Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:02, реферат
Психология без практики лишена своего главного смысла и цели - познания и служения человеку. Практическая ориентация, однако, не только не уменьшает значимость развития психологической теории, но, напротив, усиливает ее: представление о том, что для успешной практической работы необходимо, прежде всего, овладение рядом практических навыков и накопление опыта, а теоретическое образование играет скорее второстепенную роль, в корне неверно. Так, в западной психологии именно интенсивное развитие практики вызвало к жизни вопросы, которые относятся к общим проблемам психологии личности.
1. ВВЕДЕНИЕ
2.Общее представление о личности
3. Структура личности
4. Формирование и развитие личности
5. Основные факторы развития личности:
6. Роль наследственности в развитии личности
7. Роль воспитания и деятельности в развитии личности
8. Роль среды в развитии личности
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ОМСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Реферат
По дисциплине: Социология
На тему:
«Основные факторы развития личности»
Выполнил: Студент гр. ЗПБ-417
Паршиков В.О.
Проверил: Преподаватель
Плотникова
Ю.С.
Омск 2011
Содержание:
1. ВВЕДЕНИЕ
2.Общее представление о личности
3. Структура личности
4. Формирование и развитие личности
5. Основные факторы развития личности:
6. Роль наследственности в развитии личности
7. Роль воспитания и деятельности в развитии личности
8. Роль среды в развитии личности
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. ВВЕДЕНИЕ
В нашей обыденной
жизни мы достаточно широко используем
слова “психология”, “психолог”,
“психологический” и им родственные,
не всегда задумываясь над их содержанием.
Между тем слово
“психология”, возникшее в XVIII веке
(его создателем был знаменитый немецкий
ученый, учитель М.В.Ломоносова Христиан
Вольф) в собственном смысле означает
“учение о душе”. Понятие “душа”
в науке теперь используется сравнительно
редко; более научным считается понятие
“психика”. Таким образом, в строгом смысле
слова психология понимается как наука
о психике, а психолог - это человек, профессионально
занимающийся этой наукой в теоретическом
и практическом плане, в том числе используя
ее достижения, осуществляя разнообразную
помощь людям.
Скажу несколько
слов об особенностях психологии как
науки.
Это наука о
самом сложном, что пока известно
человечеству. Ведь психика - это “свойство
высокоорганизованной материи”. Если
же иметь в виду психику человека, то к
словам “высокоорганизованная материя”
нужно прибавить слово “самая”: ведь
мозг человека - это самая высокоорганизованная
материя, известная нам.
Истории исследования
в области психологии личности уже
более ста лет. Более ста лет ученые ищут
ответы на вопросы о природе личности,
внутреннем мире человека, о факторах,
определяющих развитие личности и поведение
человека, его отдельные поступки и жизненный
путь в целом. Этот поиск имеет отнюдь
не только теоретическую ценность. С самого
начала изучение личности было теснейшим
образом связано с необходимостью решения
практических задач.
Психология без
практики лишена своего главного смысла
и цели - познания и служения человеку.
Практическая ориентация, однако, не только
не уменьшает значимость развития психологической
теории, но, напротив, усиливает ее: представление
о том, что для успешной практической работы
необходимо, прежде всего, овладение рядом
практических навыков и накопление опыта,
а теоретическое образование играет скорее
второстепенную роль, в корне неверно.
Так, в западной психологии именно интенсивное
развитие практики вызвало к жизни вопросы,
которые относятся к общим проблемам психологии
личности. В частности, дискуссионным
остается вопрос о ведущем начале в развитии
личности: рассматривать ли его, как предлагают
многие представители гуманистического
направления в психологии, как постепенное
разворачивание заложенного в человеке
потенциала, который толкает человека
на самореализацию, или же процесс развития
определяется чередой жизненных выборов
самого человека.
2. Общее
представление о личности
Как объект исследования
личность уникальна по своей сложности.
Сложность эта заключена, прежде
всего, в том, что в личности объединены
различные плоскости бытия конкретного
человека - от его телесного бытия до духовного
- как живого тела, как сознательного и
активного субъекта, как члена общества.
При попытках определить
личность в литературе часто цитируются
слова
К.Маркса: “…человек
есть совокупность всех общественных
отношений” К.Маркс “Капитал” т.3, стр.3.
Некоторые авторы
видят в этих словах прямое определение
личности. Другие не соглашаются с
ними, замечая, что у Маркса речь
идет, во-первых, не о личности, а
о человеке, во-вторых, скорее всего
об обобщенном человеке (человечестве
в целом), так как ни один конкретный человек
не может быть совокупностью всех общественных
отношений.
Мне представляется
верной эта вторая точка зрения:
приведенная формула Маркса отражает
общефилософский взгляд на человека, а
именно постулирование его социальной
сущности. Марксистская философия задает
самое общее понимание личности.
Личность - это
организм и его высший представитель
- мозг, содержащий в себе остатки
всего, чем мы были, и задатки того,
чем мы будем. В нем начертан индивидуальный
характер со всеми своими деятельными
и пассивными способностями и антипатиями,
своим гением, талантом и глупостью, добродетелями
и пороками, неподвижность и деятельностью.
Пространство
личности имеет сложную структуру и множество
измерений. Те события внешнего мира, в
которые включена личность, и те отношения,
которые у нее устанавливаются с объектами
внешнего мира, образуют внешнее пространство
личности. Представления о мире и о себе,
переживания различных событий, отношение
к самому себе, самоконтроль и саморегуляция,
жизненные цели и планы - все это составляет
внутренний мир личности. Социальное пространство,
в которое включена личность, представлено
в ее внутреннем мире. С другой стороны,
в активности, в деятельности, в общении,
так или иначе, проявляется внутренняя
жизнь личности.
Образ жизни
человека, включающий в неразрывном
единстве определенные исторические условия,
материальные основы его существования
и деятельность, направленную на их
изменение, обусловливает психический
образ личности, которая, в свою очередь,
накладывает свой отпечаток на образ жизни.
Личность - прежде
всего современник определенной
эпохи, и это определяет множество
ее социально-психологических
Личность, как
мы хорошо знаем, не только продукт истории,
но и участник ее движения, объект и субъект
современности. Быть может, наиболее чувствительный
индикатор социальных связей личности
- ее связь с современностью, с главными
социальными движениями своего времени.
Но эта связь тесно смыкается с более частным
видом социальных связей - с людьми своего
класса, общественного слоя, профессии
и т.д., являющимися сверстниками, с которыми
данная личность вместе формировалась
в одно и то же историческое время, была
свидетелем и участником событий. Формирование
общности поколения зависит от системы
общественного воспитания. Принадлежность
к определенному поколению всегда является
важной характеристикой конкретной личности.
Личность - общественный
индивид, объект и субъект исторического
процесса. Поэтому в характеристиках личности
наиболее полно раскрывается общественная
сущность человека, определяющая все явления
человеческого развития, включая природные
особенности.
Итак, общим объективным
основанием свойств личности является
система общественных отношений. В этом
смысле общество порождает личность. Личность
и общество не противостоят друг другу
как две разные взаимодействующие силы.
Личность - это член общества и его продукт.
Отношение “индивид - общество” есть
отношение порождения, формирования личности
обществом. И вместе с тем порождение,
формирование и развитие личностей является
необходимой составляющей самого процесса
развития общества, поскольку без личностей
ни этот процесс, ни само общество не могут
существовать.
Когда человека
можно считать личностью?
Человека можно
считать личностью, если в его
мотивах существует иерархия в одном
определенном смысле, а именно если
он способен преодолевать собственные
непосредственные побуждения ради чего-то
другого. В таких случаях говорят,
что субъект способен к опосредованному
поведению. При этом предполагается, что
мотивы, по которым преодолеваются непосредственные
побуждения, социально значимы. Они социальны
по своему происхождению и смыслу, то есть
заданы обществом, воспитаны в человеке.
Это первый критерий личности.
Второй необходимый
критерий личности - способность к
сознательному руководству
Итак, что же
такое личность, если иметь в виду
указанные ограничения? Личность - это
человек, взятый в системе таких
его психологических
Наряду с понятиями
“человек”, “личность” в науке
нередко употребляются термины “индивид”,
“индивидуальность”. Их отличие от понятия
“личность” состоит в следующем: если
понятие “человек” включает в себя совокупность
всех человеческих качеств, свойственных
людям, независимо от того, присутствуют
или отсутствуют они у данного конкретного
человека, то понятие “индивид” характеризует
именно его и дополнительно включает такие
психологические и биологические свойства,
которые наряду с личностными также ему
присуши. Кроме того, в понятие “индивид”
входят как качества, отличающие данного
человека от других людей, так и общие
для него и многих других людей свойства.
Индивидуальность
- это самое узкое по содержанию
понятие. Оно содержит в себе лишь
те индивидуальные и личностные свойства
человека, такое их сочетание, которое
данного человека отличает от других людей.
3. Структура
личности
Рассмотрим структуру
личности. В нее обычно включаются
способности, темперамент, характер, волевые
качества, эмоции, мотивация, социальные
установки.
Рассмотрим набор
таких черт, которые, по мнению Р.Мейли
Мейли Р. Факторный анализ личности // Психология
индивидуальных различий: Тексты. - М.,
1982., достаточно полно характеризуют личность:
Уверенность в
себе - неуверенность.
Интеллектуальность
(аналитичность) - ограниченность (отсутствие
развитого воображения).
Зрелость ума
- непоследовательность, алогичность.
Рассудительность,
сдержанность, стойкость - суетность, подверженность
влиянию.
Спокойствие (самообладание)
- невротичность (нервозность).
Мягкость - черствость,
цинизм.
Доброта, терпимость,
ненавязчивость - эгоизм, своеволие.
Дружелюбие, покладистость,
гибкость - ригидность, тираничность, мстительность.
Добросердечие,
мягкость - злобность,черствость.
Реализм - аутизм.
Сила воли - безволие.
Добросовестность,
порядочность - недобросовестность, непорядочность.
Последовательность,
дисциплина ума - непоследовательность,
разбросанность.
Уверенность - неуверенность.
Взрослость - инфантилизм.
Тактичность - бестактность.
Открытость (контактность)
- замкнутость (уединенность).
Веселость - грустность.
Очарованность
- разочарованность.
Общительность
- необщительность.
Активность - пассивность.
Самостоятельность
- конформность.
Экспрессивность
- сдержанность.
Разнообразие
интересов - узость интересов.
Чувствительность
- холодность.
Серьезность - ветреность.
Честность - лживость.
Агрессивность
- доброта.