Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 05:33, статья
В данной статье даются ответы на такие вопросы: Почему в настоящее время проблеме нравственно-духовного воспитания подрастающего поколения уделяется так много внимания? И как сделать процесс воспитания наиболее эффективным?
Нравственно-духовное воспитание
Ракова Ирина Владимировна
ноябрь, 2012г.
Почему в настоящее время проблеме нравственно-духовного воспитания подрастающего поколения уделяется так много внимания? И как сделать процесс воспитания наиболее эффективным? Ответ на эти вопросы, по моему мнению, вытекает из рассмотрения современных тенденций воспитательных процессов в мировом сообществе. Создавая систему воспитательной работы в современной школе, целесообразно использовать рекомендации, которые даны в докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие». В этих рекомендациях говорится, что школа призвана воспитывать учащихся - будущих выпускников так, чтобы:
- научить их учиться;
- научить жить;
- научить жить вместе;
- научить работать и зарабатывать.
Глобализация процессов в современном мировом сообществе приводит нас к осознанию следующей необходимости: в мире на данный момент особую ценность приобретают такие качества характера будущего взрослого (и школа призвана сформировать их), как умение сопереживать другому человеку, терпимость, способность к пониманию и принятию иной точки зрения и мнения, демократичность и гуманизм. При этом необходимо помнить, что гражданином мира может быть только тот человек, который научился быть гражданином своей страны и своего народа, который является патриотом не на словах, а на деле, умеет везде и всегда достойно представлять свою страну и свой народ, его достижения и культуру.
В Послании Президента нашей республики «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», обнародованном 27 января 2012 года, говорится: «Важно усилить воспитательный компонент процесса обучения. Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от форм собственности».
В тесной связи со сказанным выше, в районной программе «Обучение», разработанной на годы, в качестве приоритетного направления воспитательной работы в школе выбрано «Нравственно-духовное воспитание».
Будущее нашей планеты зависит от степени духовного, нравственного состояния каждого ее обитателя. Многочисленными исследованиями установлено, что в современном обществе в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети, начиная с дошкольного возраста испытывают дефицит знаний о духовных ценностях: семья, добро, совесть, честь, верность и т.д. В районной программе «Обучение» отмечено, что внедрение нравственно-духовного воспитания (в том числе предмета «Самопознание») в систему образования РК будет содействовать успешному развитию ресурсов нации.
На современном этапе
возникла осознанная необходимость
нравственно-духовного
Таким образом, целью работы школы должно стать целенаправленное, поэтапное воспитание детей в духе общечеловеческих ценностей.
По словам известного педагога Ушинского, в деле духовно-нравственного воспитания ключевую роль занимает личность воспитателя. Чтобы идти в ногу со временем, мы с вами должны постоянно развиваться, совершенствоваться. На слайде__ указана оптимальная структура личностных качеств педагога – показателей его профессиональной пригодности:
- доброта
- высокий интеллект
-эмоциональная устойчивость и настойчивость
- оптимизм
- высокий моральный,
нравственный и творческий
- добросовестность
- общительность
- восприимчивость к новым идеям и взглядам
- организованность
Для успешной реализации задач нравственно-духовного развития учащихся в повседневной жизни педагогам предстоит учиться:
Каковы же содержательный и процессуальный аспекты нравственно-духовного воспитания? Какие основные задачи необходимо решать в нелегком деле воспитания подрастающего поколения?
Это:
- во-первых, формировать общечеловеческие ценности (слайд __)
- учить позитивно мыслить
- раскрывать потенциал ребенка
- помогать ребенку самому делать открытия
- обеспечивать свободу выбора и творчества
- учить жить здесь и сейчас
- искать смысл жизни.
Общепризнанно, что среди источников нравственно-духовного воспитания детей (слайд ___ ) школа занимает одно из ведущих мест. И в целях повышения эффективности решения школой задач нравственно-духовного воспитания, в организационно-управленческой деятельности необходимо придерживаться следующих приоритетных направлений:
Резюмируя вышесказанное, отмечу, что главным принципом эффективной воспитательной системы школы является следующее положение. Нравственно-духовное воспитание подрастающего поколения должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности школьника, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром. В идеале мы должны стремиться получить следующий духовно-нравственный портрет ребенка. (обратите внимание на слайд___).
Добрый, не причиняющий зла живому
Честный и справедливый
Любящий и заботливый
Трудолюбивый и настойчивый
Творящий и оберегающий красоту мира
Стремящийся к знаниям и критично мыслящий
Смелый и решительный
Свободолюбивый и ответственный
Самостоятельный и законопослушный
Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
Патриотичный (готовый поступиться своими интересами)
Толерантный (уважающий других, не похожих на него)
Эмпатичный (сопереживающий, сочувствующий, отзывчивый)
Оптимистичный, позитивно мыслящий
Адекватно оценивающий себя
В заключение своего выступления отмечу основные направления работы Убинской школы по нравственно-духовному воспитанию.