Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 09:11, курсовая работа
Процесс самовоспитания наиболее активно протекает в подростковом возрасте. Основную роль в организации самовоспитания подростка играет педагогическое воспитание в школе.
Введение……………………………………………………………………3
1 Самовоспитание как фактор развития личности подростка………….4
1.1 Роль воспитания в развитии личности……………………………….4
1.2 Определение самовоспитания………………………………………...7
1.3 Самовоспитание – высшая форма самоуправления.
Психологические предпосылки самовоспитания……………………………..10
1.4 От самопознания к самовоспитанию………………………………..14
1.5 Факторы, побуждающие личность к самовоспитанию…………….18
2 Педагогическая работа, направленная на организацию самовоспитания подростков……………..………………………..……………20
2.1 Этапы процесса самовоспитания……………………….…………..20
2.2 Педагогическое руководство самовоспитанием учащегося………22
Заключение……………………………………………………………….24
Список используемой литературы
1.3 Самовоспитание – высшая форма самоуправления.
Психологические
предпосылки самовоспитания.
В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно воспитанной личности, который должен соответствовать следующим показателям:
- трудолюбие;
- творческое отношение к труду;
- высокая культура поведения.
Работа по нравственному самовоспитанию результативна при системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов самовоспитания; включение самого себя в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у себя положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).
В младшем школьном возрасте границы самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности - учения. Оно направлено на развитие волевых качеств, ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных заданий.
Существуют правила способствующие самовоспитанию:
Пять “надо”:
1. Всегда помогать родителям.
2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.
3. Быть честным.
4.
Подчинять личные интересы
5.
Всегда и всюду проявлять
Пять “можно”:
1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.
2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.
3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится !
4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.
5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.
Это нужно тебе самому!
1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь.
2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.
3.
Быть чутким и заботливым! Помни,
к тебе будут хорошо
4.
Быть здоровым и чистоплотным!
Занимайся утренней
5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.
Этого делать нельзя!
1. Учиться без старания, лениво и безответственно.
2.
Грубить и драться со
3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.
4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.
5.
Критиковать других, если сам
страдаешь подобным же
Пять “хорошо”:
1.
Уметь владеть собой (не
2. Планировать каждый свой день.
3. Оценивать свои поступки.
4. Сначала думать, а потом делать.
5.
Браться вначале за самые
В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя”.
Что дает человеку знание самого себя?
1.Объективно оценить себя, свои
возможности и способности.
2.Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения жизненных планов.
3.
Определить свое призвание,
4.Не
претендовать на особое
5. Искать причины неприятности в себе, а не в других.
1. Судите о себе по делам. Успех в работе - это показатель ваших достоинств, неудачи - характеризуют ваши слабости и недостатки.
2. Сравнивайте себя с другими, но не с теми, кто хуже, а с теми, кто лучше вас.
3. Прислушайтесь к критике в свой адрес:
· если критикует один - задумайтесь,
· если два - проанализируйте свое поведение,
· если три - переделывайте себя.
4. Сравнивайте свое мнение с
мнением о вас со стороны.
Относитесь к себе
Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Но надо иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.
Каждый из нас может составить список черт, которые следовало бы усилить, и список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить. Искоренение недостатков, как и выработка желаемых качеств характера и способностей может быть целью самовоспитания.
Молодежь
сегодня оказалась в кризисной
ситуации. Вместе с крушением системы
общественного строя и
Происходит резкая переоценка ценностей. Молодежи приходится адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Меняются нравственные идеалы и ценности. Все эти факторы оказывают значительное, не всегда позитивное, влияние на личность человека. По этому, если убедить человека в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет протекать более эффективно.
Из жизненного опыта вынесена необходимость каждому человеку заниматься своим усовершенствованием, а значит, была вынесена и теория самовоспитания. Но, так как все в мире пребывает в непрерывном развитии, то, естественно, нуждается в своей дальнейшей корректировке.
1.4
От самопознания к самовоспитанию
Нет ничего более сложного и более важного, чем трезвая, объективная самооценка. «Познай самого себя» – учили великие мыслители древности. Сложно беспристрастно контролировать свое поведение, последствия своих поступков. Еще более сложно объективно оценить свое место в обществе, свои возможности, т.к. психофизиологический потенциал во многом определяется врожденными генетическими задатками, типом высшей нервной деятельности и эмоционально-волевой сферой. Однако систематический и строгий самоанализ необходим, благодаря нему человек может рассчитывать на свое духовное, нравственное развитие.
Хочу напомнить об одной интересной традиции, которая возникла в очень давние времена у юношей и девушек. Юность – это возраст, когда человек пытается познать самого себя, определить, кто же он, какой он, как он выглядит в глазах других людей. В этом может помочь дневник. Теперь не модно писать дневники, и очень жаль.
Дневник – великолепное средства самопознания, а следовательно, и самовоспитания. В дневнике люди обычно отмечают свои недостатки, свои сильные стороны, но чаще всего недостатки, поверяют страницами дневника сокровенные мечты и раздумья.
Вот какие признания мы находим в опубликованных дневниках известных деятелей прошлого. В дневнике великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского читаем, например, следующие правила, которые должны были помочь ему в самовоспитании.
1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.
2. Прямота в словах и поступках.
3. Обдуманность в действиях.
4. Решительность.
5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.
6.
Не проводить времени
7. Издерживать только на необходимое или на приятное, а не по страсти издерживать.
8.
Каждый вечер добросовестно
9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет».
И мы знаем, что всю жизнь Ушинский производил впечатление человека, который усел прекрасно управлять своими поступками, кправлять собственной личностью.
У Льва Толстого в юношеском дневнике также содержится интересная программа самовоспитания. Сначала он подвергает себя резкой критике, но не просто для самобичевания, а чтобы улучшить себя. Вот что он писал: «Теперь, когда я занимаюсь развитием своих способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе своего развития».
Прочитывая впоследствии дневник, человек может сравнивать свои достижения в самовоспитании с поставленными ранее задачами, со своей программой. О себе Толстой замечает: «Я дурен собой, неловок, скучен для других, нескромен, нетерпим и стыдлив, как ребенок. Я почти невежда, что я знаю, тому я выучился кое-как, сам, урывками без связи, без толку, и то так мало. Я невоздержан, нерешителен, непостоянен, груб, тщеславен и пылок, как все бесхарактерные люди. Я не храбр, я не аккуратен; в жизни я так ленив, что праздность сделалась для меня почти неодолимой привычкой. Я умен, но ум мой еще никогда ни на чем не был основательно испытан. У меня нет ни ума практического, ни ума светского, ни ума делового! Я честен, то есть люблю добро, сделал привычку любить его, когда отклоняюсь от него, я не доволен собой и возвращаюсь к нему с удовольствием. Но есть вещь, которую я люблю больше добра, славу».
И дальше Лев Николаевич Толстой составляет для себя программу: «Что назначено непременно исполнить, то исполняй несмотря ни на что. Что исполняешь, исполняй хорошо. Никогда не справляйся по книге, если что-либо забыл, а старайся сам припомнить. Заставь постоянно ум свой действовать со всею возможною силой».
Таким образом, дневник это не только способ самоанализа, но и своеобразная план – программа самоизменения. Самоанализ ради самовоспитания.
Возникает вопрос: а насколько человек может изменит себя, изменит свой характер, обуздать свой темперамент? Оказывается, пределов здесь почти нет никаких. Известно, например, что великий писатель Антон Павлович Чехов был человеком удивительно скромным, уравновешенным и деликатным. Но его собственные признания говорят о том, что это не было прирожденные качества, что эти замечательные качества, что эти замечательные черты – результат самовоспитания. Вот что он писал своей жене Ольге Леонардовне Книппер – Чеховой:
«Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы у меня характер резкий: я вспыльчив и прочее и прочее. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что». Это признание неожиданно от мягкого скромного, умного, деликатного Чехова. Среда, в которой рос и воспитывался Антон Павлович, как вы знаете, не способствовала появлению таких черт характера.
Информация о работе Самовоспитание как фактор развития личности подростка