Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 15:11, шпаргалка
Готовые шпаргалки по педпгогике
1. Педагогика как наука, ее функции, задачи, предмет, объект. Педагогика - наука о воспитании, обучении и образовании человека. Наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В. И. Андреев). Состоит из: 1) науки об образовании 2) искусства воспитательной практики по формированию и развитию личности. Педагогика – от греч «пайд – дитя, гогос – веду». Изначально педагоги – рабы, сопровождавшие детей господина в школу. Потом – вольнонаёмные люди, занимавшиеся наставлением, воспитанием и обучением детей. Объект – явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Предмет – образование (= реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях)) и воспитание. Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.
7. Развитие школы и педагогики в России Перестройка всей системы народного образования была одной из главных задач после Октябрьской революции 1917 г. События Великой Отечественной войны сильно отразились на деятельности российских школ: 1) школа была окончательно поставлена на путь политизации и идеологизации учебного процесса и внешкольной работы; 2) вернулась трудовая подготовка. Основные деятели педагогической науки послереволюционного периода: 1) А. С. Макаренко (1888–1939) поддерживал идею коллективного воспитания; 2) В. А. Сухомлинский (1918–1970) работал над аспектами теории и практики воспитания, отстаивал идеи гуманизации школьного образования; 3) П. П. Блонский (1884–1941) – развил теорию трудовой народной школы, направленную на повышение уровня обучения и развитие нравственно-этических норм. В послевоенные годы следует отметить следующие изменения в образовательной системе в России: 1) идеологизацию; 2) введение централизованного управления школой; 3) введение единообразия ее типов и учебных программ; 4) контроль над школой партийных органов существенно усилился; 5) полная средняя школа стала десятилетней. Дети в нее принимались с семи лет; 6) количество десятилетних школ в городах, в отличие от сельской местности, быстро увеличивалось: 7) с 1945 г. было установлено обязательное семилетнее обучение. В результате нехватки рабочей силы в 1950-е гг. произошли изменения в образовании: 1) в стране было введено обязательное восьмилетнее образование; 2) срок обучения в полной средней школе увеличился до одиннадцати лет; 3) была введена обязательная производственная подготовка; 4) существенно усилилась профориентационная работа; 5) был учрежден новый тип учебных заведений – профессионально-технические училища; 6) возврат к десятилетке после пяти лет существования системы одиннадцатилетнего образования; 7) во все учебные дисциплины стали вводиться новые научные знания. Кризис образования пытались решить введением многоуровневой системы в сфере высшего образования, а также созданием различных типов средних учебных заведений: 1) колледжей; 2) гимназий; 3) лицеев; 4) профильных и частных школ; 5) национальных школ. Однако это не решило существующих проблем.
9. Образовательный процесс
Образовательный процесс – это обучение, общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Благодаря обучению происходит реализация образовательного процесса, воспитательного воздействия. Для того, чтобы образовательный процесс был эффективным, следует различать момент организации деятельности и момент обучения в организации деятельности. Организация второй составляющей является непосредственной задачей учителя. От того, как будет построен процесс взаимодействия ученика и учителя для усвоения каких-либо знаний и информации, будет зависеть эффективность образовательного процесса. Учитывая динамизм нашей современной жизни, можно говорить о том, что знания, умения и навыки также являются неустойчивыми явлениями, которые подвержены изменениям. Поэтому образовательный процесс должен быть построен с учетом обновления в информационном пространстве. Таким образом, содержание образовательного процесса составляет не только необходимость овладения знаниями, умениями, навыками, но и развитие психических процессов личности, формирование нравственно-правовых убеждений и действий. Важной характеристикой образовательного процесса является его цикличность. Здесь цикл – это совокупность определенных актов образовательного процесса. Основные показатели каждого цикла: цели(глобальные и предметные), средства и результат (связан с уровнем освоения учебного материала, степенью воспитанности учащихся). Выделяют четыре цикла. Начальный цикл. Цель: осознание и понимание учащимся основной идеи и практической значимости изучаемого материала, и освоение путей воспроизведения изучаемых знаний и метода их использования на практике. Второй цикл. Цель: конкретизация, расширенное воспроизведение изученных знаний и их явное осознание. Третий цикл. Цель: систематизация, обобщение понятий, использование изученного в жизненной практике. Заключительный цикл. Цель: проверка и учет результатов предыдущих циклов с помощью контроля и самоконтроля.
12. Образование как общественное явление и педагогический процесс
В целом педагогический процесс нацелен на то, чтобы развить в ребенке те качества, которые сделают его сильной творческой личностью, способной уверенно чувствовать себя в условиях современной жизни, освободят его от возможных конфликтов или неверных путей. Физическое здоровье, культура ума и чувств, сильный характер, здоровые социальные навыки не спасают от глубоких, часто трагических конфликтов в душе человека, не охраняют его в страшные часы одинокого раздумья. А. Рогозянский говорит: «Одни стремятся интенсифицировать процесс обучения и развития, другие считают: пусть все происходит плавным, естественным образом. Одни хотят уберечь детей от дурных влияний и продлить „розовое детство“ своих подопечных, другие возражают: нужно готовить ребенка ко встрече с реальностью – и советуют учить плавать, разом бросая детей в глубокую воду». Образование и педагогический процесс должны быть не просто «обязаловкой», но частью жизни обучающегося. В отношении анализа реального образовательного процесса ставятся следующие вопросы: 1) насколько образовательный процесс есть введение в деятельность, а насколько он есть введение в информацию; 2) насколько образовательный процесс является процессом введения в целостную деятельность; 3) насколько реально осуществляется функционали-зация информации, соответствующей этим частям. Типичными искушениями для образовательного процесса в этом отношении являются: 1) желание следовать архивной организации знания и, превращать образовательный процесс во введение в «знание», а не в деятельность; 2) искушение не сообразовывать друг с другом разные части образовательного процесса как целого; 3) стремление каждого фрагмента процесса проводить исключительно свою логику в культивировании деятельности; 4) насколько реально осуществляется функционали-зация информации, превращается ли она в знание или так и остается информацией. Другой ракурс проблемы функциональности знания – это проблема функциональной целостности знания в процессе его развертки в течение образовательного процесса в целом – проблема воспроизводства функциональности знания. Основным искушением для образовательного процесса является желание разделить информацию на крупные функциональные блоки и давать эти блоки сразу целиком, но: 1) величина объема и однородность информации не позволит функционализировать ее целиком, и, следовательно, преобладающая часть ее не превратиться в знание; 2) то же самое желание не даст возможности развернуть и глубину этой информации, такой способ развертки будет обречен на поверхностность.
19. Обучение «трудных» детей
Сам термин «трудный ребенок» может быть понят неоднозначно, он имеет по крайней мере два значения. К категории «трудных» детей относят учащихся с неблагоприятными семейными условиями жизни. К категории «трудных» детей относят учащихся с дисграфией (нарушение письма) и дислексией (нарушение чтения). В связи с этим можно говорить о двух разных методах обучения каждой из вышеназванных групп учащихся. Для помощи «трудным детям» в школе работает социальный педагог. Он работает не только с детьми, но и с их родителями. Не рекомендуется отделять «трудных» детей от основного коллектива. Это ухудшит их морально-угнетенное состояние, с ними будет еще сложнее найти общий язык. Помимо социального педагога, каждый учитель должен наблюдать за своим классом. Основоположницей метода обучения «трудных» детей считают Марию Монтессори (1870–1952) – итальянского врача и педагога. Ей удавалось с помощью ряда своеобразных заданий и умелого применения принципа саморазвития успешно влиять на развитие умственно отсталых детей, с которыми она занималась, что к моменту поступления в школу они по своему развитию даже превосходили нормальных детей. Разработанные ею методики создают уникальные условия для развития моторных навыков, накопления богатого сенсорного опыта, его постепенного обобщения самим ребенком. Развитие малыша происходит самым естественным образом – через врожденное стремление к движениюи самостоятельное обращение с разнообразными материалами. Благодаря развитию тонких моторных навыков, значительно ускоряется общее развитие ребенка, закладываются основы для обучения чтению и письму, совершенствуется речь. Часть упражнений происходит из повседневных домашних дел (уход за цветами, переливание воды, чистка металлических вещей). Ребенок приобретает неоценимый опыт свободного, самостоятельного, осознанного поведения в окружающем мире, растет его независимость и уверенность в себе. Одним из самых важных отличий в методике обучения Марии Монтессори является роль учителя в учебном процессе. Задача Монтессори-учителя – помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, развить и реализовать свой потенциал в наиболее полной мере, помочь справиться с возникшими проблемами. В методе Монтессори нет классно-урочной системы, вместо школьных парт – легкие переносные столы и стулья, а также коврики, на которых занимаются на полу. Монтессори-учитель не является центром класса, как в традиционной школе. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми.
23. Коллектив как объект и субъект воспитания.
Общие признаки коллектива как объединения людей. Обязательным для такого объединения является общность цели, которая реализуется (достигается) в процессе совместной деятельности. Цель, которая стоит перед коллективом, должна быть социально значимой и ценной для общества, т. е. не противостоять ему. Для достижения этой цели деятельность коллектива должна быть соответствующим образом организована. В процессе этой деятельности между членами коллектива складываются определенные отношения, связанные с выполнением деятельности. Принципы коллектива: 1) наличие общеколлективных целей; 2) постоянное движение навстречу новым перспективам; 3) связь с другими коллективами, с жизнью общества; 4) прямое влияние на все основные стороны жизни учащихся; 5) единство управления и самоуправления; 6) ведущая роль старших; 7) использование игры; 8) создание и накопление традиций; 9) бодрый тон; 10) эстетическая выразительность. Коллектив – это союз разных личностей, эти личности имеют общие цели, опыт совместной деятельности, у них имеются нормы и правила, регулирующие деятельность коллектива. В практике воспитания различаются первичный и общий коллективы. Коллектив (от латинского «colligo» – «объединяю») – объединение людей на основе существования между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить следующие типы отношений: 1) деловые – основываются на совместной деятельности по решению социальных задач; 2) личные – основываются на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях. Главными признаками коллектива являются: 1) наличие прочных и действенных деловых отношений; 2) наличие зависимостей между членами коллектива. Воспитательный коллектив – объединение учащихся, функционирующее при помощи здоровых социальных отношений, высокой организации самоуправления и межличностных отношений, стремления к общему успеху и т. д. Функции воспитательного коллектива: 1) стимулирующая; 2) организаторская; 3) нравственная. В школе все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение. В общешкольный коллектив входят: 1) первичные коллективы (классы); 2) временные коллективы (различные кружки, коллективы художественной самодеятельности); 3) формальные коллективы (органы ученического самоуправления, ученический комитет); 4) неформальные коллективы (неформальный лидер).
5,6. Воспитание и школа в античном мире. Зарубежная педагогика
В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Греческое слово «пейдагогос» можно перевести как «детоводитель» Потребность передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла вместе с человеком. Воспитание как целенаправленный процесс берет свое начало с периода разделения труда. Целью и содержанием воспитания в условиях первобытнообщинного строя было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени при безусловном подчинении им интересов отдельной личности, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени на основе ознакомления со сложившимися в них преданиями и верованиями. Видное место в первобытнообщинном воспитании занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых. Впервые зачатки образования появились в странах Древнего Востока. Наибольшее распространение в этих странах получили три типа школ: 1) жреческие школы создавались при храмах; 2) дворцовые школы готовили писцов-чиновников; 3) военные школы готовили военачальников. Наиболее широким и многопредметным было содержание образования в жреческих школах. Возникновение профессии педагога связано с историей развития школ в Древнем Египте и Древней Греции. Первым профессиональным педагогом считается Марк Фибий Квинтилиан (римлянин). На острове Крит в III тысячелетии до н. э. зародился вид письменности, который восходил к пиктографическим знакам и отражал потребности храмов и дворцо– \ вых хозяйств. В середине II тысячелетия до н. э. появилось слоговое письмо. Критские писцы установили твердые правила письменности: Афинские учебные заведения были частными, платными. Всего было два типа школ: 1) мусические (обучение чтению, письму, счету, музыке); 2) гимнастические (обучение бегу, борьбе, прыжкам, метанию). В эпоху эллинизма (III–I вв. до н. э.) школы становятся достаточно организованными учреждениями: 1) имеют свои помещения, учителей и руководителей; 2) любой свободнорожденный ребенок мог получить образование в государственных и частных начальных школах (от 7 до 12 лет); 3) был открыт ряд философских школ, игравших роль высших учебных заведений; 4) высшими учебными заведениями руководили выдающиеся мыслители того времени. Основные системы воспитания в Древней Греции. 1. Спартанская система обучения. Большое внимание в спартанской системе обучения уделялось военно-физической подготовке. 2. Афинская система обучения. Ее принципиальным отличием от спартанской системы было презрение к физическому труду, который считался уделом рабов. Как особая наука зарубежная педагогика формируется в начале XVII в. Среди педагогических деятелей зарубежной буржуазной педагогики: Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, И. Гербарт. Я. А. Коменский (1592–1670) написал труд «Великая дидактика» которая призывает обучать всех детей, проводить обучение на родном языке.
| 2. Задачи и функции педагогики. Методы педагогики. Функции обусловлены предметом: 1) Теоретическая – 3 уровня: - описательный (объяснительный) = изучение передового и новаторского пед. опыта; - диагностический = выявление пед. явлений, условий и причин, способствующих успешности (эффективности) деятельности педагога и уч-ся; - прогностический = экспериментальные исследования пед. действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности (создание теорий обучения и воспитания, модели пед. систем, опережающие образовательную практику). 2) Технологическая – 3 уровня: - проективный = разработка методических материалов (учебных планов, программ, учебников и пособий), определяющих нормативны ведения пед. деятельности; - преобразовательный = внедрение достижений пед. науки в образовательную практику для её совершенствования и реконструирования; - рефлексивный = оценка и коррекция результатов внедрения научных исследований на практику обучения и воспитания. Постоянные задачи. 1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами. 2. Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания. 3. Задача прогнозирования обучения на ближайшее отдаленное будущее. 4. Задача внедрения результатов исследований в практику. Временные задачи: 1) создание библиотек электронных учебников; 2) разработка стандартов педагогического профессионализма; 3) выявление типичных стрессов в работе учителя; 4) создание дидактических основ обучения «трудных» детей; 5) разработка тестов уровней педагогического мастерства; 6) анализ типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик. Выделяют несколько основных методов педагогического исследования. 1. Метод наблюдения. 2. Методы тестирования. 3. Опросные методы. 4. Эксперимент. 5. Социологические методы. Психология помогает решать конкретные вопросы обучения и воспитания, способствует выработке умения составлять рациональный режим труда и отдыха, дает знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, которые необходимы в педагогической деятельности. Социология дает педагогике большой фактический материал для разработки рациональной организации процесса обучения и воспитания. Биологические науки рассматриваются как естественнонаучная база педагогики.
22. Самовоспитание. Самовоспитание постепенно подводит учащегося к активизации и внутреннему принятию более широкого круга стремлений, и, в первую очередь, стремлений культурных, развивает вкус к созданию собственной личности. Самовоспитание - добровольное дело. Нельзя требовать от школьников обязательного участия в нем. Педагог лишь предлагает какую-то область, в которой ребята могут ставить себе самозадачи. Проводятся 1 - 2 дневные и неделые циклы самовоспитания с ориентацией учащихся на постановку самозадач в следующих областях: а) развитие волевых качеств (выдержка, целеустремленность, б) гармонизация стремлений (умеренность, широта, гибкость в смене стремлений и в способах их реализации); в) освоение специальных навыков (необходимых для основной деятельности в кружке, в секции); г) совершенствование стиля общения в группе (чистая, спокойная речь, терпимость, эмоциональная выразительность и др.); д) развитие навыков планирования своих дел (планирование дня, дел недели, реалистичность задач, планирование усилий). В ходе организации самовоспитания педагог с помощью методик изучения личности и наблюдений определяет индивидуальные психологические особенности своих подопечных, входит в курс жизненной ситуации подростка, сложившейся дома и в школе. 1. На первом этапе педагог создает доверительные отношения с ребятами, атмосферу доброжелательности в кружке, проводит беседу о пользе самовоспитания и изучает особенности личности своих подопечных, определяет слабые места в личности каждого. 2. На втором этапе предлагается самостоятельно ставить самозадачи в свободных областях на один - два дня. 3. На третьем этапе предлагается ставить самозадачи в областях наиболее слабого проявления личности на неделю с ведением дневника, в котором в течении недели дети будут вести записи о самозадачах дома, в школе, в кружке, на улице, трудностях их выполнения. Педагог увязывает работу по самовоспитанию с интересной и важной для ребят деятельностью, например, с прохождением сложного похода или с подготовкой себя к будущей профессии. В ходе проводимой работы ведется обсуждение встретившихся трудностей, корректируются самозадачи в сторону большей самореалистичности и значимости. Одним из циклов недельного самовоспитания может стать цикл выдвижения творческих самозадач дома, в деятельности кружка, в школе. Например, педагог предлагает придумать и сделать интересное дело, которое ребята еще никогда не делали.
10. Цели и содержание образования
Образование – это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой становление и социализацию личности. Цель образования должна быть такой, чтобы: 1) ее реализация позволяла освоить с учащимися некоторый набор учебных навыков; 2) продукт, получаемый в результате ее выполнения приносил какую-то общественную пользу; 3) при работе можно было бы реализовать свои творческие наклонности и способности; 4) работа над проектом имела бы выход на современные проблемы человеческого общества; 5) задача подразумевала бы рассмотрение ситуации в широком контексте связей. Содержание образования: 1) опыт познавательной деятельности; 2) опыт репродуктивной деятельности; 3) опыт творческой деятельности; 4) опыт эмоционально-ценностных отношений. Каждый из вышеперечисленных видов социального опыта обладает специфическим видом содержания образования: 1) знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании обучающегося точной и реальной картины мира, формирует навыки правильного методологического подхода к познавательной и практической деятельности; 2) опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт; 3) опыт творческой поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом. Он требует самостоятельного применения ранее усвоенных умений и навыков в новых ситуациях. Это обеспечивает развитие способностей обучающихся к самообразованию и дальнейшему формированию культурного уровня; 4) опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека. Это проявляется в отношении к окружающему миру, к другим людям в поведении обучающегося, в его практической и интеллектуальной деятельности. С помощью данного элемента образования у обучающегося формируется определенная система ценностей, которая обуславливает эмоциональное восприятие личностно-определенных объектов. Все элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Усвоение этих элементов позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно.
15. Принципы обучения. Методы обучения
Принципы процесса обучения– основные требования к организации образования, которыми руководствуется педагог. Выделяются несколько основополагающих принципов обучения: 1) принцип развивающего и воспитывающего обучения; 2) принцип сознательности и активности; 3) принцип наглядности; 4) принцип систематичности и последовательности; 5) принцип научности; 6) принцип доступности; 7) принцип прочности; 8) принцип взаимосвязи теории и практики; 9) принцип завершенности процесса обучения. Метод обучения – это способ организации познавательной деятельности учащихся; способ деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на развитие учащихся и их воспитание. Причина недостаточного внедрения методов обучения, обеспечивающих творческое применение знаний, является слабая разработанность теоретической концепции методов обучения. Классификации методов обучения различны. В зависимости от того, как действует ученик в обучении, можно выделить: 1) активные методы; 2) пассивные методы. Деление методов, связанных с живым словом учителя, по источнику передачи и приобретения знаний включает: 1) словесные методы; 2) практические методы. Существует несколько классификаций методов обучения. Наиболее известная из них – классификация И. Я. Лернера и М. Н. Скатнина. Согласно данной классификации по характеру познавательной деятельности методы обучения подразделяются следующим образом: 1) на эвристические; 2) на исследовательские; 3) на объяснительно-иллюстративные; 4) на проблемные; 5) на репродуктивные. По дидактическим целям методы обучения разделяются на несколько видов: 1) методы приобретения новых знаний; 2) методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике; 3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков. Классификация, предложенная Ю. К. Кабанским, основана на кибернетическом подходе к процессу обучения и включает три группы методов: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации; 3) методы контроля и самоконтроля Функции методов обучения подразделяются следующим образом: 1) обучающая; 2) развивающая; 3) мотивационная; 4) воспитательная.
18. Компенсирующее обучение
Классы компенсирующего обучения создаются для детей «группы риска». Такие классы создаются (с 1992 г.) на начальной ступени обучения в двух вариантах: 1-3-й (3 года обучения) и 1-4-й классы. Особенности процесса обучения определяются характером заболевания детей. ЗПР – это вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития, так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Причинами возникновения ЗПР являются: 1) органическая недостаточность нервной системы, чаще остаточного характера, в связи с патологией беременности и родов; 2) хронические соматические заболевания; 3) конституциональные (наследственные) факторы; 4) неблагоприятные условия воспитания (плохой уход, безнадзорность и др.). Международные классификации болезней 9-го и 10-го пересмотра дают более обобщенные определения этих состояний: «специфическая задержка психического развития» и «специфическая задержка психологического развития», включающие парциальное (частичное) недоразвитие тех или иных предпосылок интеллекта с последующими трудностями формирования школьных навыков. Важно, чтобы ЗПР у ребенка была выявлена на самом раннем этапе его развития. Диагностика ЗПР и выявление детей «группы риска» возможны на ранних сроках в связи с замедленностью темпа развития моторики, речи, несвоевременностью смены фаз игровой деятельности, повышенной эмоциональнойи двигательной возбудимостью, нарушениями внимания и памяти, при трудностях усвоения программы подготовительной группы детского сада. Классы компенсирующего обучения не подходят для детей, больных олигофренией. Есть существенное отличие ЗПР от олигофрении: для ЗПР характерна не тотальность, а мозаичность нарушений мозговых функций, т. е. недостаточность одних функций при сохранности других, несоответствие потенциальных познавательных способностей и реальных школьных достижений. Виды коррекционной помощи, характерные для классов компенсирующего обучения: 1) актуализация мотива действия, создание эмоциональных игровых ситуаций; 2) организация внимания и усиление речевого контроля; 3) уменьшение объема и темпа работы; 4) формирование произвольных форм деятельности; 5) тренинг функционально – незрелых и ослабленных функций. Дети зачисляются в подобные классы только с согласия родителей.
21. Под умственным развитием можно понимать процесс развития умственных сил и мышления, происходящий в результате всей суммы возможных жизненных влияний и воздействий. Мышление представляет собой опосредованное и обобщенное познание человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях, является продуктом деятельности мозга. Различают виды мышления: 1) логическое; 2) абстрактное; 3) обобщенное; 4) теоретическое; 5) техническое; 6) репродуктивное; 7) теорческое. Цель воспитания - это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание всегда целенаправленно. Бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не бывает. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. В ходе и в результате усвоения научных знаний закладываются основы научного мировоззрения. Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований. Задачи умственного воспитания следующие: - усвоение определенного объема научных знаний; - формирование научного мировоззрения;
- развитие умственных сил, способностей и дарований; - развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности; - развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.
14. Задачи и функции педагогики.
Функции обусловлены предметом: 1) Теоретическая – 3 уровня: - описательный (объяснительный) = изучение передового и новаторского пед. опыта; - диагностический = выявление пед. явлений, условий и причин, способствующих успешности (эффективности) деятельности педагога и уч-ся; - прогностический = экспериментальные исследования пед. действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности (создание теорий обучения и воспитания, модели пед. систем, опережающие образовательную практику). 2) Технологическая – 3 уровня: - проективный = разработка методических материалов (учебных планов, программ, учебников и пособий), определяющих нормативны ведения пед. деятельности; - преобразовательный = внедрение достижений пед. науки в образовательную практику для её совершенствования и реконструирования; - рефлексивный = оценка и коррекция результатов внедрения научных исследований на практику обучения и воспитания. Постоянные задачи. 1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами. 2. Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания. 3. Задача прогнозирования обучения на ближайшее отдаленное будущее. 4. Задача внедрения результатов исследований в практику. Временные задачи: 1) создание библиотек электронных учебников; 2) разработка стандартов педагогического профессионализма; 3) выявление типичных стрессов в работе учителя; 4) создание дидактических основ обучения «трудных» детей; 5) разработка тестов уровней педагогического мастерства; 6) анализ типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик. | 3. Связь педагогики с другими гуманитарными науками. Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками. В течение всего периода своего существования она была тесно связана со многими науками. - с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике. От системы философских взглядов исследователей зависят направление педагогического поиска и его результаты. Философия является теоретической основой для осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций. Педагогика является «полигоном» для приложения и апробации философских идей. Педагогика разрабатывает пути и средства формирования мировоззрения человека. - с психологией. Чтобы правильно обучать, воспитывать и развивать человека, его нужно сначала изучить. Психология и психодиагностика являются важнейшими источниками научного обоснования образовательного процесса. Педагогика обосновывает методику психического развития педагогическими средствами. - с биологией, изучающей природные особенности человека, которые играют большую роль в образовании (принцип природосообразности обучения и воспитания). Соотношение природных и социальных факторов развития человека, индивидуализация образовательного процесса - одна из центральных для педагогики. - с антропологией как комплексная наука о человеке дает для педагогики обширный материал о многомерности и многоликости человека. Педагогика разрабатывает способы комплексного подхода в воспитании и обучении человека. - с медициной: появление коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания. Коррекционная педагогика: 1) сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих); 2) тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих); 3) олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития); 4) логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи). - с экономикой. - с социологией, - с политологией - с различными гуманитар. и естеств науками - с информатикой - с культурологией.
20. Формы обучения:
Форма организации обучения – специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме. Выделяются две основных формы организации обучения. 1. Индивидуально-групповая система обучения. 2. Классно-урочная система. В условиях классно-урочной системы обучения важно помнить об индивидуализации обучения. Общая эффективность всего процесса обучения может быть достигнута лишь тогда, когда будет обеспечена максимальная эффективность в работе каждого отдельного ученика, чтобы каждый ученик мог успешно выполнить требования программы. В настоящее время в общеобразовательных школах используется классно-урочная форма обучения. Урок определяется как логически законченный целостный элемент в учебно-воспитательном процессе, в котором в сложном взаимодействии представлены цель, содержание, средства и методы обучения, проявляются личность и мастерство учителя, индивидуальные и возрастные особенности учащихся, происходит реализация целей и задач обучения, воспитания и развития. Общие требования к уроку можно условно разделить на три группы: 1) дидактические (или образовательные); 2) воспитательные; 3) организационные. Подготовку учителя к уроку можно разделить на два больших этапа. 1. Планирование урока. Составляется тематический план – отражение единства и взаимосвязи всех форм организации по данному предмету. Учитель выделяет основные воспитательные цели и цели развития учащихся, достижение которых можно обеспечить, организуя усвоение учащимися материала данного раздела или темы. Здесь специально рассматриваются вводимые на уроке понятия и намечается общая последовательность их введения. Подбирается иллюстративный материал. Уточняется структура урока и методы, с помощью которых будут решаться дидактические задачи. В результате такой работы должен быть написан опорный конспект (или развернутый план) урока, отражающий основные моменты в проведении урока. 2. Анализ и самооценка урока. Анализ должен осуществляться до урока, когда подготовлен план-конспект урока: учитель продумывает, все ли им учтено при подготовке к уроку. Самооценка же базируется на анализе уже проведенного урока, когда учитель анализирует намеченный им план урока и смотрит, что ему удалось, а что не удалось. Рекомендуется следующий перечень вопросов для самоанализа и самооценки урока: общая структура урока, реализация основной дидактической цели урока, осуществление развития в процессе обучения, воспитание в процессе урока, соблюдение основных принципов дидактики, выбор методов обучения, работа учителя на уроке, работа учащихся на уроке, гигиенические условия урока. Некоторые задачи связаны с общешкольными установками, нововведениями, решениями педсовета и т. п.
11. Структура непрерывного образования
Непрерывное образование – содержательная структура и организационная композиция образовательной системы. Главный вопрос, связанный с непрерывным образованием, задется учеными по-разному: «образование на всю жизнь» или «образование через всю жизнь»?
Одной из центральных идей должна стать идея перехода от школы знаний к школе культуры, рассмотрение образования как части общей культуры и ее важного фактора и источника.
Непрерывность будет обеспечена, если при проектировании системы образования будут учтены и рассмотрены условия для сознательного освоения объективных ценностей культуры как необходимой субъективной потребности личности.
Общая точка зрения различных авторов и разработчиков ряда официальных документов на проблему непрерывного образования и сущность данного явления может быть выделена в виде выводов:
1) непрерывное образование – приоритетная проблема, вызванная к жизни современным этапом научно-технического развития и политическими, социально-экономическими и культурологическими изменениями;
2) наметились два диаметрально противоположных отношения к непрерывному образованию – от полного его неприятия и объявления очередной утопией до определения непрерывного образования как главной, а может быть и единственной продуктивной педагогической идеей современного этапа мирового развития;
3) просматриваются три главных аспекта сущности непрерывного образования:
а) традиционный, когда в непрерывном образовании видят профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе учебы, как своеобразный ответ на технологических прогресс, поставивший труд человека в состояние функциональной безграмотности. Это по сути – компенсаторное, дополнительное образование, часть «конечного» образования (т. е. «образования на всю жизнь»);
б) явление образования как пожизненный процесс («учиться всю жизнь») и отдают предпочтение педагогически организованным формальным структурам (кружки, курсы, средства массовой информации, заочное и вечернее обучение и т. п.); в) третий подход идею пожизненного образования «пропускает» через потребности личность, стремление которой к постоянному познанию себя и окружающего мира становится ее ценностью («образование через всю жизнь»). Целью непрерывного образования в этом случае становится – всестороннее развитие (включая саморазвитие) человека, его биологических, социальных и духовных потенций, а в конечном итоге – его «окультуривание» как необходимое условие сохранения и развития культуры общества.
16. Блочно-модульное обучение
Блочно-модульное обучение – метод обучения. при котором содержание учебного материала и организация его изучения заключается в модули. Модули представляют собой логически завершенные части содержания учебного материала, подлежащие изучению за определенный промежуток времени. Блочно-модульное обучения позволяет достаточно просто перерабатывать и обновлять учебный материал, оценить творческий потенциал студента, его умения самостоятельного получения новых знаний. Блочно-модульное обучение применяется в высших учебных заведениях. Структурные элементы обучающего модуля: 1) информационное обеспечение – реализуется в форме лекций, практических, самостоятельных и лабораторных работ; 2) дидактическое обеспечение – автоматизированная база данных, пакет прикладных программ; 3) базовый компонент – группа взаимосвязанных фундаментальных понятий дисциплины; 4) вариативная часть – позволяет изменять и обновлять содержание без снижения качества подготовки; 5) практическое обеспечение – практические рекомендации для использования полученных навыков, знаний и умений при прохождении практики, дипломном проектировании и т. д.; Содержание каждого модуля должно учитывать определенные требования: 1) содержание должно обеспечивать достижение дидактических целей каждым учеником; 2) учебный материал должен быть представлен относительно законченным блоком с единым содержанием; 3) необходимо использовать различные методы и формы обучения. Система контроля, используемая при блочно-мо-дульном обучении имеет свои особенности. К преимуществам модульного обучения относятся: 1) реализация принципов сознательности и активности в обучении; 2) гибкость структуры модуля; 3) системность в определении содержания курса; 4) усиление мотивации и заинтересованности учащегося в результатах обучения развитие самодисциплины и самооценки; 5) стимуляция равномерной учебную работы обучаемых; 6) улучшение психологического климата; 7) обеспечение эффективного контроля за ходом учебного процесса; 8) сокращение сроков изучения дисциплин; 9) индивидуализация процесса обучения и т. д.
17. Программированное и компьютерное обучение
Программированное обучение представляет собой относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью информационных средств. Теория программированного обучения появилась в начале 60-х гг XX в. в США на основе достижений кибернетики и дала импульс к развитию технологии обучения, разработке теории и практики технически сложных обучающих систем. Отличительная особенность программированного обучения – управление учебными действиями ученика с помощью обучающей программы, которая понимается как упорядоченная последовательность рекомендаций. Программированное обучение позволяет индивидуализировать темп обучения, активизировать самостоятельную работу учеников, проводить постоянный контроль усвоения материала. В основе программированного обучения лежат следующие принципы: 1) учебный материал разбит на тесно связанные между собой фрагменты (части, шаги); 2) активизация познавательной деятельности учащихся, изучающих программированный фрагмент; 3) учет индивидуальных особенностей каждого обучаемого и т. д. Благодаря этим принципам в программированном обучении появляется систематическая, постоянная обратная связь между педагогом и учеником, на основании которой они самосовершенствуются. В настоящее время разработано несколько разновидностей программ в программированном обучении: 1) линейная – строится по принципу малых шагов и немедленного подтверждения ответа, и постепенный рост его трудности. Программа предполагает усвоение информации по единой схеме; 2) разветвленная – строится по принципу деления на части, после каждой дозы информации следует вопрос, ставящий учащегося перед необходимостью самостоятельного выбора правильного ответа среди нескольких ошибочных; 3) смешанная – представляет собой различные комбинации линейной и разветвленной программ. Компьютерное обучение пришло на смену программированному обучению и широко используется для тестирования, обучения, развития познавательных интересов и способностей. В основе компьютерного обучения лежит обучающая программа, представленная последовательностью мыслительных действий и операций. В настоящие время разработано огромное количество компьютерных программ. Они рассчитаны на различные возрастные категории учащихся, призваны активизировать познавательный процесс, развить воображение и умственные способности обучаемых.
24. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития ребенка
Семья является начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно несколько поколений. Концепции семейной педагогики, т. е. научные теории и основные направления, включают: 1) формирование общечеловеческих ценностей и таких качеств, как честность и честь, достоинство и благородство, любовь к людям и трудолюбие; 2) бережное отношение к личности ребенка в семье, ответственность за него. Целью семейного воспитания являются: 1) формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути; 2) развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей – все это зависит от семьи, от родителей и составляет главную цель воспитания. Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с собственными детьми. Значение воспитания детей в семье: 1) семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается; 2) влияние родителей на собственных детей должно обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту; 3) часто семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют судьбу. В современных условиях дети нуждаются в воспитании: 1) разумной практичности; 2) делового расчета; 3) честной предприимчивости. Вначале всем этим должны овладеть родители. Педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств. Слепая, неразумная родительская любовь приводит к негативным последствиям: 1) смещает в сознании детей систему нравственных ценностей, порождает потребительство; 2) формирует у детей пренебрежение к труду, притупляется чувство благодарности и бескорыстной любви к родителям и другим родственникам. Родители для детей – это жизненный идеал. В педагогике существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений в них. |