Педагогика

Автор: d******@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 05:33, реферат

Описание работы

Элементы педагогики появились с зарождением процесса воспитания на раннем этапе развития общества. Педагогические заповеди дошли до нас в виде пословиц, поговорок, афоризмов. С появлением письменности стала зарождаться народная педагогика, представленная в устном народном творчестве, обычаях, традициях.

С накоплением фактов предпринимались попытки обобщения опыта воспитания, выделения теоретических основ, давших начало педагогике как науке. Ее теоретиками были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469–399 гг. до н. э.), Платон (427–347 гг. до н. э.), Аристотель (384–322 гг. до н. э.), в трудах которых отражены идеи, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.

Работа содержит 1 файл

шпоры по педагогике.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

    Вопрос1: Предмет, объект, задачи педагогики как науки.«Педагогика» слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «детовождение» или «искусство воспитания».

    Элементы  педагогики появились с зарождением  процесса воспитания на раннем этапе  развития общества. Педагогические заповеди дошли до нас в виде пословиц, поговорок, афоризмов. С появлением письменности стала зарождаться народная педагогика, представленная в устном народном творчестве, обычаях, традициях.

    С накоплением фактов предпринимались попытки обобщения опыта воспитания, выделения теоретических основ, давших начало педагогике как науке. Ее теоретиками были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469–399 гг. до н. э.), Платон (427–347 гг. до н. э.), Аристотель (384–322 гг. до н. э.), в трудах которых отражены идеи, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.

    В средние века проблемы воспитания разрабатывались  философами-богословами, такими, как  Августин Блаженный (354–430), Фома Аквинский (1225–1274), педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.

    Значительный  этап в развитии педагогической мысли  связан с эпохой Возрождения, давшей таких педагогов-гуманистов, как  В. де Фельтре (1378–1448), Ф. Рабле (1494–1553), Э. Роттердамский (1469–1536), Т. Мор (1478–1535), М. Монтень (1533–1592). Они критиковали средневековую схоластику, систематизировали знания о воспитании и обучении детей, высказывались за всеобщее, равное воспитание, за всестороннее развитие личности ребенка.

    Оформление  педагогики в самостоятельную науку  относится к XVII в. и связано с именем великого чешского педагога Я.А. Коменского (1592– 1670). Он создал стройную педагогическую систему, прогрессивную по своему содержанию и актуальную до сих пор. В своей работе «Великая дидактика» Я.А. Коменский выдвинул идеи непрерывности образования, всеобщности обучения, разработал основы классно-урочной системы.

    Основоположником  русской педагогики является выдающийся педагог К.Д. Ушинский, в работах которого рассматриваются важнейшие проблемы дидактики, воспитания, школоведения. Яркими представителями свободного воспитания в России были Л.Н. Толстой и К.Н. Вентцель.

    Среди имен педагогов XX в. следует выделить С.Т. Шацкого (педагогика среды), А.С.Макаренко (учение о коллективе), Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина (теория развивающего обучения), П.Я. Гальперина (теория поэтапного формирования умственных действий), Ю.К. Бабанского (теория оптимизации учебного процесса) и др. Существенный вклад внесли В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов, Э.Г..

    Современный этап (с нач. XX в. по настоящее время) отличается реформированием и модернизацией педагогического знания, зарождением инновационных технологий. Активно развивается методология педагогических исследований (Б.С. Гершунский, М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Скаткин).

    В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах образования, обучения и воспитания человека и занимает определённое место в системе человекознания.

    Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

    Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (в семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

    Предметом педагогики также являются те закономерные связи, которые существуют между развитием человеческой личности и воспитанием, и разработка на этой основе теории и технологии воспитательной деятельности.

    Педагогика  как наука выполняет три основные функции: общетеоретическую, прогностическую и практическую (технологическую).

    Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса, изучении педагогического наследия, определении состояния педагогических явлений.

    Прогностическая функция педагогики заключается в обосновании предвидения развития педагогической реальности.

    Технологическая функция педагогики состоит в том, чтобы на основе новых знаний совершенствовать педагогическую практику, разрабатывать методический материал, внедрять новые методы, формы, средства обучения и воспитания.

    Основными задачами педагогической науки являются:

  • вскрытие закономерностей воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами;
  • изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
  • прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее;
  • внедрение результатов исследования к практику.
 

 

    В 2:Основные категории  педагогики как науки. К этим категориям относятся: воспитание, обучение, образование, самообразование, педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогическая система, педагогическая технология, социализация, педагогическая задача.

    Воспитание в педагогике – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического (образовательного) процесса.

    Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых в процессе реализации общих целей.

    Задачи  воспитания всегда выражают историческую потребность общества в подготовке нового поколения, способного реализовывать определённые общественные функции и социальные роли.

    Самовоспитание  – это сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование своей личности.

    Обучение понимается как процесс взаимодействия педагога и учащегося, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимся системы знаний и способов деятельности. Оно включает преподавание (научение) – целенаправленную передачу опыта, способов деятельности, создание условий для развития личности учащегося и учение – деятельность ученика.

      Образование – это единый процесс физического и духовного развития и формирования личности, ее социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные социальные эталоны. Воспитание, обучение, образование можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека.

    Развитие – процесс количественных и качественных изменений в свойствах личности.

    Формирование личности выступает как результат ее развития и означает её становление, приобретение устойчивых свойств и качеств.

    Объединяющим  началом воспитания, обучения и образования  является педагогический (образовательный) процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

    Педагогическая  задача – это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

    Педагогический  процесс организуется и исследуется  наукой в рамках конкретной педагогической системы. Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. В качестве педагогической системы рассматривается конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили известность авторские педагогические системы Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванова,                  А.С. Макаренко, М. Монтессори, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, В.А. Караковского.

    Для успеха в деле обучения и воспитания необходимо проявление педагогического мастерства: органичное соединение научно-педагогического знания с постоянным личностным творчеством человека, выполняющего педагогическую миссию.

    Педагогическая  деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования.

 

     В 4: Характеристика методов педагогического  исследования.

    Методы научно-педагогического исследования – это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий. Методы теоретического уровня – отбор и классификация материала, изучение, сравнение, обобщение, анализ и синтез научной литературы по теме исследования, моделирование, контент-анализ и др.  Теоретические методы исследования позволяют уточнить, расширить и систематизировать научные факты, объяснить и предсказать явления, повысить надежность полученных результатов, перейти от абстрактного к конкретному знанию, установить взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами, выделить среди них наиболее существенные и второстепенные. К эмпирическим (практическим) методам исследования относятся: методы  сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование и др.); методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, масштабное внедрение) и т. п.

    Наблюдение – метод исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств (целенаправленное, систематическое изучение определенного педагогического явления). Наблюдение наряду с самонаблюдением является основным исследовательским методом. Виды наблюдений различаются по следующим признакам: по временной организации – непрерывное и дискретное (в отдельные промежутки времени); по объему – широкое (сплошное), когда фиксируются все особенности поведения наблюдаемых в целом, и узкоспециальное (выборочное), направленное на выделение отдельных объектов; по способу получения сведений – непосредственное (прямое) и косвенное (опосредованное). По типу связи наблюдателя и наблюдаемого наблююдение может быть включенным и невключенным. Во включенном сам исследователь является членом исследуемой группы, при этом он маскируется, а цели наблюдения скрываются. В невключенном наблюдении позиция исследовате- ля открыта. По условиям проведения наблюдения бывают полевые (в естественных условиях) и лабораторные (с применением специального оборудования). Существуют и другие виды наблююдения. Опросные методы изучения педагогических проблем – беседа, Анкетирование, интервьюирование – сравнительно просты по организации и универсальны как средство получения данных. Беседа – диалог исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе. При Интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Анкетирование как письменный опрос более продуктивен, документален, гибок по возможно- сти получения и обработки информации. Тестирование – метод педагогического исследования с использованием тестов. Тест (от англ. test – проба, испытание) – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемых. Качество теста определяется надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностью (соответствием теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики). Педагогический эксперимент – преднамеренное внесение изменений в процесс воспитания и обучения, глубокий качественный анализ и количественное измерение полученных результатов. Он относится к основным методам исследования в педагогической науке. Существует два вида эксперимента: лабораторный и естественный, в зависимости от условий его проведения. К педагогическому эксперименту предъявляются определенные требования. Во-первых, он не должен допускать риска для здоровья его участников. Во-вторых, его нельзя проводить с заведомо отрицательным результатом.

Информация о работе Педагогика