ступень образования;
• единства общечеловеческих и национальных ценностей в содержании, формах и методах работы;
• единства воспитательных, обучающих и развивающих задач воспитательно-образовательного процесса;
• совместной реализации специфических возможностей семьи и детского сада в воспитании, обучении и развитии детей;
• вариативности дошкольного образования в соответствии с потребностями главного заказчика и потребителя - семьи;
• преемственности семейного воспитания, дошкольного и начального образования;
• адекватного и своевременного реагирования подготовки педагогических кадров на изменения, происходящие в системе дошкольного образования. [6]
Дошкольное образование базируется на ряде принципов, одним из которых является ориентированность на обеспечение полной и сбалансированной системы образовательных услуг населению (прежде всего родителям и ребенку), предоставление семье возможности выбора форм и методов воспитания.
Обозначился переход от единообразия дошкольных учреждений к созданию гибкой, многофункциональной системы. [7]
2.
Цель и задачи системы
Система дошкольного образования имеет достаточно сложный механизм, включает в себя структурные образования различной степени важности. Ключевым звеном, в котором в максимальной степени сконцентрированы проблемы дошкольного образования, является дошкольное образовательное учреждение. Поэтому преобразование системы дошкольного образования - это, прежде всего создание режима наибольшего благоприятствования дошкольному учреждению. Дошкольное образовательное учреждение рассматривается как организация, призванная удовлетворить основные запросы семьи по воспитанию и обучению детей. В соответствии с потребностями родителей обеспечивается право выбора дошкольного учреждения в зависимости от типа, вида, профиля. В современных условиях семья, являясь главным социальным институтом воспитания детей, выступает социальным заказчиком и потребителем образовательных услуг дошкольного учреждения. [4]
Целью дошкольного образования
является разностороннее развитие и
социализация ребенка раннего и
дошкольного возраста в соответствии
с его возрастными и
Задачи дошкольного
• обеспечение дошкольного образования воспитанникам в соответствии с образовательными стандартами дошкольного образования;
• приобщение воспитанников к общечеловеческим и национальным ценностям;
• выявление и развитие индивидуальных склонностей и интеллектуально-творческого потенциала воспитанников;
• обеспечение преемственности дошкольного и первой ступени общего среднего образования;
• формирование культуры семейных отношений, ценностного отношения к семье;
• создание специальных условий для получения образования воспитанниками с особенностями психофизического развития и оказание им коррекционно-педагогической помощи;
• охрана здоровья воспитанников, формирование основ здорового образа жизни;
• приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям. [6]
3.
Структура и содержание
Образовательный стандарт дошкольного образования - нормативный технический документ, определяющий базовый компонент дошкольного образования, максимальный объем учебной нагрузки воспитанников, сроки получения дошкольного образования, требования к уровню подготовки выпускника. [5]
Образовательный стандарт дошкольного образования определяет требования к содержанию учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, срокам получения образования, организации образовательного процесса, уровню подготовки воспитанников. Разработку образовательных стандартов дошкольного образования организует Министерство образования Республики Беларусь совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение дошкольного образования. Образовательные стандарты дошкольного образования утверждаются Министерством образования Республики Беларусь. [3]
Образовательный стандарт раскрывает область его применения, содержит определения терминов основных объектов стандартизации, общие положения, а также включает:
цель и задачи дошкольного образования;
общие требования: к учреждениям, обеспечивающим получение дошкольного образования; к организации образовательного процесса; к срокам получения дошкольного образования; к учебно-программной документации; к максимальному объему учебной нагрузки воспитанников; к уровню подготовки выпускника дошкольного учреждения; базовый компонент дошкольного образования; показатели воспитания, обучения и развития детей от рождения до школы. [5]
4.
Характеристика содержания
Дошкольное образовательное учреждение в зависимости от заказа семьи должно быть ориентировано на создание в первую очередь условий для обеспечения физического и психического развития ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Сегодня в стране сложилась гибкая многофункциональная система разнообразных дошкольных образовательных учреждений, различающихся по:
• видам (форме собственности): государственные и частные;
• типам (возрастному охвату детей):
Ясли – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники раннего возраста получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление.
Ясли-сад – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление.
Детский сад – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление.
Санаторный ясли-сад – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и оздоровление.
Санаторный детский сад – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и оздоровление.
Дошкольный центр развития ребенка – учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и оздоровление, а также развивают творческие способности. [3]
• по профилю работы с детьми: общего назначения, с углубленной направленностью, по уходу и досмотру, оздоровительной и компенсирующей направленности.
Учитывая демографическую ситуацию в Республике Беларусь, социальный заказ семей на воспитание, обучение и развитие детей, перспективными могут быть такие учреждения, как семейный детский сад, ясельные, игровые центры, материнская школа, «фальварак», «эскалатор» (детский сад - школа, ВУЗ и др.). [6]
Воспитанники объединяются в группы:
первого раннего возраста (до одного года);
второго раннего возраста (от одного года до двух лет);
первую младшую (от двух до трех лет);