Нравственно-духовное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:33, статья

Описание работы

В данной статье даются ответы на такие вопросы: Почему в настоящее время проблеме нравственно-духовного воспитания подрастающего поколения уделяется так много внимания? И как сделать процесс воспитания наиболее эффективным?

Работа содержит 1 файл

Нраственно-духовное воспитание.doc

— 44.00 Кб (Скачать)

Нравственно-духовное воспитание

 Ракова Ирина Владимировна

ноябрь, 2012г.

 

Почему в настоящее  время проблеме нравственно-духовного  воспитания подрастающего поколения  уделяется так много внимания? И как сделать процесс воспитания наиболее эффективным? Ответ на эти вопросы, по моему мнению, вытекает из рассмотрения современных тенденций воспитательных процессов в мировом сообществе. Создавая систему воспитательной работы в современной школе, целесообразно использовать рекомендации, которые даны в докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие». В этих рекомендациях говорится, что школа призвана воспитывать учащихся - будущих выпускников так, чтобы:

- научить их учиться;

- научить жить;

- научить жить  вместе;

- научить работать  и зарабатывать.

Глобализация процессов  в современном мировом сообществе приводит нас к осознанию следующей необходимости: в мире на данный момент особую ценность приобретают такие качества характера будущего взрослого (и школа призвана сформировать их), как умение сопереживать другому человеку, терпимость, способность к пониманию и принятию иной точки зрения и мнения, демократичность и гуманизм. При этом необходимо помнить, что гражданином мира может быть только тот человек, который научился быть гражданином своей страны и своего народа, который является патриотом не на словах, а на деле, умеет везде и всегда достойно представлять свою страну и свой народ, его достижения и культуру.

В Послании Президента нашей  республики «Социально-экономическая  модернизация – главный вектор развития Казахстана», обнародованном 27 января 2012 года, говорится: «Важно усилить воспитательный компонент процесса обучения. Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от форм собственности».

В тесной связи со сказанным  выше, в районной программе «Обучение», разработанной на     годы, в качестве приоритетного направления  воспитательной работы в школе выбрано  «Нравственно-духовное воспитание».

Будущее нашей планеты зависит от степени духовного, нравственного состояния каждого ее обитателя. Многочисленными исследованиями установлено, что в современном обществе в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети, начиная с дошкольного возраста испытывают дефицит знаний о духовных ценностях: семья, добро, совесть, честь, верность и т.д. В районной программе «Обучение» отмечено, что внедрение нравственно-духовного воспитания (в том числе предмета «Самопознание») в систему образования РК будет содействовать успешному развитию ресурсов нации.

На современном этапе  возникла осознанная необходимость  нравственно-духовного самосовершенствования  подрастающего поколения, воспитания ценностного отношения ученика к себе и окружающему миру (потребность любить и быть любимым). Необходима адаптация молодого поколения через обучение, воспитание, просвещение.

Таким образом, целью  работы школы должно стать целенаправленное, поэтапное воспитание детей в  духе общечеловеческих ценностей.

По словам известного педагога Ушинского, в деле духовно-нравственного воспитания ключевую роль занимает личность воспитателя. Чтобы идти в ногу со временем, мы с вами должны постоянно развиваться, совершенствоваться. На слайде__ указана оптимальная структура личностных качеств педагога – показателей его профессиональной пригодности:

- доброта

- высокий интеллект

-эмоциональная устойчивость  и настойчивость

- оптимизм

- высокий моральный,  нравственный и творческий потенциал

- добросовестность

- общительность

- восприимчивость  к новым идеям и взглядам

- организованность

Для успешной реализации задач нравственно-духовного развития учащихся в повседневной жизни педагогам предстоит учиться:

  1. Выявлять жизненные проблемы своих воспитанников и осуществлять их нравственно-духовное развитие в контексте этих проблем:
  2. Выстраивать образовательный процесс в форме рефлексивно-смыслопоискового диалога;
  3. Создавать условия для творческого самопроявления воспитанников в социальных проектах, а также других формах работы, где можно реализовать свои способности и наклонности;
  4. Культивировать традиции повседневного поведения и общения воспитанников в соответствии с нормативно-духовными нормами.

 

Каковы же содержательный и процессуальный аспекты нравственно-духовного воспитания? Какие основные задачи необходимо решать в   нелегком деле воспитания подрастающего поколения?

Это:

- во-первых, формировать общечеловеческие ценности (слайд __)

- учить позитивно мыслить

- раскрывать потенциал  ребенка

- помогать ребенку самому делать открытия

- обеспечивать свободу выбора и творчества

- учить жить здесь  и сейчас

- искать смысл жизни.

 

Общепризнанно, что среди  источников нравственно-духовного  воспитания детей  (слайд ___ ) школа занимает одно из ведущих мест. И в целях повышения эффективности решения школой задач нравственно-духовного воспитания, в организационно-управленческой деятельности необходимо придерживаться следующих приоритетных направлений:

  1. Обеспечение школ нравственно-правовыми и организационно-управленческими основами предмета.
  2. Совершенствование образовательной среды учебных заведений для полноценного развития личности.
  3. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров по самопознанию.
  4. Развитие социального партнерства как механизма вовлечения сообщества в образовательный процесс, направленный на нравственно-духовное обогащение детей и молодежи.
  5. Укрепление информационно-ресурсного потенциала нравственно-духовного образования.

 

Резюмируя вышесказанное, отмечу, что главным принципом эффективной воспитательной системы школы является  следующее положение. Нравственно-духовное воспитание подрастающего поколения должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности  школьника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром. В идеале мы должны стремиться получить следующий духовно-нравственный портрет ребенка. (обратите внимание на слайд___).

Добрый, не причиняющий  зла живому

Честный и справедливый

Любящий и заботливый

Трудолюбивый и настойчивый

Творящий и оберегающий  красоту мира

Стремящийся к знаниям  и критично мыслящий

Смелый и решительный 

Свободолюбивый и ответственный

Самостоятельный и законопослушный

Чувствующий свою связь  со своим народом, страной, культурой

Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам

Патриотичный (готовый  поступиться своими интересами)

Толерантный (уважающий  других, не похожих на него)

Эмпатичный (сопереживающий, сочувствующий, отзывчивый)

Оптимистичный, позитивно  мыслящий

Адекватно оценивающий себя

В заключение своего выступления  отмечу основные направления работы Убинской школы по нравственно-духовному  воспитанию.


Информация о работе Нравственно-духовное воспитание