Коллектив как фактор развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:19, реферат

Описание работы

Любое явление жизни разворачивается в пространстве, и для каждого свершения существует свое соответствующее пространство.
Воспитательный процесс как социально-психологический феномен конструируется, реализуется и развивается во вполне определенном социум, имеющем свои пространственные рамки.
В свою очередь, социум размещается в географическом пространстве, которое обладает большим влиянием на физическое, психическое самочувствие людей, а это значит, говоря о социальном пространстве, нельзя забывать и о пространстве вообще как некоторой протяженности предметов, отношений, явлений.
Расположение ребенка в социальном пространстве опосредуется его нахождением в какой-либо социальной группе. Так, школьник входит в социальное школьное пространство благодаря тому, что он является учеником определенного класса. Малыш вписывается в пространство двора, будучи жителем определенного дома.

Содержание

Введение
Понятие «коллектив», его признаки, функции, особенности.
Педагогические особенности работы с коллективом
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Коллектив какфактор развития личноси.docx

— 34.18 Кб (Скачать)

Белорусский государственный университет

Институт  журналистики

Факультет журналистики 
 
 
 
 
 
 

Коллектив как фактор развития личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 4 курса 7 группы

Специальность: журналистика

(аудиовизуальные  СМИ) 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2011

Содержание:

Введение

  1. Понятие «коллектив», его признаки, функции, особенности.
  2. Педагогические особенности работы с коллективом

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Любое явление жизни разворачивается  в пространстве, и для каждого  свершения существует свое соответствующее  пространство.

      Воспитательный  процесс как социально-психологический  феномен конструируется, реализуется  и развивается во вполне определенном социум, имеющем свои пространственные рамки.

      В свою очередь, социум размещается в  географическом пространстве, которое  обладает большим влиянием на физическое, психическое самочувствие людей, а  это значит, говоря о социальном пространстве, нельзя забывать и о  пространстве вообще как некоторой  протяженности предметов, отношений, явлений.

     Расположение  ребенка в социальном пространстве опосредуется его нахождением в  какой-либо социальной группе. Так, школьник входит в социальное школьное пространство благодаря тому, что он является учеником определенного класса. Малыш  вписывается в пространство двора, будучи жителем определенного дома.

     Социальное  пространство влияет на человека через  группу, а через нее он входит в социум и сам составляет часть  социума.

     Современное развитие социально-педагогических знаний подтверждает значимость непосредственного  окружения, среды, возможностей первичного коллектива в формировании личности. Никто не в силах отменить закономерное педагогическое влияние других людей, социальной среды на человека. Жить среди людей и не зависеть от них  невозможно. Доказательством этому  служат не только положения самой  педагогики, но и данные психологии, социальной психологии, социологии и  весь опыт жизни человечества. 
 
 
 

  1. Понятие «коллектив», его  признаки, функции, особенности.
 

    Коллектив –  это такая группа людей, которую объединяют общие, имеющие общественно и личностно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

     Объединенные  единством цеди и деятельности, члены  коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при  безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации.

     Из  этого вытекают основные характерные признаки коллектива: наличие общественно и личностно значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; систематическое включение членов коллектива в разнообразную социальную деятельность; соответствующая организация совместной деятельности; систематическая практическая связь коллектива с обществом. Не менее значимы такие признаки коллектива, как наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина и др.

     Важно иметь в виду, что признаки, характерные  для развитого коллектива, возникают  не сразу и не автоматически. Только высоко развитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным воспитателем личности.

     Выделяют  три воспитательные функции коллектива:

     организационную – коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью;

     воспитательную  – коллектив становится носителем и пропагандистом определенных убеждений;

     стимулирования  – коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

      В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция называть коллективом  группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью. Самое существенное качество группы - уровень ее социально-психологической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм – в группу-коллектив.

     Низшим  уровнем формирования коллектива является группа-конгломерат, т.е. группа ранее непосредственно незнакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время. Но взаимоотношения и взаимодействия поверхностны и ситуативны. Если группа получает свое название, то происходит ее номинализация (номинальная группа). В этом случае ей приписываются определенные извне цели, виды деятельности, условия взаимодействия с другими группами и т.д. При этом номинальная группа может остаться группой-конгломератом, если объединенные в нее личности не примут этих целей и условий, если не произойдет даже формального межличностного объединения, но такие случаи редки в практике.

      Если  же начальное объединение произошло, принят статус "первичного коллектива", цели каждой личности в группе проектируются заданием; группа поднимается на одну ступеньку – она становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования, закладываются основы формирования ее структуры как коллектива. Совместная     жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает ей возможность перейти к более высоким уровням организации, а главное, изменяет межличностные отношения и ведет при благоприятных условиях на следующую ступень –  к группе-кооперации.

     Группа-кооперация отличается реальной и успешно действующей  организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее межличностные отношения и ее внутригрупповое общение носят сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в выполнении конкретной задачи в том или ином виде деятельности. Направленность и психологическая совместимость здесь вторичны и зависят от единства целей и взаимодействия. Это создает условия для перехода группы-кооперации на следующую ступень – автономизацию.

      Группа-автономия  характеризуется высоким внутренним единством. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней ("Моя группа"). В ней происходят процессы обособления, эталонизации (монореферентности), внутренней слитности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему уровню.

      Однако  группа-автономия может уйти в  сторону от коллектива к корпорации. Это возможно в том случае, если произойдет гиперавтономизация, если обособление приведет к замкнутости, группа изолирует себя от других групп  данной общности, замкнет свои цели внутри себя, если она начнет противопоставлять  себя другим группам и осуществлять свои цели любой ценой, в том числе  и за счет других групп. В этом случае появляется корпоративная направленность как "групповой эгоизм" и групповой  индивидуализм, а сама группа превращается в группу-корпорацию — лжеколлектив.

     Напротив, если группа выходит па межгрупповое взаимообщение и взаимодействие, становится органичной частью более  широкой общности, а через нее  и общества в целом, то в такой  группе наблюдается коллективистическая  направленность и она становится группой-коллективом.

      Исследования  показали, что названные уровни являются не только диагностическими срезами, но и этапами в процессе коллективообразования.

     При формировании личности одним из обязательных условий успеха бесспорно выступает  создание педагогически благоприятной  микросреды ее жизни и деятельности. Это трансформируется в задачу целенаправленной работы с первичным коллективом, в котором личность чаще и дольше всего находится, превращения его в формирующий (чаще по традиции говорят – воспитывающий) коллектив. Таковым является только подлинный коллектив, занятый увлеченно какой-то общественно значимой деятельностью – учебой, профессиональным трудом, благотворительностью, общественной и пр., - сплоченный, устойчивый, морально здоровый, с развитыми механизмами самоорганизации, с включенностью самих членов в управление его жизнью, с чувством коллективной ответственности, доброжелательностью, дружбой, взаимопомощью, требовательностью.

     Суть  основного педагогического  замысла заключается в том, что члены коллектива должны приходить не на «готовенькое», а включаться в деятельность  по формированию  здоровых традиций, норм в своем коллективе, а с помощью его – и в окружающей мезосреде. Участие в создании благоприятной атмосферы в коллективе – не навязываемая каждому обязанность, не лишение его свободы, самостоятельности, чувства собственного достоинства, а напротив – его личный интерес, естественное желание жить и работать в благоприятных условиях, где к нему относятся справедливо, уважительно, признают его права, достоинство, успехи, заслуги, положительное в личности. В коллективе низкого уровня развития человек на деле лишается свободы, уважения, прав, и у него остается лишь один свободный выход – уйти из такого коллектива. Чтобы этого не случилось, человек вынужден проявлять активность в утверждении в жизнь коллектива цивилизованных норм.

     А.С.Макаренко  принадлежит замечательная по выразительности  и верности мысль: настоящая педагогика – это та, которая повторяет педагогику всего общества. Гуманное, демократическое общество – это общество активных личностей, не равнодушных к происходящему вокруг, гуманно относящихся к другим, не ожидающих указаний сверху, а самостоятельно и инициативно, лично и в составе неформальных групп принимающих меры по утверждению в своем окружении всего лучшего и устранению неблагоприятного. Очевидно, что педагогическая организация жизни коллектива должна осуществляться путем моделирования в нем особенностей того общества, в котором все мы хотим жить,  и поведения его членов как граждан такого общества. Это предполагает включение членов коллектива в движение по его совершенствованию и укреплению, в обеспечение наилучшего решения задач, стоящих перед ним. Человек при этом включает себя в систему социально-педагогических и психологических взаимосвязей, влияний и воздействий, которые (и это самое важное) обеспечивают его личностный рост в соответствии с требованиями современной жизни, реализацию его возможностей, самоутверждение в непосредственном окружении, повышение эффективности осуществляемой лично им деятельности (учебы, труда и др.). Таким образом, педагогический потенциал коллектива заключается изначально в возможности цивилизованного формирования его членов путем включения их в движение по превращению в подлинный коллектив, по утверждению в его жизни модели отношений, поведения и деятельности, свойственных объединениям людей в гуманном, демократическом, гражданском, правовом, культурном обществе. Так создается микросреда, благоприятствующая развитию личности.

     Задача  педагога-организатора – использовать сполна эту педагогическую возможность, показывать личную и групповую необходимость  активности каждого члена коллектива, побуждать к ней, поддерживать и  поощрять ее проявления, проводить  индивидуальную работу в ходе ее.

     Другая  часть педагогического  потенциала коллектива положительное формирующее влияние на личность уже после становления подлинного коллектива, должным образом организованного и живущего слаженно, содержательной жизнью. Такой коллектив и называют воспитывающим коллективом. Его влияние закономерно, социально-педагогично, охватывает всех членов коллектив, сопровождается действием всех социально-педагогических и социально-психологических механизмов. Это «социальный кислород», нужный и полезный каждому. Влияние коллектива на своих членов может быть и целенаправленным, индивидуализированным, быть инициативной реакцией коллег по коллективу, органов самодеятельного управления и руководителя в виде коллективного одобрения, поощрения, постановки в пример или, напротив, - осуждения, критики, требования исправления и др. Сила воздействия коллектива, своих товарищей на человека обычно превышает все другие.

  1. Педагогические особенности работы с коллективом

       В педагогике достаточно отработана  и многократно проверена система  работы с ученическим коллективом.  Производственной, юридической, военной  и другими отраслями педагогики  разработаны специальные технологии  работы с соответствующими коллективами. Общими в них выступают следующие  рекомендации.

     Успех работы с коллективом начинается с личности, стиля, тона работы, примера, авторитета его организатора, руководителя. Люди идут только за тем, кому верят, кто сам поступает так, как рекомендует другим. Убежденность, вера в лучшее, увлеченность, энергичность, оптимизм, воля, самоотдача, честность, справедливость, уважительность, открытость, общительность, искренность, доступность, организованность – непременные качества того, кто хочет и способен руководить коллективом. Неизменное проявление этих характеристик в стиле повседневной работы – обязательная предпосылка авторитета и исходное условие успеха.

     Сплочение коллектива, понимание его членами  необходимости жить, относиться, действовать  должным образом может происходить  лишь на основе понимания всеми единой, коллективной цели, интересов, ради которых он создан, совпадения их с потребностями и интересами каждого (под влиянием которых данный человек и вошел в состав коллектива), признания необходимости действовать сообща, уяснения ответственной зависимости друг от друга и коллектива. Это достигается проведением специальных занятий, повседневными разъяснениями, помощью, вывешиванием наглядных графических схем, нормативных документов, составлением памяток, но, главное, убеждением на опыте, на фактах, свидетельствующих, что слаженная целенаправленная работа ведет к общему личному успеху, а нарушения единства, координации, невыполнение своих обязанностей – к неприятностям для всех и самого «единоличника».

Информация о работе Коллектив как фактор развития личности