Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:54, шпаргалка
Работа содежрит ответы на вопрсоы по дисциплине "Педагогика"
17. Пед. взгляды А.Дистервега. Деятельность по объединению немецкого учительства. Адольф Дистервег 1790-1866 в историю пед вошел как «учитель немецких учителей». Его творчество и интенсивная общественно-пед деятельность явились кульминацией подготовки буржуазной революции 1848г. В этот период он становиться представителем Всеобщего немецкого учительского союза и выступает с предложениями по реформе школы, требует отделения её от церкви и обеспечения всеобщего обучения детей, осуществления общечел, гражданского и нац. воспитания. Его основной пед труд – «Руководство к образованию немецких учителей» 1835. Цель книги – дать указания, каким образом повысить свои знания и пед умения, на какой путь вступить в преподавании отдельных учебных предметов и какими средствами при этом пользоваться. Им было написано свыше 20 учебников. Наиболее известными из которых стали «Элементарная геометрия», «Популярная астрономия» и др. Дистервег выдвинул идею общечел. воспитания. Несмотря на отвлечённый характер этого требования, оно было исключительно важным. Когда прусское правительство отстаивало идею узкого, строго сословного воспитания, основанного на религии и монархизме. По его мнению, школа должна воспитывать «людей и граждан», «человека как человека». Он часто повторял: «Чел – моё имя, немец – моё прозвище». В основу воспитания положил 3 принципа: природосообразность, понимаемую им как развитие хороших задатков, заложенных в ребёнке природой; самодеятельность детей и их активность; культуросообразность, т.е. учёт условий и уровня культуры данного времени и страны, родины ребёнка. Его большой заслугой является разработка и решительное отстаивание идеи развивающего обучения. Именно на этой основе он построил 33 дидактических правила, согласно которым учитель должен хорошо знать своего ученика, его особенности и уровень развития, круг интересов, понятий и представлений. Только в этом случае можно вести занятия «естественным путём», преодолевают их на основе собственных усилий, проходя 3 ступени: господство ощущений, памяти или накопление представлений, разума. Особенно он советовал не торопиться при усвоении наук. Глубокое понимание предмета считал обязательной предпосылкой его усвоения и решительно выступал против перегрузки учащихся. (Плохой учит. сообщает истину, хороший учит её находить) Одновременно с этим подчёркивал большую роль своевременного повторения трудных мест в закреплении знаний. Останавливаясь на ? заучивания, указывал, что запоминать нужно только основное. Особое внимание на требование наглядности обучения. Указывал на необходимость перехода от простого к сложному, от близкого к далекому, от неизвестного к известному. Школа должна предъявлять к учащимся посильные т твердые требования в области воспитания и обучения. Дисциплина есть следствие подобного обучения. Учитель должен наблюдать за ясностью и логичностью мысли учеников, следит за чёткостью дикции, приучать их к правильной речи. Дистервег много сделал для дальнейшей разработки теории развития и стимулирования обучения. Ведущей идеей его пед системы является идея общечел воспитания, которая определила подходы и к содержанию образования, и к методам уч-воспит процесса. В свете этой идеи он выдвинул и обосновал принципы разумно организованного воспитания: прородосообразности, культуросообности – народности, самодеятельности. Он стремился преодолеть характерное для того времени противопоставление формального и материального образования, а вместе с тем классической и реальной школьных систем.
18. Воспитание, школа и пед. мысль в Др. Руси до 12в. практика воспитания, типичная для феодального общества, начала складываться у восточных славян в 6-9вв. В эту эпоху существенное влияние оказывала древняя традиция, уходящая своими корнями в первобытнообщинный строй. В первобытном общ-ве воспитание осуществлялось преимущественно включением детей в конкретные виды деятельности. Одной из главных форм воспитания являлись спец. Ритуалы, среди которых особую роль играли возрастные инициации, обеспечивающие усвоение важнейших трудовых знаний. Умений и навыков, системы ценностей, правил поведения, принятых в общине, и завершавшиеся обрядовым посвящением всех юношей и девушек во взрослые члены общества. В 6-9вв на характер воспитания оказывали влияние процессы, связанные с разложением превобытнообщинного строя и формированием раннеклассового общества, а также возникновением общественного разделения труда. Цель, содержание и форма воспитания различались для разных соц. Групп, сосредотачивались в семье. Соединение племенных союзов восточных славян привело к созданию единой древнерусской народности и возникновению феодального гос. – Киевской Руси. В 10-12вв в Зап. Руси создаются крупные независ. Княжества Полоцкое, Турово-Пинское и более мелкие Минское, Друцкое, Гродненское и др. Педагогика в 9-12вв зарождалась и развивалась при взаимодействии языческой культуры и христианской, распространившейся в стране с принятием новой гос. религии – христианства 988г. аомятники древнерусской письменности, данные археологии, этнографии, языкознания говорят о том, что разные виды устного народного творчества, связанные с магией слова (заговоры, сказки, Загадки, исторические легенды, клятвы и др.) несли в себе неоценимую воспитательную и обучающую информацию на все случаи жизни, отображая опыт, ум, наблюдательность чел. Мудрость народной педагогики способствовала формирования бережного отношения к природе, земледельческому труду, прививала им законы доброжелательности и вежливости, правилам хорошего поведения. Христианская культура нуждалась в новой системе обучения, нацеленной на приобщение к книжности. Главное – работа с текстом, это обусловило появление новых методов обучения и требовало развития письменности. Письменность была известна до принятия христианства, но после введения усовершенствованной азбуки кириллициы – на основе греч. алфавита с учётом фонетической системы древнеславянского языка, получила большее развитие письменности, культуры и просвещения. Факторы становления письменности: принятие христианства и появление крупных городов, развитие торговли, ремесла. Прообраз для становления школьного книжного образования на Руси служили европейские страны, особенно Византия. Во 2 пол. 9в с появлением первых греч. миссионеров началось индивид. Обучение «русичей» грамоте. Первое официальное свидетельство о начале систематического обучения в Киевской Руси содержится в «Повести временных лет», киевский князь Владимир приказал брать у знатных людей детей и отдавать их на «учение книжное». В больших городах школы открывались при княжеских дворах, при церковных приходах и монастырях. Изучались церковнославянский, греч., лат. языки и некоторые «свободные науки» риторика, диалектика, грамматика. Наибольшая известность – Спасо-Ефросиньевский и Бельчицкий монастыри, а также Софийский собор в Полоцки, который являлся важным культурным центром во все последующие столетия. Там заложены основы 1 библиотеки Бел., где имелось много книг на разных языках, велась летопись. переписывались и распространялись книги, существовала школа. Летопись и библиотека уничтожены во время Ливонской войны 1563-1579. Найденные в Бел. Берестяные грамоты из Витебска, амфоры из Пинска и Волковыска, обломок рога из Полоцка свидетельствуют, что грамотность получила достаточно широкое распространение не только среди светских феодалов и духовенства, но и среди торгово-ремесленного населения городов. В определённой мере этому способствовали мастера грамоты – дьячки и мирские люди, занимавшиеся обучением детей по совместительству с основным ремеслом (Ремесленные ученичества).
20. Пед взгляды бел. Просветителей и гуманистов эпохи Возрождения. Франциск Скорина 1486-1541 выдающийся бел. просветитель и первопечатник, чел широкой эрудиции: закончил Краковский университет 1506 со степенью бакалавра, получил учёную степень доктора свободных наук, сдал экзамены на получение учёной степени доктора мед. наук в Падуанском университете 1512. Перевёл Библию на славянский язык (в бел. редакции) и опубликовал 23 библейские книги под общим названием «Библия»: «Псалтырь» /Прага1517, «Малая падарожная книжица»/Вильно1522, «Апостол»/Вильно 1525. Для него был характерен новый взгляд Священное писание: он стремился вывести библейские книги из ограниченного круга церковных потребностей и приблизить их к широкому кругу читателей, сделать их общедоступными, народными, использовать в качестве учебников для освоения так называемых «семи свободных наук» («Псалтырь» - для изучения грамматики, «Книга Иисуса Навина» - для изучения геометрии). Полагал, что библейские книги – это сокровищницы знаний, которые содержат много сведений и по другим областям знаний, которые выходят за рамки «семи…». Свои просветительские взгляды изложил в 49 предисловиях и 62 послесловиях, в которых он пытался дать творческое осмысление важнейших проблем воспитания и обучения: роль воспитания и образования в жизни чел, идея гармоничного развития Л, вера в силу чел разума, необходимость разносторонних знаний, развитие духовности, служение родине, значение труда в воспитании Л.Трактовка проблем сближала его с лучшими западноевропейскими представителями этой эпохи. Обращало на себя внимание художественное оформление данных Скориной книг: украшение текста гравюрами, заставками, иллюстрациями. Небольшой формат книг, красивое оформление, богатый язык делали их востребованными и доступными. Выглядели они лучше, чем западноевропейские издания. Николай Гуссовский 1480-1533 Белорусско-польский поэт-гуманист, носитель новолатинской поэтической традиции, просветитель эпохи Возр., выдающийся деятель славянской культуры, автор поэмы «Песня о зубре» 1523. Поэма была написана на классической латыни, но для неё были характерны особые черты белорусского письменного языка. Данное произведение, прежде всего – гимн родной земли, её свобода и независимость. Поэма принесла поэту европейскую славу, была переведена на польский, чешский, литовский и др. евр. Языки. На бел. язык её перевели в 1969г. Гуссовский выступал за систему европ. (лат.) образования, которое включало в себя комплекс «семи свободных наук», убеждал в необходимости освоения античной лит., мифологии, лат. культуры, интеллектуального опыта Европы. Симон Будный 1530-1593 идеолог гуманистического и реформационного движения в Бел. и Литве, эрудированный философ, педагог, историк. Возглавил активную борьбу за развитие всеобщего образования, науки, культуры, выдвинул требование всеобщего образования для народа за счёт гос., организации школ на родном языке. Он – автор первого школьного учебника на бел. языке – «Катехизис»/Несвиж 1562, по которому учащиеся протестантских школ изучали кальвинистское вероучение и бел. яз. «Катехизис» выходил за рамки обычного учебника по вероисповеданию, т.к. в нём поднимались проблемы светской власти, войны, отношений между различными сословиями. В своей деятельности подчёркивал огромную роль воспитания, важность сознательного усвоения знаний, ратовал за всестороннее развитие чел, его самостоятельности и активности, считал труд основой воспитания.
22. влияние церкви
на развитие просвещения на
бел. землях. Католические, протестантские,
униатские школы. Католические школы. Католицизм в к.14в был принят руководящими
кругами ВКЛ как наиболее подходящая христианская
религия. Однако длительное время влияние
кат. церкви на бел. было незначительным.
В Восточной Бел. вплоть до 16в. костёлы
практически отсутствовали, а местное
население в слабой степени испытывало
воздействие западноевропейского культурного
ареала. Кат.школы на территории Бел. открываются
с 14в. Так, при костёлах создавались соборные или кафедральные
школы, а также фундушевые школы,
имевшие тот же статус, что и соборные.
1-ой кафедральной кат. школой была Виленская,
которая открылась в 1387-1388. Она являлась
ведущей по отношению к другим кафедральным
школам. Также аналогичные школы были
созданы в Полоцке, Витебске, Бресте, Минске
и др.г. Эти школы состояли из 3 классов
и находились в подчинении капитула и
схоластика. В кафедральных католических
школах изучались лат. язык, грамматика,
греч. и польский языки, музыка, арифметика,
сентенции древних философов, а в некоторых
школах, которые являлись средними, учебные
предметы охватывали «семь свободных
наук»: грамматику, диалектику, риторику,
музыку, арифметику, геометрию, астрономию.
Осн. цель – подготовка церковных служащих,
но они не являлись профессионально-духовними
школами. Напротив, они были общеобразовательными,
готовили учителей для школ, грамотных
людей для гос. органов и общественных
организаций. Протестантские
школы. Первые известия
н.16в. В 50гг 16в они возникли в Несвиже, Бресте,
позднее в Витебске, Минске, Полоцке, Глубоком
и др. городах и местечках. При каждой общине
имелась церковь, школа, госпиталь, при
некоторых и типографии. В школах обучались
дети шляхты горожан. Школы носили конфессиональный
характер, и основы христианского вероучения
были в них важнейшим учебным предметом.
Заслугой протестантских школ следует
признать сравнительно широкое использование
в начальном обучении родного языка. В
целом преподавание велось на языке, знакомом
учащихся (бел.и польском). В Бел. существовали
протестантские школы разных направлений: лютеранские, кальвинистские,
арианские. По организации и содержанию
образования они несколько отличались
друг от друга. В лютеранских
школах преподавали катехизис, грамматику
и арифметику. Значительное внимание уделялось
изучению языков. Для белорусов изучался
бел.яз. Лютеранство не получило широкого
развития в Бел , таких школ было не много.
Большинство бел. протестантов приняли кальвинизм. В 70г 16в было
163 кальвинистских собора, при большей
части которых существовали школы. Кальвинистские
школы подразделялись на 2 типа: нач. и
повышенного типа. В нач – чтение, счёт,
письмо, религия и основы кальвинистского
вероучения- Катехизис. Наиболее известные
школы повыш. Типа были Виленская/сер 16в.
Слуцкая
1617 «Слуцкие Афины» - она имела статус
лицея гуманитарного типа, основными предметами
считались философские науки, в частности
лат.яз. учащиеся изучали еврейский яз,
этику, риторику, историю, законодательство.
Огромное внимание – логика и история,
немного меньше – мат. наукам, физике.
В 60г16в появилось новое течение – арианство, приверженцы
его называли себя социанами ( по имени
своего идеолога Фауста Социана). По инициативе
арианских общин на тер. Бел. была открыта
целая сеть школ: в Ивье, Клецке, Новогрудке
и т.д. Эти школы были 2 типов: нач и типа
гимназий, которые давали среднее образование.
Учебный план средних школ включал в себя
целый ряд уч. дисциплин: лат. греч. древнееврейский
языки, философию, риторику, право, теорию
музыки, историю, этику, географию. Большое
внимание природоведческому циклу: природоведение,
физика, медицине, мат. Это самое обширное
образование в Бел. В нач 17в феодально-кат.
реакция перешла в решающее наступление
на Реформацию. В 1612 в РП было запрещено
строительство протестантских кирх, а
закрытие всех протестантских школ пришлось
на сер 17в. Униатские
школы. Деятельностью их руководила
униатская коллегия, находившаяся в Риме,
которая была создана за 10 лет до принятия
унии. Деятельность униатов в сфере образования
началась с закрытия братских школ и просветительских
заведений в Минске, Пинске, Орше и др.
городах. Первая школа открыта в Бресте
на месте православной братской. В школах
низшего типа учащиеся получали элементарное
начальное образование, а в школах высшего
типа изучали риторику, право, философию
и богословие, в небольшом объёме историю.
Эти школы предназначались для бедного
населения, уровень уч.-воспит. работы
в них бы невысоким. В деятельности школ
и распространении унии активную роль
играл орден базилиан. По структуре и программе
деятельности этот орден во многом копировал
орден иезуитов.
23. Школа и просвещение
в Беларуси в период её