Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:54, шпаргалка
Работа содежрит ответы на вопрсоы по дисциплине "Педагогика"
Восстановить картину зарождения и реконструировать становление воспитания как общественного явления помогают специфические виды источников: археологические (осн. пути усвоения подрастающим поколением социального опыта человечества, путём обращения к материальной культуре первобытных людей), этнографические (информация об особенностях воспитательного процесса у народов, относящихся к различным этносам), фольклор (воссоздает воспитательную деятельность и механизм передачи воспитательного опыта вне конкретной практической воспитательной деятельности), антропологические (возможность проследить этапы исторического становления воспитательной деятельности человека на различных стадиях развития первобытной культуры) Концепции генезиса(происхождения) первобытного воспитания. Традиционные: эволюционно-биологическая (Дж.Симпсон, Ш.Летурно, А.Эспинас и др. воспит. Деятельность первобытных людей была непосредственно связана с присущей высшим животным инстиктивной заботой о потомстве.) и психологическая (П.Монро- объяснил появлением у детей бессознательного инстинкта подражания взрослым). Возникло как постепенное приспособление детей к существующему порядку вещей. Последователи Монро и Летурно стирают качественнцю грань между механизмами передачи опыта жизнедеятельности сообществам животных и коллективам людей (Л.Торкато, Дж.Кнеллер). Соц. Формы воспитательной деятельности возникают на основе определенных биологических импульсов индивидов, постепенно обретающих общественный характер(Н.Миллер). Тенденция рассмотрения становления воспитания в контексте постепенного усложнения культуры(Г.Водхаус).
Соц.-экономическая концепция причина возникновения – трудовая деятельность и формировавшиеся при этом общественные отношения. Биолог. предпосылки рассматриваются как основа для перехода от животного состояния к человеческому благодаря труду (Ф.Энгельс «Диалектика природы. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»). Концепция антропосоциогенеза происхождение воспитания как своеобразного скачка от биологической к социальной форме движения материи, а также рассмотрение труда в качестве главной движущей силы антропосоциогенеза. Становление воспитания началось 2-3млн лет назад, когда произошло выделение чел из животного царства и люди впервые приступили к систематическому изготовлению каменных орудий труда. Становление продолжалось вплоть до периода 40-35тыс. лет назад, когда появился чел современного физ типа и воспитание выделилось в особый вид деятельности. С увеличением видов труда, усложнением его форм и технологий возрастает роль руководства взрослых в приобщении молодого поколения к производственному опыту. В эпоху раннепервобытных общин возникает исторически первый тип воспитания. В позднем палеолите – мезолите существовал единый хозяйственно-культурный тип общества, определяющий единство сущностных процессов во всех сферах жизни первобытных социумов. Существовала половозрастная стратификация, которая закрепляла за возрастными группами определённое место в пед процессе. Для того чтобы стать полноценными членами общества, дети готовились к инициациям – посвящениям. Инициации поверяли физ и соц зрелость индивида и завершали переход в след возрастную группу, обеспечивая новый общественный статус. Ребёнок жил одной жизнью со взрослыми; формирование мировоззрения, приобретение знаний, умений и навыков происходило в результате участия индивида в жизни общины. К 9-11годам дети вели себя как взрослые и с этого возраста их начинали готовить к инициациям. Девочек готовили к брачно-семейной жизни и приобщали к религиозным тайнам. Мальчики проходили спец подготовку в учебных лагерях или домах молодёжи, где их учили переносить всяческие лишения и трудности, развивали в них силу и выносливость, смелость и волю, приучали к дисциплине, учили изготовлению орудий труда. Формировали охотничьи умения и навыки, приобщали к религиозным тайнам. Важнейшим фактором эффективности воспитания выступала его ненасильственность, отсутствие авторитарности. 9-7тыс лет до н.э. в отдельных регионах мира происходит разложение первобытного строя вследствие развития экономической жизни общества, повлекшего за собой общественное разделение труда. Воспитание превращается из всеобщего в семейно-сословное. Существенную роль в общей пед системе занимает народная педагогика, берущая свое начало в первобытном обществе.
2.
наставляли молодёжь. Сюй учили военному
делу, в частности стрельбе из лука. Учебное
заведение – Сюэ. Учились
только дети свободных и состоятельных
родителей. Уже существовала иероглифическая
письменность, к-рой владели жрецы. Умение
пользоваться письменностью передавалось
по наследству. В эпоху Шан(Инь) 16-11вв. до
н.э. содержание школьного воспитания
и обучения включало 6 искусств: мораль,
письмо, счёт, музыку, стрельбу из лука,
управление. Во времена Западного Чжоу
11-8вв. до н.э. получили развитие школы для
детей наиболее высокопоставленных особ(госюэ)
и для менее родовитой знати(сансюэ). В
период Восточного Чжоу 8-3вв. до н.э. сформировались
основные философские школы – конфуцианство,
даосизм, маоизм и школа легистов(законников).
Эти школы оказали влияние на развитие
пед. мысли. Конфуций ок.551-479
до н.э. Своя школа ( до 3тыс учеников прошли).
Он обобщил опыт воспитания в Др.Китае
и высказал оригинальные идеи в этой области.
Основа – трактовка вопросов этики и морали,
управления государством. Особое внимание
– нравственное совершенствование личности.
Ведущая часть учения – тезис о правильном
воспитании как непременном условии процветания
государства. Конфуций первый зафиксировал
в письменном памятнике вывод о том, что
в деле воспитания нельзя делать различий
между людьми. Поставил проблему соотношения
природы и воспитания при формировании
чел. Природное в чел. – это материал, из
к-рого при правильном воспитании можно
создать идеальную личность. Потенциал
человеческой природы мог быть реализован
только в том случае, если чел. вступал
на путь познания истины – дао(великий
путь) – и следовал ему. Выделил 4 категории
людей: 1 с врождённой мудростью – сыны
неба – правители; 2 благородные мужи,
предрасположены к учёбе от рождения –
опора порядка Поднебесной; 3 кто учиться
по мере необходимости, преодолевая трудности
(относил себя); 4 кто не желает и не способен
учиться. В центре пед. – проблемы образования
благородного мужа (цзюнь-цзы), который
заботится об обретении дао, но не тревожится
о своей бедности. Важнейшее качество
благородного мужа – жэнь (гуманность,
человеколюбие) необходимость разбираться
в «чел. материале», ценить его, быть справедливым
по отношению к людям. Человеколюбие должно
сочетаться с любовью к учёбе. Человечность
(гуманность) без учёбы приводит к глупости,
ум – к дерзости, правдивость – к вреду,
прямота – к глупости, отвага – к смуте,
непреклонность – к безрассудству. Трактат
«Беседы и суждения», к-рый, начиная со
2в н.э. был обязательным для заучивания
наизусть в кит. Школах.Конфуцианскую
систему воспитания и образования по-своему
развивали Мэн-цзы ок.372-289 до н.э. тезис
о доброй природе чел. и определил воспитание
как формирование высоконравственных
людей. Сюнь-цзы 313-238 до н.э., напротив, придерживался
взгляда о злой природе чел. и задачу воспитания
видел в преодолении злого начала. С 2в.
до н.э. по 2 в. н.э. конфуцианство – официальная
идеология образования и воспитания. Образование
подразделялось на малое (чисто школьное)
и большое (получаемое в зрелом возрасте
путём свободных занятий и размышлений),
а также на внешнее (усвоение правил поведения
в обществе) и внутреннее (процесс самосовершенствования
чел.) Возникла система гос. Экзаменов
для занятия чиновничьих должностей (император
У-ди в 124г до н.э.
2.Воспитание и обучение в стр анах Древнего Востока (Египет,Индия,Китай)
В древнейших государствах, пришедших на смену архаичным союзам племен, воспитание и обучение осуществлялось по преимуществу семье. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены в таких лит.памятниках Др.Востока, как законы вавилонского царя Хаммурапи («Законы Хаммурапи»,1750г. до н.э.), книга притчей иудейского царя Соломона («Притчи Соломона», нач.1 тыс. до н.э.), индийская «Бхагавадгита». Одновременно с укреплением общественных, государственных структур для специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов постепенно начал складываться и новый социальный институт – школа. Школа и воспитание развивались под воздействием разнообразных экономических, соц., культурных, этнических, географических и др.факторов. Воспитание стало определяться обществ. и имущественным состоянием человека, т.е. утратило свой единообразный характер, принимая более жесткий, авторитарный. При переходе от пиктографического письма к логографии, передававший не только общий смысл речи, но и членение на отдельные выражения и слова письмо становится технически более сложным и требует специального обучения. Появление слогового, а затем фонетического письма, привело к упрощению и облегчению обучения грамоте и к увеличению «производительных возможностей» школы. Отдаление умственного труда от физического на исходе первобытной истории вызвало появление новой специальности – учителя. (к 1тыс. до н.э.) Помимо аристократии и служителей культа учениками школ постепенно становились дети состоятельных ремесленников и торговцев, однако абсолютное большинство населения обходилось по-прежнему семейным воспитанием. Школы Др.Египта 1-ые сведения – 3тыс. до н.э. Школа – как семейный институт. Цель-подготовка к трудовой деятельности. Учились дети чиновников, жрецов, землевладельцев, торгово-ремесленной верхушки. Образование – важнейшая предпосылка успешной карьеры. Идеал – немногословный, умевший терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы чел. Школа Др.Е. небольшая по размерам, в основном из мальчиков. Девочки достигали брачного возраста в 12-14 лет, обычно обучались дома, многие владели грамотой. Обучение – индивидуальное, завершалось для каждого в зависимости от его способностей, трудолюбия, прилежания и материальных возможностей. 1 этап: учатся считать, читать и быстро писать. 2 этап: изучали стилистику и грамматику, литературу и музыку и сами писали притчи и хроники, поэмы и афоризмы, песни и гимны; другие овладевали математикой и посвящали себя строительству зданий и кораблей, сооружению каналов; третьи знакомились с основами ведения хозяйства и законодательством, занимая впоследствии административные и хозяйственные должности. Занятия шли с раннего утра до позднего вечера. В итоге – овладение деловым (для светских нужд) и уставным (для составления религиозных текстов) стилями. Др.царство (3тыс.до н.э.) писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Стали использовать папирус. Школьные папирусы многоразовые, писцы ставили месяц, день, год данного урока. Существовали свитки-пособия, к-рые переписывались и заучивались. Особое значение придавалось умению слушать учителя (слушание развивает способность к послушанию). (Ухо мальчика на спине его, он дышит, когда его бьют). Нравств. Воспитание – через заучивание морализаторских наставлений. В эпоху Нового царства (4в до н.э.) появляются школы врачевателей. Особое место у царских школ, где дети высшей знати с отпрысками фараонов и их родственников особое внимание уделяли переводу на живой язык древнейших текстов. Индия. Становление во 2-ой пол 2тыс. до н.э., особенно интенсивно – на протяжении 1тыс до н.э. Идеологическое выражение – обновлённый индуизм, к-рый как мировоззрение и образ жизни, система социальных ценностей и этических норм, общественных институтов и обрядов отражал кастовый строй и общинный уклад. Чел. Уподоблялся колеснице. Разум- колесничий, к-рый при помощи поводьев(ума) правит конями(чувствами). Цель – помочь чел. встать на «высший путь», научить его нивелировать диктат чувств, успокаивать разум. Педагогика опиралась на представление – ребёнок не ведает Священного Закона и обязанности, справедливости и истинности –Драхмы; он постигает её в процессе обучения. Будущее качества чел. Зависят от соотношения в нём мировых элементов(гунн) и несут в себе 3 начала – светлое, активное и тёмное. Смысл жизни – необходимость исполнить предназначенную карму Видья- это знания и наука, средство, позволяющее чел. стать образованным и обученным, преодолеть непорядок. Знание сакральное, священное, высшее – неотъемлемая часть Вселенной, обучение ему – неотъемлемая часть жизни. Успешность обучения определялась в конечном счёте образом жизни.
Винайя- воспитание, руководство по овладению наукой; наукой не обучали, ею воспитывали. Плодами, к-рые даёт знание, можно пользоваться только при должном воспитании наукой. Воспитание и обучение в неразрывном единстве как неотъемлемые стороны единого процесса. Согласно индуистской традиции чел. в своём жизненном цикле проходит 4 этапа: ученик, домохозяин, отшельник, аскет. Для вайшьев и шудр обязательными считались 2 первых. Посвящение в ученики (обряд упанаямы) считалось обязательным условием для членов каст брахманов, кшатриев и вайшьев, к-рых называли дважды рождёнными. Во время обряда мальчикам повязывали через плечо особый жертвенный шнур, к-рый не снимали до смерти. Затем они несколько лет жили в доме наставника – гуру, заучивали наизусть формулы «Вед» и постигали обряды. Не прошедшие посвящения становились отвержёнными, их лишали права иметь супругой представительницу своей касты, получать дальнейшее образование. Для брахманов срок посвящения приходился на 8-летний возраст, для кшатриев – на 11, для вайшьев – на 12. Программа образования брахманов более полная, у кшатриев(воины) и вайшьев(с.х. и ремесленники) – менее насыщенная, но профессионально направленная. Длительность обучения 8 лет, но иногда оно продлевалось ещё на 3-4 года. Программа состояла в пересказах «Вед», обучении чтению и письму. В программу повышенного образования входили поэзия и литература, грамматика и философия, математика, астрономия. Обучение проходило на открытом воздухе. Вблизи городов- Лесные школы. С 5в.до н.э. влияние буддизма. Тезис о принципиальном равенстве людей, о возможности каждого чел. достигать вершин в духовном совершенствовании и о предоставлении всем людям равных возможностей в получении образования независимо от их кастовой принадлежности, социального и имущественного положения, а также вероисповедания. Центральный пункт – нравственное воспитание, задачей к-го считалось освобождение души от страстей. Происходят изменения в учебной программе. Главное внимание – обучение грамматике санскрита. К этом времени создан древнейший индийский слоговой алфавит – Брахми. Элементарное образование получали в религиозных школах Вед и светских учебных заведениях (набирались ученики независимо от кастовой и религиозной принадлежности, обучение носило более практический хар-р) В некоторых монастырях давали повышенное образование(изучались древние трактаты по философии, математике, медицине и пр.) Образование индивидуальное, учителя получали денежное вознаграждение. В период возрождение индуизма (2-4вв.) взгляды на воспитание- как способ помочь чел. научиться различать сущностное и преходящее, достичь душевной гармонии и покоя. 2 типа учебных заведений: толь(нач. школа), аграхар (уч. заведение более высокого ур-ня). Возник ряд крупных центров образования: комплексы в Такташиле, Наланде. Спектр изучаемых предметов был весьма богат: индуизм и буддизм, логика, «Веды», медицина, филология, языкознание, право, астрономия и пр. Китай. 1тыс.до н.э. В основе пед. традиций лежит опыт семейно-общественного воспитания. В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Первые школы 3тыс. до н.э. Сян возникли в местах прибежища для престарелых, к-рые обучали и
3.Система образования и воспитания в гос-вах Др.Греции.
Античная система образования строилась на идеях рациональности и автономности личности, примата светского начала, на идеях развития личности и знания как добродетели. Основа- идеология коллектива, центр пед. – искусство красноречия. Спарта.В 7-6вв. до н.э. в Др.Гр. распространяются школы, обеспечивающие потребность общества в образованных людях и становятся важным средством приобщения молодёжи к полисной идеологии. Образование становится коллективным. Лакония- (гл. город Спарта) гос-во ведущее изолированный образ жизни, обеспеченный земледельческим трудом. Чтобы держать рабов в повиновении была создана своеобразная система воспитания. Имела военно-спортивный хар-р (необходимость подавлять восстания бесправного большинства населения против спартиатов-рабовладельцев, и военными конфликтами. Гл. цель – подготовка мужественных, дисциплинированных, закалённых воинов, способных держать в повиновении рабов. С 7 до 18 лет мальчики-спартиаты помещались в гос. учреждения – агеллы, под руководством назначаемого гос. лица (педонома). Их приучали к выносливости, умение владеть оружием, бдительному надзору за рабами, дисциплине; рукопашный бой, военная музыка и декламации стихов о военной доблести. В Спарте получила своё начало система физ. упражнений – пятиборье. В 18 поступали в эфебию, где проходили подготовку к военной службе, участвуя в маневрах, охраняя порядок в городах и т.п. Для девушек: кроме традиционных навыков существовала специальная система военно-физических упражнений. Действующие в Спарте уставы исключали для девушек изнеженный образ жизни. Спартанская система воспитания, являющая собой первый в истории человеческой цивилизации опыт огосударствления личности, в целом, была неэффективной даже в военном и политическом отношении. Некоторые принципы этого воспитания были использованы в 18-19вв во Фр. и России при создании кадетских корпусов и др. военно-учебных учреждений закрытого типа, в них реализовывались этические нормы – скромность, умеренность, почитание старших.
Афины. Аттика (гл.город – Афины). Высокоразвитый во всех отношениях гос-во. Верховодная власть принадлежала народному собранию, куда входили свободные и равноправные граждане мужчины. Поддерживали торгово-экономические, политические и культурные связи с другими гос-ми. Развивалась наука, формировалась философия, астрономия, история, литература и др. Афинская система. Задача – воспитать господствующую верхушку в духе калокагатии (сочетание физ. и нравственных достоинств). Идеал – сочетание умственного, нравственного, эстетического и физ. воспитания. Гармонически развитой личности подчинялось содержание образование в системе частных и платных школ. Обучались мальчики с 7лет. В школе грамматиста получали основы грамоты, а позже одновременно занимались в школе кифариста (музыка, пение, декламация). В 12-16 занимались гимнастикой в школе – палестра под руководством педотриба (специалиста по отдельным видам гимнастики). Беседы на политические и нравственные темы. 16-18 юноши из состоятельных и знатных семей получали в гос. учебном заведении – гимназии, изучали философию, литературу, политику и в более сложных формах физ. развитие. Эфебия 18-20 более высокий уровень образования политической направленности. Изучали законы правоведения, проходили курс профессиональной военной подготовки(2 года в лагерях).После эфебии выпускники становились полноправными гражданами Афин. Законы афинской республики обязывали малоимущих родителей обучать детей какому-либо ремеслу. Девушки обучались дома, учились грамоте и пению, рукоделию, обретали навыки управления домашним хозяйством. Имеются сведения, что существовали школы для девочек. Женщины вели замкнутый образ жизни.