Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:54, шпаргалка
Работа содежрит ответы на вопрсоы по дисциплине "Педагогика"
25. Просветительская
деятельность С.Полоцкого. 1629
19. Белорусские просветители 12в. Ефросинья Полоцкая 1110-1173, полоцкая княжна Предслава, в 12-летнем возрасте отреклась от светской жизни, приняла постриг в монастыре, посвятила себя служению своему народу. Высокообразованная для своего времени (писала стихи, сложила полоцкую летопись, переводила с греческого и латыни), она собрала вокруг себя талантливых людей и занялась переписыванием книг, достаточно тяжёлым трудом, которым чаще всего занимались мужчины. Это были святые книги, фрагменты византийских хроник, отечественных летописей, естествоведческих трактов. Собрала богатую библиотеку, основала 2 монастыря, открыла при женском монастыре школу для девочек, в которой сама учила не только писать и читать, но и приобщала воспитанниц к благочестию и духовности. Православная церковь причислила первую бел. Просветительницу к лику святых. Кирилла Тпровского 1130-1182 , автора многочисленных проповедей, поучений, молитв, поэта, философа, проповедника, третьего епископа Турова ( в Турове было основано одно из первых епискапств Др. Руси) по праву называли «вторым Златоустом», ибо он довёл до совершенства церковное торжественное красноречие. Многие произведения, в частности «Поучения», имели воспитательное и образовательное значение. В них он убеждал народ в необходимости приобщения к грамоте. Знаниям, давал рекомендации и советы относительно чтения книг, уделял огромное внимание ? религиозно-нравственного воспитания. Его произведения получили международное признание. Их можно встретить в сербских и болгарских списах.
26.Просветительские реформы начала 18в. Организация гос. светских уч. заведений. В интересах страны дворянское правительство Петра 1 проводило различные реформы в области культуры, науки, техники. Для развития пед. и школы большое значение имели такие просветительские реформы как введение гражданского алфавита и возникновение периодической прессы, в частности, издание первой газеты «Ведомости», выпуск светской оригинальной и переводной литературы, учреждение Академии наук и т.п. эти реформы способствовали возвышению дворянства и усилению нарождающегося сословия купечества. Для осуществления реформ нужны были обученные национальные кадры. Для этого Петр 1 использовал 2 пути: подготовку специалистов из числа русских людей за границей и создание собственной гос системы образования. Уже в начале века появились светские гос школы различных типов, которые имели ярко выраженный характер реального уч завед с проф уклоном. В 1701г. в Москве открылась школа математических и навигацких наук, которая занималась подготовкой моряков, инженеров. Артиллеристов, геодезистов, архитекторов и т.п. Руководителем школы был Фарварсон, профессор Абердинского университета, приглашенный Петром 1 из Англии. Это было первое реальное училище в Европе, в нем обучалось ежегодно не менее 200, а иногда и до 500 учащихся. Учащиеся поступали в возрасте 12-17, а иногда 20лет. По указу 1701г. за прогульные дни («неты») учащимся грозил очень высокий штраф: за первый день 5 руб, за второй 10 и за каждый последующие по 15. Штраф взыскивался при помощи «правежа»: публично били до тех пор, пока родственники или товарищи не вносили денег; у родителей, если они владели имуществом, производили конфискацию. За побег из школы полагалась смертная казнь, родным за ходатайство об освобождении их детей от школы грозила каторга. В школе изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию и математическую географию. Для подготовки к обучению были открыты 2 начальных класса: русская школа для обучения чтению и письму и цифирная школа для преподавания элементарной арифметики. В школе не было установлено определенных сроков обучения. По мере усвоения одной науки учащиеся в индивидуальном порядке переходили к изучению ругой и, таким образом, выпускались из неё в разное время в зависимости от личных успехов, а иногда по требованию различных ведомств. В 1715г старшие классы школы были переведены в Петербург и на их базе создана Морская академия, которая функционировала как военно-учебное дворянское заведение, однако сословный состав в ней был достаточно пёстрый. К 1731г из-за резкого сокращения финансирования флота численность учеников академии сократилась до 150чел, многие гвардейцы бедствовали и голодали. Богатые дворяне перестали отдавать детей в академию, а разночинцев принимать было запрещено. В нач 18в была сделана попытка создать гос общеобразовательные школы. В 1714г был издан указ об открытии цифирных школ для обучения грамоте, письму и арифметике, а также элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии. С созданием цифирных школ водились своеобразная учебная повинность; принудительность образования явилась одной из причин их отмирания. Впервые в истории европейской школы учителю была установлена постоянная плата – 36руб. в год. После смерти Петра 1 цифирные школы были присоединены к полковым гарнизонным. В 1721г Татищевым организованы горные училища на Урале. Развитие международных связей способствовало появлению лингвистического образования. В 1701г в Москве открылась школа по обучению шведскому, латинскому, немецкому языкам. Кроме светских возникли духовные школы, где сочеталось духовное и светское образование. В «Духовном регламенте» 1720, автор ректор Киево-Могилянской академии, Феофан Прокопович, предлагалось организовать церковные школы 3 типов: архиерейские, семинариумы с 8-летним курсом и академию. Эти школы находились в лучшем состоянии и имели больше учащихся. Изучали лат яз, грамматику, историю, географию, физику, богословие. Для дворян, с 1731г, создаются особые военные школы – кадетские корпуса. Первая закрытая сословно-дворянская школа – Сухопутный шляхетский корпус – была открыта в 1731г, в Петербурге. Важным событием в образовательной политике России 18в явилось учреждение Пертом 1 Академии наук, открытой после его смерти в 1725г. При Елизавете Петровне 1741-1761 сохранилось внимание к духовным школам. Распространение элементарного обучения, открытие Морской шляхетский кадетский корпус, артиллерийская школа соединена с инженерной. Учреждены гимназия в Казани, Русская академия художеств и при ней архитектурное училище. В 1755г по проекту Ломоносова был открыт Московский университет. Без богословского факультета. При университете открыты 2 гимназии. Одна для дворян, другая для разных чинов людей, кроме крепостных крестьян. Из стен университета вышли известные писатели, ученые, общественные деятели второй половины 18в (Фонвизин, Новиков) Работу по подготовке школьных проектов стимулировала Екатерина 2. Советником ? образования был назначен Бецкой. Открыты воспитательные училища для мальчиков при Академии художеств 1764 и Академии наук 1765, Институт благородных девиц 1764. В 1768 был утвержден Устав народных училищ, по которому должны были открываться 2 их типа – главные и малые. Главное 4 класса в течение 5 лет. В учебный план малых входили предметы, соответствующие первому и второму классам главного училища. Большую роль в их распространении сыграл Янкович де Мириево, проработавший в России больше 20лет. Первоначальному чтению детей учили по букварям. Первый букварь, относящийся к 18в, принадлежал ученику Лихудова Федору Поликарпову. Большой популярностью пользовался букварь Прокоповича «Первое учение отрокам». Одним из лучших учебников 18в являлась первая русская печатная «Арифметика» Леонтия Магницкого, опубликованная в 1703г. Использовались уч книги Коменского. До 80-хгг 18в практически отсутствовала спец подготовка учителей. Обучение осуществляли представители духовенства, специалисты, офицеры, студенты, учащиеся. В 1779г при московском университете была открыта 1 в России учительская семинария. Инициатор создания Новиков. Достоинством русской школы была практическая направленность образования. Своеобразие русских школ, их отличие от западноевропейских заключается в сочетании общеобразовательной и проф. подготовки, в многостороннем характере образования, его многопредметности. Следует учесть что радикальная европеизация России при Петре 1, навязывание ей западного образа жизни и культурных ценностей повлекли за собой, трансформацию пед традиций, уходящих корнями в средневековую Русь.
27. Вклад М.В.Ломоносова в развитие нац. Науки. Московский университет. Первый русский академик Михаил Васильевич 1711-1765 демократизм которого выразился в стремлении распространить образование во всех слоях русского общества. Отстаивал мысль о расширении сети школ, числа обучающихся в них детей, о создании единой бессословной системы образования, доступной всем. Идея народности программы заключалась в опоре на истинно русское в образовании. Его документы «Проект Регламента московских гимназий», «Регламент академической гимназии» 1758 оказали положительное влияние на развитие гимназий при Академическом и Московском университетах. По инициативе был открыт Московский университет. Одной из крупнейших кго заслуг является популяризация сочинений Коменского. Он выдвинул своеобразную теорию воспитания, считая необходимым воспитывать молодёжь на прогрессивных традициях прошлого. Впервые в истории русской дидактики Ломоносов четко сформулировал дидактические принципы, основываясь на материалистической теории познания, учете психологии детей. Индивидуализации обучения. Он предлагал в обучении опираться на принципы доступности, логичности, наглядности, основательности знаний, связи теории и практики, активности и самостоятельности учащихся, учета индивидуальных и возрастных особенностей детей. Особое внимание уделялось работе со способными детьми. Первым начал внедрять классно-урочную систему в Академической гимназии, гимназиях Московского университета, в Кадетском корпусе. Основал методику преподавания отдельных предметов. Сформулировал идеал народного учителя, под которым понимал «природного россиянина», имеющего солидную научную подготовку, обладающего пед мастерством, отличающегося нравственной чистотой. Трудолюбием, ответственностью, любовью к детям. Достижением учёного является разработка пед терминологии, в которой он выделил общенаучные пед понятия, дидактические категории, воспитательные термины, психологические понятия. Всё это свидетельствует о том, что Ломоносов заложил основы научной отечественной педагогики, которые будут развиты в 19в. Московский университет открыт в 1755г по проекту Ломоносова. Стал центром русской науки, культуры, просвещения и пед мысли.
29. Школьная реформа
1782-1786гг в России. Деятельность
Ф.И.Янковича по подготовке
28. Пед. взгляды и деятельность И.И.Белцкого. Закрытые сословные уч. заведения. Иван Иванович 1704-1795 представил Екатерине 2 доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей – «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества»1764, который получил силу закона. Необходимость воспитать «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, в которых дети должны пребывать с 5-6 лет до 18лет. Он изменил постановку уч-воспит работы в кадетских корпусах и гимназиях, изменил в них сроки пребывания, открыл новые воспит-образоват учреждения для разных сословий, кроме крепостных крестьян, а именно: училище при Академии художеств и Коммерческое училище для мальчиков, Смольный институт благородных девиц в Петербурге для девочек с отделением для девочек из мещан. Следуя учению Локка, он придавал особое значение нравственному воспитанию, воспитанию добродетелей высоко ценил пример воспитателя. Отвергал телесные наказания. Однако созданная им система воспитания в закрытых учебных заведениях была оторвана от действительности и не дала желаемых результатов.
30. Школьная политика в России в н.19в. Создание гос. системы просвещения. Основной причиной реформы просвещения, предпринятой царским правительством в нач 19в , помимо Отеч войны 1812г, восстание декабристов, явился кризис крепостничества в Росии. Принятый в 1804г «Устав уч.завед., подведомых Университетам» положил начало созданию учебных округов. Организации гас системы нач, среднего и высшего образования. Установил преемственность между приходскими, уездными училищами и гимназиями, объявил школу бессословной, включил в её уч план широкий круг реальных знаний, повысил роль университетов в руководстве народным образованием и подготовке учителей, усилил значение общеобразовательной школы в формировании специалистов для промышленности, с/х, транспорта. Основные тенденции развития российской школы в 1 четв 19в : постепенный отход царского правительства от либеральных положений Устава 1804г, введение Закона Божьего с 1811г во всех уч завед, усиление сословности в образовании, преобразование в 1817г Министерства народного просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения, введение в 1819г платы за обучение во всех уч завед, что заметно затруднило возможность получить образование детям несостоятельных слоев населения. Отмеченные тенденции в концентрированном виде воплотились в Уставе 1828г, который по существу явился контрреформой по отношению к преобразованиям нач 19в: укреплялся сословный характер школьной системы, отменялась ранее введенная преемственность между различными типами уч завед., в гимназиях утверждался классицизм, в уч завед устанавливается полицейский надзор и палочная дисциплина. По новому уставу 1835г были ограничены права и автономия университетов, они были лишены права руководить школами и создавать научные общества. Уч завед были переданы в непосредственное ведение попечителей учебных округов. В нач 60-х обострился крестьянский ?, приобретя значение главного в общественно-полит. жизни. Началось широкое общ-пед движение против сословно-крепостнической школы в защиту общего образования. В 60-е гг. были проведены реформы образования «Положение о нач народных училищах» 1864, «Устав гимназий и прогимназий» 1864, в результате которых все школы провозглашались общедоступными и бессословными; земствам и частным лицам предоставлялось право открытия школ; наряду с классическими учреждались реальные гимназии; было положено начало женскому образованию. Следствием полит. реакции 70-х стали контрреформы в сфере просвещения, которые вновь восстанавливали сословность в образовании. Преобразовывали реальные гимназии в полупрофессиональные реальные училища, предназначенные для представителей средних промышленных классов. Сформировавшаяся в к.19в система народного образования фактически оставалась неизменной до октябрьских событий 1917г: существовала многотипная нач школа, бывшая в основном тупиковым уч завед. Представители состоятельных слоев населения обучали своих детей в гимназиях, реальных и коммерческих училищах, университетах и др. высших уч зав. Система образования сохраняла и ряд школ сословного характера, закрытые дворянские уч. завед. Параллельно светской школе развивалась школьная система, подсиненная непосредственно духовенству. Школьная политика царского правительства привела к тому, что Россия накануне событий 1917г значительно отставала по уровню грамотности от развитых западноевропейских государств. По данным 1913г четверо из 5 детей школьного возраста не имели возможности получить образование.
31. Философско-педагогические взгляды Л.Н.Толстого. Яснополянская школа. 1828-1910 Великий русский писатель, философ, педагог-экспериментатор, создавший знаменитую школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. Где он смело реализовал идеи свободного воспитания в своей оригинальной трактовке, осуществил принципы гуманистической ненасильственной педагогики, построенной на несколько романтизированном (в духе Руссо) положении о том, что именно ребенок воплощает в себе идеал нравственной чистоты и неиспорченности, а потому недопустимо грубое вмешательство взрослых – пед и родителей- в его духовный мир. Дав острую критику современной ему школы, рос и зарубежной, противопоставил ей свою систему воспитания, ценными чертами которой являются уважение к Л ребенка. Развитие активности и творчества детей. Толстой требовал, чтобы каждая школа была пед лабораторией. Такой лабораторией была его Яснополянская школа 1859-1862. В ней занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками, их твердого расписания не было. Дети не обязаны были ежедневно посещать школу, тем не менее, они охотно приходили в нее и заинтересовывались учебой. Наказания и взыскания отсутствовали. В обучение входило: чтение, письмо, чистописание, грамматика, Закон Божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии, рисование. Черчение и пение. Толстой пришел к выводу, что сведения по географии, истории и природоведению нужно давать детям в виде художественных рассказов на уроках русского языка. Умел заинтересовывать детей, пробуждать и развивать из творчество, помогать самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Хотя Яснополянская школа просуществовала недолго и была единичным опытом, несмотря на существенные недостатки в её организации (недооценка систематических знаний, отсутствие твердого уч плана, расписания, программы, идеализация Л ребёнка), она имела большое значение как протест против формализма и подавления детей. Толстой явился автором уч книг для нач народной школы: «Азбука»1872, «Новая Азбука» 1875, «Русские книги для чтения» 1875. Характерными чертами составленных им книг для чтения было: художественность, выразительность, сжатость и простота языка, доступность материала для детского понимания. Почто весь материал брался из жизни, большей частью из жизни деревни. Частыми были рассказы-миниатюры на нравственные темы, занимающие 3-4строчки, легко запоминающиеся и производящие сильное впечатление. Критические выступления Толстого по ? народного образования привлекли внимание широких кругов передовой русской общественности, однако органы официальной власти отнеслись к его статьям открыто негативно и ничего не предприняли для реального улучшения школы. Предназначенной для детей народа.