Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:21, курсовая работа
В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают и им на смену приходят новые концепции и идеи. Проблема исследования: каковы возможности применения модульного принципа организации образовательного процесса в системе дошкольного образования.
Введение
Глава I Проблема организации образовательного процесса в современном дошкольном учреждении
1.1Подходы к образовательному процессу в дошкольном образовательном учреждении
1.2Федеральные государственные требования и современные принципы образовательного процесса
Глава II Анализ модулей как инновации в системе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
2.1 Характеристика модульного принципа организации
2.2 Характеристика модуля «Основы безопасности жизнедеятельности»
2.3 Характеристика модуля «Хлеб»
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Министерство образования и науки
УР БОУ СПО «Воткинский педагогический колледж
Им.П.И. Чайковского»
Курсовая работа
«Анализ модульного принципа обучения в системе дошкольного образования»
Выполнил: студент 3 курса,33 группы дошкольного отделения ВПК специальности 050705 «специальное дошкольное образование» очной формы обучения
Мартюшева К.А.
Научный руководитель: Белоногова Е.В
2012
Оглавление
Глава I Проблема организации образовательного процесса в современном дошкольном учреждении
Глава II Анализ модулей как инновации в системе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
2.1 Характеристика модульного
2.2 Характеристика модуля «Основы
безопасности
2.3 Характеристика модуля «Хлеб»
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают и им на смену приходят новые концепции и идеи.
В комплексных программах учебно-воспитательный процесс делился на виды деятельности, но постепенно выявились и недостатки такой системы работы: обучение приобрело черты сходства со школьным .Этому способствовало построение занятий по типу уроков и копирование школьной модели поведения детей: желая ответить, они должны были поднимать руку, а при ответе вставать. Такая система работы в дошкольном образовательном учреждении привела к закрепощению детей, к отказу от главного принципа дошкольной педагогики – обучение в процессе игры.
Такое положение не соответствовало возрастным особенностям детей. Обучение и игра стали разобщаться. Начались настойчивые поиски путей интеграции всех видов деятельности в единый педагогический процесс .
Был разработан модульный принцип педагогического процесса. Он дает возможность реализовать современные требования к организации работы в дошкольном учреждении ,опираясь на фундаментальные положения детской психологии и дошкольной педагогики .При таком подходе структурной единицей педагогического процесса становиться модуль занятий , т.е логическая нить ,объединяющая группу занятий по разным видам деятельности . Идея модульного принципа была высказана директором НИИ дошкольного образования академиком Н.И Поддьяковым.
«Доминирование интеграционных процессов накладывает свою печать на все стороны детской психики (интеллектуальную, эмоциональную, мотивационно- потребностную и должно определять стратегию и тактику воспитательно- образовательной работы с детьми» - Н.Н Поддьякова
Отличительной особенностью
модуля является наличие сюжета ,который
объединяет все занятия в единое
целое. Это может быть долговременная
игра или совместное интересное
дело. Сюжет ведет детей к конкретной
цели ,придает их деятельности определенный
смысл и положительную
Проблема исследования: каковы возможности применения модульного принципа организации образовательного процесса в системе дошкольного образования.
Объект исследования: организация образовательного процесса в системе дошкольного образования
Предмет исследования: особенности применения модульного принципа в системе образовательного процесса
Гипотеза: если в процесс воспитания и обучения дошкольников использовать модульный принцип, то это будет способствовать реализации современных требований к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Статистическая гипотеза: Именно модульный принцип построения педагогического процесса:
Цель исследования: проанализировать модульное обучение в системе дошкольного образования.
Задачи:
Методы исследования: Поставленные задачи целесообразно решать с помощью следующих методов: анализ научной литературы, описание модулей как инновационной формы обучения в дошкольном образовании.
Глава I . Проблема организации образовательного процесса в современном дошкольном учреждении
Современные подходы к организации образовательного процесса в детском саду имеют глубокие корни в истории дошкольной педагогики. На всем протяжении существования общественного дошкольного образования этот вопрос решался разными способами, отзвук которых мы ощущаем и сейчас.
В сущности, можно говорить о трех подходах к этому вопросу.
Первый заключается в
понимании дошкольного
Второй подход к организации образовательного процесса в детском саду связан с объединением и выстраиванием занятий дошкольника под единым радикалом, который в современной психологии называют задачей возрастного развития. Надо сказать, что выстраивание образовательного процесса под единую задачу возраста, понятную как развитие той или иной отдельной психической функции, способности, хотя и делает программу целостной, но не несет в себе опасность значительного ограничения жизненного материала, обрубания его под определенную способность, неучета разных видов деятельности дошкольника, каждый из которых открывает свои развивающие горизонты.
Этот подход приводит к
утере осмысленности
Третий подход связан с так называемой «Новой школой» - с развернувшимся движением против формализованного академического школьного обучения, построенного на словесных методах (Ж.-О Декроли в Бельгии, Дж.Дьюи а США).
Суть этого направления – придание целостности и осмысленности образовательному процессу через сближение его с реальной жизненной практикой детей. Оно захватило и дошкольное образование, как бы противопоставляясь выхолощенной системе Ф. Фребеля, а в дальнейшем – искусственной, сужающей детские горизонты системе М. Монтессори.
При переходе в массовую практику и эта система приобрела формализованный и выхолощенный характер.
Все эти имевшиеся в истории подходы к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с течением времени потеряли свою систематичность. Но частично они отзываются в современных дошкольных образовательных программах.
Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.
Инновационные процессы на
современном этапе развития общества
затрагивают в первую очередь
систему дошкольного
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
На современном этапе
развития России происходят изменения
в образовательных процессах: содержание
образования усложняется, акцентируя
внимание педагогов дошкольного
образования на развитие творческих
и интеллектуальных способностей детей,
коррекции эмоционально-
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
На современном этапе модернизации отечественного образования жизненно необходимо внедрение новых педагогических технологий, при использовании которых возможно оптимальное решение образовательных задач. Между тем все еще не разработаны теоретические основы проектирования инновационных технологий обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении в условиях поликультурного и поли этнического пространства. Тем не менее, наиболее вариативные пути совершенствования образовательно-воспитательного процесса в ДОУ содержатся, в модульном подходе к обучению и воспитанию дошкольников.
Анализ Федеральных Государственных требований
1. Определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, то есть объем и соотношение частей. Содержание дошкольного образования рассматривается только с точки зрения совокупности «содержательных» частей программы, в которых оно реализуется.
2. Содержание дошкольного
Общим основанием для классификации содержания дошкольного образования в обоих документах является деятельностный подход, то есть в первую очередь учитывались так называемые детские виды деятельности. Однако есть и различия.
3. Исключением из
В основе остальных образовательных областей находятся следующие виды детской деятельности:
- двигательная деятельность (активность) («Физическая культура»),
- игровая («Социализация»),
- трудовая («Труд»),
- восприятие художественной
Информация о работе Анализ модульного принципа обучения в системе дошкольного образования