Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 11:46, шпаргалка
Гигиеническая организация бодрствования детей.
Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения раннего или сильного утомления во время бодрствования огромное значение имеет правильная организация режима их жизни.
Дети, увлеченные интересной деятельностью, долго не чувствуют утомления. В иных случаях короткие, но неправильно организованные виды деятельности могут быть значительной нагрузкой для нервной системы ребенка, привести к быстрому утомлению. Учитывая это, при организации бодрствования ребенка, занятий, игр необходимо строго соблюдать гигиенические требования.
Позвоночник у новорожденного выпрямлен, не имеет физиологических изгибов. Они появляются позднее, по мере роста ребенка и формирования новых функций. Позвоночник ребенка отличается очень большой гибкостью. Неблагоприятные внешние воздействия, длительно сохраняющаяся неправильная поза легко могут вызвать его искривления.
Ребенок рождается с зачатками молочных и постоянных зубов, которые прорезываются в определенные сроки. Сроки прорезывания молочных зубов и их смены на постоянные во многом зависят от состояния организма, поступления и обмена минеральных веществ, индивидуальных (наследственных) особенностей. Значительная задержка прорезывания зубов заставляет задуматься о латентном (вялом) течении рахита или отклонениях в формировании костной ткани организма, обусловленных каким-либо заболеванием.
Мышцы новорожденного и ребенка грудного возраста составляют около 25% массы его тела. Новорожденный обладает только хаотичной двигательной активностью. Координированные мышечные движения проявляются вначале у мышц шеи, что выражается в удерживании головы; затем при соответствующих условиях формируется хватательная функция кисти, которой предшествует развитие мышц плеча и предплечья; позже наблюдаются координированные движения туловища и нижних конечностей. Становлению координации и силы мышц в значительной степени способствуют гимнастика и массаж, которые необходимо проводить со второго месяца жизни ребенка.
Становление костно-мышечной системы в значительной мере зависит от поступления необходимых для формирования костной и мышечной ткани питательных веществ. Вторым существенным условием ее оптимального развития является рациональный режим статических и динамических нагрузок, обеспечение достаточной двигательной активности. Для его соблюдения необходима правильная организация бодрствования, включающая наряду с физическими упражнениями достаточную возможность для подвижных игр.
16.Гигиеническая организация физических упражнений для укрепления здоровья и развития детей
Систематические физические упражнения содействуют развитию всех органов и систем, и в первую очередь двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость ребенка. Интенсивная активность мышц влечет за собой усиление сердечной деятельности, иными словами, тренировку сердца – органа, от работы которого зависит обеспечение организма кислородом и питательными веществами.
С первых месяцев жизни над кроваткой
ребенка подвешивают яркие
Организованные формы двигательной деятельности должны включать: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание и т.п. Упражнения и подвижные игры подбирают с учетом воздействия на группы мышц, участвующих в сохранении правильного положения туловища, головы, плечевого пояса.
Разнообразное спортивное оборудование: гимнастические стенки, заборчики для лазания, горки, стойки для прыжков, а также мячи, обручи, флажки и др. – позволяет детям быстрее усвоить нужные движения, делает занятия более увлекательными и менее утомительными.
В теплое время года занятия по развитию движений следует проводить на воздухе. Одежда во время занятий должна быть легкой, не стесняющей движений: дети занимаются в майках, трусах, носках и тапочках. Для реализации двигательной деятельности детей следует использовать оборудование и инвентарь физкультурного зала и спортивных площадок.
17.Предмет и задачи дисциплины
Педиатрия – наука о здоровом и больном ребенке. Она охватывает физиологию, диететику, гигиену, патологию и лечение ребенка от рождения и до наступления половой зрелости.
Современная педиатрия уделяет особенно большое внимание вопросам профилактики заболеваний, вопросам гигиены детей и подростков.
Дошкольная гигиена как наука изучает влияние факторов внешней среды на развитие и состояние здоровья детей раннего и дошкольного возраста. Учитывая возрастные особенности, дошкольная гигиена разрабатывает мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей, их гармоническое развитие и правильное воспитание в дошкольном учреждении. Она вооружает работников дошкольных учреждений необходимыми правилами и нормативами, соблюдение которых обеспечивает успешное проведение всей воспитательной работы, содействует нормальному физическому и психическому развитию ребенка, улучшает здоровье детей.
В соответствии с задачами, кот. ставятся перед педиатрией и д/ш гигиеной, предметом их изучения являются: - возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста; - здоровье и физическое развитие детей; - причины заболеваний и травматизма у детей, меры их профилактики, первая помощь при несчастных случаях и травмах; - гигиена нервной системы, органов зрения, дыхания, пищеварения и др.; - физическое воспитание: - гигиенические основы питания детей; -гигиена среды дошкольных учреждений.
Педиатрия и дошкольная гигиена тесно связаны и в своих исследованиях опираются на опыт и достижения биологии, медицины, педагогики, психологии и других наук. Возрастная физиология и возрастная морфология человека служат естественнонаучной основой педиатрии и дошкольной гигиены.
Педиатрия и дошкольная гигиена используют методы исследования: методы гигиенического эксперимента, методы санитарного обследования и описания, эпидемиологический метод, физиологические методы, клинические методы, биохимические методы, сравнительный метод, санитарно-статистические методы, метод лабораторного эксперимента.
Санитарно-гигиенические и
Важной задачей работы с детским коллективом является профилактика заболеваний – осуществление ее невозможно без достаточных знаний о причинах возникновения болезней у детей, способах их передачи, симптомах, по которым их можно распознать.
18. Нервно-психическое развитие детей.
Главный психогигиенический фактор в воспитании детей – отношение к ним. Каждый ребенок лучше развивается, успешнее преодолевает те или иные негативные тенденции в своем состоянии, если он получает достаточно внимания, понимания и ласки со стороны взрослого. При общении с ребенком, при организации его жизнедеятельности обязательно должны учитываться индивидуальные особенности.
Нервно-психическое развитие детей оценивается по принятым в нашей стране показателям развития, которые отражают оптимальные последовательность и возрастные сроки формирования умений, а также уровень развития, который должен быть достигнут на каждом возрастном этапе. Нервно-психическое развитие оценивается в обстановке, близкой к естественной, с помощью игрушек, пособий, вопросов взрослого, опроса родителей и/или воспитателей.
На первом году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений в пределах ±15 дней от должного срока. Овладение умениями по одному или нескольким показателям с задержкой до одного месяца свидетельствует о замедлении темпа развития, что может быть вызвано индивидуальным ходом развития, заболеванием в период формирования умения, педагогической запущенностью. Выяснив причину отставания ребенка, необходимо применить соответствующие воспитательные и обучающие воздействия. Формирование детей с задержкой от одного до двух месяцев классифицируется как отставание, а более чем на два месяца – как значительное, серьезное отставание, требующее консультации специалистов.
На втором году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений в пределах квартала.
На третьем году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений в пределах одного полугодия.
У детей дошкольного возраста допускаются колебания в пределах года.
Дети с отклонениями в нервно-психическом
развитии (отставание в развитии, значительное
или глубокое отставание) и нарушениями
поведения должны быть обследованы в психолого-медико-
19. Грипп. Этиология, симптомы, профилактика, уход за больными детьми
Грипп – острое респираторное заболевание, характеризующееся выраженной интоксикацией организма и поражением слизистых оболочек дыхательных путей.
Этиология. Возбудитель гриппа – вирус трех типов А,В,С, имеет подтипы. Вирусы гриппа малоустойчивые во внешней среде, быстро погибают при кипячении, высушивании, воздействии ультрафиолетовых лучей. При t 0–4° С вирусы сохраняют активность в течение нескольких месяцев. Источник инфекции – вирусоноситель и больной человек. Пути передачи инфекции: воздушно-капельный, возможно – контактный.
Симптомы. Инкубационный период продолжается
от нескольких часов до 2– 3 суток. Заболевание
начинается остро. Выделяют два основных
синдрома: интоксикационный (начинается
в первый день болезни) и катаральный
(проявляется к концу 1–2 суток).
Осложнения: пневмония, менингит, отит.
Уход за больными детьми: постельный режим в лихорадящий период; обильное теплое питье, жаропонижающие, физические меры охлаждения – при температуре тела выше 38,5° С; противовирусные препараты, противокашлевые или отхаркивающие, противогриппозные препараты по предписанию врача, витаминотерапия.
Профилактика: специфическая – вакцинация; раннее выявление больных и изоляция их от здоровых; ограничение зрелищных и иных массовых мероприятий; в эпидемию гриппа обязательное ношение марлевых защитных масок работниками медицинских, торговых и других учреждений. Для экстренной профилактики применяют лекоцитарный интерферон. Его вводят методом закапывания в нос до 5 капель ежедневно 1–3 раза в сутки в течение всей эпидемии.
20. Дифтерия
Дифтерия — это острое инфекционное заболевание, которое сопровождается явлениями общей интоксикации, фиброзным воспалением миндалин, зева, гортани, носа, а также глаз, уха и половых органов. Возбудитель дифтерии — палочка Лефлера.
Палочка обладает высокой устойчивостью к факторам внешней среды и может сохранять свою патогенность даже в высушенном виде до нескольких недель.
Дифтерия чаще всего возникает в осенне-зимние месяцы, когда большую часть времени дети проводят в закрытом помещении, без достаточного количества свежего воздуха и солнца. Дифтерией болеют дети в возрасте от 1 года до 5 лет, но иногда и подростки и даже взрослые.
Заражение дифтерией обычно происходит воздушно-капельным путем при прямом контакте с больным дифтерией, выздоравливающим или здоровым бактерионосителем, реже — через предметы, которыми пользовался больной. Человек, переболевший дифтерией, приобретает довольно стойкий иммунитет, но наблюдаются случаи повторного заболевания.
Инкубационный период при дифтерии 2—10 дней. Симптомы заболевания очень разнообразны и в значительной степени зависят от места образования воспалительного процесса.
Дифтерия зева бывает легкой, средней и тяжелой и начинается с повышения температуры, головной боли, общего недомогания, незначительной боли в горле. Шейные лимфатические узлы увеличиваются, хотя остаются безболезненными. Несмотря на незначительное повышение температуры, наблюдается выраженная общая интоксикация (отравление) организма: ребенок очень бледен, вял, сонлив, плохо ест; появляются небольшая болезненность при глотании, умеренная гиперемия (покраснение) миндалин и налеты на них. Вначале ближайшие 1—2 дня налеты принимают вид пленки с гладкой поверхностью, которые плохо снимаются.
Дифтерия гортани, как правило, начинается с зева с постепенным переходом на гортань. Для этой формы заболевания является характерным постепенное нарастание основных признаков. Появление грубого лающего кашля, осиплость голоса. Дыхательные пути могут поражаться как изолированно, так и в сочетании с дифтерией зева или носа. Стеноз гортани развивается в результате появления плотной фибринозной пленки, вызывающей спазм мускулатуры гортани, и сопровождается отеком слизистой оболочки.
Дифтерия половых органов наблюдается у девочек. Иногда бывает самостоятельным заболеванием, но чаще сопровождает другие формы болезни. Половые органы краснеют, отекают, покрываются пленками серовато-гнойного цвета, отмечается болезненность при мочеиспускании.
Осложнения при дифтерии: поражение мышечной оболочки сердца, нервной системы, надпочечников, воспаление почек.
Раннее лечение (с 1—2-го дня заболевания) полностью предупреждает тяжелые формы дифтерии и ее осложнения.
При выявлении больного или подозрении на дифтерию ребенка или взрослого немедленно изолируют и показывают врачу. Больных после введения им противодифтерийной сыворотки отправляют в больницу. В детском учреждении проводится химическая дезинфекция.
Всем здоровым детям на третьем месяце жизни проводят активную иммунизацию против дифтерии (АКДС). Ревакцинация проводится через 1.5-2 года после законченной вакцинации и в 6 лет совместно с ревакцинацией от столбняка.