Самовоспитание как фактор развития личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

Процесс самовоспитания наиболее активно протекает в подростковом возрасте. Основную роль в организации самовоспитания подростка играет педагогическое воспитание в школе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1 Самовоспитание как фактор развития личности подростка………….4
1.1 Роль воспитания в развитии личности……………………………….4
1.2 Определение самовоспитания………………………………………...7
1.3 Самовоспитание – высшая форма самоуправления.
Психологические предпосылки самовоспитания……………………………..10
1.4 От самопознания к самовоспитанию………………………………..14
1.5 Факторы, побуждающие личность к самовоспитанию…………….18
2 Педагогическая работа, направленная на организацию самовоспитания подростков……………..………………………..……………20
2.1 Этапы процесса самовоспитания……………………….…………..20
2.2 Педагогическое руководство самовоспитанием учащегося………22
Заключение……………………………………………………………….24
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ГОТОВОЕ самовоспитание.doc

— 128.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

     Введение……………………………………………………………………3

     1 Самовоспитание как фактор развития личности подростка………….4

     1.1 Роль воспитания в развитии личности……………………………….4

     1.2 Определение самовоспитания………………………………………...7

     1.3 Самовоспитание – высшая форма самоуправления.

Психологические предпосылки самовоспитания……………………………..10

     1.4 От самопознания к самовоспитанию………………………………..14

     1.5 Факторы, побуждающие личность к самовоспитанию…………….18

     2 Педагогическая работа, направленная на организацию самовоспитания подростков……………..………………………..……………20

    2.1 Этапы процесса  самовоспитания……………………….…………..20

    2.2 Педагогическое руководство самовоспитанием учащегося………22

    Заключение……………………………………………………………….24

    Список используемой литературы……………………………………...25 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

     Процесс самовоспитания наиболее активно протекает  в подростковом возрасте. Основную роль в организации самовоспитания  подростка играет педагогическое воспитание в школе.

       Невозможно оторвать друг от друга понятия воспитание и самовоспитание, это две стороны одного и того же процесса, имеющий одни и те же цели. Как воспитание невозможно организовать без самовоспитания объекта воспитательного процесса, так и самовоспитание подростка было бы проблематично без педагогического воспитания.

     В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал, позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм самовоспитания имеет следующие особенности: подросток выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира.

     Можно выделить следующие параметры самовоспитания:

  • направленность, т.е. мотивы работы над собой;
  • содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное);
  • устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное);
  • эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные).

     Рассматривая  самовоспитание как фактор развития личности подростка, следует отметить, что все известные личности в области науки, политики, шоу – бизнеса, придерживаются мнения, что своему успеху они обязаны упорством и стремлением к результату лучшему, чем у соперника или конкурента.  

1 Самовоспитание как фактор развития личности подростка 

1.1 Роль воспитания в развитии личности 

     Как известно человек подвергается воспитанию с самого рождения и практически до самой смерти. Хотя сила этого воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста, социального положения и статуса и так далее. В педагогике наряду с воспитанием значимое место выделяется и самовоспитанию. Считается, что воспитание без самовоспитания не возможно. Поэтому для определения роли самовоспитании в развитии личности мы начинаем именно с воспитания, как неотъемлемой части человеческой жизни.

       Осуществляя воспитание, люди в обществе вступают между собой в определенные отношения. Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных  на развитие человека посредством воспитания. Воспитательные отношения направлены на развитие человека как личности, т.е. на развитие его самовоспитания. В воспитательные отношения могут быть включены разнообразные средства: техника, искусство, природа. На основании этого различают такие типы воспитательных отношений, как «человек - человек», «человек – книга - человек», «человек – техника - человек», «человек – искусство - человек», «человек – природа - человек». В структуру  воспитательных отношений входят два  субъекта и объект. В качестве субъектов могут быть педагог и его ученик, педагогический коллектив и коллектив учащихся, родители, т.е. те, кто производит передачу и кто усваивает опыт поколений. Поэтому в педагогике различают  субъект - субъективные отношения. В целях лучшей передачи знаний, навыков, умений субъекты воспитательных отношений используют, помимо слова, какие-то материализованные средства – объекты. Отношения между субъектами и объектами принято называть субъект -объективными отношениями. Воспитательные отношения – это микроклеточка, где внешние факторы (воспитание) сходятся с внутренними человеческими (самовоспитанием). В результате такого взаимодействия получается развитие человека, формируется личность.

     В педагогической литературе  понятие воспитание имеет определение: социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду.

     Говоря  описательно, воспитание в развитии личности выступает важным фактором наряду с наследственностью и  средой. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание – спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. Ему присущи такие функции:

     - диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое  создание условий их проявления  и развития;

     - организация учебно-воспитательной  деятельности детей;

     - использование положительных факторов  в развитии качеств личности;

     - содержания воспитания, средств и условий социальной среды;

     - воздействие на социальные условия,  устранение и преобразование негативных средовых влияний;

     - формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил  в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и т.д.

     Воспитание и деятельности создают  основу для проявления и развития природных задатков и способностей. Практикой доказано, что целенаправленное воспитание обеспечивает развитие особых задатков, инициирует  духовные и  физические силы. Неправильное воспитание способно деструктировать уже развитое в человеке, а отсутствие подобающих условий – вовсе остановить развитие даже особо одаренных личностей. Подводя к пониманию роли воспитания и деятельности в развитии способностей, отметим необходимость формирования таких способностей как трудолюбие и высокая работоспособность. Многие известные гении человечества утверждают, что всеми своими успехами они обязаны тяжелому труду и упорству в достижении намеченных целей и только на 10 % - своим способностям и склонностям.

     Важнейшие закономерности и факторы развития и формирования личности можно рассматривать как внешние и внутренние. К внешним относятся совокупное влияние вышеназванных сред воспитания. К внутренним факторам – природные потребности и влечения, потребности  в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности и специфические социальные потребности – духовные, творческие потребности, нравственно-ценностные, потребности в самосовершенствовании, интересы, убеждения, чувства и переживания и т.д. возникающие под  воздействием среды и воспитания. В результате комплексного взаимодействия этих факторов происходит развитие и формирование личности. В процессе развития сложно найти период равномерного влияния всех факторов. Как правило, наблюдается поочередное или групповое их преобладание.

     В педагогике обоснованно утверждается решающее влияние воспитания на развитие и формирование личности через стимулирование внутренней активности и активности своего совершенствования, саморазвития.  
 
 
 

1.2 Определение самовоспитания 

     Самовоспитаниеэто процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой  деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам.

     Воспитание  и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности  реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно  и бессознательно формируют образцы поведения, установки: «Не плачь – ты мужчина», «Не пачкайся – ведь ты девочка» и т.п., т.е. ребенок получает эталоны «хорошего - плохого». И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.

     В понятии «самовоспитание» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы – воспитание – лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

     В процессе воспитания необходимо побудить подростка к осуществлению самовоспитания.

     Сам ребенок  активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основным душевным фактором развития человека является самовоспитание.

     Самовоспитание  – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание  предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

     Самовоспитание  предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.

     Самовоспитание  осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

     К методам самовоспитания относятся: 1) самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование.

     Самопознание  включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

     Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

     Самостимулирование  предполагает: самоутверждение, самоодобрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

     Подросток не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется внутренняя позиция к этим воздействиям, в зависимости от которой он может или активно работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставаться пассивным.

     Понимание указанных положений привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии личности, стали подразделять на две группы – внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам  личностного развития человека. Природные склонности, способности и задатки, а так же вся совокупность его чувств и переживаний, которые возникают по влиянием внешних воздействий, относятся к внутренним факторам.

     С этой точки зрения должно быть понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутренние стимулирование ее активности в работе над  собой. Именно эта активности и собственное стремление растущего человека к своему совершенствованию в конечном итоге и определяют его личностное развитие.

     Из  этого следует – и это необходимо подчеркнуть, - что процесс развития личности по существу приобретает характер саморазвития. Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево, ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само растет. Он только создает условия и стимулирует этот рост: рыхлит и удобряет почву, когда нужно поливает, уничтожает вредителей. 
 
 
 

Информация о работе Самовоспитание как фактор развития личности подростка