Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:07, шпаргалка
1)Педагогика как наука: объект и предмет
Педагогика-это наука о воспитании и обучении человека, которая раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования, а затем применяет их на практике в учебном и воспитательном процессе.
Субъектом в педагогике выступает преподаватель (действующая фигура). Целью, которого - является передача знания студентам. А студенты, разумеется, являются объектами в педагогике (так как на них направлено определённое действие со стороны педагога). Задачей студентов является принимать полученные знания. Таким образом, субъекты педагогики (преподаватели, педагоги) и объекты педагогики (студенты) находятся в тесной взаимосвязи.
~ ~
ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ ПО ПЕДАГОГИКЕ
1)Педагогика как наука: объект и предмет
Педагогика-это наука о воспитании и обучении человека, которая раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования, а затем применяет их на практике в учебном и воспитательном процессе.
Субъектом в педагогике выступает преподаватель (действующая фигура). Целью, которого - является передача знания студентам. А студенты, разумеется, являются объектами в педагогике (так как на них направлено определённое действие со стороны педагога). Задачей студентов является принимать полученные знания. Таким образом, субъекты педагогики (преподаватели, педагоги) и объекты педагогики (студенты) находятся в тесной взаимосвязи.
Развитое педагогической
мышление учителя характеризуется
способностью к прогнозированию, умением
сочетать теоретический анализ и
практическое мышление, иными словами,
требует подхода, который называют
конструктивно-деятельностным, в отличие
от рецептивно-отражательного, сводящегося
к установке на простое заучивание
запоминание учебного текста. Педагог
сочетает в себе талант практика и
исследователя. Как педагог-практик
преподаватель нуждается в
-Методическое обеспечение
его практической деятельности,
включающее средства
-Методологическое обеспечение,
Научное исследование-это процесс научного изучения какого-либо объекта(предмета, явления - материального или идеального) с целью выявления его закономерностей. Оно опирается на специально сконструированные инструменты и методы.
Основными компонентами научного исследования являются: постановка цели и задачи; предварительный анализ литературы по теме; формулировка исходных гипотез; организация и проведение полевого исследования( опроса, наблюдения, эксперимента и т.д.); анализ и обобщение полученных данных; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний.
Заключительным этапом любого исследования служит внедрение полученных знаний и результатов. Итогом исследования должно быть получение новых научных знаний – объективной истины, т.е. соответствия вновь сформулированного знания с действительным состоянием объекта, а также намеченных программой исследования практических результатов.
В психологии и педагогике принято выделять два уровня методологического анализа: общая методология – философский подход к анализу явлений действительности; специальная методология – совокупность конкретных методов, методик и процедур в психолого-педагогических исследованиях. Именно этот уровень непосредственно связан с практикой исследования.
Психология и педагогика – обширные области научного знания, имеющие сложную внутреннюю структуру, включающие множество самостоятельных научных дисциплин.
3)ПОНЯТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Образование играет важную роль в жизни каждого индивида. Благодаря нему, человек становится личностью, может реализовать себя в той рабочей сфере, по какой он имеет образование.
Образование можно назвать социальным институтом, потому что это гигантская система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и статусов, социальных организаций( учреждений, предприятий, университетов, академий, институтов, фирм и т.д.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» оно понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».
Система образования как
социальный институт включает следующие
компоненты: органы управления образованием
и подведомственные им учреждения и
организации; сеть образовательных
учреждений (школы, колледжи, гимназии,
лицеи, университеты, академии и т.д.),
включая институты повышения
квалификации и подготовки преподавателей;
творческий союзы, профессиональные ассоциации,
общества, научные и методические
советы и иные объединения; учреждения
инфрастуктуры науки и
Совокупность норм, регламентирующих и организующих взаимодействие по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социальным институтом.
Обучение даёт квалификацию,
образование –
Основными чертами сети учебных
заведений служат: во-первых, обучение
по единым программам; во-вторых, последовательная
преемственность в обучении; в-третьих,
выдача выпускникам документа
Таким образом, образование
является неотъемлемой и нужной частью
в жизни каждого индивида, поскольку
оно выполняет важнейшую роль
в социализации личности, её подготовке
к получению того или иного
социального статуса и
4)ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
Предметом педагогической науки являются три стороны педагогической деятельности – воспитание, образование и обучение.
Воспитание осуществляется
в основном через межличностное
общение людей и преследует цель
развития мировоззрения, морали, мотивации
и характера личности, формирование
черт личности и человеческих поступков.
Воспитание представляет собой процесс
организованного
Образование трактуется как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений. Основная функция систематического обучения заключается в отборе системы знаний и их целенаправленной передаче. В нём выделяют процессы, которые обозначают непосредственно сам акт передачи и усвоения опыта. Их совокупность образует ядро образования и называется обучением.
Обучение – это процесс непосредственной передачи и усвоения опыта поколений во взаимодействии педагога и обучаемого. Оно включает в себя:
А) Преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности;
Б) Учение как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
В педагогической литературе
принято различать
Важнейшая функция воспитания
– передача новому поколению накопленного
человечеством опыта –
К функциям образования относят: передачу (трансляцию) знаний от поколения к поколению и распространения культуры; генерирование и хранение культуры общества; социализацию личности, особенно молодёжи и её интеграцию в общество; определение статуса личности; социальный отбор (селекция), дифференциаицию членов общества, в первую очередь молодёжь, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность; обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодёжи; создание базы знаний для последующего непрерывного образования (техникумы, вузы, аспирантура, различные курсы и т.д.); социокультурные инновации, разработку и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений; социальный котроль.
5)ДИДАКТИКА. МЕТОД И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ
Дидактика — это область
педагогики, исследующая закономерности
процесса обучения.
Слово «дидактика» происходит от греческого
«дидактикос», что означает «обучающий».
Предметом дидактики является процесс
обучения, его закономерности.
Дидактику определяют как общую теорию
образования и обучения, поскольку она
исследует общие закономерности познавательной
деятельности человека, происходящей
как под руководством преподавателя, так
и самостоятельно, путем самообразования.
Дидактика как отрасль педагогической
науки получила наиболее четкое оформление
в труде Яна Амоса Коменского «Великая
дидактика» (1632), в котором дидактика определялась
как «всеобщее искусство всех учить всему».
Из русских дореволюционных педагогов
наибольший вклад в развитие дидактики
внес К. Д. Ушинский.
Дидактика отвечает на вопросы: для чего
учить? Как учить? Где учить? В каких организационных
формах? Иными словами, она дает научное
обоснование целям, отбору содержания
образования, выбору средств и методов
обучения, определяет формы организации
обучения.
Дидактика как общая теория образования
и обучения рассматривает общие положения
и закономерности, свойствен-ные обучению
всем предметам. Эти закономерности получают
отражение в преподавании каждой конкретной
учебной дисциплины. Вместе с тем преподавание
каждого предмета имеет свою специфику,
определяемую целью его изучения, содержанием
и особенностями усвоения учащимися. Эта
специфика учитывается и получает отражение
в предметных методиках или частных дидактиках,—
отраслях педагогической науки, исследующих
закономерности преподавания и изучения
конкретных учебных дисциплин.
В настоящее время достаточно хорошо разработаны
методики преподавания основных школьных
дисциплин — методика преподавания русского
языка и литературы, методика математики,
физики, химии и др. Начинают складываться
и оформляться методики преподавания
отдельных вузовских дисциплин — методики
преподавания общественных наук, педагогики,
психологии и др., т. е. прежде всего тех
дисциплин, которые преподаются во всех
или в большинстве высших учебных заведений.
Дидактика и методика находятся в тесной
связи и взаимозависимости: дидактика
опирается на практику преподавания конкретных
учебных дисциплин, беря оттуда факты,
примеры и материалы, дающие основание
для обобщений, вскрытия закономерностей.
Вместе с тем познанные дидактикой закономерности,
выводы и рекомендации должны браться
на вооружение предметными методиками
и использоваться для дальнейшего совершенствования
процесса преподавания и изучения каждой
учебной дисциплины. Дидактика способствует
распространению передового опыта, интересных
находок учителей-практиков, анализируя
и осмысливая их с общепедагогических
позиций.
Можно еще отметить, что дидактика является
тем общенаучным ядром, которое объединяет
все предметные методики и обеспечивает
единство в подходах и принципах преподавания
и организации познавательной деятельности
учащихся у разных учителей, преподающих
отдельные предметы.
Все проблемы, решаемые дидактикой, носят
исторический и классовый характер.
Содержание образования, методы его сообщения
учащимся и формы организации учебных
занятий менялись в зависимости от этапа
исторического развития. Так, обучение
в условиях рабовладельческого общества,
когда обучали лишь детей рабовладельцев,
носило один характер, по-иному все вопросы
организации обучения решались в эпоху
феодализма, где господствующую роль играла
церковь. Цели, содержание, методы и организационные
формы обучения изменились в условиях
капитализма, когда получили значительное
развитие научные знания, усилились классовые
противоречия, а обучение стало массовым.
Коренные изменения во всем деле организации
обучения произошли после свершения первой
в мире пролетарской революции в условиях
строительства социализма. По мере развития
социалистического общества, когда постепенно
меняются социально-экономические условия
и общество предъявляет все новые требования
к школе и подготовке учащихся к вступлению
в мир труда, также меняются и содержание,
и методы обучения, вносятся изменения
в организацию обучения. Дидактика помогает
школе более эффективно решать задачи,
выдвигаемые на каждом этапе развития
общества.
В условиях классового общества, разделенного
на антагонистические классы, четко проявляется
классовая направленность в решении всех
проблем дидактики.
Классовый характер обучения проявляется
прежде всего в том, что в одну и ту же историческую
эпоху, при данном достигнутом уровне
развития науки и техники дети — представители
разных классов и социальных слоев получают
разное по уровню и качеству образование,
их учат разными методами, используя различные
средства обучения, в различных типах
школ, применяя различные организационные
формы обучения. Например, в современных
развитых капиталистических странах в
школах, предназначенных для детей из
привилегированных слоев общества, образование
дается на высоком научном уровне. Детей
объединяют в небольшие по наполняемости
учебные группы, в процессе обучения используются
разнообразные технические средства и
новые методы, стимулирующие развитие
мышления и творческих способностей будущих
руководителей общества и командиров
производства.
В массовых же школах, где учатся дети
бедноты, объем образования искусственно
ограничивается, школы не имеют необходимого
лабораторного оборудования и технических
средств обучения, классы переполнены,
учителя не применяют методы, активизирующие
познавательную деятельность учащихся,
не работают со слабо успевающими учащимися,
которые чаще всего просто отсиживают
в школах срок обязательного обучения.
Перед учителями этих школ никто не ставит
задачу пробуждения творческих способностей,
формирования познавательной самостоятельности,
воспитанности, общего развития учащихся.
Основные категории дидактики
Дидактика как отрасль педагогики, имеющая
свои предмет и область исследования,
решая четко очерченный круг вопросов,
оперирует определенным кругом понятий.
Наиболее важными и значительными из них,
носящими в силу этого характер дидактических
категорий, являются процесс обучения,
принципы обучения, содержание образования,
методы, формы организации обучения.
Процесс обучения — это целенаправленный
процесс взаимодействия учителя и учащихся,
в ходе которого осуществляется образование,
воспитание и развитие учащихся.
Принципы обучения представляют собой
систему важнейших дидактических требований,
соблюдая которые можно обеспечить эффективное
функционирование учебного процесса.
Принципы обучения опираются на выявленные
научные закономерности и передовой опыт
педагогической деятельности. Например,
очень важным, универсально применимым
(т. е. применяемым в преподавании всех
дисциплин и в обучении учащихся всех
возрастов) является принцип наглядности,
требующий, чтобы все то, что можно в обучении
предоставить восприятию с помощью органов
чувств учащихся, было преподнесено им
именно таким образом, т. е. чтобы учащиеся
могли это новое увидеть, услышать, пощупать
и потрогать, почувствовать запах, вкус
(хотя вовсе не обязательно стремиться
к тому, чтобы воздействие было оказано
на все органы чувств). Этот принцип основывается
на важнейшей закономерности процесса
обучения, устанавливающей тот факт, что
процесс познания начинается с чувственного
восприятия предметов или явлений.
Содержание образования представляет
собой систему знаний, умений и навыков,
овладение которыми закладывает основы
для развития и формирования личности
человека.
Изучение каждого учебного предмета предполагает
усвоение знаний и формирование определенных
умений и навыков.
В процессе обучения формируются также
общеучебные интеллектуальные умения,
связанные с овладением способами работы
с различными источниками получения знаний,
ведением записей, приемами запоминания
учебного материала и т. д.
Методы обучения это способы взаимосвязанной
деятель ности учителя и учащихся по вооружению
обучаемых зна ниями, умениями и навыками,
их воспитанию и общему развитию в процессе
обучения. Метод обучения всегда пред
полагает побуждающую деятельность учителя,
вовлекающую учащегося в соответствующий
вид познавательной деятельности Так,
рассказ учителя — это метод, побуждающий
учащегося слушать, осмыслить услышанное,
беседа — метод, стимулирующий мыслительную
деятельность учащегося и побуждаю щий
его к ответу на задаваемые учителем вопросы.
Формы организации обучения отражают
особенности объединения учащихся для
организуемых учителем занятий, в процессе
которых и совершается учебно-познавательная
деятельность.
6) ЦЕЛИ И СРЕДСТВА
Для решения воспитательных
задач можно выбирать разные сочетания
методов, приемов и средств. Этот
выбор прежде всего зависит от
специфики поставленных целей и
задач.
В качестве основы для определения методов
ориентируются на позиции воспитателя
в выборе способов воспитательного взаимодействия.
Можно выделить ряд взаимодействий, устанавливающихся
между воспитателем и воспитанником: способы
влияния на характер отношений воспитанника
к самому себе, к своей семье; включение
его в систему общения со сверстниками,
с сотрудниками по работе; способы корректировки
мировоззрения, изменение ценностных
установок и стиля поведения. То есть однозначного
определения методов воспитания не существует.
Вместе с тем, выявлена их общая направленность
на изменение отношения воспитанника
к обществу или самому себе, предмету или
способу деятельности, к другому человеку
или целой группе людей. Отсюда следует,
что метод воспитания является одним из
инструментов не только воздействия на
человека, но и взаимодействия.
Методы воспитания проявляют свое содержание
через:
непосредственное влияние
воспитателя на воспитанника (посредством
убеждения, нравоучения,
создание специальных условий, ситуаций
и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника
изменить собственное отношение, выразить
свою позицию, осуществить поступок, проявить
характер;
общественное мнение референтной группы,
например, коллектива (школьного, студенческого,
профессионального), личностно значимого
для воспитанника, а также благодаря авторитетному
для него человеку - отцу, ученому, художнику,
государственному деятелю, деятелю искусства,
и средства массовой информации (телевидение,
печатные издания, радио);
совместную деятельность воспитателя
с воспитанником, общение, игру;
процессы обучения и самообразования
и передачи информации, социального опыта
в кругу семьи, в процессе дружеского и
профессионального общения;
погружение в мир народных традиций, фольклорного
творчества, чтение художественной литературы.
Воспитатель выбирает и использует систему
методов соответственно поставленным
целям. Поскольку они являются "инструментами
прикосновения к личности" (А. С. Макаренко),
постольку при их выборе необходимо учитывать
все тонкости и особенности личности воспитанника.
Не существует хорошего или плохого метода.
Эффективность решения воспитательных
задач зависит от многих факторов и условий,
а также от последовательности и логики
применения совокупности методов.
Предпринимаются попытки систематизировать
методы воспитания. Так, например, выделяют
три группы методов (Г. И. Щукина):
1) ориентированные на формирование положительного
опыта поведения воспитанников в общении
и деятельности;
2) направленные на достижение единства
сознания и поведения воспитанников;
3) использующие поощрения и наказания.
П. И. Пидкасистый предлагает другую группировку
методов воспитания:
1) формирующие мировоззрение воспитанников
и осуществляющие обмен информацией;
2) организующие деятельность воспитанников
и стимулирующие ее мотивы;
3) оказывающие помощь воспитанникам и
осуществляющие оценку их поступков.
Вышеозначенные классификации методов
воспитания, подобно любым другим, весьма
условны. Воспитательная задача должна
решаться посредством комплекса методов,
приемов и средств.
Приведем примеры методов воспитания,
уточняя их отличительные особенности.
Педагогическое требование как метод
воспитания может:
выражать нормы поведения человека, которые
необходимы для обогащения социального
опыта;
выступать как конкретная задача;
иметь стимулирующую или "сковывающую"
функцию в виде указаний в начале и конце
работы, о переходе к новым действиям,
об оказании помощи, о прекращении действий;
помочь воспитаннику уяснить смысл, полезность
или необходимость действия, поступка.
Как видно, возможности метода разнообразны
и на самом деле не ограничиваются перечисленным
набором. Формы предъявления требования
к человеку подразделяются на прямые (в
виде приказа, указания в деловом, решительном
тоне, имеющие инструктивный характер)
и косвенные (осуществляемые посредством
совета, просьбы, намека с целью вызвать
у воспитанника соответствующее переживание,
интерес, мотив действия или поступка).
Приучение как метод воспитания предполагает
культивирование у воспитанника способности
к организованным действиям и разумному
поведению как условию становления основ
нравственности и устойчивых форм поведения.
Приучение предполагает демонстрацию
воспитателем образца или процесса правильного
выполнения действий. Воспитанник должен
научиться идеально копировать и систематически
поддерживать обретенное умение или навык.
Приучение достигается через систему
упражнений. Возможности метода состоят
в следующем: он помогает усваивать важные
умения и действия как устойчивые основы
поведения человека. Данный метод способствует
самоорганизации воспитанника и проникает
во все стороны жизни учение, труд, отдых,
игру, спорт.
Пример как метод воспитания заключен
в убедительном образце для подражания.
Как правило - это самостоятельная личность,
образу жизни, манере поведения и поступкам
которой стремятся следовать другие. Пример
связан с наглядным представлением и конкретизацией
идеала человека. Он представляет собой
дальную перспективу стремлений воспитанника
быть похожим (положительный вариант)
на идеальный образ или преодолевать в
себе те негативные особенности, которые
в чем-то родственны негативному образу
(отрицательный вариант). В процессе воспитания
ребенка сила как положительного, так
и отрицательного примеров одинаково
действенна.
Примеры используют в качестве средств
формирования определенного способа поведения
воспитанника, для того чтобы ориентировать
его на позитивный идеал и развить эмоциональное
неприятие к асоциальным действиям и поступкам.
Поощрение как метод воспитания направлен
на эмоциональное утверждение успешно
производимых действий и нравственных
поступков человека и стимулирование
к новым.
Наказание как метод воспитания ориентирован
на сдерживание негативных действий человека
и "сковывающее" (тормозящее) влияние
в подобных ситуациях.
Виды поощрений могут быть самыми разнообразными:
одобрение, похвала, благодарность, награда,
ответственное поручение, поцелуй близкого,
моральная поддержка в трудной ситуации,
проявление доверия и восхищения, заботы
и внимания, прощение за проступок.
Виды наказаний: замечание, выговор, общественное
порицание, отстранение от важного дела,
моральное исключение из общественной
повседневной жизни, сердитый взгляд воспитателя,
осуждение, возмущение, упрек или намек,
ироническая шутка.
Методические приемы - это конкретное
проявление определенного метода воспитания
на практике. Они определяют своеобразие
используемых методов и подчеркивают
индивидуальный стиль его работы. В конкретных
ситуациях взаимосвязь между методами
и приемами носит диалектический и неоднозначный
характер. Они могут заменять друг друга,
и не всегда видны их соподчиненные отношения.
Например, в процессе применения метода
убеждения воспитатель может использовать
примеры, проводить беседы, создавать
специальные ситуации воздействия на
сознание, чувства, волю воспитанника.
В данном случае пример, беседа выступают
в качестве приемов решения воспитательной
задачи. В то же время, применяя метод приучения,
воспитатель может использовать убеждение
в качестве одного из приемов. Убеждение
поможет осуществить задачу включения
воспитанника в систему целесообразных
действий по формированию конкретного
опыта; например, строгого выполнения
режима работы и отдыха.
Средства воспитания являются "инструментарием"
материальной и духовной культуры, который
используется для решения воспитательных
задач. К ним относятся:
знаковые символы;
материальные средства;
способы коммуникации;
мир жизнедеятельности воспитанника;
коллектив и социальная группа как организующие
условия воспитания;
технические средства;
культурные ценности (игрушки, книги,
произведения искусства).
Как правило, человек ощущает на себе ситуативные
акты воспитательного влияния, которые
носят кратковременный характер. Варианты
целенаправленного воспитательного взаимодействия
воспитателя и воспитанника могут иметь
разную форму, продолжительность и осуществляться
в различных условиях (в семье, образовательно-воспитательном
учреждении). Формы воспитания - это варианты
организации конкретного воспитательного
акта. Например: разъяснительная беседа
родителей о правилах поведения в общественных
местах ( в школе, музее, театре, стадионе,
в магазине), диспут на тему "Что важнее
для человека - "Я" или "Мы"?",
совместная акция взрослых и детей по
благоустройству своего дома, озеленению
двора.
Процедуру использования комплекса методов
и приемов по достижению воспитательной
цели принято называть методикой.
Систему методов, приемов и средств, применяемую
в соответствии с конкретной логикой достижения
целей и принципами действия воспитателя,
определяют как технологию.
Например, говорят о методике воспитания
культуры речи или аккуратности у ребенка,
но о технологии речевого тренинга или
делового общения. Разработка и применение
как методики, так и технологии опираются
на научные знания о человеке и процессе
его воспитания. Поэтому их относят к сфере
профессиональной деятельности специалистов
в области воспитания человека.
Сочетание развивающих методов и средств
воспитания следует использовать в период
становления личности воспитанника и
стимулировать в нем способность активно
реагировать на воспитательное воздействие.
То есть действительно быть субъектом
конкретной ситуации. Воспитательные
методы и средства применяют не только
для решения воспитательных задач подрастающего
поколения. Они также используются с целью
оказания помощи взрослым людям, в процессах
социализации, адаптации к новым жизненным
условиям, коррекции стиля поведения или
характера взаимоотношений с людьми.