Организационно-педагогические основы системы методической работы в учреждении дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Сегодня в связи с необходимостью рационально и оперативно решать образовательные проблемы возрастает роль системы методической работы, правильная организация которой является важнейшим средством повышения качества образования, а реальный уровень ее организации в учреждении образования становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. Поэтому нужно рассматривать организацию системы методической работы как нечто первостепенное.
Цель исследования – выявление проблем в организации системы методической работы в учреждении образования.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические аспекты методической работы 5
2. Методологические основания методической работы 12
3. Содержание структурных компонентов системы методической работы 23
Заключение 25
Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ИВАЩЕНКО 1 новейш вар.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

Организационно-педагогические основы системы методической работы в учреждении дошкольного образования

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современные реалии, объективные  потребности совершенствования  образования, воспитания и развития воспитанников обуславливают необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в учреждении образования, делают научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой.

 Методическая  работа как  особое направление в педагогике учебных  заведений появилась в конце прошлого века, когда стала осознаваться необходимость изменения традиционных подходов к пониманию сущности методической работы, ориентированной на важные актуальные, но узко прагматические задачи профессионального роста специалиста, что значительно редуцировало ее возможности в сфере влияния на личностное становление субъектов методической работы.

Общие и специфические  особенности методической работы педагога исследовались в XVII - начале XX вв.  П.Ф.Каптеревым, Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, С.Т. Шацким и др., которые задачи методической работы видели в создании методов и методик на основе знания предмета и с учетом возрастных особенностей детей. Подходы к пониманию сущности и новых форм методической  работы были раскрыты в  исследованиях Ю.К. Бабанского, С.Ж. Гончаровой, Т.Ф. Есенковой, Л.П. Ильенко, Н.В. Немовой, В.П. Симонова, Н.М. Полевиной, М.М. Поташника, Г.В. Юдаковой. Представления о внутришкольной системе методической работы как условии повышения квалификации педагогических кадров рассматриваются В.И. Гончаровой, С.В. Кульневичем, В.С. Лазаревым, В.М. Лизинским и др.

Разнообразные формы организации методической работы с педагогами представлены в  работах О. Л. Зверевой, К. Ю. Белой, А.Н. Котко. О необходимости использования активных форм работы с педагогами в процессе методической работы говорят В. П. Дуброва, Е. П.Милашевич.

Сегодня в связи  с необходимостью рационально и  оперативно решать образовательные  проблемы возрастает роль системы методической работы, правильная организация которой является важнейшим средством повышения качества образования, а реальный уровень ее организации в учреждении образования становится одним из важнейших критериев оценки его деятельности. Поэтому нужно рассматривать организацию системы методической работы как нечто первостепенное.

Цель исследования – выявление проблем в организации системы методической работы в учреждении образования.

Объект  исследования -  методическая работа.

Предмет исследования – организационно-педагогические основы системы методической работы в учреждении образования.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать теоретические основы методической работы, ее задачи и функции.
  2. Определить основные подходы и принципы методической работы.

3.      Раскрыть системный характер методической работы.

Методы исследования – теоретический и методологический анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы; обобщение, сравнение и систематизация выводов психолого-педагогических исследований по вопросам методической деятельности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты методической работы

 

Методическая  работа занимает особое место в системе управления образовательным учреждением. Это система обучения педагогического персонала непосредственно на рабочих местах, в процессе деятельности, что, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Методическая работа является важным звеном в целостной системе повышения квалификации кадров, включающей внешние и внутренние её формы (обучение на курсах повышения квалификации, стажировки в ВУЗах, участие в научно-методической и исследовательской работе).

Опираясь на исследования Ю.К. Бабанского, под методической работой в образовательном учреждении нужно понимать часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, в рамках которой осваиваются, экспертируются и разрабатываются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические или управленческие действия [1, с. 20].

По утверждению  Ю.К. Бабанского, методическая работа направлена на формирование коллектива единомышленников, объединенного едиными целями, стремлением к созданию «авторской модели» дошкольного учреждения, коллектива, где внедряются современные научные исследования и лучший педагогический опыт образования детей [1].

В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, Т.И. Шамова представляют методическую работу образовательного учреждения в виде управленческой системы, в которой определяют цель, задачи, функции, методы и формы организации.

Именно система  методической работы, утверждают авторы, представляет и руководителю и педагогу право выбора индивидуальной траектории профессионального роста и развития, дает возможность обеспечить личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь в реализации традиционных и инновационных моделей организации педагогической деятельности.

Л.П. Ильенко, А.М. Моисеев также полагают, что методическая работа – это целостная система, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса, система взаимосвязи мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом… на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития детей. [2, с.84].

По мнению А.М. Моисеева, методическая работа является важным звеном в целостной общегосударственной системе повышения квалификации и системе непрерывного образования педагогических кадров.

В  педагогической энциклопедии методическая работа рассматривается  как деятельность по освоению наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся; деятельность по повышению уровня профессиональной компетентности педагога в организации и реализации воспитательно-образовательного процесса; обмене опытом между членами педагогического коллектива, выявлении и пропаганде актуального педагогического опыта [цит. по 3, с19].

Т.Н. Макарова характеризует методическую работу с позиции мероприятий управленческого характера, направленных на обеспечение образовательного процесса учреждения. «Методическая работа – это основной вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса» [4, с 18].

К.Ю. Белая рассматривает  методическую работу в современном  дошкольного учреждения как целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта систему взаимосвязанных мер, направленных на: повышение профессионального мастерства каждого педагога;

 на развитие  творческого потенциала всего  педагогического коллектива; повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса [5, с. 88].

Л.И. Фалюшина дает более широкое определение «методической  работы» – «это система внутренней организационной педагогической и  управленческой деятельности администрации  и коллектива образовательного учреждения, направленная на обеспечение непрерывного совершенствования педагогической квалификации и профессионального мастерства педагога в целях повышения качества учебно-воспитательного процесса» [6, с. 160].

Следовательно, большая часть авторов считает, что методическая работа в образовательном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий , направленных на совершенствование воспитательно-образовательного процесса, достижение определенного уровня образования, воспитания и развития детей и повышение профессионального роста педагогов учреждения.

 При формулировании задач методической работы образовательного учреждения, следует учитывать полифункциональность методической работы.

 Исходя из  системного анализа социально-целевых  установок, содержания деятельности, структуры и особенностей процессов  функционирования и развития методической работы, представляется целесообразным вычленить и сгруппировать объективно ей присущие следующие функции: программно-целевые, процессуально-технологические и социально-психологические.                                                                                                          

   К программно-целевым функциям относятся: компенсаторная, восстановительная, коррекционная, прогностическая, развивающая. Под данными функциями подразумевается прежде всего выделение группы принципиальных целевых установок, обусловленных общественными потребностями в эффективности, результативности качества труда педагогического коллектива на конкретном этапе социально-экономического развития страны. Методическая работа, проводимая в учреждении образования, призвана пополнить знания и умения педагогов, расширить их и углубить, восстановить утраченные, подкорректировать имеющиеся и вооружить новыми, которые необходимы для успешной реализации учебно-воспитательного процесса. Все эти функции должны быть заложены в содержание, формы и методы организации профессионального развития педагогических кадров.                                                                                                     В группу процессуально-технологических входят следующие функции: диагностическая, моделирующая, организаторская, координирующая, контрольно-мониторинговая, информационно-аналитическая.    

Процессуально-технологические  функции в процессе повышения  профессионального уровня педагогов  выполняют двоякую роль. С одной  стороны, диагностика, моделирование, организация функционирования, развития и координации системы методической работы входят в круг ее задач, целевых установок, а с другой – являются необходимым условием, ее динамической основой. Логика выделения процессуально-технологических функций непрерывного повышения квалификации вытекает из закономерностей процесса управления системами, из основных этапов универсального управленческого цикла.                                     

Социально-психологические  функции включают: ориентационную, адаптационную, мотивационную, креативную, а также функцию стимулирования. Эти функции призваны способствовать самоопределению кадров в профессиональных ориентирах, повышению их мотивации, созданию благоприятного микроклимата в коллективе, условий для формирования мастерства и творчества каждого члена педагогического сообщества [7 с.34]. 

Содержательно и достаточно системно представлены функции методической работы у Л.М. Волобуевой. Автор предлагает следующее их содержание:

– информационная – направлена на сбор и обработку  информации по проблемным вопросам методической работы учреждения, на выявление и создание банка данных по актуальным вопросам деятельности образовательного учреждения;

– аналитическая - направлена на изучение фактического состояния  методической работы и обоснованности применения способов, средств, воздействий для достижения целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку решающих механизмов по ее совершенствованию;

– планово-прогностическая - основа деятельности методической работы учреждения. Она направлена на выбор  как идеальной, так и реальной цели и разработку планов по ее достижению.

– проектировочная - направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности учреждения; [8, с.28]

– организационно-координационная  должна учитывать на основе данных проблемно-ориентированного анализа конкретную ситуацию в учреждении, обеспечивать возможность каждому педагогу повысить уровень профессиональной компетенции, обеспечить педагогам возможности постоянного обновления теоретических и методических знаний;

– создать условия  для повышения профессионального  мастерства и обмена передовым педагогическим (и методическим) опытом [9, с. 21].

– обучающая  функция методической работы (повышение  квалификации) направлена на повышение  и развитие профессиональной компетенции конкретного педагога в осуществлении воспитательно-образовательного процесса, т.е. вооружение педагога актуальными педагогическими знаниями и технологиями, развитие его общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности;

– контрольно-диагностическая - занимает особое место в методической работе и реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответствие функционирования и развития методической деятельности учреждения [8].

– установка нормативных требований к обучающей деятельности педагога и ребенка;

Информация о работе Организационно-педагогические основы системы методической работы в учреждении дошкольного образования