Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить значение нравственного воспитания учащихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
Описать сущность и принципы нравственного воспитания учащихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
Установить взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания.
Определить роль семьи и социального окружения в формировании ценностей подростков.
Проанализировать проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
Психолого-педагогические основы нравственного воспитания 6
1.1. Сущность и основные принципы нравственного воспитания 6
1.2. Специфика процесса нравственного воспитания и критерии нравственной воспитанности 9
1.3. Нравственный опыт. Единство нравственного и эстетического воспитания 13
ГЛАВА 2 16
Формы, пути, способы нравственного воспитания учащихся 16
2.1. Методы и специфика нравственного воспитания учащихся 16
2.2. Роль семьи и социального окружения в формировании ценностей подростков 17
2.3. Нравственное воспитание учащихся с отклонениями в поведении 21
2.4. Проблемы нравственного воспитания учащейся молодежи 23
2.5. Духовная составляющая нравственного воспитания 28
Заключение 31
ЛИТЕРАТУРА 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 34
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Мозырский государственный педагогический университет
им. И.П. Шамякина»
Кафедра
педагогики
Курсовая работа:
НРАВСТВЕННОЕ
ВОСПИТАНИЕ
Курсовая работа
по педагогике
студентки 2 курса 4 группы
инженерно-педагогического факультета
Научный руководитель:
старший преподаватель
Замыко Л.А.
Мозырь,
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Кто успевает в науках,
но отстает в добрых нравах,
тот больше отстает, чем успевает.
Я.А.
Коменский
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь определяет подходы к процессу воспитания, основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, составляющие систему воспитания в нашей стране и базирующиеся на принципах непрерывности и преемственности учебно-воспитательной деятельности. Данная Концепция закрепляет приоритеты воспитания в учреждениях образования: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота своей страны.
В Концепции говориться, что «Нравственная культура характеризует степень освоения обучающимся морального опыта общества, меру воплощения этого опыта в поведении и в отношении с другими людьми. Воспитание нравственной культуры предполагает приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным моральным ценностям, потребность в нравственном совершенствовании. Содержание воспитательной работы по формированию нравственной культуры личности включает в себя создание у обучающихся представления и понимания нравственных основ общества, развитие нравственных чувств (совестливости, сопереживания, честности), воспитание высоких моральных качеств (доброты, милосердия и др.), формирование норм поведения (вежливости, тактичности, соблюдение правил этикета и др.).»
Но
следует различать такие
В Концепции также указываются необходимые для воспитания нравственной культуры личности условия:
Исходя из этого, нравственное воспитание учащихся начинается в раннем детстве, продолжается на протяжении обучения в школе, среднем или высшем учебном заведении. Цель всех учебных заведений заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе. Значит, нравственное воспитание играет большую роль в формировании личности.
Основные критерии сформированности нравственной культуры личности:
Чтобы соответствовать этим критериям педагог должен организовать целенаправленную работу по нравственному просвещению личности, включить учащихся в разные виды деятельности и общения, которые предполагают нравственный выбор и оценку.
Ввиду актуальности проблемы «Нравственное воспитание в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях» мы и выбрали ее в качестве темы исследования.
Цель курсовой работы: определить значение нравственного воспитания учащихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
При написании курсовой работы были использованы методы исследования:
Данная курсовая работа состоит из двух глав и трех приложений.
В первой главе раскрываются сущность нравственного воспитания, рассматривается специфика нравственного воспитания, дается определение понятию «нравственный опыт».
Вторая глава определяет основные методы нравственного воспитания, роль семьи в формировании ценностей подростков, определяет, какую роль играет церковь при нравственном воспитании.
Приложение 1 – классный час для проведения во внеурочное время. В приложении 2 – информационный час, проведенный в УО «Гимназия г. Калинковичи». Приложение 3 – план мероприятий библиотеки по нравственному воспитанию учащихся.
В
процессе воспитания личности исключительно
важное значение имеет формирование её
нравственности. Дело в том, что люди, будучи
членами социальной системы и находясь
во множестве общественных и личных связей
между собой, должны быть определенным
образом организованы и в той или иной
мере согласовывать свою деятельность
с другими членами сообщества, подчиняться
определенным нормам, правилам и требованиям.
Вот почему в каждом обществе вырабатывается
множество разнообразных средств, функцией
которых является регуляция поведения
человека во всех сферах его жизни и деятельности
– в труде и в быту, в семье и в отношениях
с другими людьми, в политике и науке, в
гражданских проявлениях, играх и т.д.
Такую регулирующую функцию, в частности,
выполняют правовые нормы и различные
постановления государственных органов,
производственно-
Мораль
как форма общественного
Научная концепция происхождения, сущности морали и нравственного воспитания разработана, например, в марксистско-ленинском учении о формах общественного сознания. Эта теория подчеркивает конкретно-исторический характер морали, подвергает сомнению идею вечной и неизменной нравственности, подчеркивает ее объективный классовый характер. Анализ соотношения и взаимодействия классовой и общечеловеческой морали сохраняет свое научно-теоретическое и практическое значение и сегодня.
В связи с введением в нашем обществе многоукладности, многообразия форм собственности происходит социальное расслоение, а вместе с ним и расхождение представлений, понятий о моральных принципах и нравственном поведении. Так, например, в одних социальных слоях сохраняется негативное отношение к эксплуатации человека человеком; в других – не видят ничего безнравственного в частичной эксплуатации, в создании резервной армии безработных, в поляризации богатства и бедности.
Вместе
с тем нельзя не видеть, что по
сравнению с периодом Октябрьской
революции произошли изменения
в области экономики и всей
идеологической надстройки. В обществе
накоплен опыт централизованного
Нравственное сознание человека в его единстве с его эмоциональной сферой и поведением представляет собой сложное явление. Оно складывается из первичных нравственных представлений, которые в течение жизни усложняются и обогащаются, интегрируются в нравственные понятия. Однако сердцевиной человеческой нравственности является нравственное чувство, переживания, совесть. Безнравственный индивид может иметь достаточно ясные представления о нормах нравственности. Но человек не может быть безнравственным, если у него развито нравственное чувство, способность к моральным переживаниям и мучениям совести. Нравственное чувство неразрывно связано с нравственным идеалом, идеальным представлением о поведении человека, его отношении к жизни. Совершенное, активное, творческое исполнение моральных требований общества и есть нравственный идеал.
На путях движения к нравственному идеалу подростки, юноши и девушки, переживают нравственные искания, осуществляют поиски самих себя, познание своей сущности, определение своего места в сложных, противоречивых нравственных отношениях. Нравственные искания постоянно ставят школьников перед нравственным выбором в большом и малом между принципиальным и беспринципным поведением.