Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 14:26, практическая работа
Задачи:Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспитание детей.
Теоретическая часть.
«Нравственное воспитание дошкольников: направления, средства, методы», выступление старшего воспитателя Ануфриевой И.В.
Практическая часть.
Показ открытых мероприятий.
* «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» - занятие в средней группе, воспитатель 1 квалификационной категории Хурасьева Г.А.
* «Разноцветные шары» - игра на развитие нравственно-волевых качеств детей, воспитатель 1 квалификационной категории Степанова О.И.
* «» психолог Плынина Е.Е.
* «» учитель-логопед Колесова Т.В.
3. Экспериментальная часть.
Исследовательская работа в старших группах «Незабудка», «Ромашка». Результаты исследования и их анализ. Воспитатели 2 квалификационной категории: Цулина О.А., Кузьминова Н.В.
4. Творческо-практическая часть.
Звучит музыка.
Воспитатель в роли Незнайки: "Здравствуйте, ребята.Вы меня узнали?
Дети:Да.
Незнайка:У меня
две папки с сюжетными
Дети: Да.
Рассматривание и обсуждение картинок:Картина№1 «Жадность».
Вопросы:
Почему девочка держит в руках так много игрушек?
Что думают про это её друзья?
Что бы вы сказали этой девочке, если бы встретились с ней?
В
какую папку положим
эту картинку? Почему?
Картина№2 «Забота».
Вопросы:
Что делают дети на картинке?
Наверное, бабушка заболела?
Что поможет бабушке быстрее выздороветь: лекарства или забота внуков?
Нужно ли заботиться о бабушке, когда она выздоровеет?
Как вы заботитесь о своих родных?
В
какую папку положим
эту картинку? Почему?
Физкультминутка. Звучит музыка.
Вот Незнайкапотянулся,
Раз нагнулся, разогнулся,
Руки в стороны развел,
Видно мячик не нашел,
Чтобы мячик нам достать,
На носочки
надо встать.
Картина №4 «Помощь».
Вопросы:
Что делает бабушка?
А внучка?
Какое у них настроение?
Подберите название к этой картине.
В
какую папку положим
эту картинку? Почему?
Картина№5 «Злость».
Вопросы:
Что собирается сделать мальчик?
Согласны ли вы с его поведением?
Как бы вы остановили его?..А может дать ему зеркальце, пусть посмотрит, каким некрасивым человеком становится злой человек?
В
какую папку положим
эту картинку? Почему?
Психогимнастика "Драка". Звучит Музыка.
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
"Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!"
Итог занятия.Молодцы, ребята. Я думаю, что вы будете всегда поступать хорошо. Я хочу сейчас вас угостить…
Открытый показ. Игра «Разноцветные шары». Средняя группа № 5 «Одуванчик. Проводит воспитатель 1 кв. категории Степанова О.И.
Цель: развивающая, адаптационная, коммуникативная, воспитательная.
Задачи: выработка у детей концентрации внимания, развитие коммуникативных навыков, умения различать цвета, формирование волевых качеств и овладение своим поведением, быстроты реакции.
Игровой материал: воздушные шары разных цветов парные по цвету+1 лишний.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям взять по одному шарику любого цвета. По сигналу (удар в бубен) дети разбегаются по площадке, помахивая шариками над головой (можно использовать музыку). По следующему сигналу: «Эй, дружок, не зевай, быстро пару выбирай!» - дети, имеющие шарики одного цвета, находят себе пару (обнимаются, «дружатся» - музыка меняется). К оставшемуся без пары ребёнку все играющие обращаются со словами: «Дима, Дима, не зевай, быстро пару выбирай!».
Затем все произвольно обмениваются шариками, и игра повторяется 4-5 раз.
Дополнительные рекомендации: Перед началом игры организуется ритуал начала: «Дружба начинается с улыбки». После игры дети дарят своё настроение, улыбки и шарики гостям.
Правила игры: 1. Дети во время игры спокойно передвигаются по площадке (медленный бег), не толкают друг друга, не выходят за пределы игровой зоны.
2. Дети выполняют движения точно по сигналу. 3. Дети образуют пары только с детьми, имеющими шарик того же цвета.
………………………………………………………………………………
3. Экспериментальная часть
работы
по нравственному воспитанию.
Была проведена исследовательская работа в старших группах «Незабудка», «Ромашка». Использованы две методики.
Методы исследования.
1. Методика «Закончи историю»(«Незабудка»)
Методика
предназначена для изучения
Инструкция. Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи.
Примеры ситуаций:
История I.Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила...
Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?
История 2.Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила...
Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История 3.Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…
Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?
История 4.Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…
Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?
Все ответы детей фиксируются в протоколе.
Обработка результатов:
* 0 баллов — ребенок не может оценить поступки детей.
* 1 балл — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
* 2 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
* 3 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
2. Методика «Сюжетные картинки»(«Ромашка»)
Методика
«Сюжетные картинки»
Ребенку предъявляют
картинки с изображением
Инструкция.Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой — плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.
Исследование
проводится индивидуально. В
Обработка результатов.
* 0 баллов — ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
* 1 балл — ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
* 2 балла — правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
* 3 балла — ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются к мимике, активной жестикуляции и т. д.
Результаты исследования и их анализ.
ОТЧЁТ:
Диагностировались 15 детей в каждой группе. Результаты диагностики представлены в таблицах 1, 2.
Таблица 1. (Методика «Закончи историю»(«Незабудка»))
Оценка осознания детьми нравственных норм.
№ | Испытуемый | Называет нравственную норму | Оценка поведения детей | Мотивировка оценки | Количество баллов |
1. | Шамина Настя | 1 | 2 | - | 3 |
2. | Ионин Влад | 1 | 1 | 1 | 3 |
АНАЛИЗ исследования.
Из диаграммы мы видим, что почти половина испытуемых (53 %) показала высокое осознание нравственных норм, большая часть испытуемых (33 %) показала среднее осознание нравственных норм и лишь маленький процент испытуемых (7 %) показали низкий и очень низкий уровень осознания нравственных норм.
Таким
образом, мы можем сказать, что в
проверенной нами группе у детей
хороший уровень осознания
Таблица 2.(Методика «Сюжетные картинки»(«Ромашка»))
Оценка эмоционального отношения к нравственным нормам у дошкольников.
№ | Испытуемый | Раскладывание картинок | Обоснование своих действий | Эмоциональ-ные реакции | Количество баллов |
1. | Борисова Лера | + | - | +/- | 1 |
2. | Галкин | + | + | +/- | 2 |
АНАЛИЗ исследования.
Из
диаграммы видно, что большинство
протестированных детей (47 %) имеют высокое
эмоциональное отношение к