Шпараглка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содежрит ответы на вопрсоы по дисциплине "Педагогика"

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 133.58 Кб (Скачать)

 Афинская система воспитания  получила теоретическое обоснование  в трудах великих древнегреческих  философов – Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля… В Др.Греции педагогика зарождалась как особая отрасль философии, занимавшаяся проблемами воспитания. Утверждалась мысль: «Кто не философ, да не войдёт в педагогику».

 

 

 

4.  Сократ (ок. 470-399 до н.э.) посвятил свою жизнь философскому творчеству и пед. деятельности. Не оставил после себя трактатов, книг, но его дела и мысли известны от множества его учеников и почитателей. В практике довёл до совершенства способ нахождения истины, как диалог с учеником. Впервые он сознательно использовал индуктивные доказательства и давал общие определения, работал над понятиями. На начальном этапе – системой вопросов побуждал учеников самих находить истину. Посредствам умело поставленных вопросов он подводил ученика к признанию тех положений, которые являются истинными. При этом ученик думал, что он самостоятельно нашёл ответ. Для Сократа живое общение, устное слово, совместный поиск были лучшими путями образования человека. Пед. принципами были: отказ от принуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным средством. Считал, что надо изучать человека, его интересы, а не природу. «Познай самого себя!» Демокрит (ок. 460-370 до н.э.), учёный-энциклопедист, явился одним из первых основателей материалистического взгляда на мир и человека. Он дал развёрнутую теорию познания, различая чувственное и рассудочное знание, считая чувственный опыт началом познания. Как и Гераклит, считал, что «следует учиться многоумию, а не многознанию». Одним из первых он сформулировал мысль о необходимости сообразовывать воспитание с природой ребёнка, которую он определил термином «микрокосм». Высказал ряд других пед. идей: необходимость семейного воспитания (пример родителей), важность в ходе обучения и воспитания упражнений, высокое значение приучения ребёнка к труду, а при нерадивости и принуждения к нему. Платон (ок.427-347 до н.э.) изложил свои мысли о воспитании в полит. и философских трактатах «Государство» и «Законы». Решительно утверждая право на образование только за рабовладельцами. Воспитание, как он доказывал, призвано ориентироваться на обоснованную им с позицию философской системы объективного идеализма цель жизни мудрого человека. Она должна заключаться в непрерывном стремлении укреплять доброе начало в душе – развивать в ней способность воскрешения врождённых идей, привнесённых из потустороннего «царства идей». Главная задача пед.- передать потомкам принципы добродетели, и этим укрепить разумную часть души. В воспитании молодого поколения должно быть особенно заинтересовано государство, которое в результате получит хороших воинов, государственных деятелей, философов. Воспитание должно сообразовываться с природой души человека, поэтому воспитание не может быть одним и тем же на всех ступенях развития подрастающего человека. Формирование тела и души – цель воспитания по Платону. – мусическое образование, включающее обучение грамоте, лит-ре, музыке, математике, должно сочетаться с гимнастическим. Образовательный цикл венчался диалектикой (беседы). Платон ставил ряд методических вопросов: о наглядности, последовательности в процессе обучения, концентрическом расположении материала. Большое значение в формировании чел. придавал эмоциям, играм, песням, танцам, чтению и пересказу, предлагал законодательно установить какие книги следует читать детям дошкольного возраста. Подчёркивал, что все науки нужно преподавать не насильно, а играючи, ибо свободный чел. не должен учиться рабски. В 387г. до н.э. основал в окрестностях Афин школу – Академию, ставшую центром античного философского идеализма и пропаганды его пед. идей. В ней получил фил. образование Аристотель, состоял в ней в течение 20 лет. Аристотель (384-322 до н.э.) отразил вопросы воспитания в сочинениях «Политика» и «Этика». Пед. воззрения связаны с его учением о душе, её трёх видах: растительной, животной и разумной. Этим видам соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное, умственное, которые неразрывны. Цель воспитания – развитие высших сторон души: разумной и животной (волевой). Высказал мысль о природосообразности воспитания и сделал попытку возрастной периодизации (до 7, от7 – до половой зрелости, от14 до21). Выступал за придание школам характера гос. учреждений, обеспечивающих всем гражданам, кроме рабов, равное и единое образование, приучающих членов

общества к поддержанию  гос. порядка. Гл. цель воспитания по Аристотелю – нравственное развитие личности, воспитание таких качеств, как умение повелевать рабами, чувство собственного достоинства и чести, храбрость, мужество. Основной путь формирования моральных черт – это воспитание привычки к той или иной деятельности. Умственное воспитание осуществляется путём изучения грамматики, арифметики, рисования, предметов полезных в житейском обиходе и имеющих практическое применение. Детей надо обучать этим наукам потому что это расширяет умственный кругозор, подготавливает учеников к восприятию дальнейших знаний. Аристотель продолжил исследование факторов, влияющих на формирование чел., начатое Платоном. Им выделялись три основные группы: внешний (окружающий чел. и воспринимаемый органами чувств мир) внутренние силы (развивающие в чел. присущие ему задатки) целенаправленное воспитание (развивающее способности чел. в необходимом для общества-гос. направления). Занимался и пед. деятельностью в основанной им в Афинах для молодых представителей рабовладельческой знать знаменитой философской школе – Ликее (335 до н.э.), просуществовавшей несколько столетий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Воспитание и  школа в Др.Риме. Присутствуют черты и особенности спартанской и афинской систем воспитания и образования. Как и в Афинах дети до 7 получали семейное образование. Римская система образования и формирования личности имела отчётлива выраженный гражданский характер. Цель – подготовить активного члена общества, способного жертвовать собой ради своего рода и гос., быть храбрым воином, презирающим рабов и всё иноземное, политиком, расчётливым землевладельцем. Возникшие в Др.Риме в период ранней республики (5в. До н.э.) первые начальные школы обслуживали некоторую часть небогатого и незнатного свободнорождённого населения. Богатые и знатные предпочитали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома. В этих школах мальчики обучались чтению, письму, счёту. Школы – частные и платные. Следующей ступенью были грамматические школы, для мальчиков 11-12 лет из богатых и знатных семей. Изучали латинскую грамматику, римскую литературу и греч. язык, риторику. Развитие этих школ вызвано необходимостью обучения ораторскому искусству тех, кто стремился занять выборные руководящие должности в Римской республике. В последние столетия республиканского Рима большое значение приобрели риторские школы, своего рода высшие уч. заведения той эпохи. Они давали подросткам и юношам(от 13-14 до 16-19) более глубокое по сравнению с грамматическими школами общегуманитарное образование, основанное на изучении произведений выдающихся философов, историков, правоведов, ораторов, поэтов. Грамматические и риторские школы были частными и с высокой платой за обучение. Для детей римской знати создавались своеобразные воспитательные центры – коллегии юношества. На завершающем этапе обучения устраивались для молодых риторов своеобразные образовательные поездки в эллинистические центры культуры и просвещения – Афины, Александрию. В Римской империи в первые века нашей эры установился устойчивый школьный канон, включивший и содержание образования, и порядок его усвоения, и методы обучения. В частности, в содержание образования вошли 9 основных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. В 5в.н.э. исключены медицина и архитектура, сформировалось «7 свободных искусств», ставшие сердцевиной образования в эпоху Средневековья. Марк Тулллий Цицерон оратор, политический деятель, философ, педагог. Свои пед. идеи изложил в ряде трактатов: «Оратор», «Об обязанностях», «О природе Добра и Зла». Сущность чел. – гуманность, человечность. Идеал воспитания – совершенный оратор, художник слова, общественный деятель. Достижение чел. зрелости – систематическое и непрерывное образование и самообразование. Его книги широко использовались в школах эпохи Средневековья и Возрождения. Луций Анней Сенека философ и оратор эпохи императорского Рима. Гл. задача воспитания – моральное совершенствование чел. Осн. предмет обучения – философия. Осн. метод воспитания – самодвижение к божественному идеалу, а осн. средством – назидательные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории. Сторонник энциклопедического образования, не считал «7 свободных искусств» основными школьными дисциплинами. Вопросы воспитания рассмотрены в произведениях «Письма на моральные темы», «Нравственные письма к Луцилию» Марк Фабий Квинтилиан педагог-практик, переработал заимствованные из Греции пед. идеи, дополнил их обширными дидактическими указаниями в своём сочинении «О воспитании оратора». Открыл риторскую школу в Риме, которая приобрела статус гос. уч. заведения. В ней общее образование сочеталось с глубоким изучением ораторского искусства времён античного классицизма. Считал, что педагог должен внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из воспитанников, чётко ориентируясь на возрастную специфику развития. Теоретически обосновал и применял 3 метода обучения и воспитания: подражание, наставление и упражнение. Общественное образование имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным. Идеи Квинтилиана приобрели популярность в эпоху Возрождения и оказали значительное влияние на многих деятелей того времени.

6.Образование  и школа в Зап.Европе в средние века. Средневековый университет. Точка отсчёта средневековья в Зап.Евр. является 476г., год падения Римской (Западной) империи. Переход от рабовладельческого строя к феодальному сопровождался коренными изменениями в духовной жизни общества. Ведущую роль в формировании облика культуры и развития пед. мысли, школы и педагогики сыграла церковь, пытавшаяся подчинить духовную жизнь общества христианскому вероучению. Начало Средневековья ознаменовались глубоким соц.-эконом. и культ. кризисом. Философия и зачатки научных знаний в упадке. С установлением монополии церкви на образование в Зап. Европе основными типами школ стали: 1приходские, в которых священники готовили себе помощников из мирян; 2монастырские, для мальчиков готовящихся к пострижению в монахи и подготовка низшего духовного персонала; 3соборные или кафедральные открывались при епископских резиденциях. Во всех этих  школах дети 7-15лет обучались основам грамоты и пению. В 2и3 школах изучали грамматику, риторику и диалектику(знания и навыки для ведения диспутов на религиозные темы), в более крупных учебных заведениях такого типа, ещё преподавались арифметика, геометрия, астрономия, музыка. «семь свободных искусств» - содержание средневекового образования. + преподавалось богословие, которое считалось «венцом наук». Обучение происходило на лат. языке, содержание всех учебных предметов заучивалось наизусть по каноническим, одобренным церковью учебникам. Популярны до 13в. учебники С.Боэцием в 6в, в частности по предметам квадриума (арифметика, геометрия, астрономия, музыка) и по логике. Дети поступали в школу в разное время, каждый ученик шёл своим темпом. Нет классно-урочной системы. Средневековая школа была полностью оторвана от жизни. На старших её ступенях господствовала схоластика, содержание которой была попытка представить в виде наукообразной системы религиозное учение и обосновать его ссылками на авторитет отцов церкви и Священное Писание. Одним из составных элементов церковной идеологии являлось представление о чел. как о греховном существе. Аскетический образ жизни в школах, суровые наказания должны были облегчить путь к искуплению греха. В феодальных кругах популярна рыцарская система воспитания, содержанием которой стало формирование «семи рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьём, фехтование, охота, игра в шахматы, стихосложение и пение. До 7 лет старшие сыновья феодала оставались в своей семье. С 7 они отправлялись в замок вышестоящего феодала, выполняя обязанности пажа его супруги, с 14 до 21 юноша становился оруженосцем сюзерена, сопровождая последнего в походах на охоте, участвуя в турнирах оруженосцев. По достижению 21 торжественно посвящался в рыцари. Младшие сыновья крупных феодалов продолжали оставаться дома, упражнялись в «рыцарских добродетелях», обучаясь у капеллана замка религии, чтению, письму. Сыновья мелких рыцарей обычно никакого образования не получали.  Образование девушек также имело сословный характер. Дочери феодалов воспитывались в семье под надзором матери и специальных воспитательниц. Иногда из знатных семей их отдавали на воспитание в женские монастыри. Здесь они знакомились с религиозными догмами, учились танцевать, играть на музыкальных инструментах, вести беседу. Получали элементарные знания по истории, географии, мифологии, арифметике, теологии, латыни. Благодаря богатым библиотекам многие знали античную культуру. Уровень образованности женщин-дворянок был выше, чем мужчин. Особенности  воспитания и обучении детей высшей феодальной знати были рассмотрены в трактате Винцента из Бове (ок.1130-1264) «Об обучении детей благородных особ».  В семьях и мастерских сложилась система ремесленного ученичества: обучение труду и сам труд осуществлялись одновременно.

С 9в росли города, развивалась  мануфактура, ремёсла, торговля – возникновение  новых типов ученых заведений, призванных удовлетворить потребность в  образовании торгово-ремесленных  слоёв городского населения – 1цеховых и 2гильдейских школ. В 1- созданы по инициативе цехов и содержавшихся на их средства, получали начальное образование сыновья городских ремесленников. Эти школы давали общеобразовательную подготовку, обучение ремеслу происходило в семьях ремесленников или в процессе цехового ученичества. 2- создавались объединениями купцов(гильдиями). В этих школах содержание образования приобрело практическую направленность, это выразилось в повышении роли в них математики, дисциплин естественно-научного цикла. Основа обучения – родной язык. В 15-16в 1и2 слились в городские или бюргерские, перешедшие на содержание городских магистратов (самоуправлений). Во второй половине Средневековья 12-13вв  в результате расширения торговых связей, развития мануфактуры, к-ры, им способствовали крестовые походы 10-13вв. значительно возросла потребность в повышении уровня образования. Возникновение новых уч. заведений светского типа: медицинская школа в Салерно, юридические школы в Болонье и Падуе(Италия). Возникновение университета самоуправляющихся корпораций со своими привилегиями, утверждёнными церковью и гос-вом. В 12в Парижский университет во Франции, университет в Оксфорде в Англии, 13в. в Кембридже, 14в. славянские ун. в Праге, затем в Кракове. В 13в -19 университетов, в 15  - около 80. Они создавались по инициативе учёных, но затем церковь завоевывает монополию и гл. факульт. – фак. Богословия. В университетах было 4 фак. 1- подготовительный или артистический играл роль ср. школы, изучали 7свободных искусств, обучение 6-7 лет. 13-15 летний подросток, проучившись 2-3 года, получал степень бакалавра (помощник препод.), а через 4-6 – степень магистра искусств (препод). Осн факульт.: 2-богословский, 3-мед., 4-юрид. Обучение на них было 5-6 лет. Это давало возможность получить звание доктора. Чтобы получить высшую степень доктора на богословском фак. требовалось не менее 15 лет учёбы. Содержание обучения сводилось к усвоению лекций и одобренных церковью канонических учебников. Осн. методы обуч. лекции и диспуты. Профессор читал фразу и комментировал. В конце лекции знания проверялись в процессе собеседований (коллоквиумов). Около 1450 в Германии Иоганн Гутенберг изобрёл книгопечатание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Деятельность  и пед. взгляды Я.А.Коменского. Ян Амос Коменский 1592-1670, известный чешский педагог, реформатор школьного дела. Философ, внёс огромный вклад в развитие и оформление педагогики начала Нового времени, особенно в разработку дидактики. С одной стороны, он был глубоко религиозным чел, с другой, стал приверженцем новой натурфилософии 16-17вв и сенсуалистической философии Ф.Бэкона. Характерными чертами его мировоззрения выступали народность, демократизм и гуманизм. Он мечтал о том, сто пед. система, разработанная м на совершенно новых началах, будет способствовать созданию таких школ, которые станут «истинными мастерскими людей», чтобы новое воспитание способствовало взаимопониманию и дружбе народов, установлению всеобщего благоденствия, способ устранения социальных пороков, что свидетельствует о том, сто он утверждал социальное значение воспитания. Эти идеи нашли отражение в его капитальном труде «Великая дидактика» 1632. Философским основанием его педагогического учения является реализм, естественная философия Ф.Бэкона. Но реализм сосуществовал с учением о божественном происхождении всего сущего и оценкой предназначения воспитания с позиций религии. Цель воспитания по Коменскому  - подготовка к вечной загробной жизни и вместе с тем к жизни реальной, деятельности в ней. Денная цель, он считал, реализуется посредством решения след задач: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание); управление собой (нравственное воспитание); стремление к Богу (религиозное). Методологическую основу его пед системы составляет принцип природосообразности как универсальный закон мироздания. Под природой Коменский понимал единство чел (микрокосма) и окружающей действительности (микрокосма). Поскольку, полагал он, природа и сел познаваемы, значит должны быть познаваемы законы воспитания и обучения. В соответствии с принципом природосообразности он предложил свою возрастную периодизацию (детство – от рождения до 6; отрочество – 6-12; юность – 12-18; возмужалость – 18-24). При этом он подробно проанализировал основные задачи воспитания в каждом из периодов, определил соответствующий каждому из них тип школы (материнская; элементарная(нач); латинская школа или гимназия; академия), содержание образования для каждой ступени обучения ( кроме академии), написал ставшие известными и популярными учебники: «Материнская школа» (книга для родителей по дошкольному воспитанию) 1632, «Мир чувственных вещей в картинках» (учебник для нач школы, своеобразная иллюстрированная детская энциклопедия)1658, «Открытая дверь языков и всех наук» (учебник нового времени для лат школы, в котором усвоение лат яз сочеталось с изучением реального мира)1631. Коменский теоретически обосновал классно-урочную систему, учтя при этом как личный опыт учительской деятельности (в общине «Чешские братья» он выполнял одновременно обязанности священника и учителя), так и опыт братских школ Зап. Укр. и Бел. Классно-урочная сист произвела кардинальные изменения в организации учебной работы школы, до этого не принимавшей в должной мере во внимание психолого-возрастные особенности детей, разный уровень их подготовки к овладению знаниями, недооценивавшей четкое планирование. Систему и распределение времени проведения занятий. В основных своих параметрах эта система сохранилась в школах многих стран мира до сегодняшнего дня. Примечательно, что типы школ, предложенные Коменским, были преемственно связаны между собой, тем самым он значительно опередил своё время требованием единой школьной системы. Все уч. книги Коменского, как и все его дидактические труды, пронизаны идеей пансофии –всеобщей мудрости, под которой он понимал знание всех вещей, реально существующих в мире и донесение их каждому чел через школу на родном языке. Одним из первых он рассмотрел проблему структуры процесса обучения с позиции сенсуалистической философии. В основе процесса обучения, как и процесса познания, считал он, лежат ощущения. Структура процесса обучения по Коменскому выглядит след образом: сначала действуют органы чувств ( ощущения), затем вступают в действие ум и память, завершают действие язык и руки. Т.о., вслед за Ф.Бэконом он рассматривал чувственный опыт как основу познания и обучения. Центральное звено процесса обучения составляет деятельность мышления; теория связана с практикой – единство языка и руки. Он подвёрг резкой критике словесно-догматические методы обучения и предложил свои правила: наглядность, последовательность, систематичность, посильность, прочность, учёт возрастных особенностей детей, активность и самостоятельность, связь теории с практикой, воспитывающий характер обучения, которые не потеряли своей актуальности до нашего времени, хотя за несколько столетий некоторые из них развились, уточнились и обогатились. Важное место в пед сист Коменского занимали проблемы нравственного воспитания. Он отмечал «кардинальные добродетели»: мудрость, мужество, умеренность, справедливость, трудолюбие, честность и т.п. Все эти качества Л должны развиваться у каждого ребёнка с раннего возраста путём наставлений, личного примера, упражнений, поощрения и наказания. В школьной работе он огромное значение придавал дисциплине. Порядку во всём – соблюдению учащимися и учителями установленных правил. Его понимание школьной дисциплины принципиально отличалось от традиционного подхода к этой проблеме для того времени. В эпоху. Когда царила палочная дисциплина должна быть сознательным соблюдением учащимися школьных законов, норм чел общежития, своего дома.

Информация о работе Шпараглка по "Педагогике"