Система дошкольного образования Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 00:25, контрольная работа

Описание работы

Дошкольное образование является составной частью системы образования Республики Беларусь и должно обеспечивать разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста от рождения до шести (семи) лет в соответствии с его индивидуальными особенностями, потребностями государства и общества.
Особенностью дошкольного детства, отличающей его от последующих этапов развития, является то, что в этот период обеспечивается именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности.

Содержание

Введение
Определение понятия система дошкольного образования РБ
Цели и задачи системы дошкольного образования
Общая характеристика системы дошкольного образования РБ
Описание дошкольного учреждения города Могилёва
Заключение

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 26.06 Кб (Скачать)

                    Министерство образования Республики  Беларусь

                                       Учреждение образования

«Могилевский государственный  университет им. А.А. Кулешова»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине: «Дошкольная  педагогика» на тему: «Система дошкольного  образования Республики Беларусь»

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                   Студентки 

                                                                                   ОЗО П и ПД

                                                                                  

                                                         

                                                                Г.Могилёв 2013

                                                   

 

 

План:

  1. Введение
  2. Определение понятия система дошкольного образования РБ
  3. Цели и задачи системы дошкольного образования
  4. Общая характеристика системы дошкольного образования РБ
  5. Описание дошкольного учреждения города Могилёва
  6. Заключение

 

 

 

 

 

1.  Дошкольное образование является составной частью системы образования Республики Беларусь и должно обеспечивать разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста от рождения до шести (семи) лет в соответствии с его индивидуальными особенностями, потребностями государства и общества.

Особенностью дошкольного  детства, отличающей его от последующих  этапов развития, является то, что в  этот период обеспечивается именно общее  развитие, служащее фундаментом для  приобретения в дальнейшем любых  специальных знаний и навыков  и усвоения различных видов деятельности.

В первые семь лет ребенок  проживает три основных периода  своего развития. Эти периоды жизни  ограничены кругом возможных достижений в психическом развитии ребенка; каждый предшествующий создает условия  для возникновения последующего, и они не могут быть искусственно "переставлены" во времени: период младенчества (первый год жизни); раннее детство (от года до трех лет); дошкольное детство (от трех до шести-семи лет).

Государство признает важную роль дошкольного образования в  становлении личности и создает  надлежащие условия для пользования  им гражданами республики, оказывает  всестороннюю помощь и поддержку  семье в воспитании ребенка путем  создания и развития широкого спектра  дошкольных образовательных учреждений, обеспечивает доступность дошкольного  образования.

 

 

 

 

2.Определение понятия  «система образования» - Система образования представляет собой совокупность функционирующих в образовательно воспитательных учреждений.

Система образования любой  страны обеспечивает подготовку молодого поколения к труду и жизни  в обществе и включает в себя: 
- образовательные учреждения; 
- государственные образовательные стандарты и государственные образовательные программы, по которым работают вышеназванные учреждения; 
- органы управления образованием.

Принципы национальной системы  образования: 
1. Приоритет общечеловеческих ценностей; 
2. Национально-культурная основа; 
3. Научность; 
4. Ориентация на мировой уровень образования; 
5. Гуманизм; 
6. Экологическая направленность; 
7. Преемственность и непрерывность; 
8. Единство обучения, духовного и физического воспитания; 
9. Поощрение таланта и образования; 
10. Обязательность базового образования.

Образовательные учреждения представляют собой учреждения, которые  осуществляют учебно-воспитательный процесс  на основании определенной образовательной  программы. Сущность образования заключается в том, что оно отражает потребности общества в людях с определенным уровнем развития, обучения и воспитания и удовлетворяет эту потребность через систему учебных учреждений.

 

Определение понятия  «дошкольное образование» - Дошкольное образование является начальным звеном системы непрерывного образования. Оно обеспечивает формирование здоровой, развитой личности ребенка, пробуждая тягу к учению, подготавливая к систематическому обучению. Осуществляется дошкольное образование до 6–7 летнего возраста в государственных и негосударственных детских дошкольных учреждениях и в семье. Цель дошкольного образования — подготовка детей к обучению в школе, формирование здоровой, развитой, свободной личности ребенка, раскрытие его способностей, воспитание тяги к учебе, к систематическому обучению.

Охрана жизни и здоровья детей в дошкольных образовательных  учреждениях осуществляется штатными медицинскими работниками дошкольного  образовательного учреждения, а также  медицинскими работниками органа здравоохранения, закрепленного за дошкольным образовательным  учреждением.

Детское дошкольное учреждение —  это тип образовательного учреждения в Республике Узбекистан, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования  различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х до 7 лет.

 

 

3.Цели и задачи системы дошкольного образования:

Основные задачи учреждений дошкольного образования

Дошкольное  образование, независимо от форм и способов его получения, решает следующие  задачи:

  • целенаправленная и систематическая подготовка детей к обучению в школе;
  • развитие их индивидуальных способностей и одаренности;
  • приобщение детей к национальным и общечеловеческим этическим и культурным ценностям, интеллектуальное развитие ребенка;

 

  • формирование основ высокой духовности и нравственности;
  • укрепление физического и психического здоровья детей.

 

 

Приоритетные задачи системы  до-

школьного образования:

• расширение многофункциональной расширение многофункциональной   сети дошкольных учреждений разных   типов, профилей, новых форм организации дошкольного образования, в том числе для детей с особенностями психофизического развития, с целью оказания государственной социальной и психолого-педагогической поддержки семьям;

• формирование здоровьесберегающего процесса воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях;

• повышение качества образовательного процесса, создание в детских садах условий для деятельности, укрепляющей здоровье детей, развивающей индивидуальные способности ребенка, его активность, жизнерадостность;

• укрепление сотрудничества с семьей в целях формирования позитивного родительства, ориентированного на создание благоприятной для развития ребенка социальной среды.

 

 

4. На сегодняшнем этапе развития системы образования в ее первом звене - дошкольном образовании - происходят значительные перемены: дошкольное учреждение приобретает новый статус (становится учреждением открытого типа), изменяются его функции и происходит смена их ранжирного места (на первое место, исходя из экономической и социальной ситуации, ставится функция охраны жизни и здоровья детей, а не традиционно рассматриваемая функция подготовки детей к обучению в школе). Меняется структура системы дошкольного образования: создаются разные типы, виды, профили дошкольных учреждений; изменился контингент детей, которые посещают детские учреждения; иной взгляд государства и общества на процессы воспитания и обучения, социализации детей с особенностями психофизического развития, определение модели интегрированного образования. Изменилось и научное обоснование дошкольного воспитания и обучения. Введен термин "дошкольное образование" (с 1997 года по решению ЮНЕСКО). Значительная часть задач, определенных Концепцией развития дошкольного воспитания в БССР (1990 г.), за прошедшие годы решена. Вышеперечисленные проблемы актуализировали необходимость ее переработки.

Настоящая Концепция дошкольного  образования Республики Беларусь (далее - Концепция) предлагает теоретические  основы дошкольного образования, определяет его функции, стратегию, цель, принципы, задачи развития до 2010 года, особенности  используемых в дошкольном образовании  технологий воспитания и обучения.

В Концепции нашли отражение  современные тенденции развития дошкольного образования в нашей  стране и за рубежом, учтены мнения педагогов-практиков, методистов, ученых.

Юридическими документами, из которых  исходит Концепция и которыми регулируются отношения в сфере  дошкольного образования, являются Конституция Республики Беларусь, Закон  Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. "Об образовании в Республике Беларусь" (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1991 г., N 33, ст. 598; 1995 г., N 18, ст. 200; 1996 г., N 21, ст. 380; Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., N 32, ст. 459), Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. "О правах ребенка" (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993 г., N 33, ст. 430; 1996 г., N 21, ст. 380), Примерное положение о детском дошкольном учреждении, утвержденное приказом Министерства образования от 28 июня 1993 г., N 203 и другие нормативно-правовые акты Республики Беларусь.

Государство признает важную роль дошкольного  образования в становлении личности и создает надлежащие условия  для пользования им гражданами республики, оказывает всестороннюю помощь и  поддержку семье в воспитании ребенка путем создания и развития широкого спектра дошкольных образовательных  учреждений, обеспечивает доступность  дошкольного образования.

5. Государственное учреждение образования «Ясли –сад № 93» г. Могилёва. Ведомственная принадлежность отдела образования Ленинского района .

Количество групп :10 из них :

1-младшая санаторная ( 15 детей,12 часов пребывания )

1-младшая  ( 16 детей, 10,5 часов пребывания)

2-младшая (3 группы, 58 детей, 10.5 часов  пребывания)

Педагогический состав:

Всего человек

образование

высшее

Средне-специальное

среднее

26

14

9

3


 

категории

1

2

высшая

Без категории

6 чел

3чел

4 чел

13 чел


 

 

 

Требования к трудовой дисциплине:

В учреждениях образования разработаны  правила внутреннего распорядка. Все работники под роспись  ознакомлены с правилами внутреннего  распорядка.

  1. Поощрение за успехи в работе:

- за образцовое выполнение трудовых  обязанностей 

-успехи в обучении и воспитании

И т.д. применяются следующие поощрения:

-объявление благодарности;

-выдача премии;

-награждение ценными подарками;

-занесение на доску почёта;

 

Поощрение объявляется приказом заведующего  и доводится до сведения работника  «Ясли –сада»

 

В саду  хорошая планировка, помещения  светлые, в групповых комнатах  мебель подобранна по возрасту детей, также в групповых комнатах имеются  :игровые уголки, уголки труда, уголки  где располагаются  цветы.

 В саду  для гаждой возрастной группы отведена своя  площадка для прогулок.

В спортивной комнате имеется всё ,что нужно по программе « пролеска» и т.д.

 

 

6. Модернизация управления дошкольным образовательным учреждением связывается с многообразием видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов, мотивационного программно-целевого управления, соуправления, рефлексивного управления и самоуправления. Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы

— демократизации и гуманизации; 
— системности и целостности управления; 
— централизации/децентрализации; 
— взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);  
— единоначалия и коллегиальности; 
— объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

На современном этапе  существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в  частности, такие, как:

  • совмещение инновационных программ с существующими в ДОУ;
  • раскол педагогического сообщества и сосуществование представителей различных педагогических концепций;
  • несоответствие новых типов дошкольных образовательных учреждений ожиданиям, требованиям родителей;
  • потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;
  • потребность в новых педагогических кадрах;
  • приспособление новшеств к новым условиям;
  • проблема изменения, оптимизации, замены новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного;
  • проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

Информация о работе Система дошкольного образования Республики Беларусь