Шпаргалки по "Основам педагогики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 11:46, шпаргалка

Описание работы

Гигиеническая организация бодрствования детей.
Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения раннего или сильного утомления во время бодрствования огромное значение имеет правильная организация режима их жизни.
Дети, увлеченные интересной деятельностью, долго не чувствуют утомления. В иных случаях короткие, но неправильно организованные виды деятельности могут быть значительной нагрузкой для нервной системы ребенка, привести к быстрому утомлению. Учитывая это, при организации бодрствования ребенка, занятий, игр необходимо строго соблюдать гигиенические требования.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 162.26 Кб (Скачать)

Этиология. Возбудителями инфекции являются стафилококки, стрептококки, устойчивые во внешней среде. Предрасполагающие факторы: местное и общее переохлаждение; снижение иммунитета. Возможные пути передачи инфекции: воздушно-капельный;  контактный.

Различают формы ангины:  катаральная, фолликулярная, лакунарная.              

Общие симптомы: общая слабость, недомогание, повышение температуры тела;

боль в горле, головная боль, чувство ломоты  в суставах; снижение аппетита.                                                                                                      

При гнойных ангинах нередко  увеличены  и болезненны лимфоузлы.                          

ОСЛОЖНЕНИЯ:  ревматизм, менингит, отит,  нефрит

Уход за больными детьми: постельный режим в лихорадящий период; обильное теплое питье, жаропонижающие  (парацетамол, аспирин), физические меры охлаждения – при температуре тела выше 38,5° С; полоскание горла растворами фурацилина, йодинола; антибиотики по предписанию врача.

Профилактика – первичная: своевременная санация местных очагов инфекции (кариозные зубы, хронический тонзиллит); устранение причин, затрудняющих свободное дыхание через нос; закаливание организма и др.,   вторичная: помещение больного в отдельную комнату; проветривание  комнаты и проведение влажной уборки; выделение специальной посуды, которую после каждого применения кипятят

или обрабатывают дез. средствами; ограничение контакта больного со здоровыми детьми.

7.Близорукость, дальнозоркость. Причины, признаки, профилактика

В воспитательной работе с детьми работники дошкольных учреждений должны помнить об охране зрения ребенка, знать  наиболее часто встречающиеся нарушения зрительных функций, чтобы своевременно выявлять и принимать всевозможные меры к ликвидации или смягчению влияния этих нарушений на здоровье детей.

Острота зрения – основная функция зрения человека. Это способность глаза воспринимать предметы окружающего мира, их размеры, форму, положение в пространстве. Исследование остроты зрения – обязательная и важная задача в оценке общего состояния здоровья детей, и поэтому проводится оно при каждом углубленном осмотре ребенка.

Эмметропия, или нормальная рефракция, характеризуется тем, что лучи света после преломления в роговице и хрусталике собираются на сетчатке, в области желтого пятна. При этом отмечается наибольшая контрастность (резкость) и самая высокая острота зрения.

Близорукость, или сильная рефракция, возникает, когда лучи света фокусируются перед сетчаткой. При этом хорошая острота зрения возможна только вблизи; удаленные предметы видны как бы в тумане.

Причины. В развитии близорукости большая роль отводится ослаблению аккомодации, т. е. способности глаза отчетливо различать предметы, расположенные как вблизи, так и вдали. В возникновении близорукости немалое значение имеет усиленное напряжение органа зрения во время рассматривания картинок, вышивания и других занятий.

Признаки. Ребёнок становится рассеянным, быстро утомляется, близко подносит предметы к глазам, прищуривается, ходит с низко опущенной головой, начинает горбиться. Кроме того, у ребенка могут появиться жалобы на боль в глазах, головные боли, на то, что предметы перед глазами расплываются, двоятся.

При дальнозоркости, или слабой рефракции, лучи света фокусируются как бы за сетчаткой. При этом возможно снижение зрения. Окружающие отдаленные и особенно близкие предметы могут быть расплывчатыми, неконтрастными.

Причины. Маленьким детям свойственна дальнозоркость, так как у них переднезадний диаметр глазного яблока укорочен.

Признаки. При дальнозоркости ухудшается зрение, как на близком, так и на дальнем расстоянии, но дальнозоркий ребенок далекие предметы видит лучше, чем близкие. Для ясного видения близких предметов при дальнозоркости необходимо напряжение аккомодации. Это вызывает у ребенка утомление, а нередко и головные боли. Лечение нарушений остроты зрения сводится, прежде всего, к обязательному ношению специально подобранных очков.

Профилактика (общая). Прежде всего, необходимо принимать все меры для укрепления здоровья ребенка: ограничение зрительных нагрузок, соблюдение режима дня, занятий, обеспечение оптимальных гигиенических условий, правильно организованное физическое воспитание и закаливание организма и т. п. После занятий, связанных с напряжением зрения (рисование, лепка и др.), детей необходимо переключать на вид деятельности с преимущественным участием слуха.

8. Вскармливание  детей грудного возраста.

Правильно организованное вскармливание  детей первого года жизни обеспечивает их нормальное физическое и психическое развитие и является важным фактором среди профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья и снижение детской заболеваемости.

Под естественным вскармливанием подразумевают кормление ребенка молоком матери. Недостаточность материнского молока восполняют использованием коровьего молока, на основе которого приготавливаются продукты детского питания.

По сравнению с коровьим молоком женское молоко значительно  богаче такими ферментами, как каталаза, липаза, амилаза, что также способствует более быстрому и лучшему его усвоению.

Ребенок при грудном вскармливании  получает стерильное молоко, а контакт с матерью во время кормления способствует психическому развитию малыша. Поэтому работники дошкольных учреждений должны разъяснять матерям преимущества естественного вскармливания перед другими видами кормления.

Кормление в одни и те же часы создает ритмичность в  деятельности пищеварительных желез  и способствует рефлекторному отделению пищеварительных соков в определенные промежутки времени. Вместе с тем считаются допустимыми отклонения в пределах получаса или часа от установленного времени приема пищи.

Введение в пищу ребенка витаминов и минеральных солей. Несмотря на то что естественное вскармливание является наилучшим для детей грудного возраста, они уже с первого месяца жизни нуждаются в дополнительном введении в рацион питания витаминов, некоторых минеральных солей, органических кислот и др. С этой целью уже с месячного возраста в питание вводят соки.

Прикорм. К 5 мес. детский организм начинает испытывать потребность в таких минеральных веществах, как соли железа, меди, кобальта, кальция, фосфора, магния, а также в других компонентах. Поэтому здоровый ребенок должен получать прикорм. Постепенно новой пищей заменяют одно за другим кормления грудью.

Смешанное и искусственное вскармливание. Эти виды вскармливания назначают только при наличии существенных показаний. Смешанным считается такое вскармливание, при котором дети получают не только грудное молоко, но и дополнительное питание (докорм). Все молочные смеси разделяются на две группы — адаптированные и неадаптированные.

Введение в рацион консервированных продуктов позволяет разнообразить меню и обогатить его витаминами, солями, растительным и животным белком и жиром, органическими кислотами, пектином.

 

9. Бронхиальная астма

Бронхиальная астма —  тяжелое аллергическое заболевание, проявляющееся приступами удушья с резко затрудненным выдохом, свистящими хрипами в результате сужения просвета мелких бронхов. В зависимости от причин, вызывающих заболевание, различают две формы бронхиальной астмы: неинфекционно-аллергическую и инфекционно-аллергическую.

Неинфекционно-аллергическая форма бронхиальной астмы чаще встречается у детей до 3 лет жизни. В основе ее лежит повышенная чувствитльность организма ребенка к внешним чужеродным веществам — аллергенам. К их числу может относиться бытовая пыль, шерсть домашних животных, пыльца растений, лекарственные препараты, некоторые пищевые продукты (яйца, молоко, шоколад, рыба, цитрусовые и др.)

Инфекционно-аллергическая форма встречается чаще у детей старше 3 лет. У ребенка возникает повышенная чувствительность к бактериям, вирусам, продуктам их жизнедеятельности и распада. Наиболее часто она бывает у детей, страдающих повторными респираторными заболеваниями.

Возникновению инфекционно-аллергической формы бронхиальной астмы часто предшествует астматический бронхит. Он проявляется у детей приступообразным, иногда коклюшеподобным кашлем и небольшим затруднением выдоха. Астматический бронхит продолжается в течение 2—3 недель, имеет склонность к повторным проявлениям и часто возникает у детей, страдающих экссудативно-катаральным диатезом, крапивницей, аллергическим насморком.

Ведущим симптомом бронхиальной астмы является приступ удушья, которому иногда предшествует период предвестников. К их числу относится изменение поведения ребенка (возбуждение или вялость, сонливость), насморк аллергического характера, першение в носу, чихание или навязчивый кашель, одышка.

Во время приступа у  ребенка вследствие спазма гладкой мускулатуры бронхов, набухания и усиления секреции их слизистой оболочки затрудняется выдох. Для облегчения акта выдоха ребенку следует придать полусидячее или сидячее положение с приподнятыми плечами, чтобы использовать все вспомогательные дыхательные мышцы грудной клетки. Приступ сопровождается бледностью кожных покровов, учащением дыхания и некоторым расширением зрачков. В конце приступа, который отнимает у ребенка много сил, дыхание становится более свободным, происходит более легкое отделение мокроты, постепенно исчезают хрипы.

Приступ может продолжаться от нескольких минут до нескольких часов в зависимости от тяжести заболевания. При оказании помощи ребенку во время приступа необходимо обеспечить приток свежего воздуха, расстегнуть воротничок, сделать горячую ножную ванну или поместить руки в горячую воду. Ребенка необходимо успокоить, отвлечь его внимание игрушками и срочно вызвать врача.

Профилактика бронхиальной астмы включает в себя проведение мероприятий, направленных на снижение возможности сенсибилизации организма к чужеродным веществам, а также в предупреждении возникновения острых и хронических заболеваний органов дыхания (проведение закаливающих процедур, дыхательной гимнастики, соблюдение воздушно-теплового режима, гигиенических требований к одежде и т. д.). Серьезное внимание следует обратить на детей, которые склонны к аллергическим реакциям, и в том числе страдающих экссудативно-катаральным диатезом.

10. Ветряная оспа

Острое, инфекционное заболевание, вызываемое фильтрующимся вирусом, с появлением в первый же день пятнисто-пузырьковой сыпи на коже и слизистых оболочках.

Возбудитель болезни —  фильтрующийся вирус — очень  летуч и подвижен, он может проникать  через окна, двери, щели в стенах, с этажа на этаж, из помещения  в помещение. Но, будучи нестойким вне организма человека, возбудитель ветряной оспы быстро погибает и через третьих лиц и вещи не передается.

Источником заражения  является больной, который опасен с начала высыпания сыпи и до 5 дней после появления последних ее элементов. Заражение происходит воздушно-капельным путем. Иммунитет после заболевания ветряной оспой остается на всю жизнь.

Инкубационный период болезни продолжается от 11 до 23 дней. Заболевание начинается с ухудшения общего состояния, снижения аппетита, вялости, озноба. Высыпание сыпи обычно наблюдается к концу первого дня болезни и сопровождается повышением температуры до 38— 39° и зудом кожи. Сыпь начинает появляться одновременно на разных местах тела, лица, волосистой части головы, переходя затем на конечности и нередко поражая слизистые оболочки.

Сыпь выступает толчками, с интервалами в 24—48 ч, промежуток между первым и последним периодом высыпания около 8 дней. Обычно на коже больного можно видеть разные элементы сыпи: красные пятнышки круглой и овальной формы, пузырьки, наполненные прозрачной жидкостью. Корочки отпадают на 7—8-й день после появления и обычно не оставляют на коже рубцов.

Окончательное исчезновение сыпи при ветряной оспе происходит на 15—20-й день болезни. Общее состояние  ребенка мало изменяется. Лишь у ослабленных детей да при плохих гигиенических условиях и плохом уходе иногда наблюдаются гнойные осложнения на коже и, очень редко, воспаление легких, воспаление среднего уха и почек.

Ввиду большой восприимчивости  детей к этой болезни заболевших детей изолируют в домашних условиях до отпадения с их кожи корочек. После изоляции больного помещение дошкольного учреждения тщательно проветривают. Химическую дезинфекцию проводить не надо.

Дети, контактировавшие с  больным и не болевшие ветряной оспой, подлежат карантину до 21 дня.    

Для больных детей назначается постельный режим. Необходимо соблюдать полную чистоту кожи ребенка, его белья и всего помещения, в котором он находится. Надо тщательно следить за тем, чтобы ребенок не расчесывал пораженные сыпью участки. При сильном зуде больные места следует смазывать глицерином, спиртом или раствором бриллиантовой зелени, а также присыпать тальком.

Надо избегать тесной одежды и перегревания тела ребенка. Летом по возможности большую часть времени больные дети должны находиться на свежем воздухе, так как это значительно облегчает течение болезни. Ванна с прибавлением небольшого количества марганцовокислого калия (слегка розовый раствор) и при температуре воды 34—36°С разрешается лишь после образования на коже корочек.

Информация о работе Шпаргалки по "Основам педагогики"