Шпаргалки по "Основам педагогики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 11:46, шпаргалка

Описание работы

Гигиеническая организация бодрствования детей.
Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения раннего или сильного утомления во время бодрствования огромное значение имеет правильная организация режима их жизни.
Дети, увлеченные интересной деятельностью, долго не чувствуют утомления. В иных случаях короткие, но неправильно организованные виды деятельности могут быть значительной нагрузкой для нервной системы ребенка, привести к быстрому утомлению. Учитывая это, при организации бодрствования ребенка, занятий, игр необходимо строго соблюдать гигиенические требования.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 162.26 Кб (Скачать)

Ветряная оспа, не будучи тяжелым заболеванием, ослабляет организм ребенка и может активизировать дремавшие до этого инфекции, например туберкулез, кожные заболевания, поэтому в домашних условиях и тем более в детских учреждениях необходимо принимать все меры для ее предотвращения.

 

11. Гигиенические требования  к оборудования детских учреждений.

При всех типах ДУ предусматривается  земельный участок, в составе  которого выделяется зона игровой территории и хозяйственная зона, с разграничением соответствующих технологических  процессов.

Зона игровой территории должна включать в себя:

  1. групповые площадки, индивидуальные для каждой детской группы;
  2. площадь озеленения; 
  3. общую физкультурную площадку.  

Игровые площадки должны иметь травяное покрытие. Допускается применение тротуарной плитки. Асфальтовое покрытие на групповых и общей физкультурной площадках не допускается. При каждой групповой площадке для защиты от солнца, ветра и осадков должны предусматриваться навесы, огороженные с трех сторон. На групповых площадках – стационарное игровое оборудование.

Общая физкультурная площадка может оборудоваться сеткой для двухкомандных игр (бадминтон, пионербол, теннис), детскими баскетбольными щитами, прочим оборудованием.

В состав хозяйственной зоны входит хозплощадка, которая предусматривается одновременно как разворотная площадка для грузового автомобиля, с местом для разгрузки и площадкой для мусоросборников.

С целью защиты от несанкционированного проникновения и контактов, а  также предотвращения самовольного ухода детей, участок ДУ должен быть огорожен оградой.

Гигиенические требования к зданию и помещениям. ДУ общего типа должны включать следующие функциональные группы помещений: групповые ячейки; сопутствующие помещения (медицинские, пищеблок, постирочная) и служебно-бытовые помещения для персонала. Все основные помещения ДУ следует размещать в надземных этажах.

На площади групповой  должны предусматриваться:

  • место для кормления детей и занятий с детьми;
  • место тихих игр, сформированное игровым оборудованием; 

Группу медицинских  помещений вместе с изолятором в ДУ размещают на первом этаже в непосредственной близости от входа в здание либо с организацией отдельного наружного выхода из изолятора.

Буфетная оборудуется трехкамерной мойкой, столом и навесными шкафами для хранения посуды.

Туалетные проектируют состоящими из зон умывальной и уборной. В зоне умывальной должны размещаться детские умывальники и зашторенный душевой поддон с доступом с трех сторон. В зоне уборной должны размещаться в закрывающихся кабинах детские унитазы.

 12. Особенности адаптации детей к условиям ДУ.

При поступлении в дошкольное учреждение происходит переход ребенка из знакомой и обычной для него семейной среды  в особую микросреду, которая значительно  отличается от условий семьи.

Привыкание к новым условиям часто влечет за собой развитие так  называемого адаптационного синдрома, который оказывает в ряде случаев неблагоприятное влияние на состояние здоровья ребенка. Термин «адаптация» означает приспособление.

В связи с возрастными особенностями ВНД детей приспособление к пребыванию в детском учреждении представляет значительные трудности, особенно в возрасте с шести месяцев до полутора лет.

Весь период привыкания можно разбить на три этапа

Острый период, или период дезадаптации, – в это время наиболее выражены нарушения поведения, взаимоотношений со взрослыми и детьми, речевой активности, игры, общего физического состояния, в частности отмечаются колебания массы тела, снижается устойчивость к инфекциям.

Подострый период, или собственно адаптация, – в это время постепенно уменьшается выраженность сдвигов по системам: быстрее всего нормализуется аппетит; более продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния; медленнее всего восстанавливается игра и речевая активность.

Период компенсации, или адаптированности к новым условиям, – все перечисленные показатели нормализуются, т.е. достигают исходного уровня, а иногда и превышают его.

По особенностям течения первых двух периодов выделяют легкую, средней  тяжести и тяжелую адаптацию.

Легкая адаптация. Продолжительность нарушений в поведении до 20 дней. Отмечается незначительное ухудшение аппетита. Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушены. Двигательная активность не снижается. Функциональные сдвиги выражены минимально, они нормализуются до конца первого месяца. Заболеваний у ребенка в период адаптации не возникает.

Адаптация средней тяжести. Все нарушения в поведении более длительны. Взаимоотношения со взрослыми не нарушены. Все функциональные сдвиги выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию, которое, как правило, возникает при адаптации средней тяжести в виде острой респираторной инфекции, однократной и текущей без осложнений.

Тяжелая адаптация. Характеризуется значительной длительностью (2–6 месяцев и больше) и тяжестью проявлений. Может выражаться в двух вариантах. При первом варианте ребенок заболевает в течение 10 дней после поступления и затем повторно 4 раза и более за год пребывания в детском коллективе. Такое состояние ребенка не может не отразиться на показателях физического и нервно-психического развития. Этот вариант адаптации встречается, как правило, у детей до 1,5 лет жизни, имеющих неблагоприятное состояние здоровья до поступления в детское учреждение.

Иногда развивается второй вариант тяжелой адаптации детей, проявляющийся длительным и выраженным неадекватным поведением, невротическим состоянием, депрессией. Снижен интерес к окружающему, ребенок, как правило, избегает контактов с детьми, стремится к уединению или агрессивен. Отношение к взрослым избирательное. Резко снижается двигательная и речевая активность. Ребенок становится капризным, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, легко пугается.

 

13. Коклюш

Коклюш — острое инфекционное заболевание, характеризующееся преимущественным поражением нервной системы, дыхательных

путей и своеобразными  приступами кашля. Заболевание встречается  главным образом у детей от 1 года до 5 лет.

Возбудитель коклюша —  короткая палочка, неустойчивая во внешней среде, она быстро погибает при высушивании, ультрафиолетовом облучении, под влиянием дезинфицирующих средств.

Заражение происходит при  близком контакте с больным. Больной  коклюшем заразен в продолжение  всей болезни (в среднем 30 дней). Иммунитет  после перенесенной болезни сохраняется на всю жизнь.

Инкубационный период коклюша колеблется от 3 до 15 дней. Коклюш имеет три периода: начальный (катаральный), период судорожного кашля (спазматический) и период разрешения. В начальном периоде болезни отмечается незначительный кашель, нередко насморк и небольшая температура. В течение 7—10 дней кашель усиливается, становится более упорным, напряженным, приступообразным, особенно по ночам.

Характерным для коклюша  является то, что в ночное время  ребенок даже в начале болезни  просыпается от кашля, пугается, вскакивает, в то время как при других заболеваниях (ларингит, бронхит, грипп и т. д.) ребенок кашляет лежа в постели, не просыпаясь.

Спазматический период наблюдается  в конце второй недели от начала заболевания и сопровождается приступами кашля, которые начинаются внезапно, часто без определенных причин, однако наступление их дети обычно чувствуют. Во время приступа лицо ребенка испуганное, дыхание поверхностное, вены головы и шеи набухают, иногда от напряжения разрываются мелкие кровеносные сосуды, давая кровоизлияния в конъюнктиву глаз или кровотечения из носа. Лицо больного вследствие венозного застоя постепенно становится одутловатым, веки отекают, на уздечке языка, которая во время кашля трется о нижние зубы, нередко образуются небольшие язвочки, покрытые белым налетом. Приступ кашля заканчивается выделением вязкой, стекловидной мокроты или рвотой. Между приступами ребенок может чувствовать себя хорошо, он бодр и весел, не теряет аппетита, веса, однако частые и продолжительные приступы значительно ослабляют его организм.

Продолжительность спазматического  периода 3—4 недели. Затем приступы становятся реже, общее состояние ребенка улучшается, кашель в это время носит обычный характер, без приступов, однако он может продолжаться еще 2—3 недели (период разрешения).

При коклюше могут быть осложнения; наиболее частые — ларингит, бронхит и воспаление легких, нередко они протекают очень длительно и тяжело. У маленьких детей при коклюше могут образоваться пупочная, паховая грыжи. Тяжелые формы коклюша, ослабляя организм, способствуют снижению его сопротивляемости к другим заболеваниям, в частности к туберкулезу.

В целях раннего распознавания  коклюша необходимо проверять лабораторным путем на заболевание коклюшем детей, страдающих упорным кашлем, особенно натужного или спазматического  характера. Больных и подозрительных детей изолируют в домашних условиях, изоляторах или особых группах детского учреждения, обеспечивая врачебное наблюдение за ними и по возможности бактериологическое исследование мокроты. После изоляции больного химической дезинфекции в детском учреждении проводить не надо; достаточно тщательной влажной уборки с хорошим сквозным проветриванием. Больные дети изолируются на 25 дней от начала заболевания.

Дети до 10 лет, бывшие в  контакте с больным и ранее  не болевшие коклюшем, находятся на карантине 14 дней (с момента их изоляции). Всем детям до 1 года, особенно тем, которые  по какой-либо причине не иммунизированы против коклюша, в случае контакта с  больным вводят гамма-глобулин.

Детям, больным коклюшем, необходимо как можно больше находиться на свежем воздухе. Очень важно создать  для ребенка спокойную, жизнерадостную обстановку, отвлечь, заставить забыть о болезни. Желательно ежедневно или через день делать детям теплые ванны (температура воды 37—38°С), хорошо успокаивающие нервную систему и уменьшающие силу и количество приступов кашля. Пища больных детей не должна раздражать слизистые зева. При частой рвоте детей следует кормить чаще, понемногу и вскоре после рвоты, когда рвотный рефлекс снижен.

Маленьких детей при приступе кашля желательно поддерживать за лоб, создавая таким образом опору для головы и облегчая тем самым их состояние.

Помещение, в котором находится  больной коклюшем, необходимо регулярно  проветривать; уборку производят влажным  способом. Носовые платки, полотенце  и посуду больного подвергают дезинфекции.

В нашей стране проводится активная иммунизация от коклюша  вакциной АКДС. Иммунизация начинается с 3-месячного возраста, проводится троекратно с интервалами в 30—40 дней; ревакцинация проводится через 1,5—2 года после законченной вакцинации.

 

  14. Гигиена органов мочевыделения

Недостаточное соблюдение личной гигиены  может привести к инфицированию мочевыводящих путей и развитию в них воспалительного процесса. Способствовать заболеванию могут острицы, паразитирующие в кишечнике и заползающие в отдельных случаях в мочеиспускательный канал. Определенную роль в возникновении инфекционно-воспалительного процесса может играть редкое и нерегулярное мочеиспускание у детей старшего возраста, привыкших долго «сдерживаться». Часто воспалительному процессу в мочевыводящих путях предшествует переохлаждение ребенка, снижающее его сопротивляемость к всевозможным инфекциям.

У грудных детей акт мочеиспускания непроизвольный, и только с возрастом  он начинает регулироваться сознанием  и волевыми усилиями. Ребенок начинает ощущать наполнение мочевого пузыря с 6–12 месяцев, с этого возраста возможно обучение гигиеническим навыкам. Детей  сажают на горшок через 10–15 мин после  очередного приема пищи и сразу же после сна. При правильном воспитании здоровые дети к концу 1 – началу 2 года жизни просятся на горшок.

Большое значение имеет отношение  взрослых к обучению ребенка навыкам опрятности: при безразличном отношении, а часто и, напротив – при слишком активной заинтересованности и давлении на ребенка становление этого навыка может задерживаться. Очень важно, чтобы «приучение к горшку» не было связано у ребенка с отрицательными переживаниями – в противном случае нередко развиваются тревожные и протестные реакции, привычка надолго задерживать мочеиспускание.

Своевременная смена мокрых пеленок  приучает детей к чистоплотности, ускоряет выработку у них условных рефлексов на мочеиспускание. В последние  годы доказано, что использование  одноразовых подгузников не задерживает  формирования навыков опрятности у ребенка и не провоцирует воспалительных заболеваний мочевыводящих путей при условии правильного их использования. Одноразовые подгузники должны быть высокого качества («дышащие»), регулярно меняться по мере загрязнения. Их использование должно сочетаться с гигиеническим уходом за кожей: своевременным подмыванием, использованием детского крема, масла и др.

По достижении ребенком готовности к использованию горшка от одноразовых подгузников рекомендуется постепенно отказываться.

 

15.Краткие анатомо-физиологические особенности ОДА детей

Скелет ребенка в процессе роста  и развития подвергается сложным  преобразованиям. Внутриутробно окостенение  скелета происходит довольно поздно, и при рождении в нем еще много хрящевой ткани, особенно в позвоночнике, запястьях, костях таза. Костная ткань у ребенка грудного возраста имеет волокнистое строение, бедна минеральными солями, богата водой и кровеносными сосудами. Поэтому кости ребенка легкие, гибкие, не обладают достаточной прочностью, легко поддаются искривлению и приобретают неправильную форму под влиянием давления или при систематическом неправильном положении тела. К           2 годам их строение уже в значительной степени приближается к строению костей взрослого.

Информация о работе Шпаргалки по "Основам педагогики"