Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:49, реферат
Целью курсовой работы является изучение роли самовоспитания в профессиональном формировании личности учителя.
Объект исследования профессиональная подготовка будущих учителей.
Предмет исследования педагогические условия формирования педагогической культуры будущих учителей.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Введение
1. Личность педагога как субъекта профессиональной деятельности
1.1 Личностная характеристика педагога
1.2 Профессиональная компетентность личности педагога
1.3 Профессиональный стиль деятельности учителя
2. Формирование самовоспитания профессионального учителя
2.1 Факторы формирования профессиональной личности
2.2 Формы и методы формирования самообразования профессиональной культуры личности учителя
2.3 Самовоспитание в формировании профессиональной культуры учителя
3. Пути совершенствования профессионального мастерства
3.1 Самовоспитание и самообразование профессионального мастерства учителя
Красноярский государственный педагогический
университет им. В.П. Астафьева
Кафедра
практической психологии
«Карьера
педагога»
Выполнил:
Пучков А.А.
Группа
11
Красноярск – 2011
Содержание
Введение
1. Личность педагога как субъекта профессиональной деятельности
1.1 Личностная характеристика педагога
1.2 Профессиональная
компетентность личности
1.3 Профессиональный стиль деятельности учителя
2. Формирование самовоспитания профессионального учителя
2.1 Факторы формирования профессиональной личности
2.2 Формы
и методы формирования
2.3 Самовоспитание
в формировании
3. Пути совершенствования профессионального мастерства
3.1 Самовоспитание
и самообразование
Заключение
Список
использованной литературы
Актуальность. В связи с падением в последнее время педагогической и научно-исследовательской деятельности возрастает необходимость исследования этого явления. Обучение данным профессиям не прекращается, но все же меньше молодых специалистов можно увидеть в наших школах. Образование страны претерпевает кризис. В некоторой степени это обусловлено низкой оплатой за этот труд. Но у этой проблемы есть обратная сторона: если поднять заработную плату, то в школы может попасть много случайных людей. В то же время материальные стимулы не являются ведущими в выборе профессии учителя.
Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из-за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс. Без сомнения, общество не получит учителей, подготовленных морально и профессионально.
Целью курсовой работы является изучение роли самовоспитания в профессиональном формировании личности учителя.
Объект исследования профессиональная подготовка будущих учителей.
Предмет исследования педагогические условия формирования педагогической культуры будущих учителей.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить личность педагога как субъекта профессиональной деятельности.
2.
Рассмотреть формирование
3.
Определить пути
1.
Личность педагога как субъекта профессиональной
деятельности
Вначале рассмотрим личностную характеристику педагога. Рассматривая профессиональную деятельность педагога, мы должны выделить субъекта этой деятельности – специалиста-профессионала, глубоко разбирающегося в социальных и ситуативных трудностях жизнедеятельности ребенка, способного прийти ему на помощь, в совершенстве владеющего комплексом общетеоретических и специальных знаний, совокупностью необходимых умений и навыков, обладающего определенными способностями. Несмотря на то, что каждый человек – неповторимая, яркая индивидуальность, у всех представителей профессии “педагог” также должны быть общие, специфические черты. Попробуем определить, каковы же эти требования к личностным особенностям педагога как профессионала.
Каждый,
кто выбирает профессию педагога,
берет на себя ответственность за
тех, кого он будет учить и воспитывать,
вместе с тем он отвечает за самого
себя, свою профессиональную подготовку,
свое право быть педагогом, учителем,
воспитателем. Достойное выполнение
профессионально
Во-первых,
следует объективно оценивать собственные
возможности, знать свои сильные
и слабые стороны, значимые для данной
профессии качества (особенности
саморегуляции, самооценки, эмоциональные
проявления, коммуникативные, дидактические
способности и т.д.). Во-вторых, педагог
должен обладать общей культурой
интеллектуальной деятельности (мышления,
памяти, восприятия, представления, внимания),
культурой поведения, общения и
педагогического общения в
Таким образом, профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими постулатами-заповедями его психолого-педагогической деятельности: уважай в ученике человека, личность (что является конкретизацией золотого правила древности - относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе); постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, “умственный аппетит” у других); передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.
Эти постулаты есть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика. В качестве специальных способностей можно выделить следующие: наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию (способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки), рефлексию и самоконтроль. “Определяя личностную характеристику педагога, важно помнить, что он работает в сфере “человек-человек”, которая предполагает способность успешно функционировать в системе межличностных отношений” [1; с.43]. Чтобы процесс развития проходил успешно, безболезненно для ребенка, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера, так называемая “гуманистическое пространство” (И.Д. Демакова). В создании такого пространства педагог занимает определенное место, играет одну из главных ролей. Используя слово, дело и наблюдение (диагностику), педагог создает условия, чтобы ребенок проявил себя. Для того чтобы помочь ребенку, можно определить основное правило - “Правило 7У”: “уверенность” - знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его. Педагог гарант соблюдения прав ребенка; “успешность” - берясь за любое дело, педагог должен предвидеть положительный результат, то есть быть уверен, что оно под силу детям и ему; “удивительность” - надо развивать в себе незаурядность, дети не любят “пирожки ни с чем”; “убедительность” - уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела; “уважительность” - необходимо взаимное уважение; уважаешь мнение детей, они уважают твое. Воспитание без уважения - подавление; “уравновешенность” - в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а анализировать и работать; «улыбчивость» - без чувства юмора в школе жить невозможно. Улыбка - это и оценка, и одобрение, и подбадривание.
“Педагогическая деятельность – многопрофильна и многоаспектна, но в какой бы сфере деятельности ни работал педагог (от практика до управленца), ему придется работать с людьми, и в первую очередь – с детьми. Его профессиональная компетенция будет определяться не только интеллектом, но и особенностями нервной системы: эмоциональной устойчивостью и повышенной работоспособностью в процессе общения, что позволит противостоять эмоциональной усталости при работе с детьми и развитию синдрома “эмоционального сгорания”, выдерживать большие нагрузки в социально-педагогических, психолого-терапевтических и других специфических процессах.
Особенности
эмоциональной сферы
Перечисляя
личностные особенности педагога, нужно
сказать, что они не являются общими
для разных уровней и сфер педагогической
деятельности. Они зависят и от
социально-политических, экономических
особенностей государства и его
культуры. Однако, в целом, они задают
профиль личности социального педагога.
Ранняя диагностика этих качеств
у будущего специалиста – важная
составная часть его
Понятие профессиональной компетентности педагога включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
“Педагогическая профессия, как уже отмечалось, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм (Л.И. Мищенко)” [2; с.11]. “Рамки компетенции любого специалиста устанавливаются соответствующим нормативно-правовым документом – квалификационной характеристикой, представляющей собой обобщенные требования к подготовленности специалиста на уровне его теоретического и практического опыта. Она является основополагающим документом подготовки и профессиональной деятельности специалиста и содержит его должностные обязанности; характеристику труда; основные знания и умения, которыми должен обладать выпускник того или иного учебного заведения либо практикующий специалист в данной должности” [4; с.15].
“Содержание педагогического образования как целое может быть рассмотрено как единство знаний и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к педагогической действительности. Взаимосвязь этих компонентов не противоречит их линейности, когда предшествующие элементы могут до определенного предела существовать отдельно от последующих, но последующие невозможны без предшествующих. Условно отделяя профессиональную компетентность от других личностных образований, мы имеем в виду, что усвоение знании (накопление информационного фонда) — не самоцель, а необходимое условие для выработки "знаний в действии", т.е. умений и навыков — главного критерия профессиональной готовности.
В
общем виде психолого-педагогические
знания определены учебными программами.
Отражая единство содержательной и
операциональной структур педагогической
деятельности, психолого-педагогическая
подготовка будущего педагога предполагает
достаточно широкие знания методологических
основ педагогики; закономерностей
социализации и развития личности;
сущности, целей и технологий воспитания
и обучения; законов возрастного
анатомо-физиологического и психического
развития детей, подростков, юношества.
Поэтому психолого-
Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания необходимое, но далеко не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико-практические и методические знания, являются предпосылкой педагогических умений и навыков”[3; с.36].
“Педагогические умения — это совокупность последовательно развертывающихся во внешнем или внутреннем плане педагогических действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), направленных на решение задач развития гармоничной личности и основанных на соответствующих теоретических знаниях. Такое понимание сущности педагогических умений имеет прямой выход в практику подготовки педагога. Во-первых, оно определяет ведущую роль теоретических знаний в становлении практической готовности будущих педагогов, а также единство теоретической и практической подготовки будущего педагога. Во-вторых, нацеливает на формирование в единстве умении педагогически мыслить и педагогически действовать, проявляющихся соответственно как система идеальных и система предметных действии. В-третьих, подчеркивает многоуровневый характер педагогических умений (от репродуктивного до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации отдельных действий”.