Дошкольная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 11:29, контрольная работа

Описание работы

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2-3
Глава Ι Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
§ 1 Приспособление к новой среде……………………………………….4-5
Глава ΙΙ. Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей
§1. Облегчение адаптации…………………………………………………5-7
§2. Оптимизация процесса адаптации……………………………………7-8
Глава ΙΙΙ. Проблемы адаптации и способы её облегчения.
§1 Этапы адаптационного периода…………………………………………11
§2. Способы облегчения протекания адаптации………………………….12
Приложение…………………………………………………………………12-17
Заключение…………………………………………………………………..18
Библиография………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

к.р по дош педагогике.doc

— 53.00 Кб (Скачать)

      Содержание 

Введение……………………………………………………………………2-3

Глава Ι  Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

§ 1 Приспособление к новой среде……………………………………….4-5

Глава ΙΙ. Направления  психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей

§1. Облегчение адаптации…………………………………………………5-7

§2. Оптимизация процесса адаптации……………………………………7-8

Глава ΙΙΙ. Проблемы адаптации и способы её облегчения.

§1 Этапы  адаптационного периода…………………………………………11

§2. Способы облегчения протекания адаптации………………………….12

Приложение…………………………………………………………………12-17

Заключение…………………………………………………………………..18

Библиография………………………………………………………………..19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                                                        
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Ранний  возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

     Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

     От  того, как пройдёт привыкание ребёнка  к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

     И потому, так актуальна на сегодняшний  день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации  ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединют свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

     Большой вклад в изучение проблем адаптации  детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более  активно вопросы социальной адаптации  рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др.

     Н.Д. Ватутина в своём пособии рассматривает  оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском  саду, раскрывает особенности поведения  детей и соответственно методы педагогического  воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.

     Т.В. Костяк рассматривает особенности  психологической адаптации детей  раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

     При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В.Ильенков, А.В.Петровский, Л.С.Выготский, Д.И.Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней.

     Цельрассмотреть особенности адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении.

     Объект  исследования -процесс адаптации  детей раннего возраста к условиям ДОУ. Предметом исследования является ДОУ и психолого-педагогические условия оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к нему.

     Проблема  и предмет исследования предопределили следующие его задачи:

     - Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

- Проанализировать  направления совместной деятельности  воспитателей и родителей по  оптимизации процесса адаптации детей раннего школьного возраста.

- Выявить способы облегчения протекания адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

Глава Ι. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

§ 1 Приспособление к новой среде.

     С поступлением ребенка раннего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.

     Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Термин "адаптация" означает приспособление.

     Сложность приспособления организма к новым  условиям и новой деятельности и  высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

     Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда  возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды.

     Существует  три стиля, с помощью которых  человек может адаптироваться к  среде:

     а) творческий стиль, когда человек  старается активно изменять условия  среды, приспосабливая ее к себе, и  таким образом приспосабливается  сам;

     б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;

     в) избегающий стиль, когда человек  пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться  к ним.

     Наиболее  оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным – избегающий [1;14].

     Вывод: процесс адаптации для ребёнка  очень сложный и для того чтобы  он хорошо прошёл нужно ответственно отнестись к этому процессу, следовать  всем правилам и советам педагога психолога. 

     Глава ΙΙ. Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей

     §1.Облегчение адаптации. Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.

     Возрастные  особенности, возможности детей, показатели, определяющие, необходимо знать. Но следует  учитывать и индивидуальные особенности  ребенка.

     Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения [2, 9-10].

     Правильно поступают те родители, которые уже  на первом году жизни ребенка не ограничивают его общение в узком  кругу семьи.

     Соблюдая  необходимые гигиенические требования, целесообразно уже в этом возрасте расширять круг общения ребенка. Например, можно на некоторое время разрешить новому для него человеку подержать его на руках или даже оставить их одних.

     Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день. Но если у ребенка  не сформирован опыт общения с  незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.

     В таком случае целесообразно разрешить  маме побыть в группе. В ее присутствии  ребенок успокаивается, страх перед  незнакомым взрослым исчезает, ребенок  начинает проявлять интерес к  игрушкам. Мать должна побуждать его обратиться к воспитателю, попросить игрушку, сказать, какая тетя хорошая, добрая, как она любит детей, играет с ними, кормит. Воспитатель подтверждает это своими действиями: ласково обращается к малышу, дает игрушку, хвалит его костюм, показывает что-то интересное в группе и т.п. [3,19-20].

     Следовательно, на характер привыкания ребенка к  условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированности опыта общения, а также степень родительской опеки.

     Вывод: По итогам главы можно сказать что с приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни .Адаптация-это приспособление личности, самостоятельное и насильственное, к уловиям социальной среды и результат этого процесса:  привыкание к новым условиям. Главное в адаптации ребёнка это совместная деятельность воспитателя и родителя, правильная организация деятельности ребёнка. 
 

§2. Оптимизация процесса адаптации.

     Для оптимизации процесса адаптации  к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанников.

     Первоочередным  является сбор сведений о ребенке, семье. Для этого родителям предлагаются анкеты где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою очередь сотрудники ДОУ анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, об интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям.

     Для оптимизации процесса успешной адаптации  к условиям дошкольного учреждения также необходимо провести работу с семьей – дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми). Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, раскрываются основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность; значение своевременного формирования необходимых навыков для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период. Воспитатели знакомят родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста.

Информация о работе Дошкольная педагогика