Шпараглка по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содежрит ответы на вопрсоы по дисциплине "Педагогика"

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 133.58 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32. Пед. деятельность К.Д.Ушинского. Вклад его в развитие педагогики в России. Константин Дмитриевич 1824-1870 основоположник отечественной научной пед, автор фактически первого отечественного капитального труда по пед антропологии «Чел как предмет воспитания. Опыт пед антропологии» 1867-1869 и знаменитых учебников для народной школы «Родное слово» 1864 и «Детский мир» 1861, а также известных статей: «О народности в общественном воспитании» 1857, «Родное слово», «Труд в его психическом и воспитательном значении»1860, «Нравственный элемент в русском воспитании». Применительно к России он выделил 3 основных принципа воспитания: народность, христианскую духовность и науку. Одной из главных задач русской народной уколы он считал сближение религиозного и светского образования. Основой пед системы Ушинского являлась народность, под которой он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное историческими особенностями его развития и географич, природными условиями его родины, в которых каждому народу приходится жить и трудиться. Он боролся против навязывания характерных черт немецкого воспитания другим народам, выступал за самобытность и оригинальность русской пед и русского воспитания. В работе «Чел как предмет воспитания. Опыт пед антропологии» доказывал, что предметом воспитания является чел как таковой, а потому искусство воспитания должно опираться на данные антропологических наук, на комплексное знание о чел. Именно антропологические знания дают возможность правильно, с учетом особенностей формирования и развития психики и физиологических особенностей ребенка определить содержание обучения и формы его организации. Считал необходимым строить обучение на основе учета возрастных, индивидуальных и физиологич особенностей детей. Специфики развития их психики. Призывал учитывать особенности развития внимания детей, памяти, воображения, чувственно-эмоциональной сферы, воли, факторы формирования характера. Внес существенный вклад в дискуссию между сторонниками формального и материального образования. Выступал против чрезмерного увлечения классическим образованием как средства общего развития и его противопоставления реальному как средству подготовки к практической деятельности. Признавая обе теории односторонними, он считал одинаково важным развитие умственных сил и способностей учащихся, также овладение необходимыми в жизни знаниями. Содержание образования, предложенное им, было ориентировано на изучение нац ценностей: родного яз, природы своей страны, отечественной географии, истории, лит. Им детально были разработаны методики повторения уч материала, формирования у детей общих представлений и понятий на основе наглядных представлений, одновременного развития мышления и речи у детей. Разработал классическое учение об уроке, определив его организационное строение, установив его отдельные виды. Урок достигает цели только тогда, когда ему придается определенное, строго продуманное направление и в его ходе используются разнообразные методы обучения. В пед системе Ушинского большое место было отведено ? воспитания Л, нравственного, совершенного чел. При этом он уделял внимание формированию у учащихся таких качеств, как любовь к Родине, гуманность, правдивость, правильно понятое чувство самолюбия, трудолюбие, дисциплинированность, целеустремленность. Протестовал против негуманного отношения к детям, против унижающих личность ребенка телесных наказаний. Средства воспитания: личный пример, убеждение, обучение, пед такт, меры предупреждения, поощрение и взыскание. Выступал против разделения функций воспитания и обучения в школе. Указывал на единство этих двух начал в деятельности учителя. В статье «Проект учительской семинарии» он рекомендовал основывать закрытые пед уча ведения для подготовки учителей народной школы, выдвигал идею создания пед факультетов в университетах для подготовки учителей средних уч заведений, а также пед классов при женских средних уч заведениях. Своим творчеством Ушинский охватил практически все основные аспекты пед теории, разработал лучшую для того времени методику начального обучения, что позволяет считать его основалетем русской научно-пед и методич школы.

 

 

 

 

 

34. Общественно-пед. движение в России в 60гг 19в. Пед. деятельность Н.И.Пирогова. Николай Иванович 1810-1881, известный русский хирург, педагог, попечитель Одесского и Киевского уч округов, сторонник идеи общечеловеческого воспитания. Его широко известная статья «Вопросы жизни» 1856 стимулировала развитие интересов общественности к пед проблематике, способствовала формированию широкого общественно-пед движения в России в 60-е гг. В ней он выступал против сословной школы. Ранней профессионализации. Усматривая цель воспитания в подготовке к жизни высоконравственного чел с широким интеллектуальным кругозором. Идея общечеловеческого воспитания могла быть реализована лишь в результате реорганизации всей системы образования. Он считал, что основанием школьной системы должна стать 2-летняя нач школа. После нее – классическая или реальная прогимназия со сроком обучения 4 года, затем- классическая 5-летняя или реальная 3-летняя гимназия. Завершающей ступенью образования должен стать либо университет, право поступления в который получают только выпускники классических гимназий, либо высшие спец. уч завед., куда поступают, в основном, выпускники реальных, а также классических гимназий. Такое решение ? было значительным шагом вперед по сравнению с существовавшей в России двойственной школьной системой. Когда гимназии были оторваны от начальных школ и предназначались преимущественно для детей дворян. «Высшую образовательную силу» он приписывал глубокому изучению древних языков, языка отечественного, истории и математики. Изучение этих предметов «образует и развивает дух чел» Главную роль в реформировании образовательной системы отводил «новому» учителю, стремящемуся осмыслить мир ребёнка «во всех возможных направлениях». Рассмотрению этой проблемы он посвятил статью «Быть или казаться». Однако эта проблема нВ ней была только заявлена, её рассмотрением занялись др педагоги. На посту попечителя Одесского уч округа Пирогов уделял большое внимание проблемам сельской и нац школы, повышению роли пед советов гимназий, много сделал для открытия в Одессе университета. В этот период он написал ряд оригинальных статей на пед темы: «Быть или казаться», «Нужно ли сечь в присутствии других детей?». Будучи попечителем Киевского уч округа, он усиленно работал над обоснованием путей совершенствования уч-воспит процесса в школе. Однако в ? о средствах установления дисциплины и порядка он проявил известную непоследовательность. Его циркуляр «О поступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа» был подвергнут критике в статьях Добролюбова «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами» 1860 и «От дождя да в воду»1861. В целом прогрессивная для своего времени деятельность Пирогова, её демократическая и гуманистическая направленность, творческий подход к решению актуальных пед проблем сыграли важную роль в развитии отечественного образования, как среднего, так и высшего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Пед взгляды революционеров-демократов Н.Г Чернышевского и Н.А.Добролюбова. В центре внимания оказались такие проблемы как цель, сущность и задачи воспитания, факторы формирования Л, ? дидактики, проблемы свободы Л и воспитания дисциплины. Николай Гаврилович Чернышевский 1828-1889 философ, экономист, писатель. Придавал просвещению, народному образованию громадное значение. Как и его предшественники, революционеры-демократы 30-40гг, он критиковал крепостническое воспитание. Считая, что подлинное просвещение народа станет возможным только тогда, когда народные массы революционным путём возьмут власть в свои руки. Цель воспитания видел в подготовке граждан-борцов с крепостничеством и царизмом, в подготовке чел, который ставит общественные интересы на 1 место и горячо любит свою родину. Образы таких людей, отдающих свои силы на общественное благо, всесторонне образованных, высоконравственных он показал в своем романе «Что делать?» 1862-63. Протестуя против угнетения и муштры детей, требовал уважения к Л ребёнка, развития его творчества и инициативы. Самым решительным образом он выступил против телесных наказаний детей. Главнейшим средством воздействия на них считал личный пример учителей и родителей. Чернышевский критиковал раннюю профессионализацию, которая была характерна для дореформенной школы, полагая, что молодому поколению нужно дать основательное общее образование. На базе которого может затем развиваться проф. Выдвигая идею всестороннего образования, он указал разницу между наукой и уч предметом, доказывал, что обучение должно не только вооружить учащихся суммой знаний. Но и развить их самостоятельное мышление, способствовать выработке правильного целостного мировоззрения.  Николай Александрович Добролюбов 1836-1861 в своих критических статьях, анализирующих произведения лучших русских писателей, уделил много внимания ? воспитания. Критикуя систему крепостнического воспитания, он отмечал, что она порождает у молодого поколения несамостоятельность суждений, слабоволие, отсутствие сознания общественного долга. Он разоблачал половинчатость либеральной пед, указывал, что для распространения истинного образования необходимо «изменение общественных отношений», т.е. революционная перестройка общества. Целью воспитания как и Чернышевский  - подготовка гражданина, всесторонне развитого в умственном, нравственном и физ отношениях. Он в период ожесточенных споров между сторонниками классического и реального образования выдвинул идею всестороннего образования, в котором основными предметами являются русский яз и лит, история, новые иностранные яз, математика, физика, естествознание и география. При этом он указывал, что обучение должно быть воспитывающим: развивать умственные способности, воспитывать любовь к родине, благородство чувств, стремление отдать свои силы на служение обществу. Преподавание должно учитывать возрастные особенности детей, быть наглядным, развивать привычку самостоятельно мыслить. Много внимания он уделил ? нравственного воспитания, которым посвятил свою главную пед статью «О значении авторитета в воспитании» 1857. Здесь он бичевал дрессировку и подавление Л детей, требовал уважения к ребёнку, выступал против применения телесных наказаний в школе и семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41. Пед. взгляды Дж.Дьюи. Лабораторная школа. Лидер педагогики прагматизма, или прогрессивизма амер философ, социолог, психолог, педагог Джон Дьюи 1859-1952. Основными чертами его научной теории были педоцентризм, опора в обучении на интересы и инстинкты детей, широкое применение труда в обучении, проблемный характер обучения, метод учения посредством делания. Кредо новой педоцентристской педагогики  он выразил в 1899г в работе «Школа и общество»: « В настоящее время начинающаяся перемена в деле нашего образования заключается в перемещении центра тяжести. Это – перемена, революция, подобно той. Которую произвел Коперник, когда астрономический центр был перемещен с Земли на Солнце. В данном случае ребенок становится солнцем, вокруг которого вращаются средства образования; он – центр, вокруг которого они организуются». Выступал за практическую направленность воспитания, предлагая решать его задачи посредством спонтанного развития ребенка, т.е. выдвинул идею создания «инструментальной» пед. Согласно этой концепции обучение сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребенка становится инструментом его познания, собственного его открытия. Конечным результатом обучения должна стать сформулированность навыков мышления, под которыми понималась способность к самообучению. Реализация идей Дьюи на практике осуществлялась в 1884-1916гг в разных школах. Так как педагог считал, что фундамент всей последующей школьной жизни закладывается в дошкольных учреждениях, то его первые практические опыты были связаны с маленькими детьми, которые с самого раннего возраста приучивались делать все самостоятельно преимущественно в игровой форме. Позже в школе опора делалась на трудовую деятельность – 11-19летние дети пряли, ткали, шили, т.е. учились «делать». Воспитатель и учитель должны были лишь направлять деятельность в соответствии с их способностями. Школа обязана была гибко реагировать на динамические изменения в обществе и должна была сама стать обществом в миниатюре. Школьное обучение следует начинать с деятельности учащихся. Единственным критерием пед ценности уч предмета выступал только его вклад в становление системы внутренней личностной ориентации. Последователи Килпатрик, Паркхерст полагали, что можно повлиять на жизнь ребенка, заботясь с детства о его здоровье, отдыхе и карьере будущего семьянина и члена общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Пед деят. А.С.Макаренко. Теория развития коллектива и её значение. Антон Семенович 1888-1939 педагог, писатель, автор известных произведений «Педагогическая поэма» 1935, «Флаги на башнях» 1938, «Книга для родителей» 1937. Талант Макаренко-педагога особенно ярко проявился, кода он возглавлял колонии для несовершеннолетних правонарушителей (колония им. Горького 1920-1927 и коммуна им. Дзержинского 1927-1939) Знание отечественного опыта и собственная пед практика позволили ему подойти к разработке системы воспитания, отвечающей задачам создания нового общества. Ядро его пед системы – теория коллективного воспитания. Он разработал принципиальные ? организации коллектива, методов воспитания в нем, диалектику внутри- и межколлективных отношений, методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, проблемы семейного воспитания. В руководимых им учреждениях он талантлива организовывал и использовал детское самоуправление, детскую игру, традиции. Благодаря детально разработанной системе воспитания более трех тысяч беспризорников стали полноценными гражданами своей страны. Много внимания уделил технологизации пед процесса. Разработанная им методика параллельного действия, перспективных линий, переключения страстей, метод взрыва, авансирование Л и т.д. получили широкое развитие и оказали большое влияние на практику воспитательной работы. Воплощенные в художественную форму, ярко и доступно изложенные идеи Макаренко стали притягательной силой для учителей-практиков. При жизни его обвиняли в демократизме, чрезмерном увлечении самоуправлением, нарушении принципов трудового воспитания. В 40-50гг из него делали кумира. В 90е гг появились злые памфлеты, критические статьи, в которых Макаренко представлялся основателем карательной педагогики. Однако следует признать, что его теоретические разработки и огромный практический опыт оказали существенное влияние как на развитие пед, так и на становление смежных с ней дисциплин – соц пед, пед психологии. Его произведения изданы во многих странах мира. Они вызывали восторженные оценки Барбюса, Галя, Валлона и др деятелей мировой культуры и образования, которые отмечали, что на худшем чел материале он сумел добиться самых высоких результатов в воспитании. В Германии созданы спец центры и кафедры по изучению опыта Макаренко. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Система образования  в Зап. Европе в период Реформации и Контрреформации. Иезуитская педагогика. На рубеже 15-16вв. набирает силу реформационное движение, выступившее против католицизма. Идеологи: Мартин Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли. Изучение и осмысление «Библии» самостоятельно, перестройка религиозного сознания масс. Обучение на родном языке. Обязательная нач. школа, но ур-нь знаний низкий, т.к. основная доля времени – религиозное воспитание. Идеи реорганизации черпались из практики обучения и воспитания братских общин. Учебные заведения в них организовывались по типу латинских тривиальных школ, имели квалифицированный состав учителей отличались продуманностью методов обучения. В них широко использовался опыт взаимного обучения, который в следствии был осмыслен англ. пед. и использован в практике многих европейских стран под названием белл-ланкастерской системы обучения. Перестройка средней и высшей школ осуществлялась сподвижниками Лютера – Филиппом Меланхтоном и Иоганном Штурмом. Меланхтон разработал учебный план – Саксонский устав, в котором подробно изложено содержание образования для лат. школы. Составил учебники по лат. и греч. грамматике и др. предметам. Школы работавшие по Саксонскому уставу, давали высокий уровень знаний и затем переименованы в гимназии. Гимназия основанная Штурмом в 1538г в Страсбурге – 1-ый эталон европ. школы. Основа: 3 идеи - благочестие, красноречие и знания. Классический тип образования. В рамках одного и того же исторического периода Возрождение и Реформация по-прежнему определяли взаимоотношения индивида и общества. Основа Реформации – идеал общины, подчиняющий себе личность. При помощи воспитания властвовали над людьми. К концу 16в гуманистическое мировоззрение полностью оттеснено идеологией Реформации и возродилось только в эпоху Просвещения. Контрреформация. Церковь выступила с конца 50гг 16в. против реформационных религиозных течений, но и против светской гуманистической культуры. Движущая сила – Различные католические ордены, наиболее воинственный из низ – орден иезуитов, основоположником его стал Игнатий Лойола, испанский военный, видный религиозный деятель. Создали в европ. странах широкую сеть уч. заведений: общедоступные бесплатные нач. школы, средние и высшие уч. заведения для детей господствующих классов. В конце 16в в их владении было 700 коллегий, 200 семинарий, университеты. Иезуитские школы – опыт лучших школ + стремление дать необходимые для жизни знания, физ. развитие, прививание хороших манер. Избегали переутомления, перегрузок. Материал тщательно разъяснялся, повторялся, иногда заучивался. Содержание – древние языки и элементы светских наук (мат., геогр., история и др.). Методы – межкассные и внутриклассные соревнования, конкурсы, театрализованные представления, школьное самоупавление и мн. др. Но всё это сочеталось с изощренной системой слежки и игрой на чел. страстях, авторитаризмом и формализмом. Цель – формирование преданности церкви, послушания, умения говорить и спорить. Развивали фанатическую преданность римско-католической религии и этим она стала реакционной, уводящие чел от идеала саморазвивающейся творческой Л. Средства воспитания – надзор и соревнования. Разработана система шпионажа и доносительства, которая позволяла подавлять нежелательные черты в характере детей. Система наград и поощрений + наказаний (калпаки, ослиные уши, мейки). Они первые ввели подготовку учителя. Иезуитские учителя получили репутацию лучших воспитателей юношества. Зная особенности каждого ученика, учитель мог влиять на него изнутри, что давало возможность избегать суровых наказаний, и воспитанники выносили хорошее впечатление о школе.

Информация о работе Шпараглка по "Педагогике"