Шпаргалка по "Теории дошкольной педагогики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 22:39, шпаргалка

Описание работы

Билет 1. Педагог в современном обществе(функции,умения). Для чего нужна профессиограмма?
Билет 2. Личностные качества педагога.
Билет 4 Понятие «воспитание», специфика, особенности.
Билет 9. Задачи нравственного воспитания,содержание, методы.
Билет 32. Характеристика режиссерских игр.

Работа содержит 1 файл

дошеольная педагогика.docx

— 36.88 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Билеь21 Дайте классификацию м.об. Раскройте практические методы

В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышления.

В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются практические, наглядные, словесные, игровые методы. Все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

Практические методы обучения - это такие методы с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер. Деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого ребенок познает такие их свойства, связи, которые недоступны непосредственному восприятию.

Ведущие практические методы обучения:- упражнение; - опыты и экспериментирование;

- моделирование.

Упражнение - многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям дети овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения (учебные, практические).

Опыты и экспериментирование. Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т.п.

Моделирование - наглядно-практический метод обучения.

Метод моделирования, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

 

Билет 22 Дайте классификацию методов  обучения. Раскройте практические методы.

В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышления.

В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются практические, наглядные, словесные, игровые методы. Все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение.

Словесные методы:- рассказ педагога;- беседа,

- чтение художественной  литературы.

Рассказ педагога помогает в доступной форме излагать метериал.

Требования к рассказу: -в рассказе должна

прослеживаться мысль; -не перегружен деталями; - содержание динамично и  созвучно личном опыту детей; -должен хорошо восприниматься ребенком: художественность,новизна  и необычность информации, выразительная  речь взрослого.

Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена.

По содержанию различаются два вида бесед: этические и познавательные. Этические беседы проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста, а познавательные - начиная со средней группы. Познавательные беседы определяются программой обучения

По дидактическим целям выделяют беседы вводные и обобщающие (итоговые).Вводная беседа - подготовить детей к предстоящей деятельности,к наблюдению.

Обобщающая (итоговая) беседа-обобщение и систематизация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет23 Дайте классификацию методов  обучения.Раскройте игровые методы и приемы.

В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышления.

В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются практические, наглядные, словесные, игровые методы. Все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.

Игровые методы и приемы

Достоинство игровых методов и  приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

Игровые методы:- дидактическая игра;   - -воображаемая ситуация в развернутом виде,

Игровые приемы:- внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий; - загадывание и отгадывание загадок; - введение элементов соревнования; - создание игровой ситуации.

В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Важное значение для повышения  активности детей на занятиях имеют  такие игровые приемы, как внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий. Эти приемы своей неожиданностью, необычностью вызывают острое чувство удивления, которое является прологом всякого познания.

К игровым приемам относятся  загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования (в старших группах), создание игровой ситуации

Игровые приемы: 1)внезапное появление объектов, игрушек; 2) выполнение педагогомразличных игровых действий; 3) загадывание и отгадывание загадок; 4) введение жлементов соревнования(в старших группах); 5)создание игровой ситуации

Признаки игрового метода: 1) перенсение учебного действия в условный план,кот. задается соответсвующий системой правил или сценарием; 2)требует от ребенка и педагога полное вхождение в игровую ситуацию

 

Билет 26 Дайте классификацию детских  игр.

Принято различат два основных типа игр:

1.игры с фиксированными  и открытими правилами;

2.игры со скрытими  правилами 

Примером игр первого  типа является большинство познавательных, дидатических и подвижных игр,а  также развивающих(интеллектульных,музыкальных,игры-забавы,атракционы).

Ко второму типу относятся  игры,в которых на основе жизненных  или художественных впечатлений  свободно и самостоятельно воспроизводятся  социальные отношения или материальные объекты.

 Обычно выделяются  такие типы игр:

1.подвижные игры-разнообразные по замыслу,правилам,характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей,развивают движения.Дети любят подвижные игры,с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.

2.строительные игры-с песком,кубиками,специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности,служат своего рода,подготовкой к овладеванию в дальнейшем трудовыми умениями и навыками.

3.дидактические игры-специально разрабатываемые для детей,например,лото для обогащения естесвеннонаучных знаний,и для развития тех или иных психических качеств и свойств(наблюдательности,памяти,внимания).

4.сюжетно-ролевые игры- игры,в которых дети подражают бытовой,трудовой и общественной деятельности взрослых,например,игры в школу,дочки-матери,магазин,железную дорогу.Сюжетные игры,помимо познавательного назначения,развивают детскую инициативу, творцество,наблюдательность.

Сюжетно-ролевые игры уже  давно выделены психологами и  педагогами из других видов игр. Это  игры,в которых дети берут на себя какие либо роли  и разыгрывают  различные события из жизни людей,изображают их деятельность и взаимоотношения-и  тем самым творчески отражают действительность.Творческая ролевая  игра школьников имеет свое содержание, свои внутренние правила.Стремясь воплотить  в игре реальную жизнь,школьники  действуют по соотвествующим правилами  этой жизни,которые становятся для  них внутренними правилами игры.Поэтому  содержание игры заставляет школьников стремиться максимально приблизить её к обстоятельствам реальной жизни,внести в неё действительные трудности,в  которых будут реально проявляться(тренироваться,воспитываться)лучшие человеческие качества.

 

 

 

 

БИЛЕТ 26. Среди игр,содержащих большие воспитательные возможности,можно выделить несколько видов(Классификация игр Новоселевой)

1.Игры,возникающие по  инициативе ребёнка(самостоятельные  игры):-экспериментирование;-самостоятельная  сюжетная игра;-сюжетно-отобразительная  игра;-сюжетно-ролевые;-режиссерские;-театрализованные.

2.Игры,возникающие по  инициативе взрослого,который внедряет  игру с образовательной и воспитательной  целью(обучающие):-дидатические;-сюжетно-дидатические;-подвижные;-досуговые(  игры-забавы,развлечения,интеллектуальные,празднично-карнавальные,театрально  постановочные).

3.Игры,идущие от исторически  сложившихся традиций(народные):-традиционные  или народные.

 

 

Билет 27 Особенности  сюжетно-ролевой игры

Основой сюжетно-ролевой  игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в  том, что ребенок берет на себя роль взрослого.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой  игре - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, раскрывают и решают тему(подбор атрибутов);решают где развернуть игру, по своей воле объединяются и выбирают партнеров.Сюжетно-ролева игра начинается со второй младшей  группы.

Структура(компоненты)игры:

1.Сюжет; 2.Содержание; 3.Роль

Игра длится столько.сколькоидет  занятие:младший возраст 15 мин.,средний-20мин.,старший-25мин.,подготовительный-до 40 мин. В месяц детям предлагают 1 или 2 новых сюжетно-ролевых игры,где  педагог продумывает сам содержание игры,ее атрибуты и т.п.

Условия игры:1)обеспечить место и время игры;2)подрбрать атрибутику;3)провести предварительныю работу,дать детям определенный объем знаний;4)обговорить сожержание и сюжет игры.

Сюжетно-ролевые  игра по содержанию могут быть:1)бытовые;2)производственные; 3)общественные.

На 3-4 году дет включают в игру эпизоды  из жизни инемного их начинают комбинировать(дом-магазин). Дети 4-5 лет понимают целостность  и целесообразность игры,взаимосвязь  отражения событий.У них появляется интерес к определеннымсюжетам. Дети 6-7 лет обдуманно подходят к  выбору сюжета игры и обсуждают его  предварительно.

Этапы развития сюжетно-ролевой  игры:

1)(2-3) ознакомительная игра,она идет  как предметно-игровая деятельность.Ребенок  рассматривает предметы и думает, что можно с ними делать. 2)(2,5-3) отобразительная игра.Ребенок выявляет  специфические свойства предмета.(Чашка-чтоб  пить,ложка для того,чтоб есть)

3)сюжетно-отобразительная игра.Ребенок  отображает впечатления,полученные  в повседневной жизни.Период выпадает  на конец второго года,начало  третьего.Ребенок выполняет действия  с игрушками:укачивает куклу,кормит  ее.Свои действия ребенок проговаривает:моя  кукла спит,ест и т.п.В этом  возрасте надо давать образные  игрушки,начинают вводиться заменители.

 Основное уцсловие для развития  сюжетно-ролевой игры-это совместная  игра взрослого и ребенка.Если  взрослый не играет,то и ребенок  не будет.

 

Билет 28 Характеристика игр со строительными  материалами

Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности. Содержанием игр  со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных  материалов. Различаются следующие  виды строительного материала:

- специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы типа «Юный архитектор», «Старинный замок», конструкторы);

- природный (песок, снег, глина, камни);

- подсобный (доски, ящики, коробки и др.).

Игры со строительными  материалами связаны с другими  видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими).

Наличие игрового замысла, его  свободное развитие, вариативность  решения созидательной задачи, интерес  детей к процессу деятельности - все это определяет творческий характер игр со строительным материалом.

Этим играм присуще  воображение. В самих играх заложены стимулы, побуждающие ребенка воображать, фантазировать. Освоение конструктивных особенностей материала наталкивает детей на создание новых предметов, изменение их свойств.

Особенностью игр со строительными  материалами является то, что для  усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 29 Характеристика дидактических  игр

Дидактическая игра. Виды дидактических игр. Особенности проведения дидактических игр в разных возрастных группах.

ДИ – способствует развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, которые представляют собой основу обучения.

Виды ДИ:

- сюжетно-дидактические  («магазин»)

- игры с предметами («чудесный мешочек»)

- настольно-печатные («лото», «домино»)

- словесные («кем быть?»,  «времена года»)

Структура ДИ:

1) обучающая задача  – определяет игровые действия, правила помогают осуществлять  игровые действия и решить  задачу;

2) игровая задача; 3) игровые  действия

II мл. - дидактическая игра как часть занятия                         ср.гр. - игра организуется детьми, но руководящая роль принадлежит воспитателю (дидактические – закреплять знания и умения, полученные на занятиях; настольно-печатные – осваивать правила игры, «ходить» по очереди и т.д.)                    

Ст.гр.- игры организуются детьми, воспитатель  как консультант 

(создавать развивающую предметно-игровую  среду для организации всех  видов игр на занятиях и  в самостоятельной деятельности, формировать навыки сотрудничества

Информация о работе Шпаргалка по "Теории дошкольной педагогики"