Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:58, курсовая работа
Сегодня в связи с необходимостью рационально и оперативно решать образовательные проблемы возрастает роль системы методической работы, правильная организация которой является важнейшим средством повышения качества образования, а реальный уровень ее организации в учреждении образования становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. Поэтому нужно рассматривать организацию системы методической работы как нечто первостепенное.
Цель исследования – выявление проблем в организации системы методической работы в учреждении образования.
Введение 3
1.Теоретические аспекты методической работы 5
2. Методологические основания методической работы 12
3. Содержание структурных компонентов системы методической работы 23
Заключение 25
Список использованных источников 27
Организационно-педагогические основы системы методической работы в учреждении дошкольного образования
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Современные реалии, объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития воспитанников обуславливают необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в учреждении образования, делают научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой.
Методическая работа как особое направление в педагогике учебных заведений появилась в конце прошлого века, когда стала осознаваться необходимость изменения традиционных подходов к пониманию сущности методической работы, ориентированной на важные актуальные, но узко прагматические задачи профессионального роста специалиста, что значительно редуцировало ее возможности в сфере влияния на личностное становление субъектов методической работы.
Общие и специфические особенности методической работы педагога исследовались в XVII - начале XX вв. П.Ф.Каптеревым, Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, С.Т. Шацким и др., которые задачи методической работы видели в создании методов и методик на основе знания предмета и с учетом возрастных особенностей детей. Подходы к пониманию сущности и новых форм методической работы были раскрыты в исследованиях Ю.К. Бабанского, С.Ж. Гончаровой, Т.Ф. Есенковой, Л.П. Ильенко, Н.В. Немовой, В.П. Симонова, Н.М. Полевиной, М.М. Поташника, Г.В. Юдаковой. Представления о внутришкольной системе методической работы как условии повышения квалификации педагогических кадров рассматриваются В.И. Гончаровой, С.В. Кульневичем, В.С. Лазаревым, В.М. Лизинским и др.
Разнообразные формы организации методической работы с педагогами представлены в работах О. Л. Зверевой, К. Ю. Белой, А.Н. Котко. О необходимости использования активных форм работы с педагогами в процессе методической работы говорят В. П. Дуброва, Е. П.Милашевич.
Сегодня в связи с необходимостью рационально и оперативно решать образовательные проблемы возрастает роль системы методической работы, правильная организация которой является важнейшим средством повышения качества образования, а реальный уровень ее организации в учреждении образования становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. Поэтому нужно рассматривать организацию системы методической работы как нечто первостепенное.
Цель исследования – выявление проблем в организации системы методической работы в учреждении образования.
Объект исследования - методическая работа.
Предмет исследования – организационно-педагогические основы системы методической работы в учреждении образования.
Задачи исследования:
3. Раскрыть системный характер методической работы.
Методы исследования – теоретический и методологический анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы; обобщение, сравнение и систематизация выводов психолого-педагогических исследований по вопросам методической деятельности;
1. Теоретические аспекты методической работы
Методическая работа занимает особое место в системе управления образовательным учреждением. Это система обучения педагогического персонала непосредственно на рабочих местах, в процессе деятельности, что, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Методическая работа является важным звеном в целостной системе повышения квалификации кадров, включающей внешние и внутренние её формы (обучение на курсах повышения квалификации, стажировки в ВУЗах, участие в научно-методической и исследовательской работе).
Опираясь на исследования Ю.К. Бабанского, под методической работой в образовательном учреждении нужно понимать часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, в рамках которой осваиваются, экспертируются и разрабатываются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические или управленческие действия [1, с. 20].
По утверждению Ю.К. Бабанского, методическая работа направлена на формирование коллектива единомышленников, объединенного едиными целями, стремлением к созданию «авторской модели» дошкольного учреждения, коллектива, где внедряются современные научные исследования и лучший педагогический опыт образования детей [1].
В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, Т.И. Шамова представляют методическую работу образовательного учреждения в виде управленческой системы, в которой определяют цель, задачи, функции, методы и формы организации.
Именно система
методической работы, утверждают авторы,
представляет и руководителю и педагогу
право выбора индивидуальной траектории
профессионального роста и
Л.П. Ильенко, А.М. Моисеев также полагают, что методическая работа – это целостная система, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса, система взаимосвязи мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом… на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития детей. [2, с.84].
По мнению А.М. Моисеева, методическая работа является важным звеном в целостной общегосударственной системе повышения квалификации и системе непрерывного образования педагогических кадров.
В педагогической энциклопедии методическая работа рассматривается как деятельность по освоению наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся; деятельность по повышению уровня профессиональной компетентности педагога в организации и реализации воспитательно-образовательного процесса; обмене опытом между членами педагогического коллектива, выявлении и пропаганде актуального педагогического опыта [цит. по 3, с19].
Т.Н. Макарова характеризует методическую работу с позиции мероприятий управленческого характера, направленных на обеспечение образовательного процесса учреждения. «Методическая работа – это основной вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса» [4, с 18].
К.Ю. Белая рассматривает методическую работу в современном дошкольного учреждения как целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта систему взаимосвязанных мер, направленных на: повышение профессионального мастерства каждого педагога;
на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива; повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса [5, с. 88].
Л.И. Фалюшина дает
более широкое определение «
Следовательно, большая часть авторов считает, что методическая работа в образовательном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий , направленных на совершенствование воспитательно-образовательного процесса, достижение определенного уровня образования, воспитания и развития детей и повышение профессионального роста педагогов учреждения.
При формулировании задач методической работы образовательного учреждения, следует учитывать полифункциональность методической работы.
Исходя из
системного анализа социально-
К программно-целевым функциям относятся: компенсаторная,
восстановительная, коррекционная, прогностическая,
развивающая. Под данными функциями подразумевается
прежде всего выделение группы принципиальных
целевых установок, обусловленных общественными
потребностями в эффективности, результативности
качества труда педагогического коллектива
на конкретном этапе социально-экономического
развития страны. Методическая работа,
проводимая в учреждении образования,
призвана пополнить знания и умения педагогов,
расширить их и углубить, восстановить
утраченные, подкорректировать имеющиеся
и вооружить новыми, которые необходимы
для успешной реализации учебно-воспитательного
процесса. Все эти функции должны быть
заложены в содержание, формы и методы
организации профессионального развития
педагогических кадров.
Процессуально-технологические
функции в процессе повышения
профессионального уровня педагогов
выполняют двоякую роль. С одной
стороны, диагностика, моделирование,
организация функционирования, развития
и координации системы методической работы
входят в круг ее задач, целевых установок,
а с другой – являются необходимым условием,
ее динамической основой. Логика выделения
процессуально-технологических функций
непрерывного повышения квалификации
вытекает из закономерностей процесса
управления системами, из основных этапов
универсального управленческого цикла.
Социально-психологические функции включают: ориентационную, адаптационную, мотивационную, креативную, а также функцию стимулирования. Эти функции призваны способствовать самоопределению кадров в профессиональных ориентирах, повышению их мотивации, созданию благоприятного микроклимата в коллективе, условий для формирования мастерства и творчества каждого члена педагогического сообщества [7 с.34].
Содержательно и достаточно системно представлены функции методической работы у Л.М. Волобуевой. Автор предлагает следующее их содержание:
– информационная – направлена на сбор и обработку информации по проблемным вопросам методической работы учреждения, на выявление и создание банка данных по актуальным вопросам деятельности образовательного учреждения;
– аналитическая - направлена на изучение фактического состояния методической работы и обоснованности применения способов, средств, воздействий для достижения целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку решающих механизмов по ее совершенствованию;
– планово-прогностическая - основа деятельности методической работы учреждения. Она направлена на выбор как идеальной, так и реальной цели и разработку планов по ее достижению.
– проектировочная - направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности учреждения; [8, с.28]
– организационно-
– создать условия
для повышения
– обучающая функция методической работы (повышение квалификации) направлена на повышение и развитие профессиональной компетенции конкретного педагога в осуществлении воспитательно-образовательного процесса, т.е. вооружение педагога актуальными педагогическими знаниями и технологиями, развитие его общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности;
– контрольно-диагностическая - занимает особое место в методической работе и реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответствие функционирования и развития методической деятельности учреждения [8].
– установка нормативных требований к обучающей деятельности педагога и ребенка;