Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 10:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".
Билет
№1. Место дидактики
в системе пед.
наук.
Понятие о дидактике: “Дидактикос”- поучающий, “дидаско”- изучающий. Впервые ввел его немец педагог- теолог В.Ранте (философ). Его труд “краткий отчет из дидактики или искусство обучения Ратихия”. Ратихии обосновал реформу школы: -школы для народа (демократизация школы); -реформа
преподавания (основательная дидактическая
и методическая подготовка -хорошее общественное и материальное положение учителя; -повышение
авторитета учителя среди -обучение на родном языке; -в
процессе обучения учет
Широкое употребление термина
“дидактика” ввел чешский Дидактика →должна развивать самообразование, реакцию саморегуляции, самоподдержки. САМООБУЧЕНИЕ. Примеры: технология обучения быстрому чтению, интеллект-карты Тони Бьюзена. Объект дидактики: обучение во всем его объеме и во всех объектах. Предмет дидактики : система отношении: учитель-ученик, учитель - изучаемый материал, ученик- другие ученики и т. д., т.е. воспитание и развитие личности в процессе разных видов учебной деятельности. Общая дидактика составляет теоретическую основу частных дидактик. Частные дидактики – методики. Задачи дидактики: 1.описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; 2.разрабатывать более современную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии; 3.проверять теоретич.модели на практике; 4.определять содержание образов-я и его V на каждом уровне обучения. В решении этих задач общая дидактика испольp.достиже-я смежных наук: философии, психологии. Возрастной психологии, кибернетики, возрастной физиологии. Связь: Основы дидактики:
– наблюдение, - опытное, - внутреннее
– мышление, - память, - воображение, - речь
– права, - экономики
- федеральный
закон "о высшем и |
Билет
№ 2. Коменский, Гербарт,
дистерверг.
Дидакт-е
воззрения высказ-сь еще в эпоху античности.
(Сократ, Плутарх, Пифагор, Платон, Аристотель,Демокрит-Др.Греци, Ян Амос Каменский(16-17века). Достижения в области дидактики: *социальный реформатор, мечтающий о переустройстве человеч. общ-ва *Выступал против воин, искал др. ср-ва уничтож-я несправедливости - ПРОСВЕЩЕНИЕ – путь уничтожения ее. *Научно обосновал и раскрыл принципы наглядности. *"Золотое правило дидактики" *Принцип систематич-ти: от фактов к выводам, от примеров к правилам, от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному. *Принцип прочности *Предложил опытное изучение мира (выход из схоластических лабиринтов) *Этапы познавательной деятельности: упраж-я (математич-я школа), школа внимания (школа родного языка), развитие понимания и суждения (гимназия с изучением языков 12-18), развитие воли (академия 18-24) труды по дидактике: Великая дидактика; Путь света; Открытая дверь языков; Открытая дверь предметов; Всеобщая мудрость; Мир чувственных открытии в картинках Иоганн Фридрих Гербарт(18-19века) Достижения в области дидактики: *Разрабатывал педагогику на основе этики и психологии. Первичный элемент- представление.*Цель воспитания- выработка характера. *Воспитательная деятельность: надзор, выработка и наблюдение. *Степени обучения: ясность, ассоциация, система, метод. *Интерес - имперический, религ-й, симпатический. труды по дидактике: Главные пункты метафизики, Общая педагогика, выведенная из цели воспитания, Учебник психологии, Психология, как наука, основанная на опыте метафизики и математики и т.д. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег(18-19века) Достижения в области дидактики:*Преподает физику и математику.*Председатель Всеобщего немецкого союза.*32 четких законов в дидактике*Выступал за мирское отношение *Задачи школы- создание гуманистических и коммунистических граждан. труды по дидактике: Руководство к образованию учителей, Народная школа и учитель (ж-л), Рейнские листки для воспитания и обучения, Педагогический ежегодник. |
Билет
№ 3.Ушинский,Толстой,
Каптерев, Венцель.
Дидакт-е
воззрения высказ-сь еще в эпоху античности.
(Сократ, Плутарх, Пифагор, Платон, Аристотель,Демокрит-Др.Греци, Ушинский(19век) Достижения в области дидактики: *Основоположник русской школы научной педагогики *Разработал классическое учение об уроке:посильность и последовательность, *Разработал методику повторения учебного материала, предметы самостоятельной работы *Являлся основоположником звукового метода обучения чтению *Считал необходимым строить обучение на основе возрастных, индивидуальных и физиологических особенностей детей труды по дидактике: Детский мир, Родное слово, Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии (2 тома), О народности в общественном воспитании. Лев Николаевич Толстой(1828-1910) Достижения в области дидактики: *Разработки религиозно-нравственного обучения *Развитие творческого мышления *Необходимость полноценного научного образования *Главная цель обучения – достижение самоактуализации воспит-ка и разв-е творч. потенциала личности. *Создал школу в Ясной поляне, где бесплатно обучал крестьян *Основоп-к теории свободного воспитания *"Ясная поляна"-первая творческая лаборатория по созданию содержания и методов обучения в России *Разработал метод наблюдения за детьми и метод эксперимента (естественный) труды по дидактике: ж. "Ясная поляна",Новая азбука, Арифметика,Русские книги для чтения,Программная статья об образовании (пособие), Круг чтения,Мысли мудрых людей на каждый день Петр Федорович Каптерев(19-20в) Достижения в области дидактики:* Понятие "педагогическая психология" вошло в научный оборот с появлением книги Каптерева *Организовал первый Воронежский педагогический техникум *Система учебно-воспитательных учреждении *Выделил признаки хорошего урока, особое место отводил эвристическому методу обучения *Охарактеризовал общие признаки развития русской школы труды по дидактике: Народная школа (ж-л),Знания (ж-л), Этюды по психологии народа (ст.),Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц. Вентцель Константин Николаевич(19-20в) Достижения в области дидактики:*Разрабатывал основы и принципы свободной школы и свободного воспитания. *Обосновал принцип автономии школы от государства * В "Декларации прав ребёнка" в 1917 – д/детей равные со взрослыми свободы и права. Наказания заменялись мерами просветительского характера. *Разраб. новое направление в воспитании - космическую педагогику, высшая цель к-й - полное освобождение и раскрепощение личности. труды по дидактике:Основные задачи нравственного воспитания, Борьба за свободную школу, Этика и педагогика творческой личности; Новые пути воспитания и образования детей, Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. |
Билет
№ 4.Основные понятия
дидактики:
Образование-процесс изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знании и отношении в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиями жизни, ускоряющимся научно-техническим процессом Обучение- общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение социального опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности(155) Преподавание-управление учением(выбор содерж-я,ср-в,форм, методов;учит-ся ур-нь препод-я, дисциплины, отн-я к учению и т.д.) Учение-а)принятие учеб.задач прилож-х учит-м б)осущ-е учеб. дейст-й в)регулир.и коррекция св.учеб.д-ти г)анализ.рез-в уч.д-ти. Результат-показ-т ур-нь достиж-я целей, ур-нь обуч-ти, провер.с помощ.ЕГЭ, промеж.аттестации, итогов.аттест. Методы обучения- система последовательных, взаимосвязанных действии учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и обучения. |
Билет № 5.Сущность процесса обучения(совр.наука) Об обучении написано много исслед-й: «Оно протекает. осущ-ся,реализ-ся», «Оно целенаправл. взаимод-е»и т.д. Рассмотрен-я концепция (системе взглядов на к-л проблему) о сущности обуч-я. 1)О.-есть «вооружение ЗУН»(50-60г20в)вооружение не науч.термин-метафора→не м/т примен.в науке.Отраж-т пассивное уч-е ребенка в этом процессе. 2)О.-это «передача» социального опыта (70г20в)передать ч-н-соверш.отчуждение того, что передается.—метафора, оно ЗУН передать нельзя-они формир-ся в ходе актив.обуч-ся.→отнош-я ученик-учитель- не передатчик-приемник. 3)Щ.-труд. Труд-метафора, т.кречь о интеллектуальный труде. 4)О.-как познание. Различ.:познание ученого-в рез-е к-го рожд-ся науч.открытия, поз-е учащ-ся-усваив.уже извест.З,У. Т.о.данная концепция субъективна. 5)ЭКЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД. Экликтизм-механич.чистовнешнее соедин-е разных точек зрения.О.-это труд.познание, вооруж-е ЗУН. 6)О.-(20в)общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение социального опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. О.всегда происх.в общении и основ.на вербально-деят-м подходе. О.связано с движением. | |||
Билет № 6.Диалектность и противоречивость пр. О… Методологической основой произ.обучения явл. теория познания, а движ. силой- противоречие. 1.м/у выдвигаемыми познав-ми задачами и налич-м ЗУН, особ.умств.различия. Задачи подбир-ся в зоне ближайшего развития. 2.м/у личным опытом ученика до обуч. и переоценкойего в процессе обуч-я. 3.м/у треб-й структурой мысли в ходе обуч.и привыч.д/ученика схемой размыш-я. 4.м/у наукой и учебным предметом. 5.м/у повыш. V З b V, кот.усваив.ученик. 5.в соотнош.чувств.и рацион,конкретного и абстракт. Вывод: искусство учителя состоит в выявлении, создании, использовании этих противоречий для активации познавательной деятельности обучающихся. образовательная-Процесс О. направ. на формир-е у школьников ЗУН, опыта репродуктивной познав-ой д-ти. В процессе О.знание становиться достоянием личности школьника, входит в структуру ее познавательного опыта, в способность мобилизовать прежние З д/решения оригинал-х задач, поиска информации и добывание новых З. Обуч. направлено на формир-е Уи Н, как общих, так и специальных. Под У надо понимать владение способами деятельности, способ-ть применить З. развивающая-В процессе О, усвоение З происходит развитие обучаемого. Реализуется успешнее, если обучение имеет специальную направ-ть разработано и организовано так, чтобы включать учащегося в активную деят-ть, кот-я развивала бы у него сенсорное восприятие, интеллект, волевая эмоцион. сфера. Современная организация О. направ-на не столько на формирование З, сколько на разностороннее развитие ученика в первую очередь умственное обуч., приемам умственной деятельности и т.д. развитие эмоциональной сферы является также одной из задач обучения. воспитательная-
В процессе О. формируются нравственные
и эстетические представления, система
взглядов на мир, способ-ть следовать нормам
поведения в обществе, исполнять принятые
в нем законы. Чтобы оказывать формирующее
воздействие на учащихся в обучении, учитель
должен: *Анализировать и отбирать учебный
материал с точки зрения его воспитательного
потенциала*Строить процесс обучения
так, чтобы стимулировать личностное воприятие
учеником информации, вызывать их активное
оценочное отношение к изучаемому, формировать
их интересы, потребности, гуманистическую
направленность. |
Билет № 7.Процесс обучения как целостная система. Система-целое,созданное из частей для целенаправленной деят-ти. Система-множ-во взаимод-х компонентов, образ-х целостность. Системы бывают: 1.Искуств-е-созд-ся
человеком(полит.партии). 2.Естеств-е-создан.
природой(пчел.рой) 3.Открытые (СМИ) 4.Закрытые(террорист. Лернер и Краевский впервые выдвинули мысль процесса обуч. как целостная система. Признаки системы:Множ.компонентов. связей м/у ними, Целостность, Структурность, Управл-ть, Целенапр-ть, Развитие. Целост.систему м/о предст. Схемой: Систеообраз-е понятия:цель, преподавание, учение, результат. Переменные составл:Содержание обуч-я, средства О., формф О., методы О. Цель
сост.из:планирование( Преподавание- управление учением(выбор содерж-я,ср-в,форм, методов;учит-ся ур-нь препод-я, дисциплины, отн-я к учению и т.д.) Учение- а)принятие учеб.задач прилож-х учит-м б)осущ-е учеб. дейст-й в)регулир.и коррекция св.учеб.д-ти г)анализ.рез-в уч.д-ти. Результат-показ-т ур-нь достиж-я целей, ур-нь обуч-ти, провер.с помощ.ЕГЭ, промеж.аттестации, итогов.аттест. |
Билет № 8.Писолого-пед.основы учебно-познав.деят-ти школьников. Правила стимулир-я учения. Учебно-познавательная деят-ть – активная,самостоят-я, целенапр,мотивир-я деятть учащ. по овладениюЗ,способности их добывания, переработки и применения. Качества деят-и:*Самостоятельность, выражается в самокритичности и критичности *Познавательная активность, проявляющаяся в интересах, стремлениях и потребностях *Готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей *Оперативность, которая предполагает правильное понимание стоящих учебных задач, выбор нужного действия, темпа их решения. Анализ –мысл-е расчл-е целого на части.В ходе обуч-я учения анализир-ть совершенст-ся: от предметно-наглядного к словесно-логическому, увелич. кол-во вычисляемых элем,осущ-ся многоступенчатый анализ и целого, и частей. Синтез – мыслит-е соедин.эл-в,более трудная д/учащихся операция,разъяснять эти понятия необход одновременно. *Сравнение
раскрытие в изученных Виды:полное,неполное, Вывод: умение учиться состоит из разного вида познавательных действии. Если учащиеся ими не владеют, их необходимо этому научить. Правила стим:1. использов.цели урока как источник мотивации. 2. Использ. пробл.ситуации 3. Использ. Коллективных, групп-х, парных форм раб. 4. Поошрен. Желания добиться признания5. одобрение успехов, 6.стимулир.требованиям: надо. 7. Создание хорош. Репут.своим уч-ся.8 Ведение понятных записей. 9 Использование критики, сопереживания. 10Усвоение уч-ся общественного смысла учения. 11.Составл.спец.табл. при изуч-и новой темы. |
Билет № 9.Мотивы учения, их формирование. Диагностич. методики по изуч. мотивациию. Мотивы – побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности. В роли мотивов могут быть потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы. Их изучением занимались:Леонтьев, Маркова. Учение имеет полимотивиров-й хар-р.Мотивы можно представить 3 взаимосвязанными группами: 1.Непосредственно-побуждающие, основаны на эмоциональных проявлениях личности, на ее «+» или «-» эмоциях. 2.Перспективно-побуждающие, понимание значимости знания вообще, учебного предмета в частности, связывание будущего предмета с будущей самостоятельной жизнью: поступлением в ВУЗ, выбором профессии, созданием семьи. 3.Интеллектуально-побуждающие, получение удовлетворения от самого процесса познания. Уровни развития мотивации у школьников (А. К. Макарова): *Отрицат-е
отнош-е к учителю. Преобл. мотивы избегания
неприятностей, наказания. Объяснение
своих неудач внешними причинами. Неувер-ть
в себе, неудовлетвор-ть собой и учителем.Недисциплинир-ть, *Нейтральное отношение к учению. Неустойчивый интерес к внешним рез-м учения. Переживание скуки, неуверенности. *Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению. Интерес к отметке. Неустойчивость мотивов. *Положительное отношение к учению. Познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний. *Активное, творч. отнош-е к учению.Мотивы самообр-я, осознание мотивов и целей. *Личностно-ответственное,
активное отношение к учению.
Устойчивая внутренняя позиция. Вывод: достижение высоких уровней не предполагает прохождение низких. Большинство учеников сразу работают на положительной познавательной мотивации. Для изучения уровня сформированности мотиваций используются следующие диагностические методики: 1.Анкетирование учащихся; 2.Анкетирование педагогов; 3.Наблюдение уроков с заранее составленной программой по изучению мотивации; 4.Беседы с родителями, посещение учащихся на дому; 5Анализ Материалов, составление графиков, схем, таблиц. |
Билет № 10.Развитие познав. активности исамост-ти учащихся. О
необходимости формирования самостоятельности
писал еще Ушинский. Необходимо вызывать
в ученике желание Под самостоятельностью понимается наличие у человека своего суждения и оценок явлений окружающей действительности, а также свобода в действиях и поступках, независимость от воли и влияния других. Повышение степени самостоятельности в процессе формирования учебной деятельности может идти по разным направлениям, успех их реализации зависит от того, насколько разумной будет мера конкретного и общего в организации деятельности школьников по каждому из направлений. Целенаправленное
изменение меры конкретного и
общего в учебной деятельности предполагает,
что набор знаний и методические
приемы повлекут за собой изменение
позиции ученика, превращение его
из пассивного исполнителя чужой
воли в активного созидателя, творца
этого процесса. Именно в такой
позиции расширяется область
применения учащимися ранее усвоенных
знаний и умений, проявляется самостоятельность
в выборе способа решения задачи
и его переноса из одной дисциплины
в другую, что позволяет ученику
овладевать опытом, умениями учиться.
Самостоятельность стимулирует
развитие самодеятельности (важнейшее
условие личностного |
Билет № 12. Дидактическая система развивающегося обучения. Концепции о соотношении обучения и развития. Развивающий – исследующий, возбуждающий самодеятельность со стороны ученика. Развивающее обучение – направление в теории и практике образования, ориентированное на развитие физических, познавательных, нравственных способностей учащихся, путем использования его потенциальных возможностей. С разных теоретических позиции эту проблему пытались решать: Ф. Ребель, А. Дистервег, М. Монтень. Основы теории развивающего обучения были заложены Л. С. Выготским. В это же время существовали другие теории о соотношении обучения и развития: А. Геззел, З. Фрейд, Ж. Пиаже --Считали, что развитие человека не зависит от обучения, обучение в развитии не участвует, оно устраивается над развитием. У. Джеймс, Э. Торндайк--Отождествляли обучение и развитие. Любое обучение считали развивающим. (1896-1934гг.) |
||
Билет № 13.Выгодский о ведущей роли обч-я в развитии, о ЗБР. Л. С. Выготский сформулировал свою гипотезу о соотношении обучения и развития. Согласно Выготскому, сущ-т единство,но оно не тождество процессов обучения и разв-я. Выготский ввел понятия о двух уровнях развития ребенка: 1 уровень – зона актуального развития. Достигнутый уровень, то есть интеллектуальные задачи, которые ребенок решает самостоятельно 2 уровень – зона ближайшего развития. Обнаруживается в совместном решении с взрослым интеллектуальных задач. Второй уровень выше первого. Уровень актуального развития показывает нам какие психические процессы у ребенка уже сложились. Уровень ближайшего развития показывает новообразование психической деятельности. Развивающее обучение должно быть ориентировано на зону ближайшего развития. Вывод: 1)Обучение создает зону ближайшего развития, которое переходит в зону актуального развития. 2)Обучение ведет вперед развития, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые созревают, то есть обучение должно идти вперед развития. *На основе данной гипотезы в 60-70 годы XX века создаются концепции развивающего обучения или дидактические системы. Современные исследователи (Каплукович) пытаются понять состав зоны ближайшего развития. Зона ближайшего развития – сложное образование, включающее несколько уровней.
|
Билет № 14.Дидактическая характеристика системы Занкова. Работа
Занкова направлена на разраб. системы
обучения младших школ, при к-й достигался
бы гораздо более высокий ур-нь развития
мл.школьников. Принципы
системы обучения по
Занкову: *Обучение
на высоком уровне трудности (превышается
средняя норма трудности, раскрываются
духовные силы ребенка, дается им простор
и направление) *Быстрый
темп в изучении программного
материала (предпол. отказ от однообразного
повторения пройденного. Самое важное
- непрерывное обогащение все новыми знаниями
применение дифференцированной методики(одни
и те же вопросы программы различные ученики
проходят с неодинаковой глубиной). *Ведущая
роль теоретических
знаний (Овладение Характеристика
концепции: * общепедагогическая(ур-нь
и хар-р прим), по ней работает около 14%
школ и классов;
методологич.подход: *преобладающие методы: развивающие, проблемные, индуктивные, диалогические; *организационные формы: классно - урочная, академическая +клубная, групповая + индивидуальная; *преобладающие средства: вербальные, знаковые + компьютерные; *подход к ребенку и характер воспитательного взаимодействия: личностно - ориентированный, субъект - субъективный (сотрудничества); Суть технологии: *урок имеет гибкую структуру; *на уроках организ. дискуссии по прочит и увиденному, *по изобразит. искусству,музыке,труду, создаются проблем ситуации; *широко использ дидактич. игры,интенсивная самостоят д-ть учащихся, коллект-й поиск на основе наблюд, сравн-я, группировки, классификации, выяснение закономер-й, самостоят. формулировки выводов;*созд-ся педагог. ситуации общения на уроке, позвол-е каждому ученику проявить инициативу, самостоят-ть, избират-ть в способах работы, обстановка д/естественного самовыражения ученика. |
Билет № 11.Структура процесса усвоения ЗУН: Звенья процесса усвоения (полный цикл учебной деятельности) Восприятие ® Осмысление ® Запоминание ® Применение ® Обобщение ® Систематизация Восприятие – реак-я «схватывания» объекта изучения.Основ. психич.процесс – внимание.Выделяют первичное и вторичное восприятие. Закономерности восприятия: 1.Подготовка уч-ся к наблюдению 2.Продумывание системы ?-сов к восприятию объектов 3.Активация мыслит-й деят-ти. 4.Установление различий и сходств восприн-х объектов. 5.Учет особ-й восприятия внутри учебной группы. Осмысление – происходит в процессе аналитико–синтетической деят-ти: анализа, синтеза, обобщения. Важно – вычленение главного с целью установл.существенных признаков изучаемого объекта и установления связей м/у ними. В итоге – уч-ся д/н дать ответ на вопрос: «Что это такое». В ходе осмысления происходит понимание.Запоминание – запечатление знаний в памяти. 1.Первичное – важная роль для безошибочного понимания и применения З., стойкое (долго хранит З. в памяти) 2.Текущее – непроизвольное запом-е, осущ-ся как бы само собой в процессе операций с предметом усвоения. 3.Закрепление. В основе – работа памяти по сокращению, узнаванию, воспроизведению уч. материала. Закономер. запоминания: 1.Действия запоминаются лучше, чем мысли. 2.Среди действий – те, которые связаны с преодолением препятствий и сами препятствия. 3.Лучшая «упаковка» З. 4.Ведущая роль – ассоциации. 5.Необходимо повторение. Применение З. связано с включением учащегося в деятельность по объяснению разных явлений реальной действительности, решения задач, переносу З. в разных областях. 3 уровня применения: 1.В знакомой ситуации 2.В видоизмененной ситуации В новой ситуации Обобщение – процесс перевода З. от единичного к общему. Виды: 1.Первичное (во время восприятия) ® общее представление о предмете. 2.Локальное (понятийное) ® усвоение отдельных понятий. 3.Тематическое ® усвоение системы понятий. 4.Итоговое ® усвоение системы понятий по курсу. 5.Межкурсовые ® формирование системы понятий между предметами. Систематизация – способствует выделению базовых, опорных З., производных З. Пример: составление плана, конспекта, кроссворда (необходимо научить) Преподаватель должен уметь структурировать содержание учебников! |
Билет № 15.Теория содержат. обобщения Эльконина-Давыдова. Исходные положения: • ребенок рассматривается не как объект обучающихся воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект. • обучение должно быть направлено на создание необходимых зон ближайшего развития, которые превращались бы со временем в психические новообразования. • построение учебных предметов должно проектировать формирование у школьников теоретического мышления, которое имеет свое особое, отличное от эмпирического, содержание. Содержание образования: цель - овладение способами решения задач, предусмотренными программой. В
качестве первого и важнейшего условия
достижения конечной цели развивающего
обучения (обеспечить развитие ученика
как субъекта учения) его авторы
рассматривают кардиальное Методы обучения: Целенаправленная учебная деятельность Целенаправленная учебная деятельность - особая форма активности ребёнка направлена на изменение самого себя как субъекта, учение имеет качества: • Наличие познавательных мотивов • Наличие цели сознательного самоизменения, понимание и принятие ребенком учебной задачи. •
Позиция ребенка как • Направленность на усвоение теоретических ЗУН. СУД поиск и построение оснований действий, овладение общими принципами решения задач определенного класса • Ученик ставиться в положение исследователя - творца • Рефлективный характер рассмотрение оснований собственных действий Проблематизация. Проблемное
изложение знаний означает преподнесение
материала в сочетании с Метод учебных задач Начальным этапом развертывания поисковой деятельности является постановка учебной задачи, требующая от учеников нового анализа ситуации действия, нового ее понимания. Учебная задача существенно отличается от тех задач, которые решают дети в рамках традиционных программ обучения. Ученик одну и ту же задачу может решать по-разному: и как учебную и как конкретно-практическую. Задача, поставленная перед учеником, может превратиться в учебную только в том случае, если ученик осуществляет переформулирование ее - вместо поиска частного способа решения он начинает искать обобщенный способ решения данного класса задач. Учебно-поисковая деятельность Организуя учебно-поисковую деятельность, учитель вынужден ориентироваться не столько на фактические результаты уже осуществленных учеником действий, сколько на прогностическую оценку его возможности определить направление и содержание очередного этапа поисков. Результаты внедрения системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова в школы: в конце 80-х годов XX века в «Развивающем обучении» по системе Эльконина - Давыдова был увиден колоссальный потенциал для обновления нашей школы. в 1991 году в г. Перми впервые проходят большие курсы для учителей начальной школы по ознакомлению с системой Эльконина - Давыдова. в 1996 году около 9% школ России имели классы, занимающиеся по программам развивающего обучения Эльконина - Давыдова. 1996 год - пик популярности системы в школах России. Сейчас около 1-2 %. |
Билет № 16.Конц.развития продуктив. мышления Калмыковой. Исходные положения:*Оригин-ть мысли, возмож.получения ответов, отлич-ся от привыч; *Быстрота и плавность возник-я необыч. ассоциативных связей; * «Восприимчивость» к проблеме, ее непривычное решение; *Беглость мысли как кол-во ассоциаций,идей, возник-х в единицу времени в соответ-и с некоторым требованием; *Способ-ть найти новые, необыч. ф-и объекта или его части. Характеристика концепции: развив-м явл. такое обучение,к-е формирует продукт-е или творч. мышление. Дидактич. принципы развив. обучения: проблем-ть обуч, гармонич. развитие различ. компонентов мышления, формир-е алгоритмич-х и эвристических приемов умств. деят-ти, спец. огранич. мнемической деят-ти. Содержание образования 3. И. Калмыкова делит приемы умст.д-ти на группы: *Приемы алгоритмического типа (приемы рационального, правильного мышления, полностью соответствующего законам формальной логики. Такие приемы определяют последовательность действий с целью безошибочного решения. Алгоритмические приемы являются основой формирования репродуктивного мышления); *Приемы эвристического типа: Конкретизация, Абстрагирование, Вальирование, Аналогия. Они назыв. эвристич. потому, что непосред-о стимулир. поиск новых проблем,открытие д/ субъектов новых знаний и тем самым соответ-т самой природе, специфике творч. мышления. Эвристич.приемы направ-т мысль на проникновение в суть изуч. явления. Реш-е всякой задачи включ.в себя опред-е эвристич.приемов: обеспечение ясного понимания предложенной задачи, составл.плана реш-я, осущ-е плана, проверка и критич. оценка получ. решения, составл. новых комбинаций. Другим принцип развив. обуч-я --организация мнемической деятельности, обеспечивающей прочность знаний, готовность учащихся к их актуализации в соответствии с требованиями задачи. В
концепции Калмыковой выделены такие
приемы мнемич. деят-ти: *прямая установка
на запоминание,*сознат-е примен-е таких
приемов(группировка,классифик- Методика обучения. Условно используется методика В. Ф. Шаталова «Учить всех, учить каждого» Позиция учителя, Впереди – теория, Щадящая педагогика, Необычное лучше запоминается, Принцип открытых перспектив, Ежедневное оценивание работ, Доска, Метод цепочки,Использование опорно-сигнальных схем. |
Билет № 17. Теория поэтапного формир.умст.действий Гальперин, Талызина. Различия
в обобщенности, полноте и способе
получения ориентировочной Экспериментально обнаружено 4 типа ориентировочной основы действия, но теоретически их может быть гораздо больше. Как
видим, теоретическим путем можно
получить восемь различных типов
ООД. Первые три -это те, которые были
первыми установлены Первый тип характеризуется неполным составом ориентировочной основы, ориентиры представлены в частном виде и выделяются самим субъектом путем слепых проб. Процесс формирования действия на такой ориентировочной основе идет очень медленно, с большим количеством ошибок. Сформулированное действие оказывается чувствительным к малейшим изменениям условий выполнения. Второй тип характеризуется наличием всех условий, необходимых для правильного выполнения действия. Но эти условия даются субъекту, во-первых, в готовом виде, и, во-вторых, в частном виде, пригодном для ориентировки лишь в данном случае. Формирование действия при такой ориентировочной основе идет быстро и безошибочно. Сформированное действие более устойчиво, чем при первом типе ориентировки. Однако сфера переноса действия ограничена сходством конкретных условий его выполнения. Ориентировочная основа третьего типа имеет полный состав, ориентиры представлены в обобщенном виде, что характерно для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ориентировочная основа действия составляется объектом самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается. Четвертый из выделенных типов ООД характеризуется тем, что ориентиры даются в обобщенном виде, т.е. характерном не для частного случая, а для целого класса их. При этом система ориентиров полная, достаточная для правильного выполнения действия во всех случаях, относящихся к данному классу. Наконец, ориентировочная основа. Таким образом, фактически ООД подведения под понятие состоит из двух частей: специфической, которая построена по второму типу ориентировки, и логической, построенной по четвертому типу ориентировки. Пятый тип ООД в принципе также возможен. Он отличается от рассмотренного тем, что учащемуся дается система ориентиров, недостаточная для правильного выполнения действия в пределах той области, границы которой определяются степенью обобщенности выделенных ориентиров. Шестой тип также возможен. Разница между ним и предыдущим состоит только в том, что обобщенная, но неполная ориентировочная основа не дается в готовом виде, а выделяется испытуемым самостоятельно. Действие с такой ориентировочной основой, как и в предыдущем случае, при решении одних задач данной области будет приводить к правильному результату, при решении других - к ошибочному. Седьмой тип ООД по двум характеристикам - по частному виду ориентиров и полноте -совпадает со вторым, но отличается от последнего по способу получения ориентировочной основы. Ориентировочная основа седьмого типа выделяется субъектом самостоятельно. Такой тип ориентировочной основы характерен, например, для народных умельцев, которые действуют с учетом всей системы условий, обеспечивающих безошибочность действий, высокое качество продукции, но ее ассортимент при этом чрезвычайно ограничен. Восьмой тип ориентировки: частная, неполная система ориентиров дается учащемуся в готовом виде. Это, по нашему мнению, наиболее распространенный тип ориентировки при традиционном обучении. Учитель в школе, как правило, дает учащимся конкретные указания, касающиеся написания отдельных букв, решения данной конкретной задачи и т.д. Обычно указанные учителем ориентиры не исчерпывают всех условий, необходимых для правильного выполнения действий, что и приводит учащихся к ошибкам. |
Билет № 18. Понятие и сущность сод.образования. Компоненты. Содержание образования имеет исторический характер. С
О – совокуп-ть систематизир.ЗУН, взглядов,
убеждений, ур-нь развит. познав-х сил и
практич. подготовки, достигнутые в рез-те
учебно-воспит.работы(знаниево- Компоненты: Когнитивный опыт личности: система З. о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности, понятия, факты, законы, теории. Практический опыт личности: система интеллектуальных и практических навыков и умений; общеучебные умения и навыки; специфические умения и навыки(решать задачи, грамотно писать) Творческий опыт личности: применение ЗУН в новых ситуациях, формирование новых способов деятельности на основе уже известных; нахождение новых способов решения проблем. Опыт ценностного отношения: отнош-е к окруж-му миру, к др. людям. Проявление З к объектам или средствам деят-ти практич. и интеллект-го характера,это сплав деят-ти чел-ка; убеждений и практич-х действий. С О– пед. адаптир. система ЗУН, опыта творч.деят-ти и опыта эмоционально-волевого отнош-я , усвоения кот. призвано обеспечивать формир-е развития личности, подготовки к воспроизведению и развит. матер. и духовной культуры общ-ва. | |
Билет № 19.Теории формирования содержания образования. Дидактический материализм (к. XVIII-н. XIX в.) Основоположники теории и их труды: Автор названия – Ф.В. Доэрнфельд в 1879г. "Дидактический материализм", Я.А.Каменский "Великая дидактика", Дж. Мильтон "Трактат о воспитании",Н.Б. Беседов. Содержание теории:*Цель обр-я--передача уч-ся как можно большего V З из разл. обл. науки (родной язык, иностр языки, право, астрономия, политика, архитектура) *Глубина понимания определенного фрагмента деятельности пропорциональна количеству изученного материала Дидактический формализм (к. XVIII в.) Основоположники теории и их труды: Э.Шмидт, 1791г "Эмпирическая психология" Гераклит ,Кант, Песталоцци, А.А. Немейер "Принципы воспитания и обучения",Дистервег "Руководство для немецких учителей", Добровольский Содержание теории *Внимание обращено на развитие способ-й и познав-х интересов уч-ся, их мышления, памяти, мышления *В программах обучения прежде всего отражались инструмент-е предметы (языки, математика). Дидактический утилитаризм (рубеж XIX-XX в.), США Основополож-ки теории и их труды:Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер Содержание теории Образование – непрерывный процесс "реконструкции опыта" .Уделение внимания занятиям конструктивного характера (шитье). Основной критерий СО– реконстр. социального опыта. Разнообраз. практич. занятия должны играть роль фактора, активизирующего мышление и деят-ть уч-ся. Предоставл. ученикам макс. свободы в отнош. выбора предметов. Принцип построения программ: Пр. проблемного подхода к содержанию обучения, Пр. формирования практических умении в ходе разрешения определенных проблем, Пр. объединения работы с игрой, Пр. активизации деятельности учеников, Пр. вовлечения детей и молодежи в жизнь их социального окружения Теория операциональной структуризации (программированное обучение) Основоположники теории и их труды: Скиннер, Беспалько, Краузер. Содержание теории:*проводить тщат. анализ З *Определение целей программир. текста. *Определ. рацион-х способов преобраз-я "исходных знании" уч-ся. *В учеб.материале выдел. принцип. вопросы, анализир. логические и содерж-е связи м/у ними,подбираются типичные примеры. *Каждый новый термин, закон, принцип излагается неск. раз в разных контекстах *Ответы д/б проконтролир.учителем или соответств.дидактич. матреиалом. Программы обучения д/ны содержать материал, учит. обществ. и индивид-е особ. уч-ся. *Индивидуализация учебной работы с учетом интересов и способн. уч-ся | |||
Билет № 20.Принципы и критерии отбора содео.общего образ-я 1.Пр. соответ. содерж-я во всех его элементах и на всех уроках конструир-я требованиям развития общества, науки, культуры и личности. (включ. традиционно необх-х ЗУН и кот. отражают современ. ур-нь разв. социума, научных З, культур. жизни и обеспеченный личност. рост). 2.Пр. единой содержат-ой и процессуальной стороны обуч-я (отвергает одностор-ю предметно-научную его ориентацию. Предполагает учет педагогич. реальности, связанный с осуществ. конкретного науч процесса, вне кот. не м/т существовать СО). 3.Пр.
структурного единства 4.Пр. гуманитаризации СО, связан с созданием условий д/активного творч. и практич. освоения школ. общечеловеч. культуры. 5.Пр. фундаментализации СО. Требует интеграции гуманного и естественнонауч. З, установл. преемственности и междисциплин. связей, опоры на осознание уч-ся сущности методологии познават. и практич. преобразующей деят-ти. 6.Пр.
соответствия основных Исходя из концепции И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, эти компоненты могут быть представлены как: Когнитивный опыт личности - система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деят-ти→формир-е в сознании уч-ся научной картины мира, вооруж. их диалектическим подходом к познав.и практич. деят-ти. Опыт осуществления способов деятельности (практический опыт) - знания об этих способах, кот. присутствуют уже в первом компоненте СО и базовой культуре личности. Опыт творческой деятельности как компонент содержания образования и базовой культуры личности призван обеспечить готовность школьника к поиску решений новых проблем, к творч. преобраз-ю действит-ти. Опыт отношений личности как компонент содержания образования и базовой культуры личности может быть рассмотрен как мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность состоит в оценочном отношении к миру, деятельности, людям. Мировоззрение
личности – совокуп-ть принципов и ценностных
ориентаций, кот-ми человек сознательно
руководствуется в истолковании явлений
окруж. дейст-ти и кот-ми определяет содерж-е,
направление и характер его преобразующей
деят-ти. | |||
Билет № 21. Гос. образовательный стандарт, его роль… Образовательный стандарт –обязательный ур-нь требований к общеобразоват. подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения и контроля. Это «норма», «образец», «мерило». Стандарт обр-я – основ норматив документ, несущий толкование опред части закона «Об образовании».Он разв. и конкр-т такие характер-ки образов, как содержание, ур-нь и форма предъявления, указывает методы и способы измер-я и интерпретации рез-в обуч. Назначение ГОС: *Создание единого образ-го пространства в стране*Обеспечение единого уровня обществ. образования д/всех детей, обуч-ся в различных типах общеобразоват-х учреждений *Стремление России войти в систему мировой культуры*Учет дости-я в образов-й обл. международной образов-й практики*В общих чертах д/н обозначать базовые умения в познавательной и практич. деят-ти человека, кот. предстоит обладать уч-ся по окончании школы*Основные проблемы общ-ва, кот. выпускник д/н понимать и определять свою роль в их решении (социально-экономических, политических, культурных и других)*Овладение технологией самообразования*Развивает и конкретизирует хар-р образования: содержание, уровень и форма предъявления, указыв. методы и способы измер-я и интерпретации рез-ов обуч-я. Три уровня ГОС: федеральный (Опред-т те нормативы, соблюдение кот-х обеспечивает единство педагогич. пространства России, а также интеграцию лич-ти в системе мировой культуры), национально-региональный (Нормы в области изуч. родного языка, истории, географии, искусства и др. учебных предметов, отражающих специфику функционир-я и развития регионов, населяющего его народа) и школьный (Отражает специфику отдельно взятого образов-го учреждения. В нем указан объем содерж-я образов-я, отражающий специфику и направ-ть учрежд-я). Воплощение
ГОС: учебный план (уровень теоретического
представления), учебная программа
(уровень учебного предмета), учебная
литература (уровень учебного материала) | |||
23.Требования
к современному
школьному учебнику.
1.Функции учебника. Информационная - обеспечение необход. и достат. Инф-й, формир. мировоззрение школ-в и практич. освоение мира; Трансформационная - материал в учеб, преобразуемый с учетом возрастных особ. Уч-ся, становится доступным для них; Систематизирующая – мат-л в учебнике систематизирован и последовательно изложен в логике уч. предмета; Ф-я закрепления материала и осуществления самоконтроля учащимися - учебник предоставляет возмож. повторного изучения, проверки самим учеником правильности сложившихся у него понятий, представлений, образов, точности усвоенных правил, законов, выводов; Интегрирующая - учебник помогает уч-ся присоединять к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук; Координирующая – содерж. Уч-ка влияет на духовные ценности уч-ся, формир. такие кач-ва, как трудолюбие, мыслит. активность, творч. способность; Обучающая - при работе с учеб.развиваются такие У и Н, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логич. запоминание, необходимые для самообразования. 2.Требования к учебнику и учебному материалу. К учебнику: *лаконичность; *высокая степень обобщенности мат-а; *достаточность фактического материала, *соответствие возрасту учащихся; *в меру иллюстрирован; *систематическое изложение уч. Мат-а должно осущ-ся в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью. К учебному пособию: *должны расширять некоторые стороны учебника - решать конкретные задачи обучения. | |||
Билет № 22. Учебные планы, программы. Учебная программа – это нормативный документ, который очерчивает круг основных ЗУН, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. Учебный предмет – это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства. Учебная программа включает: 1)перечень тем изучаемого материала; 2)рекомендации по количеству времени на каждую тему; 3)распределение их по годам обучения; 4)время, отводимое для изучения всего курса; Структура учебной программы: 1.Объяснительная записка, определены основные задачи учебного предмета, его воспитательные и развивающие возможности лежащие в основе построения учебного предмета. 2.Содержание образования: тематический план, содержание тем, задачи их изучения, основные понятия. 3.некоторые методические указания, касающиеся главным образом оценки знаний, умений, навыков. Способы построения учебной программы. Концентрический. Одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения либо на разных этапах изучения одной и той же дисциплины. Линейный. Не происходит повторного возвращения к уже ранее изучавшимся разделам программы. Учебный материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением. Виды учебных программ: Типовые учебные программы. разрабатываются на основе требований ГОС относительно той или иной образовательной области, утверждаются Министерством образования РФ и носят рекомендательный характер. Представляют собой совокупность работы представителей различных областей знаний: *специалистов конкретной науки; *педагогов психологов; * методистов; ТП отражают требования и психологической наук, очерчивают наиболее обобщённый, базовый круг общеобразовательных ЗУНов и систему мировоззренческих идей, аккумулируют историко-педагогический опыт. По мере развития НТП, педагогической науки и практики происходит пересмотр учебных программ. Рабочие учебные программы. На основе типовых составляются рабочие учебные программы в школе, в которых отражаются: *национально-региональный компонент, *методический потенциал учительства, *учитываются различные возможности учебного процесса (техническая и информационная сторона), *уровень подготовленности учащихся. Утверждаются советом школы, могут быть разработаны исходя из требований Госстандарта. Авторские учебные программы. М/т содержать иную логику построения учебного предмета, отражать авторский подход к рассмотрению теорий. Чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору, обязательных факультативов и др. Учебный план - финансовый документ, содержащий перечень изучаемых учебных предметов, их распределение по годам и количество часов на каждый предмет. В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: Базисный учебный план общеобразовательных учреждений - основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он утверждается Гос. Думой РФ. БУП
служит основой для разработки региональных,
типовых примерных и рабочих
учебных планов и исходным документом
для финансирования школы. Основа БУП
средней общеобразовательной Региональный
базисный учебный
план. Разрабатывается региональными
органами управления образования на основе
государственного базисного учебного
плана. Он носит рекомендательный характер
и утверждается Министерством образования
РФ. *Продолжительность обучения (в учебных
годах) общая, и по каждой из его ступеней;
*Идеальная учебная нагрузка для базовых
областей на каждой из ступеней общего
среднего образования, обязательных занятии
по выбору учащихся и факультативных занятии;
*Максимальная учебная обязательная нагрузка
учащихся, включая число учебных часов,
отводимых на обязательное занятие по
выбору; *Итоговое количество учебных
часов, финансируемое государством. Типы учебных планов: 1). Собственно учебный план школы, разрабатываемый на основе государственного базисного учебного плана на длительный период и отражающий особенности конкретной школы. 2). Рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим составом школы ежегодно. Разработка учебных планов ведется по 2 направлениям: 1). Вв. новые, ранее не изучавшиеся предметы. 2). Пересматривается удельный вес традиционных дисциплин. Ведутся поиски баланса между разными компонентами образования - обязательными и элективными, между циклами учебных предметов. Структура учебного плана: Инвариантная часть (ядро): Обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям и формирует личностные качества школьника. Вариативная часть: Обеспечивает индивидуальный характер развития учащихся, учитывает их личностные особенности Обе части не являются полностью независимыми и пересекаются. Три основных вида учебных занятий: 1)обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования; 2)обязательные занятия по выбору учащихся, 3)факультативные занятия. В учебном плане выделяются 1.Федеральный: обеспечивается единство школьного образ. в стране, включающее в себя в полном объеме такие образовательные области, как математики и информатика, и частично такие области, как окружающий мир, искусство, трудовая подготовка. В этих областях выделяются учебные курсы общекультурного и общенационального значения. 2.Национально-региональный: потребности и интересы в области образования народов нашей страны в лице Субъектов РФ и включает в себя в полном объеме такие образовательные области, как родной язык и литература, второй язык, и частично учебные курсы или разделы, отражающие национальное своеобразие культуры. 3.Школьный: по желанию школа может уже в 1 - 4 классах приступить к обучению учащихся второму языку. На изучение этих языков необходимо использовать часы, отведенные на обязательные занятия по выбору и факультативные занятия. Интересы конкретного образовательного учреждения с учетом федерального и национально-регионального уровней находят отражение в школьном учебном плане. УП общеобразовательной школы как часть ГОС охватывает следующий круг нормативов: *Продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждому из его ступеней, *Недельная учебная нагрузка, *Максимальная учебная обязательная нагрузка, *Итоговое кол-во учебных часов, финансируемое гос-ом Т.о. учебный план - это часть ГОС. |