Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:52, реферат
Цель: Ознакомиться с историей педагогики.
Задачи: Собрать необходимую информацию по теме; после изучения подобранной литературы составить развернутый план реферата, а также список литературы и представить их руководителю.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Педагогика как наука…………………………………………………………..4
2. Этапы развития педагогики…………………………………………………....5
2.1. Древний мир…………………………………………………………………..5
2.2. Эпоха Возрождения…………………………………………………………..7
2.3. Средние века………………………………………………………………….8
2.4. Русская педагогика……………………………………………………...…..10
3. Разделение педагогики на дисциплины……………………………………..11
4. Становление и развитие русской педагогики в Х-ХIХ веках……………...12
5. Педагогика ХХI века: какой ей быть в России?.............................................16
Заключение…………………………………………………………………...…..18
Список используемой литературы……………………………………………...19
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Педагогика
как наука………………………………………………………
2. Этапы
развития педагогики………………………………………………….
2.1. Древний
мир…………………………………………………………………..
2.2. Эпоха
Возрождения…………………………………………………
2.3. Средние
века………………………………………………………………….
2.4. Русская
педагогика……………………………………………………
3. Разделение
педагогики на дисциплины………………
4. Становление и развитие русской педагогики в Х-ХIХ веках……………...12
5. Педагогика
ХХI века: какой ей быть в России?.......................
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………………...
Введение
История
педагогики - область науки, изучающая
историческое развитие образовательной
практики и педагогического знания в их
единстве, а также во взаимосвязи с современными
проблемами образования и педагогических
наук. Интегрируя данные педагогики, социологии,
истории философии и культуры, истории
психологии и др., история педагогики рассматривает
историко-педагогический процесс как
неотъемлемую часть историко-культурного
процесса. Состав, содержание и задачи
истории педагогики видоизменялись и
обогащались в ходе её развития. В исследовательской
литературе представлено несколько точек
зрения на определение предмета истории
педагогики - от узкой, сводящей этот предмет
к изучению развития практики и теории
целенаправленного учебно-воспитательного
процесса, до предельно широкой, которая
раздвигает границы истории педагогики
до исторического анализа всех воспитательных
влияний, определяющих процесс социокультурного
формирования человека, т.е. до истории
социализации.
Цель:
Ознакомиться с историей педагогики.
Задачи:
Собрать необходимую информацию по теме;
после изучения подобранной литературы
составить развернутый план реферата,
а также список литературы и представить
их руководителю.
Педагогика как наука
Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.
В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека.
Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась эта наука и какие специфические проблемы она исследует?
В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определённый аспект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается, и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ. Без этого она не могла развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.
Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.
Развиваясь,
всякая наука обогащает свою теорию,
наполняется новым содержанием
и осуществляет дифференциацию своих
исследований. Этот процесс коснулся
и педагогики. В настоящее время
понятием «педагогика» обозначается целая
система педагогических наук [5].
Этапы
развития педагогики
1. Древний мир
Уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо осознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого человека.
Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой.
Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.
Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древнеримских философов и ораторов.
Демокрит (460 – 370 до н.э.) считал, что воспитание ведёт к обладанию тремя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек – её часть «микрокосмос». Он отмечал важность необходимости родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей.
Процесс воспитания и обучения – тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демокрит. Он полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. Демокрит предлагал использовать метод принуждения в процессе воспитания.
Согласно Платону, достижение знания и истины, - мучительный труд избавления от привычных пут и предрассудков. Он открыл связи между воспитанием и общественным устройством. Педагогическая проблематика присутствует в трактатах «Диалоги», «Государство», «Законы». Основанное им в Афинах учебное заведение – Академия – просуществовало более 1000 лет.
Педагогические суждения Платона выросли из его философского видения человека и мира. По Платону, земная жизнь – преходящий этап движения человека к «истинному бытию – неким умопостигаемым и бестелесным идеям». Земная жизнь должна готовить человека к слиянию человека с «истинным бытием». Приобретение знаний, следовательно, является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек.
Платон
оценивал воспитание как важнейший
фундамент всей жизни человека: «В
каком направлении кто был
воспитан, таким и станет, пожалуй,
весь его будущий путь». Воспитание
надо начинать с раннего возраста, так
как «во всяком деле самое главное – это
начало, в особенности, если это касается
чего-то юного и нежного». По мысли Платона,
воспитание должно обеспечить постепенное
восхождение ученика к миру идей. Осуществлять
подобное воспитание способен, прежде
всего, наставник преклонных лет. В трактате
«Государство» Платон выделил два длительных
цикла – 10 и 15 лет. Речь шла, таким образом,
о фактически пожизненном воспитании.
В программу включались: риторика, геометрия,
астрономия, музыка.
2. Эпоха Возрождения
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения:
Эразм Роттердамский (1466 – 1536 г.г.)
Витторино де Фельтрэ (1378 – 1446 г.г.)
Франсуа Рабле (1494 – 1553 г.г.)
Мишель Монтень (1533 – 1592 г.г.)
В своём главном труде Э. Роттердамский – «О первоначальном воспитании детей» - заявил о необходимости сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Определенным шагом вперед были его взгляды на женское образование.
Ф.Рабле редко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения, и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого – духовное и телесное развитие личности.
Я.А. Коменский (1592 – 1670 г.г.) отец современной педагогики. «Великая дидактика», вышедшая в Амстердаме в 1654 г. – одна из первых научно – педагогических книг. Она является как бы своеобразным сплавом педагогических идей Нового времени. В ней сформулированы сенсуалистические педагогические принципы. Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. В трактате проводится мысль о необходимости поставить знания закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике.
Взгляды Коменского противоречили догматам Средневековья. Он видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого признание природного равенства людей. Фундаментальной идеей педагогики Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. У него человек – «микрокосм».
Он определил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса. Классно – урочная система. Выделение из состава философии.
В трудах Дж. Локка (1632 – 1704 г.г.) – «Мысли о воспитании» и «Об управлении разумом» – ярко выражены важные передовые педагогические устремления того времени. Локк утверждал, что человеческое знание является следствием внешнего чувственного опыта. По его теории у человека нет врожденных представлений и идей. Конечную цель воспитания Локк видел в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Он был убежден в целесообразности социальной детерминации школьного образования.
3. Средние века
В основе педагогических воззрений Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778 г.г.) лежит его дуалистическое, сенсуалистическое мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие внешней силы – творца всего сущего. Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитание. В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» доказывалось, что человек создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию.
Главный педагогический труд – «Эмиль». В нем он выдвинул идею свободного воспитания. Главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником. По Руссо на человека действуют три фактора: природа, люди, общество. Составной частью естественного воспитания является отрицательное воспитание.
Воспитание униженных и оскорбленных. И. Г. Песталоцци (1746 – 1827 г.г.) предлагал при определении основ образования опираться на знание человеческой психологии. Песталоцци разработал метод элементного образования. Суть метода заключается в том, чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке