Шпаргалка по "Теории дошкольной педагогики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 22:39, шпаргалка

Описание работы

Билет 1. Педагог в современном обществе(функции,умения). Для чего нужна профессиограмма?
Билет 2. Личностные качества педагога.
Билет 4 Понятие «воспитание», специфика, особенности.
Билет 9. Задачи нравственного воспитания,содержание, методы.
Билет 32. Характеристика режиссерских игр.

Работа содержит 1 файл

дошеольная педагогика.docx

— 36.88 Кб (Скачать)

Билет 1. Педагог в современном  обществе(функции,умения). Для чего нужна профессиограмма?                                                                                 К педагогу в современном обществе предъявляются очень высокие требования. Прежде всего у педагога должна быть необходимость осознания величайшей ответственности за детей. Основной деятельностью современного педагога является создание благоприятных условий для развития детей в первые годы жизни.Это требует учета и знаний возрастных особенностей детей в период жизни.                                                                                    Педагог. функции: 1)Создание педагогических условий для успешного воспитания детей(развивающая предметная среда и эмоциональное благополучие);2)Обеспечение охраны жизни,укрепление здоровья детей(безопасная окружающая среда,соответствующие гигиеническим требованиям,закаливающие мероприятия); 3)Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми:педагог умеет планировать на основе программы методической документации и умеет анализировать результаты; 4)Участвовать в педагогическом просвещении родителей; 5)Педагог должен регулировать и согласовывать воспитательные воздействия семьи и дошкольного учреждения.                                               Профессиограмма – это документ, содержащий описание:

-во-первых, содержания  работы по определенной профессии  (функции, обязанности, задачи, операции),

-во-вторых, требований  к носителю определенной профессии  (профессиональные, деловые, личные  качества).

. Профессиопрограмма-это научно обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога,к объему и составы мировоззренческих,общекультурных,психолого-педагогических,специальных знаний,также перечень педагогических умений и навыков. Педагог.умения.1)Гностические умения-умения,с помощью кот. педагог изучает ребенка(возрастные,индивидуальных особенностей,личностных качеств ребенка;взаимоотношения со сверстниками, со взрослыми;степень эмоционального благополучия),а также коллектив в целом(эстапы становления коллектива,должны выявить и знать актив группы, зачатки общественного мнения );2) Конструктивные-эти умения необходимы педагогу,для проектирования педагогич. процесса и воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы и для этого педагог должен уметь модифицировать общие цели и задачи воспитания приминительно к конкретной группе,к каждому(воспитаннику)ребенку с учетом особенностей его развития. 3)Коммуникативные-оно проявляется при установлении педагогич. целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми,со всей группой,с коллегами по работе, с администрацией детского учреждения. 4)Организаторские-с помощью кот. педагог планомерно осуществляет свою педагогич.  деятельность. 5)Специальное-это умения петь,танцевать,выразительно читать стихи,вышивать, показывать кукольный театр.

 

Билет 2. Личностные качества педагога.                   1)Профессиональная направленность-это качество имеет собирательный характер личности педагога и представляет комплекс психологических установок на работу с детьми.Проф. напр. Характеризует определенное отношение к обществу, природе,окружающим людям, стиль педагогического общения. 2)Эмпатия-это качество личности,ее способность проникать с помощью чувств,душевные пережевания других людей,сочувствовать им и сопереживать.У педагога эмпатия выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, чуткости,доброжелательности,заботливости,верности своим обещаниям,тактичности. 3)Педагогич.такт-чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом,соблюдение правил приличия.Тактичность педагога озаначает, что он сохраняет личное достоинство,не ущемляет самолюбие детей,их родителей,коллег по работе. 4)Педагогич. зоркость-способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка,предвидеть перспективы,динамику в становлении личности каждого ребенка и коллектива в целом.Показатели педагог. зоркости- умение воспитателя видеть;слушать;чувствовать детей;понимать их психологическое состояние. 5)Педагогич. оптимизм-глубокая вера педагога в силы,возможности каждого ребенка,в результативность образовательной работы.6)Педагог. рефлексия-это самоанализ проделанных шагов,оценка полученных результатов,соотношение их с поставленной целью.Педагог размышляет над причинами успехов и неудач,ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей,чтобы внести изменения в последующую деятельность,добиться лучших результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 4 Понятие «воспитание», специфика, особенности.

Воспитание-это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта,а также планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок,понятий,принципов,ценностей и ориентаций,обеспечивающих условия для его развития и подготовки к общественной жизни и труду.

Воспитание готовит  к жизни в обществе.

Процесс обучения осуществяет функцию воспитания,а процесс воспитания не возможен без обучения воспитываемых определенным нормам,правилам поведения,деятельности,общения и пр.В содержании воспитания превалирует формирование убеждений,норм,правил,идеалов, социально значимых отношений,установок,мотивов,способов и правил общественно ценного поведения идейно-политического,нравственного,трудового,эстетического и гигиенического характера.Процесс же воспитания прежде всего обращен к отношениям,действиям и эмоциям личности,опираясь на которые он весьмя сильно влияет на ее поведение.Если в обучении используют преимущественно уроки,семинары,практикумы,лабораторные работы,трудовые занятия и т. д.,то в В. процессе- воспитательные мероприятия коллективного характера, общественную деятельность,общественно полезный труд,индивидуальные воспитательные влияния и пр.В воспитании (при его умелой постановке) доминирующее значение имеет коллектив,его актив,которые направляются влияниями учителей,воспитателей.

Процесс воспитания в условиях детского сада не столь строго регламентирован.

Протекает этот процесс  в ходе всей жизни детского сада.В  ходе воспитания чрезвычайно важное значение имеет влияние среды,средств  массовой информации,которые нельзя не учитывать при организации  этого процесса;более того ими  надо активно и в меру возможностей данного коллектива управлять

 

 

Билет 9. Задачи нравственного воспитания,содержание, методы.                                                                                                                                    Задачи: 1.Формирование представлений, нравственных чувств, привычек и норм, практики поведения

2.Потребность  общества в людях,  обладающих конкретными,  сегодня востребуемыми  качествами                                                               Содержание: 1.Воспитание коллектевизма

2.Проявление  и развитие дружбы

3.Отзывчивость  и взаимопомощь

4.Усвоение нравственных  норм

5.Культура поведения  и взаимоотношений

6.Личность в  коллективе

7.Воспитание  патриотизма и  гражданствен-

ности                                                                                                                                       Методы: 1. Формирование  нравственного поведения (приучения, упражнения, руководство деятельностью)

2.Формирование  нравственного сознания (убеждения  в форме разъяснения,  внушение, беседа)

3.Стимулирование  чувств и отношений  (поощрения, наказание)

4.Организация  и самоорганизация  воспитательного  коллектива (коллективная  перспектива, коллективная  игра, соревнования, единые требования)

5. Доверительные  взаимодействия (педагогическое  требование, убеждение,  обсуждение, конфликтные  ситуации)

6. Воздействие  (разъяснение,

снятие напряжения, актуализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку )

 

Билет 11 Понятие,задачи, содержание и  методы эстетического воспитания                      

 Эстетическое воспитание - один из видов воспитания личности, цель которого - формирование эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности.Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие - организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей.                                                                                                     Задачи: 1.Формирование эстетического отношения детей к окружающему

( развивать умения видеть  и чувствовать красоту в природе  поступках, искусстве ; 2.Формирование  художественных умений в области  разных искусств: обучение детей  рисованию, лепке, конструированию;  пению, движением под музыку; развитие  словесного творчества

Содержание: 1.Эстетика быта; 2.Музыкальные занятия; 3. Изодеятель-ность; 4.Театрализован-

ные игры; 5.Эстетика обстановки; 6. Занятия по развитию речи; 7. Игры-драматизации; 8.Тематические,литературные и музыкальные  вечера

Методы: 1.Наблюдение; 2.Объяснение; 3.Анализ

4.Показ; 5.Пример взрослого; 6. Упражнения

7. Метод поисковых ситуаций; 8. Творческие задания; 9.Экскурсии; 10.Театрализованные  игры и игры –драматизации; 11.Обследование  предметов; 12.Творческие задания; 13.Праздники  и развлечениия

 

 

 

 

Билет 13 Понятие  трудовое воспитание его задачи,содержание,методы. 

Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования готовности трудиться, стремления и умения практически участвовать в трудовой деятельности, процесс формирования положительного отношения к труду

Задачи:

1.Формирование правильного  отношения детей к труду

2.Воспитания желания  и умения трудиться

3.Обучение организации  труда

4.Воспитание бережного  отношения к результатам труда

5.Формирование старательности, добросовестности, привычки доводить  начатое до конца

6.Воспитание интереса  к труду взрослых и уважение  к человеку труженику

7.Воспитание общественно  – направленных мотивов труда,  умений трудиться в коллективе  и для коллектива.                                                    Содержание: 1. Навыки самообслужива-

ния (забота о себе); 2. Хозяйственно-бытовой  труд; 3.Труд в природе; 4.Ручной и  художественный труд; 4.Умственный труд                                            

 Методы: 1.Показ (рассматривание картинок); 2.Пояснение; 3.Беседа; 4.Оценка труда; 5.Поручения; 6.Совместная работа детского сада и семьи

 

 

Билет 19 Дать понятие методов и  приемов обучения.От чего зависит  выбор методов обучения?

Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.В реальном процессе обучения методы используются  достижение дидактических задач. В реальном процессе обучения методы используются в совокупности и в различных комбинациях.

Каждый метод состоит  из определенных приемов педагога и  обучаемых. Прием обучения в отличие  от метода направлен на решение более  узкой учебной задачи. Сочетание  приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем  содержательнее и действеннее метод, в который они входят.

Выбор метода обучения зависит: 1)от цели и содержания предстоящего занятия; 2)от оснащенности педагогического процесса.(материальная база д/с); 3) от личности педагога, его квалификации, способностей, ответственности; 4) от развития детей, их активности.

Методы обучения имеют  следующую классификацию:

1)НАГЛЯДНЫЕ:

1.Наблюдение-это умение

Всматриваться в явления  окружающего мира, выделять в них  существенное, основное, замечать происходящие изменения,устанавливать их причины, делать выводы.

Виды наблюдения: кратковременное, длительное, сравнительное

2.Демонстрация(в том  числе с использованием ТСО)-рассматривание  картин, репродукций, диафильмов,слайдов,видеофильмов  и других наглядных средств.

Размер демонстрационного  материала не менее А3(менее-это  раздаточный материал). Прием наглядного методы: показ способов действия,показ образца.

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ:

1)Упражнения-многократное повторение ребенко умственных или практических действий заданного с содержания. Различают подражательные, конструктивные и творческие упражнения.

2)Опыты и эксперементирование-выявление  свойств предметов (опыты) и  выявление признаков предметов  (эксперимент). 3)Моделирование-наглядно-практический  метод. Модель представляет собой  обобщенный образ существенных  свойств моделируемого объекта  (план,карта,глобус и т.д.) В основе  метода лежит принцип замещения:  реальный предмет замещаетс другим  предметом, его изображением, каким-либо  условным знаком. Виды моделирования:  предметные, схематические.

1. Наглядные методы:а) наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, выделяя в них основные, замечать изменения, устанавливать причину, делать выводы;  б) демонстрация – дает ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов;

2. Практические методы:а) упражнение – многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания;б) опыты и экспериментирование – направлены на помощь в приобретении знаний о том или ином предмете;

в) моделирование – наглядно-практический метод (глобус, карта, план участка и др.);

3. Игровые методы и приемы: а) дидактическая игра – совершенствование и закрепление знаний, усвоение новых знаний и умений разного содержания;б) воображаемая ситуация в развернутом виде – для усвоения тех или иных знаний («Магазин цветов» - знания о растениях, развитие речи и т.д.);

4. Словесные методы:а) рассказ педагога – изучение учебного материала;б) беседа – когда у детей есть знания о предмете;

в) чтение художественной литературы – источник знаний об окружающем мире, воспитывает чувства, развивает мышление, воображение, память.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории дошкольной педагогики"