Социализация как фактор развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:24, контрольная работа

Описание работы

Наиболее традиционным в социологии является изучение социализации. В самом общем виде под социализацией понимается процесс передачи человеку социальной информации, опыта, культуры, накопленных в обществе. Понятие «социализация» используется в социологии воспитания шире, чем какое-либо другое. По мере его разработки оформились два основные подхода к интерпретации социализации как явления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

I. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности………………………………..5

1. Понятие личности…………………………………………………………..5

2. Процесс формирования личности…………………………………………7

3. Личность как объект и субъект социальных отношений……………….10

II. Стадии, способы и средства социализации личности……………………...13

1. Понятие и процесс социализации………………………………………...13

2. Институты социализации…………………………………………………17

III. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему? ………………………………………………………...21

Заключение……………………………………………………………………….23

Список литературы………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

контр.раб.социол..doc

— 124.00 Кб (Скачать)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

гоу впо

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Ярославский филиал

Контрольная работа
по  прикладной социологии
Социализация  как фактор
развития  личности
Вариант 22
 
        Выполнил:
 
     
     
     
     
     
     
        Проверил:
   
     
 
 
 

План 

Введение…………………………………………………………………………..3

I. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности………………………………..5

   1. Понятие  личности…………………………………………………………..5

   2. Процесс формирования личности…………………………………………7

  3. Личность  как объект и субъект социальных  отношений……………….10

II. Стадии, способы и средства социализации личности……………………...13

  1. Понятие и процесс социализации………………………………………...13

  2. Институты  социализации…………………………………………………17

III. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему? ………………………………………………………...21

Заключение……………………………………………………………………….23

Список литературы………………………………………………………………24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Наиболее  традиционным в социологии является изучение социализации. В самом общем виде под социализацией понимается процесс передачи человеку социальной информации, опыта, культуры, накопленных в обществе. Понятие «социализация» используется в социологии воспитания шире, чем какое-либо другое. По мере его разработки оформились два основные подхода к интерпретации социализации как явления. Внутри процесса социализации предложено учитывать два вектора развития, каждый из которых может стать объектом преимущественного внимания в той или иной концепции: направление информации от общества, активность общества и трансформация общества в связи с включением в социальное целое новой «единицы», а также круг проблем, связанный со «встраиванием» обществом предложенной информации, включением норм существования общества в структуру мировоззрения личности. Своеобразные подходы к роли общества и личности ведут к формированию расходящихся концепций социализации.

    Сторонники так называемой жесткой социализации, представители школы структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон) определяют этот процесс как полную интеграцию личности в социальную систему. Здесь анализ социализации опирается на понятия «адаптация», «конфомность», «равновесие». Их оппоненты, сторонники «нового гуманизма» социализацию видят как деятельность личности по развитию своих способностей и потенций на основе критического разбора предлагаемых обществом стереотипов. Соответственно, здесь успех социализации означает преодоление личностью тех элементов среды, которые мешают ее самореализации, «самоутверждению».

       Разумеется, негуманно подчинять сугубо общественным интересам весь внутренний мир личности. Но, так или иначе общество воздействует на человека, и это влияние нельзя не учитывать. Социализация и есть воздействие на личность среды, общества. Причем воздействие это хотя и недостаточно, но абсолютно необходимо для становления личности. Однако, отражаясь в гуманистической, или понимающей, социологии, процесс социализации меняет субъекта, практически устраняется общество, оно «лишается права» участвовать в воспитании человека. Выход из данного тупика обозначается при отказе от расширительной трактовки понятия «социализация», которая предполагала поглощение всех формирующих личность влияний. Общество играет огромную роль в воспитании личности, однако оно не является универсальным воспитателем, социализация не более атрибут системы воспитания, чем самовоспитание.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      I. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности.

      1. Понятие личности.

      В повседневном и научном языке  очень часто встречаются термины: “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Обозначают ли они один и тот же феномен или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к их определению строго, можно обнаружить существенные смысловые оттенки.

  • Человек – понятие самое общее, родовое, ведущее свое происхождение с момента выделения homo sapiens.
  • Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его “первокирпичик” (от лат. individ – неделимый, конечный).
  • Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.
  • Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной (“надприродной”, социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.*

    Личность  является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает  личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д. 
 

    * [2, с. 254]

    Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической  теории личности               связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Социология в целом содержит множество теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Процесс  формирования личности.

   Обратимся к проблеме генезиса, происхождения  личностных особенностей человека. Возникает  вопрос – когда рождается личность?

   Очевидно, что к новорожденному ребенку  термин «личность» не приложим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Под последним понимается то, что в каждом новорожденном ребенке уникально неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория.

   Многие  предпосылки личностного развития закладываются еще во внутриутробном периоде, что требует соответствующее осмысление в рамках определенного мировоззрения.

   «Кризис рождения» имеет не только физиологическое  значение, но во многом определяет параметры  психической деятельности взрослого человека. Первый крик  - это крик «нет!», подчеркивают современные специалисты это отказ от того, что называют жизнью. Отражение насильственной, обижающей, репрессивной по своей природе обстановки рождения человека исследовал С. Грофф. Он систематизировал и обобщил эмбриональные переживания пациентов,  находящихся в измененном состоянии сознания, и на этой основе разработал методику «второго рождения».

   В плане личностного самоопределения  человека важно подчеркнуть, что  человек приходит в жизнь с опытом рождения, а к рождению с опытом пренатальной общности. Более того, последние данные науки по поводу специфики генома человека говорят о том, что мы находимся в глубочайшем родстве с живой и неживой природой и в этом смысл предпосылки личности каждого во многом определяется природным обоснованием человека.

   Итак, новорожденный - уже выраженная, яркая  индивидуальность, и каждый день его  жизни увеличивает потребность  в многообразных реакциях на окружающий мир. Буквально с первых дней жизни, с первых кормлений, формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими. Индивидуальность ребенка нарастает к двух-трех летнему возрасту, который сравнивают с обезьяной по интересу к миру и освоению собственного «Я». Большое значение для дальнейшей судьбы имеют особые «критические» моменты, во время которых происходит запечатлевание ярких впечатлений внешней среды, что потом во многом определяет поведение человека. Они носят название "импрессинга" и могут быть очень разными, например, музыкальной пьесой, потрясшей душу историей, картиной какого-то события или внешним видом человека.

   Дальнейшее  развитие личности связано с «происхождением» других возрастных периодов и с, другой стороны, - с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, как, профессия, круг общения, эпоха – все это формирует личность. На жизненном пути неизбежны и взлеты – как правило, в юности и в возрасте 30 - 40 лет и застои(25-30, 40-45). Рубежами в жизни человека становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей и т.п.

   Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учиться вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, мужа и т.д. все они имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа мышления. Если нет тяжелых врожденных дефектов развития головного мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то становление личности – итог взаимодействия человека и общества. В течении жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний ЦНС и т.п. в принципе личность может «умереть» в еще живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена.

   Первая  грань Я – это так называемое телесное или физическое Я, переживание  своего тела как воплощения Я, образ  тела, переживания физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного Я мы ощущаем не столько личность, сколько её материальный субстрат – тело, через посредство которого она проявляет себя и иначе проявиться не может. Тело очень большой вклад в целостное ощущение собственного Я – об этом всем известно на собственном опыте. Особенно большое значение телесное Я  приобретает в подростковом возрасте, когда собственное Я начинает выходить из человека на передний план, а другие стороны Я еще отстают в своем развитии.

   Вторая  грань Я – это социально-ролевое  Я, выражающееся в ощущении себя носителем  тех или иных социальных ролей  и функций. Доминирование социально-ролевого Я – характеризующая черта  бюрократа всех времен и народов, который мыслит себя как воплощение определенных должностных функций и государственных интересов – и ничего кроме этого я не содержит.

   Третья  грань – психологическое Я. Она  включает в себя восприятие собственных  черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой я».

   Четвертая грань Я - это ощущения себя как  источника активности или, наоборот пассивного объекта воздействий, переживание  свой свободы или несвободы. Его  можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений личности с окружающим ее миром.

   Наконец, пятая грань Я- это самоотношение  или смысл Я. Наиболее поверхностным  проявлением самоотношения выступает самооценка - общее "+" или "-" отношение к себе. Следует  различать самоуважение - отношение к себе как бы со стороны, обусловленное каким-то моими реальными достоинствами или недостатками - и самопринятие - непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение. Не менее важными характеристиками самоотношения являются степень его целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от внешних оценок. 

Информация о работе Социализация как фактор развития личности