- Подлинного
расцвета педагогическая мысль и
педагогическая практика достигли в
Древней Греции и Риме. В Древней
Греции особенно выделялись две системы
воспитания: спартанская и афинская.
Образование в спартанском государстве
было привилегией рабовладельцев. Главной
была общественная система воспитания.
Дети рабовладельцев с 7 до 15 лет вне семьи
учились чтению, письму, счету и очень
много занимались военно-физической подготовкой.
В возрасте с 15 до 20 лет юные спартанцы
получали музыкальное воспитание (хоровое
пение), не прекращая усиленную физическую
и военную подготовку. Особое внимание
в спартанских школах уделяли умению метко
и кратко отвечать на заданные вопросы.
По преданию, этим искусством особенно
славились жители Лаконии (область Спарты),
отсюда пошло известное выражение "лаконичный
стиль".В возрасте около 20 лет молодые
спартанцы подвергались итоговым испытаниям,
главным из которых было испытание на
выносливость: юношей публично секли у
алтаря Артемиды. Выдержав испытание,
они получали оружие, становились полноправными
спартанцами и начинали принимать участие
в систематических избиениях рабов с целью
держать их в постоянном страхе. Спартанская
система воспитания применялась и для
девушек, правда, в облегченном и в укороченном
варианте. Кроме традиционных (домоводство,
уход за детьми, музицирование), существовала
специальная система военно-физических
упражнений для девушек. Чтобы их будущие
дети были здоровы и крепки, они должны
были позаботиться об укреплении здоровья
путем соответствующей тренировки своего
тела: бегать, прыгать, бороться, бросать
диск, метать копье. Некоторые принципы
спартанского воспитания пережили века
и с поправкой на современные нормы: выносливость,
непритязательность, скромность культивируются
и в нашей жизни, особенно в военных учебных
заведениях. Более полной и развитой по
сравнению со спартанской была афинская
система воспитания. Дети в Афинах до 7
лет находились в сфере домашнего воспитания.
Воспитание девочек этой сферой и ограничивалось.
А мальчики с 7 лет обучались в частных
и платных школах. В школе грамматиста
они учились основам грамоты, а несколько
позже одновременно занимались музыкой,
пением, декламацией в школе кифариста.
С 12-16 лет подростки в школе палистра занимались
гимнастикой и пятиборьем (бег, борьба,
прыжки, метание копья и диска). Юноши из
наиболее знатных семей с 16-18 лет продолжали
образование в гимназиях, где изучали
философию, литературу, политику. Самый
высокий уровень образования давала эфибия,
куда поступали юноши в 18-20 лет. В эфибии
юноши продолжали изучение политических
наук, изучали законы Афинского государства
и одновременно проходили курс профессиональной
военной подготовки. Окончание двухлетнего
обучения в эфибии означало, что ее выпускники
стали полноправными гражданами Афин.
Аристократический характер афинского
образования проявлялся не только в том,
что оплатить его могли только очень богатые
люди, но и в том, что оно отличалось полным
презрением к физическому труду, который
был только уделом рабов. Риторская школа
Квинтилиана одной из первых получила
статус государственного учебного заведения.
Квинтилиан исповедовал принципы гуманистической
ненасильственной педагогики. Он обосновал
и применял в своей педагогической практике
три метода обучения и воспитания: подражание,
наставление и упражнение. По убеждению
Квинтилиана, школьное образование имеет
гораздо больше достоинств, чем домашнее
(индивидуальное). Его главный научный
труд "Наставление в ораторском искусстве"
- это гораздо больше, чем руководство
по изучению риторики, это по сути педагогика
современного Квинтилиану образования.
Вот почему научная педагогика ведет свою
историю от Квинтилиана, а его знаменитый
труд считается первым среди научных трудов
по педагогике. Афинская
система воспитания «… явилась образцом
воспитания человека Древней Греции, основная
задача которого сводилась к всестороннему
и гармоничному развитию личности. Главным
принципом была соревновательность в
гимнастике, танцах, музыке, словесных
спорах. Система организованного воспитания
реализовывалась поэтапно. До 7 лет мальчиков
воспитывали дома. С 7 до 16 лет они посещали
одновременно мусическую и гимнастическую
(палестра) школы, в которых получали преимущественно
литературное, музыкальное и военно-спортивное
образование и воспитание.На втором этапе
(16-18 лет) юноши совершенствовали свое
образование и развивали себя в гимнасиях.
Вершиной достижений молодого человека
(18-20 лет) считалось пребывание в эфебии
— общественном учреждении по совершенствованию
военного мастерства.Таким образом, данная
система ориентировала на овладение «совокупностью
добродетелей», в дальнейшем получившей
известность как программа «семи свободных
искусств» (грамматика, диалектика, искусство
спора, арифметика, геометрия, астрономия,
музыка). Эта программа стала символом
образования для многих поколений и вошла
в историю как традиция греческой образованности». Подлинного
расцвета педагогическая мысль и педагогическая
практика
достигли в Древней Греции и Риме. В Древней
Греции особенно выделялись
две системы воспитания: спартанская и
афинская. Образование в
спартанском государстве было привилегией
рабовладельцев. Главной была
общественная система воспитания. Дети
рабовладельцев с 7 до 15 лет вне
семьи учились чтению, письму, счету и
очень много занимались
военно-физической подготовкой. В возрасте
с 15 до 20 лет юные спартанцы
получали музыкальное воспитание (хоровое
пение), не прекращая усиленную
физическую и военную подготовку. Особое
внимание в спартанских школах
уделяли умению метко и кратко отвечать
на заданные вопросы. По преданию,
этим искусством особенно славились жители
Лаконии (область Спарты),
отсюда пошло известное выражение «лаконичный
стиль».
В возрасте около 20 лет молодые спартанцы
подвергались итоговым
испытаниям, главным из которых было испытание
на выносливость: юношей
публично секли у алтаря Артемиды. Выдержав
испытание, они получали
оружие, становились полноправными спартанцами
и начинали принимать
участие в систематических избиениях
рабов с целью держать их в
постоянном страхе.Спартанская система
воспитания применялась и для девушек,
правда, в
облегченном и в укороченном варианте.
Кроме традиционных (домоводство,
уход за детьми, музицирование), существовала
специальная система
военно-физических упражнений для девушек.
Чтобы их будущие дети были
здоровы и крепки, они должны были позаботиться
об укреплении здоровья
путем соответствующей тренировки своего
тела: бегать, прыгать, бороться,
бросать диск, метать копье.Некоторые
принципы спартанского воспитания пережили
века и с поправкой
на современные нормы: выносливость, непритязательность,
скромность
культивируются и в нашей жизни, особенно
в военных учебных заведениях.
Более полной и развитой по сравнению
со спартанской была афинская
система воспитания. Дети в Афинах до 7
лет находились в сфере домашнего
воспитания. Воспитание девочек этой сферой
и ограничивалось. А мальчики
с 7 лет обучались в частных и платных школах.
В школе грамматиста они
учились основам грамоты, а несколько
позже одновременно занимались
музыкой, пением, декламацией в школе кифариста.
С 12-16 лет подростки в
школе палистра занимались гимнастикой
и пятиборьем (бег, борьба, прыжки,
метание копья и диска). Юноши из наиболее
знатных семей с 16-18 лет
продолжали образование в гимназиях, где
изучали философию, литературу,
политику. Самый высокий уровень образования
давала эфибия, куда
поступали юноши в 18-20 лет. В эфибии юноши
продолжали изучение
политических наук, изучали законы Афинского
государства и одновременно
проходили курс профессиональной военной
подготовки. Окончание
двухлетнего обучения в эфибии означало,
что ее выпускники стали
полноправными гражданами Афин. Аристократический
характер афинского
образования проявлялся не только в том,
что оплатить его могли только
очень богатые люди, но и в том, что оно
отличалось полным презрением к
физическому труду, который был только
уделом рабов. Риторская школа
Квинтилиа-на одной из первых получила
статус государственного учебного
заведения. Квинтилиан исповедовал принципы
гуманистической
ненасильственной педагогики. Он обосновал
и применял в своей
педагогической практике три метода обучения
и воспитания: подражание,
наставление и упражнение. По убеждению
Квинтилиана, школьное образование
имеет гораздо больше достоинств, чем
домашнее (индивидуальное). Его
главный научный труд «Наставление в ораторском
искусстве» - это гораздо
больше, чем руководство по изучению риторики,
это по сути педагогика
современного Квинтили-ану образования.
Вот почему научная педагогика
ведет свою историю от Квинтилиана, а его
знаменитый труд считается
первым среди научных трудов по педагогике.
- В период
от падения Римской империи (V в.) до первых
революций (XVI в.) - эпоха средних веков,
а в сфере образования и воспитания -это
эпоха безраздельного господства церкви.
В странах Востока школа в содержании
образования и в методах преподавания
отражала господствующие там религиозные
идеологию и мировоззрение (индуизм, буддизм,
ислам) и верно служила интересам церковных
и светских феодалов. В Западной Европе
монополия церкви на образование видна
уже из простого перечисления типов школ:
приходские (при церковном приходе), монастырские
(при монастырях), соборные или кафедральные
(при епископских резиденциях). Во всех
этих школах дети 7-15 лет обучались основам
грамоты, религиозным догматам и пению
псалмов и молитв.Развитие ремесел и торговля
в XIII-XIV вв. привели к появлению цеховых
школ, в которых дети ремесленников получали
начальное образование. Обучение же самому
ремеслу осуществлялось либо в семьях
ремесленников, либо в процессе цехового
ученичества. Гильдейские школы создавались
объединениями купцов - гильдиями. В этих
платных школах учились дети состоятельных
родителей, а обучение несло практическую
направленность. Интересы феодалов в средние
века обслуживала так называемая рыцарская
система воспитания. Основу этой системы
составляли "семь рыцарских добродетелей":
верховая езда, плавание, владение копьем,
фехтование, умение охотиться, играть
в шахматы, заниматься стихосложением
или играть на музыкальных инструментах.
Для рыцарской системы воспитания характерно
презрение ко всем видам труда, включая
даже умственный, ценились только сила
и ловкость, а также умение ...
В период от падения Римской империи (V
в.) до первых революций (XVI в.)
- эпоха средних веков, а в сфере образования
и воспитания -это эпоха
безраздельного господства церкви. В странах
Востока школа в содержании
образования и в методах преподавания
отражала господствующие там
религиозные идеологию и мировоззрение
(индуизм, буддизм, ислам) и верно
служила интересам церковных и светских
феодалов. В Западной Европе
монополия церкви на образование видна
уже из простого перечисления типов
школ: приходские (при церковном приходе),
монастырские (при монастырях),
соборные или кафедральные (при епископских
резиденциях). Во всех этих
школах дети 7-15 лет обучались основам
грамоты, религиозным догматам и
пению псалмов и молитв.Развитие ремесел
и торговля в XIII-XIV вв. привели к появлению
цеховых
школ, в которых дети ремесленников получали
начальное образование.
Обучение же самому ремеслу осуществлялось
либо в семьях ремесленников,
либо в процессе цехового ученичества.
Гильдейские школы создавались
объединениями купцов - гильдиями. В этих
платных школах учились дети
состоятельных родителей, а обучение несло
практическую направленность.
Интересы феодалов в средние века обслуживала
так называемая рыцарская
система воспитания. Основу этой системы
составляли «семь рыцарских
добродетелей»: верховая езда, плавание,
владение копьем, фехтование,
умение охотиться, играть в шахматы, заниматься
стихосложением или играть
на музыкальных инструментах. Для рыцарской
системы воспитания характерно
презрение ко всем видам труда, включая
даже умственный, ценились только
сила и ловкость, а также умение (скорее
эффектно, чем эффективно) ими
распорядиться. В эпоху Возрождения (XV-XVI
вв.) развитие капиталистических отношений,
прогресс науки и культуры вызвали возрождение
интереса к античному
культурному наследию, что и дало название
эпохе. В образовании это нашло
свое выражение в процессе его гуманизации
и отказе от суровой палочной
дисциплины, столь характерной для средневековой
школы.
Педагогика эпохи Возрождения придавала
большое значение стимулированию
живого интереса учащихся к знаниям и
стремилась создать такую атмосферу
учения, которая превратила его в радостный
и интересный процесс для
детей. В этих целях стали широко использоваться
наглядность всех видов:
игры, экскурсии, уроки среди живой природы;
господствующей становится
организация занятий, побуждающая школьников,
учиться с увлечением.
- Наиболее ярко
и полно педагогические идеи Возрождения
выразил Я. А.
Коменский (1592-1670 гг.) — великий чешский
педагог, теоретик и практик
образования. В главном труде своей жизни
«Великая дидактика» он призывал
«учить всех - всему» (идея всеобщего обучения),
начинать обучение на
родном, а не на латинском языке, как это
было принято в средневековой
школе. Я. А. Коменский обосновал принцип
сообразности образования и
воспитания природе вообще (макромир)
и природе ребенка (микромир) - в
частности, а также сформулировал целую
систему принципов дидактики.
Образование, писал Я. А. Коменский, только
тогда имеет ценность, когда
благотворно действует на нравственность
учеников, и что «ученость без
добродетели - все равно, что золотое кольцо
в носу у свиньи». Я. А.
Коменский - отец классно-урочной системы
обучения, которая произвела
настоящую революцию в организации учебной
работы школы. Возросший
интерес к духовной культуре античного
мира в эпоху Возрождения породил
новый тип общего среднего образования,
который получил название
«классический». Ведущим направлением
и содержанием классического
образования стало изучение латинского
и греческого языков, античной
литературы, античного искусства. Учебным
заведением, в котором можно
было получить классическое среднее образование,
становится гимназия.
Понятие природосообразности
воспитания. Через все педагогические
сочинения Коменского, в особенности же
через его главное сочинение — «Великую
дидактику», красной нитью проходит мысль,
что правильное воспитание во всем должно
сообразоваться с природой.
Принцип природосообразности воспитания,
начиная от Коменского, будет неоднократно
встречаться в педагогических системах
XVIII и XIX веков, причем каждый из крупных
теоретиков педагогики (Коменский, Руссо,
Песталоцци, Дистервег и др.) понимает
этот принцип несколько различно.Коменский
считал, что человек, как часть природы
подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам,
действующим как в мире растений и животных,
так и в отношении человека. Он указывает,
что «точный порядок школы надо заимствовать
от природы», что необходимо исходить
из наблюдений «над теми процессами, какие
повсюду проявляет природа в своих действиях».
Он пытается установить закономерности
воспитания путем аналогий с естественными
«основоположениями», законами природы.
Следует отличать правильные дидактические
соображения Коменского от формы, в которой
они изложены.Коменский пришел к своим
глубоким обобщениям в области воспитания
и обучения из наблюдений над жизнью общества
и состоянием воспитания, из педагогического
опыта. На основе его личной учительской
деятельности и передового педагогического
опыта эпохи родились и оформились у него
глубокие теоретические мысли, какие мы
находим в «Великой дидактике». Под этот
педагогический опыт он подвел философское
обоснование. Раньше каждое педагогическое
положение обосновывали религиозными
доводами, обычно цитатами из так называемого
священного писания.Коменский, не отказываясь
вовсе от этого старого способа, вводит
наряду с ним новый прием аргументации,
навеянный эпохой Возрождения, — ссылки
на природу и пытается сформулировать
общие закономерности («основоположения»)
природы и воспитания.Говоря о законах
(«основоположениях») природы, он считал
природу созданием провидения. Эта историческая
ограниченность свойственна была, впрочем,
почти всем ученым того времени, даже открывшим
действительные законы в различных областях
природы, опровергающие церковное учение.Наряду
с пониманием принципа природосообразности
воспитания как следования всеобщим законам
природы у Коменского при обосновании
возрастной периодизации, школьной системы
и некоторых дидактических принципов
и правил встречаются ссылки на природу
(врожденные черты) человека и на природные
возрастные особенности детей.
- Крупным педагогом
XVII столетия был Джон Локк (1632 – 1704) В это
время в Англии произошла буржуазная революция
которая закончилась компромиссом между
буржуазией и дворянством Д. Локк – представитель
английской педагогики – отразил этот
компромисс в своей педагогической теории
предложив систему воспитания "джентльмена"
– светского молодого человека, умеющего
в то же время прибыльно вести свои дела
Эта система в первую очередь преследовала
цели физического и нравственного воспитания,
формировала "дисциплину тела" и
"дисциплину духа".Большой заслугой
Локка как философа была разработка идеи
опытного
происхождения человеческого
знания. Категорический отказ от традиционной
точки зрения на врождённость
человеческих идей и представлений,
защита
сенсуалистической теории
познания, большое внимание к эмпирической
психологии позволили
Локку разработать интересную педагогическую
систему,
оказавшую очень большое
влияние на дальнейшее развитие буржуазной
педагогики.
Отрицая врождённость
идей, Локк очень высоко оценивал
роль воспитания,
которое должно подготовить
человека к жизни. Характерная особенность
педагогической теории
Локка-утилитаризм: руководящим принципом
воспитания
он считал принцип
полезности. Отсюда у него большое
внимание к физическому
развитию детей, забота
об укреплении их здоровья. Так как
Локк имел в виду
воспитание джентльмена,
он большое значение придавал выработке
изящных
манер, навыков вежливого
поведения. Главной задачей нравственного
воспитания Локк считал
выработку твёрдой воли, умение сдерживать
неразумные
желания. Воспитание
должно приучать человека управлять
собой.
Обучение, по Локку,
должно иметь в виду нужды
будущей практической
деятельности воспитанника.
Поэтому он выступал резко против традиционного
классического образования,
защищая реальное образование, вооружающее
полезными знаниями:
новые языки, география, законоведение,
бухгалтерия и
т.п. Он считал, что
обучение должно опираться на интерес
и любознательность
детей, что способствует
развитию у них самостоятельного
мышления. При
обучении не должны
применяться наказания.
Однако можно
утверждать, что в понимании задач
образования Д. Локк далёк
от узкого практицизма,
утилитаризма. Его воспитанник должен
был быть не
только подготовлен
к успешному ведению практических
дел, но и сознавать
свою гражданскую
ответственность, быть приспособлен к
“добродетельной
жизни”, проявлять
интерес к изучению того, в чём
он может быть полезен
своей стране. Образование
выступает таким образом и в качестве
средства
развития важнейших
гражданских, нравственных качеств
личности.
Педагогика Джона
Локка носила практикоориентированный
характер. Его теория
была тесно связана
с переменами, происходившими в обществе.
Локк был сыном
своего века и отразил
в своих исканиях его глубокие
противоречия и
состояние наук. По замечанию
Ф. Энгельса, “Локк был в религии,
как и в
политике, сыном классового
компромисса 1668 года”, которым завершилась
английская буржуазная
революция.
Понятие опыта и проблема
происхождения человеческих знаний.
Проблему происхождения
человеческих знаний Локк формулирует
как проблему
происхождения идей.
Там, где нет идей, нет и знаний.
”Если спросят меня,
когда же человек начинает
иметь идеи, то верный ответ, на мой
взгляд,
будет: Когда он впервые
получает ощущение ”.
Чувственное знание
выступает у Локка как неотъемлемый
компонент опыта. В
этом смысле сенсуалистическое
положение “Все знания происходят
из ощущений”
вполне согласуется
у него с положением “Все знания
приобретаются из опыта”.
”Откуда же получает
весь материал рассуждения и знания?
На это я отвечаю
одним словом: из опыта.
На опыте основывается всё наше знание,
от него, в
конце концов, он происходит”.(5,1,154)
Синтез способности
чувственного отражения материального
мира с другими
познавательными способностями
Локк осуществляет, признавая наряду
с
внешним, чувственным
опытом, из которого поступает исходная
информация о
внешнем мире, опыт
внутренний, рефлексию: ”Наше наблюдение,
направленное
ими на внутренние действия
нашего ума, которые мы сами воспринимаем
и о
которых мы сами размышляем,
доставляет нашему разуму весь материал
мышления”.
Таким образом,
согласно Локку, опыт имеет
как бы 2 измерения: чувственное,
обращённое на внешний
мир, и рациональное, направленное на
саму
познавательную деятельность.
Локк понимал
под опытом совокупность всего
того, с чем человек имеет дело
“непосредственно
на протяжении всей своей жизни”.
“В опыте заключается
всё наше знание, от него, в
конце концов, оно
происходит” (стр.79).Выдвигая
это положение, Локк рассматривает
человеческое сознание-“душу»
- при рождении человека, т.е. до того
как она
сможет располагать
данными опыта, как некую пассивную,
но способную к
восприятию среду.
Чтобы яснее показать, что он имеет
в виду, Локк
употребляет образные
сравнения: “чистый лист белой
бумаги”, а в латинском
переводе своей
книги – “выскобленная доска”(tabula
rasa).По мнению Локка,
содержание опыта
– это, прежде всего ощущения, поступающие
от органов
чувств и доказывающие
”существование внешних вещей”.
При этом Локк
считает, что усложнение психики
ребёнка находится в прямой
зависимости от его
органов чувств. Заметим, что из учения
Локка о роли
опыта вытекали важные
результаты для детской педагогики:
необходимость
учитывать индивидуальные
особенности в развитии детей, принцип
наглядности
обучения и пр.
Эмпирико-сенсуалистическая
концепция познания послужила
теоретико-
методологической
основой для разработки Локком положения
о том, что
искусство сенсорного
чувственного восприятия является делом
опыта и
привычки и что
поэтому от воспитания и обстоятельств
жизни зависит всё
развитие человека.
Как мы видим,
ведущую роль в теории Локка
играет понятие опыта и проблема
происхождения человеческих
идей. Если рассматривать эту концепцию
в
контексте времени,
то становится понятны причины, по которым
Локк так
подробно остановился
на разработке этих идей. На дворе стояла
вторая
половина 17 века. Эпоха
Средневековья сменялась Новым
временем. Старая
схоластическая система
образования не выдерживала испытание
временем.
Требовался “новый”
человек. Идеалом новой эпохи
становился предприниматель,
делец, человек действия.
Соответственно и педагогическая система
должна
была измениться, превратиться
из схоластической в практикоориентированную,
дающую знания необходимые
для жизни. Подобную систему и попытался
разработать Джон Локк.
В условиях нового
времени огромное значение приобретает
опыт. По Локку,
знания и идеи получаются
из опыта, который, в свою очередь, происходит
из
ощущений. Отсюда следует,
что человек с самого раннего возраста
должен быть
чем-то заинтересован,
занят какой-либо деятельностью. Нужно
всячески
поощрять и развивать
любопытство ребёнка, его любознательность.
”Любознательность в
детях нужно так же заботливо
поощрять, как другие
желания подавлять”(№108
“Мысли о воспитании”). Подобный подход
к воспитанию
понятен, если учесть,
что решающую роль в формировании
опыта и знаний Локк
отводил органам чувств,
а потому, чем больше ребёнок будет
слышать, видеть,
ощущать, тем более
опытным, а, следовательно, более умным
он будет.
Подобный взгляд, по
моему мнению, достаточно спорен. Конечно,
нельзя не
согласиться с тем,
что опыт приносит огромную пользу,
а также отрицать
необходимость практикоориентированных
знаний, однако я считаю, что изучение
классических языков
и наук, не связанных так или
иначе с насущными
потребностями человека,
также необходимо, так как это
развивает мышление и
делает человека широко
эрудированным во многих областях.
В данном вопросе
я согласен с П. Ф.
Каптеревым, который писал, что одна наука
“вытекает” из
другой и изучение,
например, латинского языка позволяет
впоследствии с
гораздо большим успехом
изучить современные языки, так
как латинский язык
является прародителем
многих европейских языков. Однако
справедливости ради
всё же хочу отметить,
что на тот период времени, подход
Джона Локка, на мой
взгляд, являлся наиболее
верным, так как старая система
образования была
перегружена схоластическими
дисциплинами.
А теперь рассмотрим,
вскользь упоминавшееся выше, понятие
tabula rasa.
Идея о том, что
человек с рождения представляет
собой “чистую доску” на
которой можно ”написать”
всё, что угодно, является утопией, фикцией.
Вот
что говорит по этому
поводу Г.А. Зайченко в своей
книге “Джон Локк”.
О своём методе
объяснения происхождения человеческих
знаний из чувств Локк
говорит как об
“историческом”(5,1,91). Однако принцип
Локковского