Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 20:03, реферат
Разумеется, эти два понятия неразрывно связаны между собой. Ведь с самого детства происходит формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. И много из этого опирается в первую очередь на религию. Для примера можно рассмотреть такой пример, нравственное воспитание – воспитывает заботу к окружающим людям. Этому же учит нас и религия, какой бы она не являлась. С древних веков, религия оказывала огромное влияние на воспитание и устои общества.
Введение 3
1.Сущность понятий нравственное воспитание и религиозное воспитание 5
2.Задачи нравственно-религиозного воспитания 10
Заключение 14
Список используемой литературы 16
ГУУ ИУФиНА «Государственный Университет Управления»
в г. Москва.
Кафедра управления инновациями в реальном секторе экономики.
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «ЕНОИТ»
на тему: «Религия и нравственное воспитание»
студент 1 курса, гр. менеджмент 1-1
Лебедев Алексей Викторович
г. Москва, 2013 г.
Оглавление
Тема моего реферата звучит как религия и нравственное воспитание. Разумеется, эти два понятия неразрывно связаны между собой. Ведь с самого детства происходит формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. И много из этого опирается в первую очередь на религию. Для примера можно рассмотреть такой пример, нравственное воспитание – воспитывает заботу к окружающим людям. Этому же учит нас и религия, какой бы она не являлась. С древних веков, религия оказывала огромное влияние на воспитание и устои общества. Учёные определили, что после семьи, религия является важным фактором формирования духовности человека. Конечно, духовность человека определяется не только религией. Можно быть убежденным атеистом, но совершать благие дела и поступать по совести, быть честным и порядочным человеком, понимающим и сочувствующим людским бедам, ориентирующимся на общечеловеческие ценности. Или, к примеру, религиозным фанатиком, вызывающим в душе неприятие и беспокойство. Истинная вера должна быть внутри, душе, в поступках и помыслах, и здесь любые крайности ни к чему хорошему не приведут. Как говорится, каждый выбирает для себя «женщину, религию, дорогу…». Поэтому эта тема очень сложная и важная в жизни любого человека. Сложность ее обостряется неоднозначными взглядами на религию и ее влияние на воспитание личности. Но, так или иначе, перед каждой личностью встает выбор, и чем раньше он сделает этот выбор, тем легче ему будет ориентироваться по жизни. Человек будет знать свой ориентир, и ему будет легче идти к поставленным целям, не нарушаю своих принципов и идеалов. На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.
Решая задачи воспитания,
необходимо опереться на разумное и
нравственное в человеке, определить
ценностные основы собственной жизнедеятельности,
обрести чувство
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Из определения понятно, что нравственность как личностная характеристика – явление весьма сложное, многоуровневое, объемлющее такие личностные структуры как разум, чувства, воля. Поэтому нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания:
Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности. «Нравственная воспитанность» – это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие сильной воли, способность осуществлять нравственно - волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.
Мы немного
разобрались, что же такое нравственное
воспитание. Теперь нужно выяснить,
что же такое религия. Религия — особая форма осознания
мира, обусловленная верой в сверхъес
— целенаправленное и планомерное взращивание верующих посредством внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и вероучительным принципам определённой конфессии (вероисповедания). Религиозное воспитание - составная часть относительно контролируемой социализации верующих (наряду с семейным воспитанием и социальным воспитанием). В основе Религиозного воспитания лежит феномен удвоения мира и его сакрализации (от лат. sacrum - священное), т.е. наделения явлений окружающей действительности и личностного начала человека священным содержанием, придания особого смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.
Выделяют два уровня религиозного воспитания - рациональный и мистический (Т.В. Склярова). Рациональный уровень включает в себя три осн. компонента - информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Мистический уровень тесно связан с рациональным и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нём проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет конфессиональную специфику. Например, мистический уровень религиозного воспитания в христианском воспитании включает в себя подготовку и участие в различных таинствах, домашнюю молитву, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.
В процессе Религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр.; праздничные мероприятия, экскурсии, любительские объединения, хоры, оркестры и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания в той или иной конфессии содержанием.
Религиозное воспитание осуществляют священнослужители, педагоги конфессиональных и светских (в ряде стран) учебных заведений, воспитатели детских и юношеских объединений (действующих при религиозных и светских организациях, например, скаутских); средства массовой коммуникации, контролируемые религиозными организациями. В семье и окружающей социальной среде религиозным воспитанием занимаются верующие (родители, родственники, члены религиозной общины и пр.).
В процессе и в результате Религиозного воспитания у верующих формируются специфическая для конкретной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль жизни, а также стратегии адаптации и обособления в социуме.
По моему
мнению, нравственно-религиозный воспит
Задачи нравственного воспитания
и его содержание меняется в зависимости
от ряда обстоятельств и условий: запросов
общества, экономических фак торов, уровня
развития науки, возможностей возраста
воспитуемых. Следовательно, на каждом
этапе своего развития общество решает
разные задачи воспитания подрастающего
поколения, т. е. у него разные нравственные
идеалы человека. Методы нравственного воспитания
- это своеобразный инструмент в руках
учителя, воспитателя. Они выполняют функции
организации процесса нравственного развития
и совершенствования личности, управление
этим процессом. При помощи методов нравственного
воспитания осуществляется целенаправленное
воздействие на учащихся, организуется
и направляется их жизнедеятельность,
обогащается их нравственный опыт. [11.
c. 83]
Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом – воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцель, а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.
Задачи религиозного воспитания состоят в формировании духовно-нравственных качеств личности и общества в целом. Они заключаются в сообщении детям известного круга религиозных сведений и в усвоении детьми правил нравственного поведения.
Задачи нравственного и религиозного воспитания очень взаимосвязаны между собой; религиозное воспитание служит основой для нравственного. Здесь можно привести такой пример. В отечественных гимназиях конца XIX – начала ХХ века главной педагогической целью было формирование «устойчивого» нравственного характера, причем ведущее значение придавалось религиозной стороне повеления педагогов и учащихся. Религия была призвана духовно укреплять, «цементировать» определенный «строй» жизни и мыслей, обосновывать необходимые принципы и нормы действий и поступков.
Подведём небольшие итоги, нравственное воспитание очень важно и обязательно, об этом говорят почти все ученые-педагоги. Н.И. Пирогов считает, что главная задача воспитания – «сделать нас людьми», так же он говорит: «Все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научится быть людьми». Могут существовать разные виды воспитания: исламское, христианское, иудейское, школьное и т.д., но суть их сводится к одному: воспитывать высоко-духовного, нравственного человека. И нравственность, и воспитание являются связующим звеном в любой религии. Так как я человек исламского воспитания, мне бы хотелось просмотреть воспитание более тщательно на основе ислама. Исламская вера, как и другие мировые конфессии, призывает не убивать, не грабить, не причинять зло другим людям. Рашида Габидуллина, педагог-психолог считает, что «ребенок, получивший хорошее религиозное воспитание, приученный с детства к совершению богослужений, которые ориентируются на совершение добра, ребенок, которому родители ненавязчиво и с любовью дали верное направление в жизни, вырастая, обычно становятся высоконравственной и сильной личностью». Для того чтобы привить ребенку религиозные навыки, необходимо, чтобы он жил в религиозной атмосфере. Ислам считает, что особенно важна здесь роль родителей. Социологическими исследованиями установлено, что влияние семьи на ребенка в начале XXI века намного сильнее, чем влияние школы, средств массовой информации, улицы: влияние семьи —40 %, СМИ — 30 %, школы — 20 %, улицы —10%. Однако и образовательное учреждение остается немаловажным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс детей. Педагоги- воспитатели являются авторитетом и примером для детей, в особенности в младшем школьном возрасте. Очень важный период в обучении и воспитании ребенка – это период между 7-12 годами жизни. Согласно общему мнению современных педагогов и психологов, с семилетнего возраста ребенка начинает появляться способность различать, объяснять, выражать свои мысли. Пророк Мухаммед еще 15 столетий тому назад повелел: « Когда вашему ребенку исполнится 7 лет, то научите его молиться. Можно высказать мнение о том, что для государства очень важно воспитать нравственного человека, но, наверное, при этом не обязательно основываться на религиозных принципах. Идти по религиозному пути или нет, это уже личный выбор каждого человека