Самовоспитание как фактор развития личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

Процесс самовоспитания наиболее активно протекает в подростковом возрасте. Основную роль в организации самовоспитания подростка играет педагогическое воспитание в школе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1 Самовоспитание как фактор развития личности подростка………….4
1.1 Роль воспитания в развитии личности……………………………….4
1.2 Определение самовоспитания………………………………………...7
1.3 Самовоспитание – высшая форма самоуправления.
Психологические предпосылки самовоспитания……………………………..10
1.4 От самопознания к самовоспитанию………………………………..14
1.5 Факторы, побуждающие личность к самовоспитанию…………….18
2 Педагогическая работа, направленная на организацию самовоспитания подростков……………..………………………..……………20
2.1 Этапы процесса самовоспитания……………………….…………..20
2.2 Педагогическое руководство самовоспитанием учащегося………22
Заключение……………………………………………………………….24
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ГОТОВОЕ самовоспитание.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

1.3 Самовоспитание – высшая форма самоуправления.

Психологические предпосылки самовоспитания. 

     В условиях интенсивного общественного  развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон  нравственно воспитанной личности, который должен соответствовать следующим показателям:

     -  трудолюбие; 

     - творческое отношение к труду;

      - высокая культура поведения.

     Работа  по нравственному самовоспитанию результативна  при системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов самовоспитания; включение самого себя в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у себя положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).

     В младшем школьном возрасте границы  самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности - учения. Оно  направлено на развитие волевых  качеств, ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных заданий.

     Существуют  правила способствующие самовоспитанию:

     Пять  “надо”:

     1. Всегда помогать родителям.

     2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.

     3. Быть честным.

     4. Подчинять личные интересы коллективным.

     5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.

         Пять “можно”:

     1. Веселиться и играть, когда работа  сделана на “отлично”.

     2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.

     3. Не унывать при неудачах; если  упорен, все равно получится !

     4. Учиться у других, если они  лучше тебя трудятся.

     5. Спрашивать, если не знаешь, просить  помочь, если не справляешься  сам.

          Это нужно тебе самому!

     1. Быть честным! Сила человека  в правде, слабость его - ложь.

     2. Быть трудолюбивым! Не бояться  неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех,  из поражений выкует победу.

     3. Быть чутким и заботливым! Помни,  к тебе будут хорошо относиться, если ты к  другим хорошо относишься.

     4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой,  закаляйся, мойся до пояса холодной  водой каждый день, следи за  чистотой рук, час в день  выделяй на прогулки и еще  час отдай труду или спорту.

     5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.

           Этого делать нельзя!

     1. Учиться без старания, лениво  и безответственно.

     2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.

     3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.

     4. Проходить мимо, когда рядом обижают  малыша, издеваются над товарищем,  нагло лгут в глаза честным  людям.

     5. Критиковать других, если сам  страдаешь подобным же недостатком.

            Пять “хорошо”:

     1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из  себя по пустякам)

     2. Планировать каждый свой день.

     3. Оценивать свои поступки.

     4. Сначала думать, а потом делать.

     5. Браться вначале за самые трудные  дела.

     В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя”.

     Что дает человеку знание самого себя?

      1.Объективно оценить себя, свои  возможности и способности. Исходя  из этого, определить цели жизни.

     2.Не  допускать ошибок, разочарований,  необоснованных претензий, крушения жизненных планов.

     3. Определить свое призвание, безошибочно  выбрать профессию.

     4.Не  претендовать на особое внимание  к себе со стороны окружающих; скромность и достоинство - показатели  объективной самооценки.

     5. Искать причины неприятности в себе, а не в других.

     Пути  самопознания:

     1. Судите о себе по делам. Успех  в работе - это показатель ваших  достоинств, неудачи - характеризуют ваши слабости и недостатки.

     2. Сравнивайте себя с другими,  но не с теми, кто хуже, а  с теми, кто лучше вас.

     3. Прислушайтесь к критике в свой адрес:

     · если критикует один - задумайтесь,

     · если два - проанализируйте свое поведение,

     · если три - переделывайте себя.

            4. Сравнивайте свое мнение с  мнением о вас со стороны.  Относитесь к себе требовательнее, чем к другим. Враг ваших недостатков - ваш друг.

     Цель  самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой  и желаний, стремлений человека. Без  цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Но надо иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.

     Каждый  из нас может составить список черт, которые следовало бы усилить, и список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить. Искоренение недостатков, как и выработка желаемых качеств характера и способностей может быть целью самовоспитания.

     Молодежь  сегодня оказалась в кризисной  ситуации. Вместе с крушением системы  общественного строя и нравственных идеалов, рухнули многие традиционные нормы и способы поведения. Уходят в прошлое, казавшиеся вечными, критерии жизни.

     Происходит  резкая переоценка ценностей. Молодежи приходится адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Меняются нравственные идеалы и ценности. Все эти факторы оказывают значительное, не всегда позитивное, влияние на личность человека. По этому, если убедить человека в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно.

     Из  жизненного опыта вынесена необходимость  каждому человеку заниматься своим  усовершенствованием, а значит, была вынесена и теория самовоспитания. Но, так как все в мире пребывает  в непрерывном развитии, то, естественно, нуждается в своей дальнейшей корректировке.

1.4 От самопознания к самовоспитанию 

     Нет ничего более сложного и более  важного, чем трезвая, объективная  самооценка. «Познай самого себя»  – учили великие мыслители  древности. Сложно беспристрастно контролировать свое поведение, последствия своих поступков. Еще более сложно объективно оценить свое место в обществе, свои возможности, т.к. психофизиологический потенциал во многом определяется врожденными генетическими задатками, типом высшей нервной деятельности и эмоционально-волевой сферой. Однако систематический и строгий самоанализ необходим, благодаря нему человек может рассчитывать на свое духовное, нравственное развитие.

     Хочу  напомнить об одной интересной традиции, которая возникла в очень давние времена у юношей и девушек. Юность – это возраст, когда человек пытается познать самого себя, определить, кто же он, какой он, как он выглядит в глазах других людей. В этом может помочь дневник. Теперь не модно писать дневники, и очень жаль.

     Дневник – великолепное средства самопознания, а следовательно, и самовоспитания. В дневнике люди обычно отмечают свои недостатки, свои сильные стороны, но чаще всего недостатки, поверяют страницами дневника сокровенные мечты и  раздумья.

     Вот какие признания мы находим в опубликованных дневниках известных деятелей прошлого. В дневнике великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского читаем, например, следующие правила, которые должны были помочь ему в самовоспитании.

     1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.

     2. Прямота в словах и поступках.

     3. Обдуманность в действиях.

     4. Решительность.

     5. Не говорить о себе без нужды  ни одного слова.

     6. Не проводить времени бессознательно, делать то, что хочешь, а не  то, что случится.

     7. Издерживать только на необходимое или на приятное, а не по страсти издерживать.

     8. Каждый вечер добросовестно давать  себе отчет в своих поступках.

     9. Ни разу не хвастать ни тем,  что было, ни тем, что есть, ни  тем, что будет».

     И мы знаем, что всю жизнь Ушинский производил впечатление человека, который усел прекрасно управлять своими поступками, кправлять собственной личностью.

     У Льва Толстого в юношеском дневнике также содержится интересная программа  самовоспитания. Сначала он подвергает себя резкой критике, но не просто для самобичевания, а чтобы улучшить себя. Вот что он писал: «Теперь, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе своего развития».

     Прочитывая  впоследствии дневник, человек может  сравнивать свои достижения в самовоспитании с поставленными ранее задачами, со своей программой. О себе Толстой замечает: «Я дурен собой, неловок, скучен для других, нескромен, нетерпим и стыдлив, как ребенок. Я почти невежда, что я знаю, тому я выучился кое-как, сам, урывками без связи, без толку, и то так мало. Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, груб, тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр, я не аккуратен; в жизни я так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой. Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового! Я честен, то есть люблю добро, сделал привычку любить его, когда отклоняюсь от него, я не доволен собой и возвращаюсь к нему с удовольствием. Но есть вещь, которую я люблю больше добра, славу».

     И дальше Лев Николаевич Толстой составляет для себя программу: «Что назначено  непременно исполнить, то исполняй несмотря ни на что. Что исполняешь, исполняй хорошо. Никогда не справляйся по книге, если что-либо забыл, а старайся сам припомнить. Заставь постоянно ум свой действовать со всею возможною силой».

     Таким образом, дневник это не только способ самоанализа, но и своеобразная план – программа самоизменения. Самоанализ ради самовоспитания.

     Возникает вопрос: а насколько человек может изменит себя, изменит свой характер, обуздать свой темперамент? Оказывается, пределов здесь почти нет никаких. Известно, например, что великий писатель Антон Павлович Чехов был человеком удивительно скромным, уравновешенным и деликатным. Но его собственные признания говорят о том, что это не было прирожденные качества, что эти замечательные качества, что эти замечательные черты – результат самовоспитания. Вот что он писал своей жене Ольге Леонардовне Книппер – Чеховой:

     «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен  сказать тебе, что от природы у меня характер резкий: я вспыльчив и прочее и прочее. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что». Это признание неожиданно от мягкого скромного, умного, деликатного Чехова. Среда, в которой рос и воспитывался Антон Павлович, как вы знаете, не способствовала появлению таких черт характера.

Информация о работе Самовоспитание как фактор развития личности подростка