Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 18:01, шпаргалка
1.Проблемы современной экономической теории: основные положения критики мейнстрима.
2. Неолиберальная парадигма как основа современной экономической мысли: основные положения, критика.
3. Основные концепции неоклассического синтеза
4. Институционализм как вызов «экономизму» политической экономии, ее эволюция и неоинституционализм.
5. «Конституция экономической политики» Дж. Бьюкенена как основа современной политической экономии
Оптимизация как основной способ описания экономического поведения и равновесный анализ как основной метод исследования экономической динамики - вот ведущие принципы современного мейнстрима
Грубо говоря, современные гетеродоксы считают, что целое, как правило, больше суммы его частей, что поведение людей не сводится к поиску оптимальных вариантов решений и что равновесие в экономике либо отсутствует, либо является неустойчивым
Прежде всего, следует отметить, что люди обладают ограниченными познавательными способностями, и даже если информация достается им без затрат, существуют особые психологические издержки принятия решении. Поиск информации также требует издержек. Ведь зачастую информация либо труднодоступна, либо, наоборот, ее слишком много, а нередко она чрезмерно сложна. Сочетание этих аспектов приводит к тому, что люди не в состоянии использовать всю имеющуюся информацию для принятия оптимальных решений. Полностью рациональное поведение, предполагающее оптимизацию, оказывается невозможным. Поэтому на первый план выходят такие принципы поведения, как ориентация на удовлетворительный результат и следование привычкам и стереотипам поведения.
Кроме того, весьма неопределенность будущего. Будущее не только неопределенно, но и непознаваемо, поскольку значительная часть информации, касающейся этого будущего, еще не создана. При этом они не в состоянии вычислить ни оценки вероятностей каждого из возможных исходов событий в будущем, ни количество таких исходов. На первый план выходят эмоции. Важнейшим поведенческим принципом для выбора в условиях фундаментальной неопределенности будущего "спонтанный оптимизм", "природное желание действовать". Другой принцип - ориентация на "среднее" мнение, смысл которой - в том, что массовое поведение оказывается заменителем знаний.
Таким
образом, разные школы и течения
современной гетеродоксии трактуют
природу мира и человека реалистично:
хозяйствующие субъекты, сталкиваясь
со сложным миром, характеризующимся необратимостью
прошлого и неопределенностью будущего,
допускают ошибки и принимают неверные
решения, и, естественно, вследствие этого
сам мир проще не становится.
Первый принцип: рынок является самым эффективным механизмом распределения ресурсов, который, обладая некоторыми несовершенствами, в целом дает преимущества, которые стоят того, чтобы предпочесть именно его. Второй принцип связан с приверженностью закону. Подобно рынку, в законодательстве должна действовать «невидимая рука» обычая, традиции. Государство в соответствии с первым принципом лишается права вмешиваться в экономику (принцип минимального государства), и в соответствии со вторым наделяется функцией поддерживать существующие правовые нормы и охранять индивидуальные права, в частности право собственности. Третий принцип — это деполитизированная концепция социального обеспечения, которое ни в коем случае не должно быть государственным. И, наконец, четвертое и главное: принцип частной собственности. Различение частной собственности и общественной — принципиальный момент в идеологии неолибералов.
Критики неолиберализма и глобализма указывают на пагубность неолиберальной экономической политики для разрешения проблем кризисных экономик, существенное снижение стандартов в сфере труда, нарастающий ущерб окружающей среде.
Во-первых, вопреки воле политических и экономических элит необходимо признать, что неолиберализм изжил себя. Саморегуляция свободного рынка, который существует в условиях идеальной конкуренции реально не возможна, поскольку не всем игрокам рынка доступна одинаково полная информация. Таким образом, неолиберальный рынок способствует накоплению капитала и усилению экономической элиты. Свобода каждого стала наивной фикцией и реально обеспечена немногочисленному кругу наиболее зажиточных людей, которые представляют собой экономическую элиту неолиберальных стран и мира. Их реальная власть нивелирует все ценности демократии, которые в неолиберальных странах существуют лишь формально.
Во-вторых, уже сейчас каждому лично необходимо отказываться от ценностей неолиберализма. Деньги не являются критерием всех ценностей. Их количество не характеризует успешность человека. Объем потребления не является признаком качества жизни.
В-третьих, необходимо с использованием либеральных идей уже сейчас готовить новое комплексное мировоззрение, доктрину общественного уклада, которая ляжет в основу будущего посткризисного мира. На идейном уровне следует определить новый паритет интересов между индивидом, обществом, государством и всем человечеством. Государство должно вернуться к выполнению регулятивных функций в экономике, осуществлению социальных функций в обществе. Требуют выработки новые подходы к перераспределению богатства в обществе.
30. Основные концепции неоклассического синтеза
В основе ВНС лежат две основные предпосылки:
Экономическая
система современного рыночного
хозяйства в концепции
I уровень – это рынки спроса и предложения, где механизм ценообразования решает 3 главные вопроса рынка: Что? Как? И для кого? производить. И для достижения равновесия на рынках спроса и предложения нужно соблюдать неоклассические принципы оптимума:
II уровень, пронизывающий все экономические связи, – это денежно-кредитная и финансовая система. Для развития нормальной экономики ещё недостаточно равновесия на товарных рынках, необходимо ещё достижение равновесия на денежном рынке. И лишь при выполнении этих 2-х условий одновременно (т.е. равновесия на товарном и денежном рынках) экономика развивается бескризисно.
Самуэльсон
считал нежелательным вмешательство
государства в сферу
32. Институционализм как вызов «экономизму» политической экономии, ее эволюция и неоинституционализм.
Это направление буржуазного государствления 20века, рассматривающее политическую организацию общества, как комплекс различных объединений граждан - "институций"
Последователи институционализма стремились расширить рамки экономического анализа, привлекая подходы и методы смежных наук. Представители институционализма считали, что поведение экономического человека формируется главным образом в рамках и под воздействием социальных групп и коллективов
Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий, и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы
Неоинституционализма. Основополагающее значение в неоинституционализме играют теории трансакционных издержек и прав собственности. Хотя исследование институтов составляло главное содержание «старого» институционализма, связанного с именами Т. Веблена и Дж. Коммонса, его сторонники предпочитали оперировать категориями, заимствованными из других считая неподходящими для этого методы самой экономической науки. Как следствие, они полностью игнорировали тот факт, что существование институтов сопряжено с определенными выгодами и издержками и что в зависимости от их соотношения меняется поведение экономических агентов. Центральная идея неоинституционализма состоит в том, что институты представляют собой орудия по экономии трансакционных издержек. В то же время в нем подчеркивается, что их формирование и функционирование в свою очередь требует немалых затрат. Такой подход от крыл возможность для осмысления различных форм социальной организации в терминах экономической теории.
Кроме того вводятся
поведенческие предпосылки — ограниченной рациональности и оппортунистического
поведения.
33.
Проблемы постиндустриальной
трансформации капитализма
и место в этом процессе
различных экономических
школ.
35. «Конституция экономической политики» Дж. Бьюкенена как основа современной политической экономии
Теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки:
1) индивидуализм: люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы и нет грани между бизнесом и политикой. Теория общественного выбора - это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих интересах.
2) к онцепция "экономического человека". Его поведение рационально. Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все - от избирателей до президента - руководствуются в своей деятельности экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки.
3) Трактовка политики как процесса обмена. Если на рынке люди меняют яблоки на апельсины, то в политике платят налоги в обмен на общественные блага. Этот обмен не очень рационален. Обычно налогоплательщики одни, а блага за счёт налогов получают другие.
Сторонники этой теории рассматривают политический рынок по аналогии с товарным . Государство - это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Но государство - это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты - принимать законы, чиновники - следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.