Система дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:14, контрольная работа

Описание работы

Система дошкольного образования является подсистем общей системы образования страны. Под дошкольным образованием понимается разносторонний целенаправленный процесс воспитания и обучения, обеспечивающий физическое психологическое развитие ребенка, исходя из его индивидуальных, возрастных особенностей, своевременный и полноценный переход на следующую ступень образовательной системы - начальную школу.

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ.docx

— 41.01 Кб (Скачать)

вторую младшую (от трех до четырех лет);

среднюю (от четырех до пяти лет);

старшую (от пяти до семи лет);

разновозрастную (от одного года до семи лет);

санаторную первого раннего возраста (до одного года);

санаторную второго раннего возраста (от одного года до двух лет);

санаторную первую младшую (от двух до трех лет);

санаторную вторую младшую (от трех до четырех лет);

санаторную среднюю (от четырех до пяти лет);

санаторную старшую (от пяти до семи лет);

интегрированного обучения и воспитания.

Наполняемость групп не должна превышать:

первого раннего возраста – 7 воспитанников;

второго раннего возраста – 10 воспитанников;

первой младшей – 15 воспитанников;

второй младшей – 20 воспитанников;

средней – 20 воспитанников;

старшей – 20 воспитанников;

разновозрастной – 12 воспитанников;

санаторной первого раннего возраста – 10 воспитанников;

санаторной второго раннего возраста – 10 воспитанников;

санаторной первой младшей  – 10 воспитанников;

санаторной второй младшей  – 15 воспитанников;

санаторной средней – 15 воспитанников;

санаторной старшей – 15 воспитанников. [3]

 

 

5. Роль  и функции психологической,  социальной, управленческой службы  в системе дошкольного образования

 

Одной из важнейших структурных  единиц системы образования является психологическая служба, основная цель которой обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному  развитию ребенка.

 К основным видам  деятельности детского психолога  относятся: психологическое просвещение;  психологическое консультирование; развивающая и коррекционная  деятельность; психологическая диагностика.  Особо следует подчеркнуть значимость  психопрофилактической направленности  деятельности психолога. Психопрофилактическая  деятельность может осуществляться  как через непосредственную работу  с дошкольниками (проведение развивающих  занятий, коммуникативных тренингов,  психодиагностики, обучения элементам  аутотренинга), так и опосредованно  через консультативную и просветительскую  работу с родителями и педагогами.

Психологическое просвещение  является одной из форм психопрофилактики. Основной задачей данного вида деятельности выступает приобщение детей и взрослых к психологическим знаниям.

Психологическое консультирование проводится с целью содействия педагогам  и родителям в выборе способов решения имеющихся у них проблем.

  Психологическая диагностика - выявление возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, осуществление контроля за ходом их психического и личностного развития, определение причин его отклонения.

  Развивающая и коррекционная деятельность обеспечивает соответствие развития возрастным нормативам, помогает индивидуализировать процесс воспитания и обучения, развивать не только актуальные, но и потенциальные возможности детской личности. [4]

 Социальная служба  в детском дошкольном учреждении  призвана создать условия для  полноценной социализации, развития  и воспитания личности ребенка  в сфере ближайшего окружения:  образовательном учреждении, семье,  по месту жительства, в детских  объединениях и т.д. Социальный  педагог участвует в создании  и реализации региональных программ  социального воспитания. Защищает  права и интересы детей. Обеспечивает  социально-педагогическую поддержку  и помощь семье в развитии  и воспитании ребенка, выступает  их представителем в учреждении  образования, различных инстанциях, привлекая в этих целях других  специалистов. Ведет работу с  семьями социального риска. Организует  учет детей, которые испытывают  трудности в социализации, нуждаются  в опеке (попечительстве), находятся  в экстремальных ситуациях и  принимает адекватные меры по  оказанию им социально-педагогической  помощи и поддержки. Пропагандирует  и содействует внедрению среди  детей, их семей здорового образа  жизни. Обеспечивает социально-педагогическую  помощь и поддержку детям с  особенностями умственного и  физического развития, способствует  их социальной адаптации в  обществе, способствует становлению  и развитию у детей общечеловеческих  ценностей, общественно регулируемых  норм и правил поведения в  обществе. Оказывает консультационную  социально-педагогическую помощь  родителям, педагогам, детям. Взаимодействует  в решении социально-педагогических  проблем с органами власти  и местного самоуправления, заинтересованными  ведомствами и учреждениями, общественными  организациями. [4]

Управление учреждением  дошкольного образования осуществляется в соответствии с законодательством  Республики Беларусь, в том числе  настоящим Положением, уставом учреждения дошкольного образования, и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

Управление учреждением  дошкольного образования осуществляет руководитель, который назначается  на должность и освобождается  от занимаемой должности в установленном  законодательством порядке.

Руководитель учреждения дошкольного образования в деятельности по управлению этим учреждением образования  взаимодействует с органами самоуправления учреждения дошкольного образования.

К органам самоуправления учреждения дошкольного образования  относятся:

совет учреждения дошкольного  образования;

педагогический совет  учреждения дошкольного образования;

попечительский совет  учреждения дошкольного образования;

родительский комитет  учреждения дошкольного образования. [3]

Цель управленческой деятельности в дошкольном учреждении – это  обеспечение оптимального функционирования всех систем, высокой эффективности  воспитательно-образовательного процесса при наименьших затратах времени и сил.

Это сложный процесс, складывающийся из правильного выбора целей и  задач, изучения и глубокого анализа  доступного уровня воспитательной работы, системы рационального планирования; выявления и распространения  передового педагогического опыта  и использования достижений педагогической науки в подготовке педагогов  к работе с детьми; осуществление  органического единства воспитания и обучения детей на занятиях и  в повседневной жизни; эффективного контроля и проверки исполнения решений.

Эффективность деятельности управления в дошкольном образовательном  учреждении во многом определяется соответствием  индивидуальных черт руководителя тем  социальным ролям и функциям, которые  он призван выполнять. Сюда же необходимо причислить такие важнейшие средства успешной управленческой деятельности как профессиональная этика и  стиль деятельности управления (стиль  общения).

Управление должно обеспечить стабильное функционирование дошкольного  образовательного учреждения и в  то же время его развитие, т.е. изменения, перестройку в соответствии с  новыми педагогическими идеями.

Управленческая деятельность в дошкольном образовательном учреждении имеет циклический характер, т.е. представляет собой совокупность связанных  между собой стадий, составляющих законченный круг развития.

6. Особенности оказания помощи  семье в выборе индивидуального  образовательного маршрута 

для ребенка

 

В работе с семьей большое  значение имеет учёт, который помогает видеть результаты, а это в свою очередь дает возможность делать педагогически обоснованные выводы и ставить совместно с родителями определенные задачи по образованию  детей.

Формы работы  могут быть самые разные, но приоритет остаётся за индивидуальной формой.

Особый подход требуется  в таких случаях, когда родители необоснованно восхищаются талантами  и способностями своих детей  и тем самым закрепляют у них  преувеличенное мнение о себе.

В работе с семьей большое  значение имеет учёт, который помогает видеть результаты, а это в свою очередь дает возможность делать педагогически обоснованные выводы.

Особенно полезны индивидуальные беседы и консультации, посещения  семьи ребенка.

Индивидуальные беседы с  родителями не должны быть случайными, во время прихода детей или  ухода вечером домой. Настоящая  беседа проводится  в удобное  для родителей время, в спокойной  обстановке. Такая беседа требует  от воспитателя специальной подготовки материала:  сведений о ребенке, о  его интересах, поведении, подбора  рисунков и поделок.

Индивидуальная работа с  родителями обязательно должна сочетаться с коллективными формами работы. [2]

Планируя работу с родителями, педагогам важно направить усилия на установление доверительных отношений  с ними, постоянное совершенствование  форм и содержания взаимодействия по вопросам воспитания и обучения воспитанников. Необходимо исключить формальный подход к сотрудничеству, базирующийся только на заполнении документации.

Таким образом, реализуя систему  работы по взаимодействию дошкольного  учреждения и семьи, необходимо прогнозировать ожидаемые результаты:

изменение характера вопросов родителей к педагогам и заведующей дошкольным учреждением как показатель роста их педагогических интересов, знаний о воспитании и развитии детей  в семье;

стремление родителей  анализировать собственный опыт и опыт других родителей по воспитанию и обучению детей дошкольного  возраста;

появление у родителей  осознанного отношения к участию  в мероприятиях в рамках взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, стремление и умение понимать ребенка, анализировать свои достижения и  ошибки;

изменения в неблагополучных  семьях, положительная динамика в  работе с семьями детей, находящимися в социально опасном положении. [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.  Закон Республики  Беларусь «О правах ребенка» // Адукацыя i выхаванне . – 1994. - № 2. – С.39-47

2. Ковальчук Я.И. Индивидуальный  подход в воспитании ребенка  / Я.И. Ковальчук. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.

3. кодекс

4. концепция

5. стандарт

6. Управление в системе  образования Республики Беларусь / Под ред. Г.Д. Дыляна – Мн.: ООО «Асар», 2004. – 176 с.

7. статья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

В дошкольных учреждениях  идет поиск новых педагогических технологий и развитие устоявшихся  традиционных технологий - репродуктивных ("Делай, как я"), предполагающих использование общепринятых способов действий при решении практической или умственной задачи. Современные  развивающие технологии направлены как на процесс обучения, так и  на развитие психических процессов  ребенка, формирование его личностных качеств, интеллектуально-творческих способностей, физического развития. Разделение образовательных технологий на обучающие, воспитательные, развивающие условно. На практике они комплексны, взаимосвязаны, взаимопроникаемы. В условиях гуманизации образования технологии должны строиться на позитивном восприятии ребенка педагогом (восприятии ребенка таким, каков он есть; настроенности на внутренний мир личности, выявлении, раскрытии того, что заложено в ребенке природой; обучении в зоне ближайшего развития), на воспитании без принуждения и насилия; на позициях педагогической поддержки; позициях свободы и творчества; использования педагогических возможностей ведущего вида деятельности дошкольника - игры; построения любой педагогической технологии на диагностической основе. Образование - это всегда взаимодействие субъектов. Эффективность его зависит от открытости ребенка образовательному воздействию. Успешность применяемой технологии обеспечивается отношением к ребенку как к высшей ценности, доверии к нему, признании в ребенке своего соавтора, соблюдении всех его прав. [5]

В современных условиях эффективная  реализация дошкольными учреждениями социальной, педагогической, психологической  функций позволяет устанавливать  паритетное взаимодействие с семьей, обусловливает формирование ее доверия  к профессиональной деятельности педагогов. Понимание руководителями, педагогами особенностей и тенденций развития современной семьи, практическая подготовленность педагогов дошкольного учреждения к работе с родителями, общественностью  по воспитанию, обучению и развитию воспитанников являются главными факторами  в формировании благоприятного образовательного пространства для каждого воспитанника детского сада.

Информация о работе Система дошкольного образования