Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика"
Вопрос № 8
Разделы дидактики
История педагогики свидетельствует
о том , что долгое время наряду
с термином «педагогика» в том
же значении использовался и термин
«дидактика».Впервые термин «дидактика»
ввёл в научное использование немецкий
педагог В. Ратке (1571-1635) , который назвал
свой курс «Краткий отчёт из дидактики
».
В настоящее время дидактика рассматривается как часть педагогики, исследующая проблемы обучения и образования , их закономерности , принципы , цели , содержание , средства , организацию , достигаемые результаты.
Основные категории дидактики : преподавание, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. Отсюда получаем краткое определение : дидактика- наука об обучении и образовании , их целях , содержании , методах , средствах , организации , достигаемых результатов).
Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач ) , обеспечение информирования , воспитания , осознания и практического применения знаний .
Учение – процесс (точнее сопроцесс ) , в ходе которого на основе познания , упражнения и приобретённого опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности , изменяются ранее приобретённые.
Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учениками , направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их совместной деятельности. Обучение – это специально организованная познавательная деятельность учеников , в процессе которой формируются научные знания , необходимые способы деятельности , эмоционально- ценностное и творческое отношение к окружающей действительности. В обучении осуществляется развитие ребёнка.
Основными структурными элементами обучения как системы являются: 1) цели
2) содержание
3) методы
4)организационные формы
5) результаты.
Образование – система приобретённых в процессе обучения знаний , умений , навыков , способов мышления.
Знание – совокупность идей , воплощающих теоретическое овладение предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в виде понятий , схем , конкретных образов.
Умения – овладения способами ( приёмами , действиями ) применение усвоенных знаний на практике.
Навыки – умения , доведённые до автоматизма , высокой степени совершенства.
Цель (учебная , образовательная ) - то , к чему стремится обучение , будущее , на которое направлены его усилия.
Содержание – ( обучения , образования ) – система научных знаний , практических умений , навыков , способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения .
Организация – упорядочение дидактического процесса по определённым критериям , придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.
Форма - способ существования учебного процесса , оболочка для его внутренней сущности , логики и содержания . Форма обучения связанна с числом учеников в классе , временем и местом обучения , порядком его осуществления и т.п.
Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.
Средство – предметная поддержка учебного процесса . Средствами являются голос (речь) педагога , его мастерство , учебники , классное оборудование и т.д.
Результаты – то , к чему приходит обучение , следствие учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
Вопрос № 20
Общее понятие о методах обучения. Многообразие методов
Слово метод
в переводе с греческого
С точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (например, изложение нового материала, организацию работы по применению знаний на практике и т. д.) и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Все это позволяет сделать вывод: под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и определяемые им способы учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.
Прием обучения
– это составная часть или
отдельная сторона метода обуче
Поскольку
в дидактике выделяются
В 20-е
годы педагог Б.В. Всесвятский
Предпочтение,
естественно, отдавалось
Некоторые
дидакты (Е.И. Перовский, Е.Я.
Дидакты
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин,
исходя из характера
Однако
наиболее практичной является
классификация методов
1) Большое значение в обучении имеет устное изложение изучаемого материала учителем. Для этого, как отмечено выше, используются следующие методы: рассказ учителя, объяснение, школьная лекция, беседа, методы иллюстрации и демонстрации. В чем же состоит сущность этих методов?
Рассказ
– это метод повествовательно-
Объяснение – это метод обучения, при котором учитель не столько сообщает новый материал, сколько анализирует его, поясняет и доказывает те или иные его положения (изучение геометрических теорем и т.д.).
Школьная лекция – это метод обучения, когда учитель в течение продолжительного времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя приемы активизации познавательной деятельности учащихся (например, анализ творчества писателей и т.д.).
Рассказ, объяснение или школьная лекция относятся к монологическим, информационно-сообщающим, методам обучения. В отличие от них беседа является диалогическим методом устного изложения изучаемого материала. сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждениям и анализу в определенной логической последовательности изучаемых явлений и фактов к самостоятельному формулированию теоретических выводов и обобщений.
Метод
иллюстрации и метод демонстрац
2) Как уже отмечалось, в особую группу выделены методы закрепления материала, который изложен учителем: беседа, работа с учебником.
Метод беседы. Суть беседы в данном случае состоит в том, что учитель с помощью умело поставленных вопросов побуждает учащихся к ответам, т.е. к активному воспроизведению изложенного им материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения (запоминания).
Работа
с учебником по закреплению
изложенного учителем
3) Одной
из важных задач обучения
Метод работы с учебником по осмыслению и овладению новыми знаниями. Сущность этого метода заключается в том, что овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения программного материала по учебнику и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и вытекающих из них теоретических обобщений (правил, понятий, выводов), при этом одновременно с усвоением знаний приобретается умение работать с учебной литературой.
Лабораторная работа – это такой метод обучения , при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее данному и плану проделывают соответствующие опыты или выполняют определенные практические задания с целью восприятия и осмысления нового материала.
4) Метод упражнений. Сущность метода упражнений состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким образом углубляют знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности.
Лабораторные работы как метод формирования умения и навыков. Этот метод широко используется при изучении естественнонаучных предметов. например, по физике нужно обучать учащихся обращению с приборами. Сущность данного метода состоит в том, что учащиеся, изучив теоретический материал, под руководством учителя выполняют практические упражнения по применению этого материала на практике, вырабатывая таким образом разнообразные умения и навыки.
5) Повседневное наблюдение за работой учащихся. Это такой метод проверки и оценки успеваемости учащихся, когда учитель, фиксируя различные проявления и особенности их текущей учебно-познавательной деятельности, а также их отношение к выполнению учебных зданий, может судить о влиянии этих особенностей на качество овладения изучаемым материалом и учитывать их при оценке знаний, умений и навыков.
Устный
опрос - индивидуальный, фронтальный,
уплотненный. Сущность его
Контрольные работы. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы учитель организует в письменной форме или в виде выполнения практических заданий воспроизведение изученного материала и на этой основе оценивает качество их знаний, умений и навыков.
Проверка домашних работ учащихся. Она осуществляется, как правило, на каждом уроке и позволяет учителю изучать отношение школьников к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.
Программированный контроль. Сущность этого метода состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-черыре варианта ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика – выбрать правильный ответ.