Шпаргалка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика"

Работа содержит 1 файл

Педагогика.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 8

Разделы дидактики

 

История педагогики свидетельствует  о том , что долгое время наряду с термином «педагогика» в том  же значении использовался и термин 
«дидактика».Впервые термин «дидактика» ввёл в научное использование немецкий педагог В. Ратке (1571-1635) , который назвал свой курс «Краткий отчёт из дидактики ».

В настоящее время дидактика рассматривается как часть педагогики, исследующая проблемы обучения и образования , их закономерности , принципы , цели , содержание , средства , организацию , достигаемые результаты.

Основные категории  дидактики : преподавание, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. Отсюда получаем краткое определение : дидактика- наука об обучении и образовании , их целях , содержании , методах , средствах , организации , достигаемых результатов).

Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач ) , обеспечение информирования , воспитания , осознания и практического применения знаний .

Учение – процесс (точнее сопроцесс ) , в ходе которого на основе познания , упражнения и приобретённого опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности , изменяются ранее приобретённые.

Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учениками , направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их совместной деятельности. Обучение – это специально организованная познавательная деятельность учеников , в процессе которой формируются научные знания , необходимые способы деятельности , эмоционально- ценностное и творческое отношение к окружающей действительности. В обучении осуществляется развитие ребёнка.

Основными структурными элементами обучения как системы являются: 1) цели

2) содержание 

3) методы 

4)организационные формы 

 5) результаты.

Образование – система приобретённых в процессе обучения знаний , умений , навыков , способов мышления.

Знание – совокупность идей , воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий , схем , конкретных образов.

Умения – овладения способами ( приёмами , действиями ) применение усвоенных знаний на практике.

Навыки – умения , доведённые до автоматизма , высокой степени совершенства.

Цель (учебная , образовательная ) - то , к чему стремится обучение , будущее , на которое направлены его усилия.

Содержание – ( обучения , образования ) – система научных знаний , практических умений , навыков , способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения .

Организация – упорядочение дидактического процесса по определённым критериям , придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма - способ существования учебного процесса , оболочка для его внутренней сущности , логики и содержания . Форма обучения связанна с числом учеников в классе , временем и местом обучения , порядком его осуществления и т.п.

Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство – предметная поддержка учебного процесса . Средствами являются голос (речь) педагога , его мастерство , учебники , классное оборудование и т.д.

Результаты – то , к чему приходит обучение , следствие учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

 

Вопрос № 20

Общее понятие о методах обучения. Многообразие методов

 

     Слово метод  в переводе с греческого означает исследование, способ, путь к достижению цели. «Метод – в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», - такое определение дал философский словарь. Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как способ упорядоченной и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению разнообразных целей учебно-воспитательной деятельности.

     С точки  зрения каждый метод обучения  органически включает в себя  обучающую работу учителя (например, изложение нового материала, организацию работы по применению  знаний на практике и т. д.) и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Все это позволяет сделать вывод: под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и определяемые им способы учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

     Прием обучения  – это составная часть или  отдельная сторона метода обучения, например, показ учителя, как нужно выполнять упражнение  по применению знаний на практике, помощь учащимся в исправлении допускаемых ошибок и т.д.

     Поскольку  в дидактике выделяются разнообразные  методы обучения, возникла необходимость в их классификации.

     В 20-е  годы педагог Б.В. Всесвятский считал, что в обучении может быть только два метода: метод исследовательский и метод готовых знаний.

     Предпочтение, естественно, отдавалось методу  исследовательскому. В эти же  годы предпринимались попытки   насаждения  «метода проектов»,  согласно которому обучение сводилось к «практическому деланию» и проектированию этого «делания» самими учащимися.

     Некоторые  дидакты (Е.И. Перовский, Е.Я.Голант) классифицировали методы обучения, исходя из источников, из которых  черпают знания дети, и выделяли методы словесные, наглядные и практические.

     Дидакты  И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин,  исходя из характера познавательной  деятельности учащихся, выделяли  следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный (рецепция – восприятие), репродуктивный, проблемный, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.

     Однако  наиболее практичной является  классификация методов обучения  в зависимости от тех задач,  которые с их помощью решаются  в процессе обучения. К ним относятся:

  • методы устного изложения знаний учителем (рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа, методы иллюстрации и демонстрации);
  • методы закрепления изложенного учителем материала (беседа, работа с учебником, практические работы);
  • методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебником , лабораторные работы);
  • методы учебной работы по применению усвоенных знаний на практике (упражнения, лабораторные занятия);
  • методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся (повседневное наблюдение за учебной работой учащихся; устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный; выставление поурочного балла; проверка домашних работ учащихся; контрольные работы; программированный контроль; тестирование).

         1) Большое значение в обучении имеет устное изложение изучаемого материала учителем. Для этого, как отмечено выше, используются следующие методы: рассказ учителя, объяснение, школьная лекция, беседа, методы иллюстрации и демонстрации. В чем же состоит сущность этих методов?

     Рассказ  – это метод повествовательно-сообщающего  изложения учителем описательного  материала с применением приемов  активизации познавательной деятельности  учащихся (биографии писателей, материал  о географическом положении отдельных регионов, ход исторических событий и т.д.).

     Объяснение  – это метод обучения, при котором учитель не столько сообщает новый материал, сколько анализирует его, поясняет и доказывает те или иные его положения (изучение геометрических теорем и т.д.).

     Школьная  лекция – это метод обучения, когда учитель в течение продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя приемы активизации познавательной деятельности учащихся (например, анализ творчества писателей и т.д.).

     Рассказ, объяснение или школьная лекция относятся к монологическим, информационно-сообщающим, методам обучения.  В отличие от них беседа является диалогическим методом устного изложения  изучаемого материала. сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждениям и анализу в определенной логической  последовательности изучаемых явлений и фактов к самостоятельному формулированию теоретических выводов и обобщений.

      Метод  иллюстрации и метод демонстрации являются сопутствующими при устном изложении материала учителем и состоят в использовании иллюстративных материалов (например, картин, изображающих исторические события), а также в демонстрации опытов (по физике, химии).

     2) Как уже  отмечалось, в особую группу выделены методы закрепления материала, который изложен учителем: беседа, работа с учебником.

     Метод беседы. Суть беседы в данном случае  состоит в том, что учитель  с помощью умело поставленных  вопросов побуждает учащихся  к ответам, т.е. к активному воспроизведению изложенного  им материала с целью его более глубокого  осмысления и усвоения (запоминания).

     Работа  с учебником  по закреплению  изложенного учителем материала.  Методика организации этой работы включает в себя следующие приемы:

  • четкую постановку цели самостоятельной работы с учебником;
  • указание вопросов, на осмысление и усвоение которых должны обратить внимание учащиеся;
  • определение порядка самостоятельной работы и способов самоконтроля за овладением  изучаемым материалом;
  • наблюдение за ходом самостоятельной работы и оказание помощи отдельным учащимся;
  • беседу по закреплению изучаемого материала.

     3) Одной  из важных задач обучения является  формирование у учащихся умения и стремления к самостоятельной работе  по расширению и углублению научных знаний, творческих задатков.

          Метод работы с учебником по  осмыслению и овладению новыми  знаниями. Сущность этого метода заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения программного материала по учебнику и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и вытекающих из них теоретических обобщений (правил, понятий, выводов), при этом одновременно с усвоением знаний приобретается умение работать с учебной литературой.

     Лабораторная  работа – это такой метод  обучения , при котором учащиеся  под руководством учителя и  по заранее данному и плану  проделывают соответствующие опыты или выполняют определенные практические задания с целью восприятия и осмысления нового материала.

     4) Метод упражнений. Сущность метода упражнений состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким образом углубляют знания, вырабатывают соответствующие умения  и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности.

     Лабораторные  работы как метод формирования  умения и навыков. Этот метод широко используется при изучении естественнонаучных предметов. например, по физике нужно обучать учащихся обращению с приборами. Сущность данного метода состоит в том, что учащиеся, изучив теоретический материал, под руководством учителя выполняют практические упражнения по применению этого материала на практике, вырабатывая таким образом разнообразные умения и навыки.

     5) Повседневное наблюдение за работой учащихся. Это такой метод проверки и оценки успеваемости учащихся, когда учитель, фиксируя различные проявления и особенности их текущей учебно-познавательной деятельности, а также их отношение к выполнению учебных зданий, может судить о влиянии этих особенностей на качество овладения изучаемым материалом и учитывать их при оценке знаний, умений и навыков.

     Устный  опрос -  индивидуальный, фронтальный,  уплотненный. Сущность его состоит  в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала, побуждает их к ответам, выявляя таким образом  осмысленность, полноту и глубину усвоения знаний.

     Контрольные  работы. Сущность этого метода  состоит в том, что после  прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель организует  в письменной форме или в виде выполнения практических заданий воспроизведение изученного материала и на этой основе оценивает качество их знаний, умений и навыков.

     Проверка  домашних работ учащихся. Она осуществляется, как правило, на каждом уроке и позволяет учителю изучать отношение школьников к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.

     Программированный контроль. Сущность этого метода состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-черыре варианта ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика – выбрать правильный ответ.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"