Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 05:48, контрольная работа
Воспитание с точки зрения воздействия на развитие и формирование личности человека всегда целенаправленно. Это в первую очередь целенаправленная деятельность общества, использующего для ее осуществления все имеющиеся в его распоряжении средства — искусство, литературу, массовые средства распространения информации, учреждения культуры, учебные заведения, общественные организации.
Введение…………………………………………………………………………..3
Сущность воспитания и его особенности………………………………..5
Общие закономерности и принципы воспитания………………………10
Показатели и критерии воспитанности личности………………………15
Заключение………………………………………………………………………18
Литература……………………………………………………………………….20
ФГОУ ВПО «Саратовский государственный аграрный университет
им. Н.И.
Вавилова»
Кафедра
педагогики и психологии
Учебная
дисциплина: педагогика и психология
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
Тема: «Воспитание
как фактор развития личности»
Саратов – 2011 г.
Тема: «ВОСПИТАНИЕ
КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Воспитание с точки зрения воздействия
на развитие и формирование личности человека
всегда целенаправленно. Это в первую
очередь целенаправленная деятельность
общества, использующего для ее осуществления
все имеющиеся в его распоряжении средства
— искусство, литературу, массовые средства
распространения информации, учреждения
культуры, учебные заведения, общественные
организации. Воспитание предполагает
вооружение человека определенной суммой
общественно-необходимых знаний, умений
и навыков, подготовку его к жизни и труду
в обществе, к соблюдению норм и правил
поведения в этом обществе, общению с людьми,
взаимодействию с его социальными институтами.
Иными словами, воспитание должно обеспечивать
такое поведение человека, которое будет
соответствовать нормам и правилам поведения,
принятым в данном обществе. Это, естественно,
не исключает формирования индивидуальных
черт и качеств личности, развитие которых
обусловлено как индивидуальными задатками
человека, так и теми условиями, которые
может предоставить ему общество для развития
этих задатков.
Воспитание может
рассматриваться и как составная часть
влияния социальной среды на человека,
но оно является вместе с тем одним из
факторов внешнего воздействия на развитие
человека и формирование его личности.
Отличительной особенностью воспитания
является, кроме его целенаправленности,
и то, что оно осуществляется лицами, специально
уполномоченными обществом для выполнения
этой его социальной функции.
Воспитание — это
очень важный фактор, оказывающий большое
влияние на развитие и формирование личности
человека. Однако сила его воздействия
зависит от целого ряда обстоятельств,
и значение его по отношению к влиянию
среды и наследственности бывает неодинаковым.
Говоря описательно, воспитание в развитии
личности выступает важным фактором наряду
с наследственностью и средой. Оно обеспечивает
социализацию личности, программирует
параметры ее развития с учетом многогранности
воздействия различных факторов. Воспитание
— это спланированный, долгосрочный процесс
специально организованной жизни детей
в условиях обучения и воспитания. Ему
присущи такие функции:
- диагностика природных задатков, теоретическая
разработка и практическое создание условий
их проявления и развития;
- организация учебно-воспитательной деятельности
детей;
- использование положительных факторов
в развитии качеств личности;
- содержания воспитания, средств и условий
социальной среды;
- воздействие на социальные условия, устранение
и преобразование (по возможности) негативных
средовых влияний;
- формирование специальных способностей,
обеспечивающих приложение сил в разных
сферах деятельности: научной, профессиональной,
творческо-эстетической, конструктивно-технической
и т.д.
Воспитание
не может изменить унаследованных физических
данных, врожденный тип нервной деятельности,
изменить состояние географической, социальной,
домашней или других сред. Но оно может
оказать формирующее влияние на развитие
путем специальной тренировки и упражнений
(спортивные достижения, укрепление здоровья,
совершенствование процессов возбуждения
и торможения, т.е. гибкости и подвижности
нервных процессов), внести определяющий
корректив в устойчивость природных наследственных
особенностей.
Центральной категорией в педагогике, которую определяют как науку о воспитании, выступает понятие о воспитании. В буквальном смысле «воспитание» – вскармливание, питание ребенка. Считают, что данный термин был введен в науку русским просветителем середины XVIII в. И. И. Бецким, деятельность которого была направлена на то, чтобы путем воспитания создать «новую породу людей».
Будучи сложным социокультурным явлением, воспитание выступает объектом изучения целого ряда гуманитарных наук, каждая из которых анализирует свой аспект данного феномена:
Центральной и одной из самых древних проблем в междисциплинарном изучении воспитания является определение его сущности, поскольку в различные исторические периоды общество характеризовало эту категорию, исходя из своих социальных установок и актуальных задач. Чаще всего воспитание рассматривалось как управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества. Вместе с тем на сегодняшний день в педагогической науке трудно найти понятие, которое имеет столько различных определений. Разнообразие трактовок понятия «воспитание» связано с тем, какой аспект данного явления – социальный или педагогический – представляется исследователю наиболее значимым.
Если рассматривать воспитание как общественное явление, то его следует определять как сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества, результатом которого выступает культурно-историческая преемственность поколений.
Воспитание как общественное явление характеризуется рядом основных черт, выражающих его сущность:
– это вечное, необходимое и общее явление, которое появилось вместе с человеческим обществом и существует, пока живет само общество;
– воспитание возникло из практической потребности приобщения подрастающего поколения к условиям жизнедеятельности общества;
– на каждом этапе развития общества воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер, обусловленный характером и организацией жизнедеятельности данного общества;
– воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими социального опыта в процессе общения и деятельности;
– по мере того как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели по формированию у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педагогически целенаправленными.
Таким образом, воспитание как общественное явление– это объективно существующий и реализуемый в соответствии с конкретно-историческими условиями способ подготовки подрастающего поколения к полноценной жизнедеятельности в обществе. На современном этапе воспитание как общественное явление чаще всего рассматривают как синоним понятия «социализация», под которой понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию), как усвоение субъектом элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.
Воспитание как педагогическое явление – это целенаправленный, системно организованный процесс, реализуемый специально подготовленными людьми (педагогами) в различных типах образовательных учреждений и ориентированный на освоение личностью норм и правил поведения, принятых в обществе. В этом значении воспитание тесно связано с рядом психологических и педагогических понятий, главными из которых выступают следующие:
Воспитание как педагогическое явление не может изменить унаследованные физические данные, врожденный тип нервной деятельности, состояние географической, социальной, домашней или других сред. Но оно способно оказать формирующее влияние на развитие путем специальной тренировки и упражнений (занятия спортом, укрепление здоровья, совершенствование процессов возбуждения и торможения, т. е. гибкости и подвижности нервных процессов), внести коррективы в устойчивость природных наследственных особенностей. Только под влиянием научно обоснованного воспитания и создания соответствующих условий, при учете особенностей нервной системы ребенка, обеспечении развития всех его органов, учете его потенциальных возможностей и включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности.
Воспитанию как педагогическому явлению присущи определенные признаки.
1. Воспитание характеризуется целенаправленностью воздействий на воспитанника. Это означает, что оно всегда имеет целью достижение определенного результата, который определяется позитивными изменениями, происходящими в личности воспитанника. Бесцельного воспитания (воспитания вообще) не существует.
2. Воспитание имеет гуманистическую направленность, которая определяет характер воздействия педагога на воспитанника. Цель этого воздействия – стимулирование позитивных изменений в его личности (освоение духовно-нравственных ценностей, формирование базовых культур и др.).
3. Важнейшим признаком воспитания является взаимодействие воспитателя и воспитанника, что выражается в активности самого воспитанника в процессе воспитания и определяет его субъектную позицию.
4. Воспитание как педагогическое явление – это процесс, предполагающий конкретные качественные и количественные изменения личностей, с которыми взаимодействует воспитатель. Исходя из этого воспитание как педагогическое явление принято называть воспитательным процессом, под которым понимается спланированная, долгосрочная, специально организованная жизнедеятельность детей в условиях образовательного учреждения.
Воспитательному процессу
Таким образом, соотношение
Закономерности воспитания – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными сторонами и явлениями воспитательного процесса. Выделение той или иной закономерности обусловлено как тенденциями развития общества, так и характером развития педагогической науки. Кроме того, на одном и том же историческом отрезке различные ученые могут трактовать их по-разному. Поэтому при анализе данной категории будем исходить из выделения внешних и внутренних закономерностей воспитательного процесса.