7.Пед. взгляды
гуманистов эпохи Возрождения. 14-16в.
Разрыв со средневековым
феодально-церковным мировоззрением.
Идея гармонического развития личности
ребёнка (античность) = гуманизация образования,
отказ от палочной дисциплины, жестокого
режима. Стимулирование интереса учащихся
к знаниям, обучение – радостный и интересный
процесс для детей. Стали использовать
экскурсии, наглядность всех видов, игры,
уроки на природе. Изучение греч. языка.
Усиливается значение родных языков каждого
крупного гос-ва. Появляются школы для
девочек. В 16в. появляются повышенные латинские
школы и средние школы
с 8-10летним обучением. Усиление эстетического
воспитания, развитие активности, самодеятельности
и творчества. Витторино да Фельтре
(1378-1446) в Италии в 20-х гг. 15в – школа. Основанная
в 1420г получила название «Школа радости».
Протест против средневековой схоластической
школы. В ней обучались мальчики и девочки.
Цель- заложить фундамент общей культуры.
Развит. интеллектуальных способностей,
эстетич. воспитание, + физ. развитие. В
методике преподавания было много заимствований
у Квинтилиана. Школа явилась прообразом
классической гимназии последующих столетий. Франсуа Рабле (1494-1553) фр.
учёный-гуманист, писатель. Острая критика
схоластического средневекового воспитания
и разработка идеала гуманистического
воспитания с разумным режимом для ребёнка,
многосторонним образованием, развитие
самостоятельного мышления и творчества
детей он дал в своём романе «Гаргантюа
и Пантагрюэль». Мишель Монтень
(1553-1592) прогрессивный мыслитель Фр. того
времени. В сочинении «Опыты» представил
концепцию чел. нового времени – глубоко
образованного и критически мыслящего,
основу знаний которого составляет опыт.
Развитие самостоятельного мышления,
самодеятельности и активности детей.
Для самостоятельного мышление надо помочь
вначале чел. научиться наблюдать, сопоставлять,
сравнивать, делать выводы, а не внушать
готовые истины. Ценность – знания путём
эксперимента. Томас Мор (1478-1535)
англ. мыслитель. В своём проекте, рисуя
идеальный строй на фантастическом острове,
обосновал новые принципы воспитания:
равный хар-р общественного воспитания,
широкое общее образование, преподавание
на родном языке, гражданское воспитание,
связь обучения с трудом, самообразование.
Его идея об обязательном участии всех
граждан в производительном труде и о
соединении его со всеобщим образованием
нашла в 19в. продолжение в некоторых концепциях
трудового воспитания. Томмазо Кампанелла
(1568-1639) в тракте «Город солнца» подробно
рассмотрел ? трудового воспитания детей,
подростков, юношей, точно обозначил содержание
труда на каждой возрастной ступени, высказал
мысль о соединении труда с обучением,
а обучения с играми и гимнастическими
упражнениями. Склонности и способности
детей, принимаются во внимание при дальнейшем
включении их в общественное производство. Эразм Роттердамский (1469-1536)
нидерландский гуманист, связывал изменение
гос. и церковного услада, достижение счастья
прежде всего с воспитанием. Говорил о
народном образовании, считал труд критерием
палочной дисциплины, бессмысленной зубрёжки
и грубости учителей средневековой школы.
Осн. задачи нравственного воспитания
он признавал воспитание благочестия,
чувства долга, развитие у детей интереса
у знаниям. Хуан Луис Вивес
исп. философ, психолог и педагог. В псих.
тракте «О душе и жизни» Разработал ? о
памяти и ассоциациях, написал ряд метод.
сочинений в духе гуманистических идей.
1-ый обосновал принцип природосообразности,
потом разработанного Коменским. 1-ая гимназия
в Страсбурге в 1538г И.Штурмом.