Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:09, курсовая работа
На определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания ребенок начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем.
Введение 2
Глава 1.Самовоспитание как важный фактор развития личности подростка. 4
1.1. Определение и понятие самовоспитания. 4
1.2 Методы и средства самовоспитания. 7
1.3 Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста. 10
1.4. Технология самовоспитания личности: целеполагающие факторы и задачи. 13
Глава 2. Исследование влияния самовоспитания как фактора развития личности. 18
2.1. Выбор метода исследования. 18
2.2. Описание хода исследования. 20
2.3. Анализ полученных результатов. 21
Заключение. 25
Приложение 27
Содержание
Введение 2
Глава 1.Самовоспитание как важный фактор развития личности подростка. 4
1.1. Определение и понятие самовоспитания. 4
1.2 Методы и средства самовоспитания. 7
1.3 Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста. 10
1.4. Технология самовоспитания личности: целеполагающие факторы и задачи. 13
Глава 2. Исследование влияния самовоспитания как фактора развития личности. 18
2.1. Выбор метода исследования. 18
2.2. Описание хода исследования. 20
2.3. Анализ полученных результатов. 21
Заключение. 25
Приложение 27
На определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания ребенок начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем.
Приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей), личность начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя и воспитывая(формируя) себя.
Этот факт является важнейшим для педагогики и заключается в том, что человек развивается не только по заложенной в нем наследственной программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от складывающихся в его психике опыта, качеств, способностей.
Самовоспитание есть неотъемлемая и важнейшая часть процесса саморазвития.
Взаимодействие воспитателя с ребенком, его педагогическая организация, внешняя часть педагогического процесса представляют собой собственно воспитательное воздействие.
Вторая, внутренняя часть процесса – это уже психическая деятельность подростка как субъекта саморазвития, самовоспитания; она осуществляется на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий и превращение их в свои качества. Интерпритацию этих воздействий, их оценку, решение об их сохранении, превращении в свои качества и применении их осуществляет сама личность. «Всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание» (Выготский Л.С.)
Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в его психике процессы, научить ребенка осознано управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования.
Самовоспитание, самосовершенствование – это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.
Исходя из вышесказанного, определяем, что целью нашей работы является выявление роли самовоспитания личности в процессе ее развития.
Гипотезой исследования является утверждение о том, что самовоспитание является важным фактором в развитии личности подростка.
Задачами данной работы являются:
Предметом исследования является влияние самовоспитания на развитие личности подростка.
В
качестве методов исследования были
использованы теоретический анализ
литературы, педагогический эксперимент
и исследование.
С
развитием теории управления в педагогическую
теорию вошли ее основные понятия -
субъект и объект управления. В
авторитарных педагогических системах
свойством субъектности однозначно
наделялся педагог, а воспитаннику
отводилась роль (позиция) объекта, т.е.
испытывающего педагогические влияния
и пассивно перестраивающего свою деятельность
в соответствии с требованиями извне.
Однако свойство субъектности присуще
всем людям. А. В. Брушлинский считает,
что субъектность развивается уже
в три месяца, но отчетливо проявляется
лишь в предметно-манипулятивной деятельности,
когда, например, ребенок ставит один
кубик на другой, т.е. решает задачу
и понимает - решил он ее или нет.
Способность устанавливать
Субъект - это личность, для деятельности которой характерны четыре качественные характеристики: самостоятельная, предметная, совместная и творческая. А. Н.Леонтьев отмечал, что формирование личности представляет собой процесс, состоящий из непрерывно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Если на первых порах формирование личности обусловлено ее связями с окружающей действительностью, широтой ее практической деятельности, ее знаниями и усвоенными нормами поведения, то дальнейшее развитие личности определяется тем, что она становится не только объектом, но и субъектом воспитания.
Решая
ту или иную педагогическую задачу,
воспитатель побуждает
Человек с момента рождения становится социальным существом. Формирование его характера, поведения, личности в целом определяется всей совокупностью социальных факторов (отношением окружающих людей, их примером, их идеологией, опытом собственной деятельности) и закономерностями физического развития. Именно поэтому важно знать совокупное действие всех факторов, определяющих развитие личности на разных возрастных этапах. Не менее важно проникнуть в глубинные механизмы этого процесса и понять, каким образом производственный, моральный и научный опыт, накопленный в обществе, становится достоянием отдельного человека и определяет его развитие как личности. Здесь речь должна идти о специально организованной встречной активности личности, получившей название самовоспитания.
При воспитании младенца и дошкольника едва ли возникает вопрос о самовоспитании, хотя дошкольник сам задумывает свою игру и сам играет, отражая в ней свое понимание воспринятой им действительности.
В
младшем школьном возрасте происходят
значительные сдвиги в деятельности
ребенка в сторону внутренней
мотивации, которая способствует перестройке
деятельности на основе постановки им
задач преодоления своих
Работа
над собой - самовоспитание - начинается
с осознания и принятия объективной
цели как субъективного, желательного
мотива своей деятельности. Субъективная
постановка ребенком определенной цели
поведения или своей
Таким образом, на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания ребенок начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем.
Итак, самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование своей базовой культуры. Самовоспитание призвано укрепить и развить способность к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспитание - составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в которых живет человек.
А
искусство воспитания в связи
с проблемой самовоспитания состоит
в том, чтобы как можно раньше
пробудить у ребенка стремление
к самосовершенствованию и
Процесс воспитания ребенка можно считать эффективным тогда, когда у него появится потребность в самовоспитании - в сознательной, планомерной работе человека над собой. Эта работа направлена на формирование таких свойств личности, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития.
Самовоспитание возникает тогда, когда ребенок подготовлен к нему, когда он начинает сознавать себя личностью, задумываться над своим будущим, проявлять известную самостоятельность в практической жизни. Наиболее благоприятные условия для самовоспитания создаются в коллективе, когда ребенок научается корректировать свое поведение с его требованиями.
Самовоспитание
может осуществляться ребенком в
различных сферах его развития -
нравственного, физического, эмоционально-волевого,
эстетического и
К самовоспитанию школьника побуждают как внешние воздействия (идеологические и моральные требования общества, требования коллектива и отдельной личности), так и внутренние (материальные и духовные потребности, интересы человека). Процессу самовоспитания содействуют соревнование, стремление отстоять честь класса, школы, критика и самокритика, пример авторитетного человека.
Элементы самовоспитания возникают уже у дошкольника: он учится правильно говорить, соблюдает правила гигиены. У младшего школьника этих элементов становится больше. В этом возрасте ребенок занимается закаливанием своего организма, физическим самовоспитанием, работает над исправлением своего почерка, учится сдерживаться и т. д. Более осознанно заниматься самовоспитанием начинают подростки и старшие школьники.
Успех
воспитания зависит от того, насколько
педагогически целесообразно
Информация о работе Самовоспитание как важный фактор развития личности подростка