Дошкольная педагогика

Автор: m*********@inbox.ru, 28 Ноября 2011 в 17:03, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы и проблемы исследования. В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества.
Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России. Первые шаги к этому сделаны: в базисный учебно-воспитательный план введен региональный компонент.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Процесс реализации регионального компонента дошкольного образования 8
1.2. Содержание регионального компонента дошкольного на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте 14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ ВАСИЛЬЕВОЙ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 27
2.1. Выявление уровня реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте на констатирующем этапе 27
2.2. Пути, средства, методы реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте 33
2.3. Анализ процесса реализации регионального компонента дошкольного образования на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 658.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

стр. 
 

 

Введение 

     Актуальность  темы и проблемы исследования. В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества.

     Детский сад является реальным средством  культурного возрождения народов  России. Первые шаги к этому сделаны: в базисный учебно-воспитательный план введен региональный компонент.

     В последние годы всё увереннее  набирает силу процесс реализации регионального  компонента, который реализуется  как принцип культуросообразности воспитания, выполняющего стимулирующую роль и для развития самой педагогики как науки, и для совершенствования педагогической практики. «Конвенция о правах ребенка» (1989) признает ребенка полноценной и полноправной личностью как самостоятельного субъекта общества во всем комплексе гражданских, политических, юридических, социальных и культурных прав независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, национального, этического происхождения. Образование должно быть направлено на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения [c.13-22]. 

     Во 2-ой статье закона «Об образовании» Российской Федерации (1992г.) подчеркивается необходимость единства федерального культурного и образовательного пространства и в то же время провозглашается важность защиты и развития региональных, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

     В конституции Республики Башкортостан (ст.47) (1993г.) отмечается, что Республика Башкортостан устанавливает национально-региональный компонент государственных образовательных стандартов, поддерживает различные формы образования и самообразования. В «Концепции дошкольного образования Республики Башкортостан» (2001г.) определены цели и задачи регионального дошкольного образования:

     - формирование основ духовности  личности;

     - формирование базиса личностной  культуры на основе ознакомления  с национальной культурой народов Республики Башкортостан.

     Задачи:

     - формирование самосознания личности  в контексте национальной культуры  народов Башкортостана;

     - развитие родной и русской  речи как способ познания мира  в качестве одного из важнейших  инструментов формирования личности  ребенка, средства передачи национальной культуры, социализации.

     В региональных нормативно-правовых документах развитие дошкольного образования  республики довольно подробно рассматриваются  ведущие направления преобразования системы дошкольного воспитания и наряду с другими стратегическими задачами выдвинута проблема реализации регионального компонента дошкольного образования.

     Наиболее  значительную часть по степени влияния  на воспитательно-образовательный  процесс ДОУ Республики Башкортостан составляют образовательные программы:

      - «Земля Отцов» автор Р.Х. Гасанова  направлена на ознакомление детей  дошкольного возраста с бытом  и жизнью родного народа, особенностями  его характера, присущими этносу  нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и  духовной культуры; воспитание патриотических чувств.

      - «Мой край – Башкортостан»  автор Ф.Н. Фазлыева программа  направлена на ознакомление детей  дошкольного возраста с родным  краем.

      - «Комплексное развитие детей  в процессе их общения с  природой» Л.И. Марченко, данная программа представляет собой тип общеразвивающей программы следующей направленности: ребенок должен выйти из детского сада физически здоровым, эмоционально благополучным, интеллектуально развитым.

      - Программа по декоративной деятельности  детей дошкольного возраста на основе башкирского народного декоративно-прикладного искусства автор Колбина А.В. направлена на развитие у детей творческих способностей под влиянием традиций народного искусства и педагогики.

      - «Лейсан» Р.Р. Агишева.

     Они представлены в виде специализированных (парциальных) программ.

     В многонациональных детских садах  реализуется комплексная программа, по которой работают примерно 82% детских  садов, является «Программа воспитание и обучение в детском саду» (под редакцией Васильевой М.А., Комаровой Т.С.). В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности. Но в «Программе воспитание и обучение в детском саду» ( под редакцией Васильевой М.А.) недостаточно уделено внимание содержанию регионального компонента.

     На  научно-теоретическом уровне следует  отметить, что основу процесса реализации регионального компонента дошкольного  возраста составляет: задача определения  оптимального соотношения федерального и регионального компонентов (В.М. Петровичев, В.К. Шаповалов, Г.В. Ушамирская). В процессе реализации регионального компонента значимое для нашего исследования являются и исследования этнопедагогов, которые представлены в работах К.Ш. Ахиярова, Н.М. Ахмерова, Х.Х. Баймурзина, С.А. Мухамедьянова и др. В их трудах выявлены прогрессивные традиции народной педагогики, разработаны пути их использования в эстетическом, трудовом, физическом и нравственном воспитании.

       Многие вопросы теории и практики этнопедагогического воспитания детей нашли отражение в ставших классическими работах И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского.

     В трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.М. Леонтьева, Д.Б. Эльконина рассматриваются вопросы освоения личностью содержания национальной культуры, доказывая, что процесс приобщения к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, осваивается в активной созидательной деятельности.

     Содержание  дошкольного образования республики претерпевает существенные изменения. Появилась тенденция системного определения качества образования, включающего все его составляющие( образовательная среда, знания детей, нормативное программное и методическое, кадровое обеспечение) и др. Главным ориентиром стали интересы ребенка. В образовательной работе широко используются различные программы – комплексные, общеразвивающие, такие как: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Синтез», «Гармония», «Старт». Реализуются региональные программы и технологии: «Программа для башкирских детских садов», «Илхам», «Урал – мой край родной» и др., авторами которых являются Р.Л. Агишева, Р.Х. Гасанова, А.В. Колбина, Р.Б. Ураксина, А.Ф. Фазлыева и др.

     Объект  исследования: процесс реализации регионального  компонента дошкольного образования.

     Предмет исследования: обновление содержания программ регионального компонента на основе программы Васильевой.

     Гипотеза  исследования: процесс реализации регионального  компонента дошкольного образования  на основе программы Васильевой М.А. будет эффективен при условии  обновления содержания образования  регионального компонента в младшем  дошкольном возрасте.

     Сформулированные объект, предмет и гипотеза исследования определяют его задачи:

     - провести анализ процесса содержания  региональных программ;

     - выявить особенности содержания  региональных программ;

     - определить критериальную базу  исследования;

     - систематизировать результаты опытно-поисковой работы.

     Методы  эмпирического исследования:

     - изучение результатов деятельности (дошкольников, родителей, воспитателей);

     - анкетирование, наблюдение, опрос;

     - обследование, изучение и обобщение  педагогического опыта;

     - педагогический эксперимент.

     Теоретическая значимость исследования:

     - теоретически обосновано и содержательно  раскрыто понятие «региональный  компонент»;

     - раскрыты цели, задачи и содержание  программ регионального компонента  в младшем дошкольном возрасте.

     Практическая  значимость исследования состоит в том, что:

     - содержательно и процессуально  раскрыто содержание процесса  реализации регионального компонента  дошкольного образования и может  реализоваться в практике работы  ДОУ;

     - материалы исследования могут  быть использованы в системе повышения квалификации специалистов дошкольного образования;

     - разработанные методические материалы  могут применяться для создания  условий процесса реализации  регионального компонента на основе программы Васильевой в младшем дошкольном возрасте.

     Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

Глава 1.Теоретико-методологические основы  регионального  компонента дошкольного  образования 

1.1. Процесс реализации регионального  компонента дошкольного образования 

     Вопросам  регионализации системы образования  особое внимание исследователи стали  уделять на рубеже 90-х годов. В  этот период процесс регионализации выступил одним из направлений реформирования системы образования в целом  по России и в Республике Башкортостан. В системе дошкольного образования Республики Башкортостан вопросы регионализации нашли отражение в программных документах: «концепции развития башкирского национального образования»(1999г.), «Программе развития системы образования г. Уфы на 2001-2005гг. (дошкольное образование и воспитание)» (2001г.), «Программе развития образования в РБ на 2004-2008 гг.» (2003г.) [7].

     В настоящее время исследованиями по обновлению регионального содержания дошкольного образования занимаются такие ученые как Р.Р. Агишева, Т.А. Брюханова, Р.Х. Гасанова, А.Ф. Фазлыева; вопросами эстетического воспитания дошкольников на примере башкирского искусства Ф.Г. Азибаева, А.В. Колбина, Р.Б. Ураксина [36].

     В этих исследованиях особый акцент делается на проблемах регионального характера. Сейчас, когда провозглашена важность защиты и развития региональных, культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства, это дало возможность субъектам РФ обогатить содержание образования, включая в него материал, отражающий культурное достояние народов, региональные особенности развития культур. И теперь, когда регионы наделены правом выбора образовательной стратегии в соответствии с региональными условиями, это требует более глубокого научного анализа.

     Какого  же содержание понятий «регион», «региональный» и «компонент».

     Большая Советская Энциклопедия дает следующее  определение: «Регион (от лат. regio – страна, область) – крупная индивидуальная территориальная единица (например, природная, экономическая, политическая)». Новый энциклопедический словарь трактует данное понятие как «значительная по размерам территория, обладающая некоторой общностью природных условий».

     Социологический словарь трактует значение слова  «регион (от лат. regionalis – местный, областной: 1) область, район; часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и исторически сложившихся относительно устойчивых экономико-географических  и иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностями национального состава населения; 2) группа близлежащих стран, представляющая собой отдельный экономико-географический или близкий по национальному составу и культуре, однотипичный по общественно-политическому устройству район мира. Регион (Толковый словарь Ожегова) – большая область, группа соседствующих стран или территорий, района, объединенные  по каким-либо общим признакам. Экономический регион, географический.

     Регион  А.И. Чистобаев дает следующее определение  понятия: «Регион – область, район, часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и исторически сложившихся, относительно устойчивых, экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностей национального состава населения» [19, с. 50].

Информация о работе Дошкольная педагогика