Шпаргалки по "Основам педагогики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 11:46, шпаргалка

Описание работы

Гигиеническая организация бодрствования детей.
Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения раннего или сильного утомления во время бодрствования огромное значение имеет правильная организация режима их жизни.
Дети, увлеченные интересной деятельностью, долго не чувствуют утомления. В иных случаях короткие, но неправильно организованные виды деятельности могут быть значительной нагрузкой для нервной системы ребенка, привести к быстрому утомлению. Учитывая это, при организации бодрствования ребенка, занятий, игр необходимо строго соблюдать гигиенические требования.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 162.26 Кб (Скачать)
  1. Гигиеническая организация бодрствования детей.

Для нормального развития нервной  системы детей и предупреждения раннего или сильного утомления  во время бодрствования огромное значение имеет правильная организация  режима их жизни.

Дети, увлеченные интересной деятельностью, долго не чувствуют утомления. В  иных случаях короткие, но неправильно  организованные виды деятельности могут  быть значительной нагрузкой для  нервной системы ребенка, привести к быстрому утомлению. Учитывая это, при организации бодрствования  ребенка, занятий, игр необходимо строго соблюдать гигиенические требования.

Организуя деятельность ребенка, надо учитывать не только возраст, но и  состояние здоровья, индивидуальные особенности, а также его жизненный  опыт.

Для детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет планируют не более 10 занятий в неделю, продолжительностью не более 8–10 мин. Допускается проводить одно занятие в первую и одно занятие во вторую половину дня.

Максимально допустимый объем недельной  образовательной нагрузки для детей  дошкольного возраста:

в младшей группе – 11 занятий по 10–15 мин,

в средней группе – 12 занятий по 20 мин,

в старшей группе – 15 занятий по 20–25 мин.

В середине занятия проводят физкультминутку. Перерывы между занятиями – не менее 10 минут.

При установлении режима бодрствования  необходимо хорошо продумать чередование видов деятельности. При проведении занятий большое значение придается организации внешней среды: хорошо проветренная комната, достаточная и правильная освещенность поверхности стола, соответствие размеров стола и стула росту ребенка.

В групповой комнате, где проводят те или иные занятия, должна быть создана  деловая обстановка, соблюдается  тишина (разрешаются только негромкие  разговоры, связанные с процессом  выполнения работы). Если воспитатель  объяснение сопровождает рассматриванием  картинок, игрушек, натуры, он должен быть хорошо виден детям, поэтому не следует  становиться между простенками  окон, где освещение резко снижено. Чтобы не утомлять детей, объяснение воспитателя не должно быть многословным.

Самостоятельная деятельность детей 3–7 занимает в режиме дня не менее 3–4 часов.

Общественно-полезный труд детей старшей группы проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т.п.). Его продолжительность не должна быть больше 20 минут в день.

2.Характеристика возр. периодов: предд/ш и д/ш возраста.

В преддошкольный период прибавка роста составляет 8–10 см в год, веса –   4–6 кг в год. Продолжается прорезывание молочных зубов – к 2,5 годам их должно быть 20. Интенсивно формируется костно-мышечная система, быстро развиваются нервная система и органы чувств. Заметно улучшается координация движений. Психомоторные акты усложняются, дифференцируются и приобретают все более осознанный характер. Важнейшим показателем нормального интеллектуального развития в это время является формирование фразовой речи.

На этом этапе происходит и усложнение межличностных отношений, дети требуют  повышенного внимания со стороны  родителей, ревнуют их к другим детям, нуждаются в постоянном общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которого они усваивают новые слова.

На 2–3-м году жизни развиваются  такие чувства, как стыд, сострадание, обида. Чувство удивления, характерное  для годовалого ребенка, сменяется  любознательностью, что обусловливает  появление множества вопросов, задаваемых малышом в это время. Возраст 3 года называют периодом первого упрямства, во время которого происходит противопоставление своих желаний и отстаивание их.

В д/ш возр. энергия роста значительно ослабевает. Продолжается развитие скелета, увеличивается объем активных движений в крупных суставах. Мышечная система заметно укрепляется, нарастает масса более крупных мышц. Благодаря дальнейшему развитию мышечной ткани и нервной регуляции значительно улучшается координация движений.

В дошкольном возрасте заметно повышаются устойчивость нервной системы к  нагрузке и способность к концентрации внимания. В сочетании с высокой  пластичностью нервной системы  это значительно облегчает целенаправленное обучение ребенка. Совершенствуется речь, она начинает играть ведущую роль в организации поведения ребенка.

Возраст от 4 до 7 лет называют «периодом  застенчивости», в рамках которого ребенок осознает сложность реального  мира и ограниченность своих возможностей, он не столько демонстрирует свое умение, сколько присматривается  к другим, обучаясь наиболее рациональным формам действия, поведения.

Пища дошкольников мало чем отличается от пищи взрослых. Желудочно-кишечные расстройства у них относительно редки. Острые детские инфекции встречаются часто, чему способствует широкое общение дошкольников с окружающими. Протекают они легче, чем у детей раннего возраста, и реже приводят к тяжелым осложнениям.

В ст.д/ш возрасте наступает период интенсивного роста детского организма. Как правило, созревание регулирующих систем и сердечно-сосудистой системы отстает от бурного роста костно-мышечной системы. Устойчивость ребенка к нагрузке в этот период снижается, этот фактор необходимо учитывать при организации его жизни.

 

3. Значение витаминов и минеральных веществ для роста и развития ребенка

Для нормального развития организма  в пищу детей должны входить в  достаточном количестве витамины. Они  не только предохраняют организм от болезней, связанных с их, но и являются составными элементами тканей. Без  витаминов не образуются ферменты, а, следовательно, задерживаются все  реакции, протекающие в организме, нарушается нормальный обмен веществ, страдает пищеварение, кроветворение, падают работоспособность и выносливость. Витамины играют важную роль в поддержании  иммунобиологических свойств организма, высокой устойчивости к неблагоприятным  факторам внешней среды, в том  числе к инфекциям.

Полное отсутствие в течение  длительного времени какого-либо витамина может привести к развитию авитаминоза. Если в организме не хватает нескольких витаминов, возникает полиавитаминоз. Недостаток тех или иных витаминов приводит к гиповитаминозу, сопровождающемуся замедлением нарастания, а затем падением веса, общей вялостью, повышенной утомляемостью, потерей аппетита, а в некоторых случаях ухудшением зрения, излишней нервозностью, нарушением нормальной функции желудочно-кишечного тракта.

Витамины широко распространены в  природе. Они содержатся во многих пищевых  продуктах и больше всего в  продуктах растительного происхождения: овощах, фруктах, злаках, корнеплодах, ягодах. Некоторые витамины (витамины группы В, РР и витамин К) образуются в организме человека и животных под влиянием микрофлоры кишечника. Функциональные нарушения и поражения органов пищеварения могут в связи с этим привести к некоторым расстройствам витаминного обмена с последующими нарушениями витаминного баланса.

Минеральные вещества входят в состав клеток и тканей, нужны для адекватного роста и развития тканей, а также для правильной работы органов пищеварения. Жизненно важными компонентами питания человека являются минеральные вещества: макроэлементы – натрий, калий, кальций, фосфор, железо, магний, хлор, сера – и микроэлементы – йод, фтор, медь, цинк, марганец и др.

Для растущего детского организма  особенно важно снабжение такими минеральными веществами, как кальций, фосфор, железо, магний. Кроме того, ребенку необходимы магний, медь, бром, йод, цинк, кобальт, фтор и другие. Они служат составной частью многих ферментов, гормонов, витаминов и оказывают большое влияние на обмен веществ, рост и развитие организма. Недостаток того или иного из них в организме нередко влечет за собой специфическое заболевание: эндемический зоб при отсутствии йода, тяжелое малокровие при отсутствии кобальта или меди, разрушение зубов при недостатке фтора и т. д. Потребность детей в минеральных веществах, в том числе и в микроэлементах, до 2 месяцев жизни удовлетворяется грудным молоком матери. С 2 месяцев их надо вводить с соками ягод, фруктов и овощей, а с 5–6 месяцев – с прикормом.

4. АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ. 

Аллергия— это повышенная чувствительность организма к тем или иным веществам, как поступающим из окружающей среды, так и образующимся в самом организме. Вещества, которые способны вызвать повышенную реакцию организма, называют аллергенами.

Выделяют две группы аллергенов: экзоаллергены, поступающие в организм извне, и эндоаллергены, которые образуются при повреждении его ткани.

Экзоаллергены можно подразделить на следующие подгруппы:

    1. бытовые или;
    2. Пыльцевые.
    3. пищевые;
    4. лекарственные;
    5. аллергены, содержащиеся в химических и моющих средствах;
    6. бактериальные аллергены.

Эндоаллергены образуются в организме при повреждении тканей химическими веществами.

Виды аллергии: экссудативный  диатез, бронхиальная астма, Крапивница, отёк Квинке, анафилактический шок.

Одним из ранних симптомов  диатеза является опрелость. Другое проявление экссудативного диатеза  у детей первых месяцев жизни — образование в области бровей и на коже головы жирных желтых чешуек, из которых в дальнейшем образуются толстые корки.

После года экссудативный  диатез чаще проявляется в виде сыпей, зудящих узлов, мелких плотных узелков бледно-розового, а иногда и ярко-красного цвета. При экссудативном диатезе может поражаться не только кожа ребенка, но и его слизистые оболочки. При этом у детей наблюдаются затяжные формы насморка, бронхит, ларингит, конъюнктивит, а иногда и поносы. 

При уходе за больными детьми надо соблюдать безупречную чистоту, вовремя менять пеленки. Следует оберегать ребенка от перегревания, укусов насекомых.

Острая крапивница и отек Квинке. Это аллергическое поражение кожи, сопровождающееся изменениями в сердечно-сосудистой и других системах. Дети предъявляют жалобы на мучительный местный кожный зуд, озноб, тошноту, боли в животе, иногда рвоту. При отеке Квинке кожный зуд отсутствует, но может появляться ощущение напряжения, увеличение размеров губ, век, носа, ушей, языка, области суставов, а также затруднение глотания, осиплость голоса.

Анафилактический  шок. Это заболевание отмечается у детей, лечившихся длительное время тем или иным медикаментозным препаратом. В основе симптомов анафилактического шока лежат спазмы гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол (асфиксия). Могут наблюдаться изменения со стороны работы желудочно-кишечного тракта (боли в животе, понос, рвота).

5.Значение гигиенических  мероприятий, предупреждающих чрезмерное  напряжение зрения и слуха  у детей

В воспитательной работе с детьми работники дошкольных учреждений должны помнить об охране зрения ребенка, знать  наиболее часто встречающиеся нарушения  зрительных функций, чтобы своевременно выявлять и предупреждать их.

Предупреждение нарушений зрения начинается еще до рождения ребенка  – забота о здоровье беременной женщины очень важна для правильного формирования зрительного анализатора.

Достаточная двигательная активность и пребывание на свежем воздухе, систематическое  закаливание, рациональное питание способствуют хорошему функциональному состоянию нервной системы и тем самым хорошему состоянию зрения. Любое заболевание организма может повлиять на зрение, часто отмечается связь между травмами и развитием близорукости. После любой травмы, особенно сотрясения мозга, даже легкой степени, ребенок должен быть осмотрен офтальмологом.

Одно из существенных требований гигиены слуха – предохранять слуховой аппарат от чрезмерно сильного, длительного раздражения и тренировать его реакции на слабые и средние звуки, особенно музыкальные. Мир звуков может быть источником сильных положительных эмоций и одной из основ эстетического воспитания. Развитию слуха способствуют не только обучение пению и музыке или прослушивание музыкальных произведений, но также наблюдения над звуками окружающей природы. Шелест листьев, журчание ручья, шум морского прибоя, чрезвычайно разнообразная перекличка птиц – все это обогащает, изощряет слух ребенка, приучает его искать и распознавать звуки.

Большое значение имеет тренировка в распознавании направления, откуда раздается звук, или, как принято  говорить, пространственной локализации  источника звука. Такой тренировке способствуют игры в жмурки, прятки, палочку-выручалочку и др.

В наружном слуховом проходе легко  скапливаются грязь и ушная сера, что вызывает раздражение и зуд. Дети, стараясь устранить неприятные ощущения, часто прибегают к твердым  и даже острым предметам (ручки, карандаши, шпильки). При этом они могут поранить слуховой проход и барабанную перепонку, занести в ухо инфекцию. Поэтому содержание ушей в чистоте – одно из важных правил гигиены.

Выделяемая железами в наружном слуховом проходе ушная сера защищает ухо от проникновения пыли и микробов, однако ее избыток приводит к образованию  серной пробки и может вызвать  ослабление слуха. Если скопилось много  серы, следует обратиться к отоларингологу, чтобы он удалил серные пробки.

 

6. Ангины. Этиология, симптомы, профилактика, уход за больными детьми

Ангина – острое инфекционное заболевание с преимущественным поражением небных миндалин.  

Информация о работе Шпаргалки по "Основам педагогики"