Нравственное воспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: определить значение нравственного воспитания учащихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
Описать сущность и принципы нравственного воспитания учащихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
Установить взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания.
Определить роль семьи и социального окружения в формировании ценностей подростков.
Проанализировать проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
Психолого-педагогические основы нравственного воспитания 6
1.1. Сущность и основные принципы нравственного воспитания 6
1.2. Специфика процесса нравственного воспитания и критерии нравственной воспитанности 9
1.3. Нравственный опыт. Единство нравственного и эстетического воспитания 13
ГЛАВА 2 16
Формы, пути, способы нравственного воспитания учащихся 16
2.1. Методы и специфика нравственного воспитания учащихся 16
2.2. Роль семьи и социального окружения в формировании ценностей подростков 17
2.3. Нравственное воспитание учащихся с отклонениями в поведении 21
2.4. Проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи 23
2.5. Духовная составляющая нравственного воспитания 28
Заключение 31
ЛИТЕРАТУРА 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования

«Мозырский  государственный педагогический университет

им. И.П. Шамякина» 
 
 
 

                    Кафедра педагогики 
                     
                     
                     

Курсовая  работа:

НРАВСТВЕННОЕ  ВОСПИТАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Курсовая  работа

                    по  педагогике

                    студентки 2 курса 4 группы

                    инженерно-педагогического  факультета

                                                                                           Бойко И.И.

                    Научный руководитель:

                    старший преподаватель

                    Замыко Л.А. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Мозырь, 2010 
СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Кто успевает в науках,

       но отстает в  добрых нравах,

       тот больше отстает,  чем успевает.

     Я.А. Коменский 

     Концепция непрерывного воспитания детей и  учащейся молодежи в Республике Беларусь определяет подходы к процессу воспитания, основные направления воспитания детей  и учащейся молодежи, составляющие систему воспитания в нашей стране и базирующиеся на принципах непрерывности и преемственности учебно-воспитательной деятельности. Данная Концепция закрепляет приоритеты воспитания в учреждениях образования: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота своей страны.

     В Концепции говориться, что «Нравственная  культура характеризует степень  освоения обучающимся морального опыта  общества, меру воплощения этого опыта  в поведении и в отношении  с другими людьми. Воспитание нравственной культуры предполагает приобщение обучающихся к общечеловеческим  и национальным моральным ценностям, потребность в нравственном совершенствовании. Содержание воспитательной работы по формированию нравственной культуры личности включает в себя создание у обучающихся представления и понимания нравственных основ общества, развитие нравственных чувств (совестливости, сопереживания, честности), воспитание высоких моральных качеств (доброты, милосердия и др.), формирование норм поведения (вежливости, тактичности, соблюдение правил этикета и др.).»

     Но  следует различать такие понятия  как «нравственная культура личности»  и «нравственное воспитание». Нравственная культура личности – это степень  освоения личностью морального опыта  общества, который выражается в уровне развития нравственных понятий, суждений, чувств, ценностей, оценок. Нравственное воспитание – это процесс взаимодействия воспитателя и коллектива воспитанников, направленный на формирование должного уровня нравственной воспитанности учащегося в соответствии с идеалами общества.

     В Концепции также указываются  необходимые для воспитания нравственной культуры личности условия:

  • наличие нравственно-эстетической культуры педагога;
  • нравственно благоприятная среда в учреждении образования, позитивное взаимодействие между педагогом и обучающимся;
  • актуализация нравственного потенциала личности;
  • педагогическая поддержка потребности в нравственном самосовершенствовании; наличие нравственного идеала;
  • реализация нравственного потенциала всех видов деятельности.

     Исходя  из этого, нравственное воспитание учащихся начинается в раннем детстве, продолжается на протяжении обучения в школе, среднем или высшем учебном заведении. Цель всех учебных заведений заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе. Значит, нравственное воспитание играет большую роль в формировании личности.

     Основные  критерии сформированности нравственной культуры личности:

  • развитость эмоциональной сферы;
  • развитость нравственных понятий, суждений, ценностей, оценок, этических норм; способность к нравственному выбору;
  • сформированность ведущих нравственных качеств, культуры поведения.

     Чтобы соответствовать этим критериям  педагог должен организовать целенаправленную работу по нравственному просвещению  личности, включить учащихся в разные виды деятельности и общения, которые предполагают нравственный выбор и оценку.

     Ввиду актуальности проблемы «Нравственное  воспитание в общеобразовательных  и профессиональных учебных заведениях»  мы и выбрали ее в качестве темы исследования.

     Цель  курсовой работы: определить значение нравственного воспитания учащихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.

     В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  1. Описать сущность и принципы нравственного воспитания учащихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
  2. Установить взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания.
  3. Определить роль семьи и социального окружения в формировании ценностей подростков.
  4. Проанализировать проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи.

     При написании курсовой работы были использованы методы исследования:

    • анализ научно-педагогической и методической литературы;
    • описание;
    • беседа;
    • наблюдение;
    • изучение передового педагогического опыта.

     Данная  курсовая работа состоит из двух глав и трех приложений.

     В первой главе раскрываются сущность нравственного воспитания, рассматривается специфика нравственного воспитания, дается определение понятию «нравственный опыт».

     Вторая  глава определяет основные методы нравственного воспитания, роль семьи в формировании ценностей подростков, определяет, какую роль играет церковь при нравственном воспитании.

     Приложение 1 – классный час для проведения во внеурочное время. В приложении 2 – информационный час, проведенный в УО «Гимназия г. Калинковичи». Приложение 3 – план мероприятий библиотеки по нравственному воспитанию учащихся.

 

ГЛАВА 1

Психолого-педагогические основы нравственного  воспитания

1.1. Сущность и основные принципы нравственного воспитания

 

     В процессе воспитания личности исключительно  важное значение имеет формирование её нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности – в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно-административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность, или мораль.[13, 340]  

     Мораль  как форма общественного сознания рождается в системе конкретно-исторических общественных отношений, является их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регулирующих взаимоотношения между людьми, их отношение к вещам и явлениям реального мира. Мораль, опираясь на силу общественного мнения, использует духовное поощрение, понуждение, побуждение, осуждение, воздействие на сознание людей, воспитывает их в духе принятых в обществе моральных законов. Нравственность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести.              

     Научная концепция происхождения, сущности морали и нравственного воспитания разработана, например, в марксистско-ленинском  учении о формах общественного сознания. Эта теория подчеркивает конкретно-исторический характер морали, подвергает сомнению идею вечной и неизменной нравственности, подчеркивает ее объективный классовый характер. Анализ соотношения и взаимодействия классовой и общечеловеческой морали сохраняет свое научно-теоретическое и практическое значение и сегодня.

     В связи с введением в нашем  обществе многоукладности, многообразия форм собственности происходит социальное расслоение, а вместе с ним и  расхождение представлений, понятий  о моральных принципах и нравственном поведении. Так, например, в одних социальных слоях сохраняется негативное отношение к эксплуатации человека человеком; в других – не видят ничего безнравственного в частичной эксплуатации, в создании резервной армии безработных, в поляризации богатства и бедности.

     Вместе  с тем нельзя не видеть, что по сравнению с периодом Октябрьской  революции произошли изменения  в области экономики и всей идеологической надстройки. В обществе накоплен опыт централизованного планирования, морально-политического единства. Выработан ряд общих духовных и нравственных ценностей. Все это дает возможность сегодня говорить о приоритете общечеловеческих моральных императивов перед классовыми. К пониманию необходимого морального единства в обществе подталкивает и горький опыт сегодняшнего роста социальной напряженности, разрушительных последствий забастовок, межнациональных столкновений. Приоритету общечеловеческих ценностей способствуют и глобальные процессы и взаимодействия. Это единство мирового экономического хозяйства и разделение труда, экологическое единство планеты, единство культуры, опасность атомной войны, невозможность в одиночку справиться с голодом, болезнями, последствиями природных катастроф, стихийных бедствий. Все это, конечно, не снимает проблем социально-классового противостояния  людей и классового подхода к морали. Однако в диалектическом взаимодействии классовых и общечеловеческих императивов общечеловеческие интересы и ценности выходят на первый план, освобождают людей от классового ослепления, позволяют смотреть на классовые противостояния, противоборства сквозь призму нового мышления.[7, 321-322] 

     Нравственное  сознание человека в его единстве с его эмоциональной сферой и поведением представляет собой сложное явление. Оно складывается из первичных нравственных представлений, которые в течение жизни усложняются и обогащаются, интегрируются в нравственные понятия. Однако сердцевиной человеческой нравственности является нравственное чувство, переживания, совесть. Безнравственный индивид может иметь достаточно ясные представления о нормах нравственности. Но человек не может быть безнравственным, если у него развито нравственное чувство, способность к моральным переживаниям и мучениям совести. Нравственное чувство неразрывно связано с нравственным идеалом, идеальным представлением о поведении человека, его отношении к жизни. Совершенное, активное, творческое исполнение моральных требований общества и есть нравственный идеал.

     На  путях движения к нравственному  идеалу подростки, юноши и девушки, переживают нравственные искания, осуществляют поиски самих себя, познание своей сущности, определение своего места в сложных, противоречивых нравственных отношениях. Нравственные искания постоянно ставят школьников перед нравственным выбором в большом и малом между принципиальным и беспринципным поведением.

Информация о работе Нравственное воспитание