Самовоспитание как фактор развития личности подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

Процесс самовоспитания наиболее активно протекает в подростковом возрасте. Основную роль в организации самовоспитания подростка играет педагогическое воспитание в школе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1 Самовоспитание как фактор развития личности подростка………….4
1.1 Роль воспитания в развитии личности……………………………….4
1.2 Определение самовоспитания………………………………………...7
1.3 Самовоспитание – высшая форма самоуправления.
Психологические предпосылки самовоспитания……………………………..10
1.4 От самопознания к самовоспитанию………………………………..14
1.5 Факторы, побуждающие личность к самовоспитанию…………….18
2 Педагогическая работа, направленная на организацию самовоспитания подростков……………..………………………..……………20
2.1 Этапы процесса самовоспитания……………………….…………..20
2.2 Педагогическое руководство самовоспитанием учащегося………22
Заключение……………………………………………………………….24
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ГОТОВОЕ самовоспитание.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

     Очевидно, понятно как важно заниматься самоизучением, самопознанием, как полезен самоотчет, программа и применение таких средств, как самоприказ и самообязательство.

     Таким образом, результатом самовоспитания является личность.  Смысл самовоспитания, таким образом, это воспитание такой личности, которая бы гармонично влилась бы в общество.

     Самовоспитание  человека состоит в том, что человек  есть самоценность. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации. Главное в любой личности – устремленность ее в будущее. С этой точки зрения прошлое не является основанием для окончательной оценки человека как личности. Внутренний феноменальный мир человека влияет на его поведение не в меньшей (а иногда и в большей) мере, чем внешний мир и внешние воздействия.

     Самовоспитание  – целенаправленный процесс по развитию лучших, социально ценных свойств личности и категорическому запрещению самому себе дурных поступков и даже помыслов.

     Значительно упрощает трудовой ритм жизни, делает его более четким и емким метод  разумного самопринуждения.

     Метод разумного самопринуждения вырабатывает у человека привычку, а потом и потребность выполнять неизбежное сразу, в разумные оптимальные сроки (относится это и к работе с корреспонденцией, к составлению ежемесячных отчетов, выполнению домашних работ и ко многим другим неизбежным, рутинным, часто обременительным делам).

     Непрост в реализации метод самоанализа (самонаблюдения), часто считают  его утомительным и малоэффективным. Но постоянный контроль за своим поведением в обществе и наедине с самим собой необходим, достаточно присмотреться к выражению лица, жестам, манерам окружающих, особенно если они уверены, что за ними никто не наблюдает. Владеющие методом самоанализа никогда не позволяют себе упиваться собственным красноречием, хамить окружающим, глумиться над подчиненными, помыкать слабым и зависимым. 
 
 
 

    1.   Факторы, побуждающие личность к самовоспитанию
 

     Учащиеся  начинают заниматься самовоспитанием, когда у них появляется способность  к анализу и самооценке своих  положительных свойств и качеств  и возникает внутреннее влечение к собственному личностному развитию и совершенствованию. Обычно это происходит в подростковом возрасте.1 Нельзя не учитывать так же того, что отдельные подростки, а в некоторых случаях и старшеклассники, в процессе самовоспитания пытаются подражать примерам рискованных и даже предосудительных действий и поступков и не в состоянии как следует осуществлять самовоспитание.

     Какие же факторы побуждают учащихся к  самовоспитанию?

  1. Требования, которые предъявляет общество к развитию личности, а так же те социальные идеалы, моральные образцы и примеры, которые увлекают и становятся для нее притягательными. Все это обусловливает необходимость содержательного раскрытия вопросов о том, каким должен быть человек в современном обществе, какими свойствами и качествами он должен обладать. Следует добиваться того, чтобы у каждого учащегося был свой любимый герой, жизнь и деятельность которого побуждала бы к подражанию, к личностному развитию и совершенствованию.
  2. Важным стимулом самовоспитания являются притязания личности на признание своего достойного места в коллективе, в среде сверстников и одноклассников. Эти притязания, если они имеют здоровую моральную направленность, следует всячески поддерживать. Нужно тактично отмечать положительные действия и поступки учащихся, поощрять их успехи, заботится о создании доброжелательного отношения к каждому члену коллектива. В то же время необходимо быть весьма осторожными в оценке тех или иных поступков и действий, которые могут ущемлять самолюбие учащегося, умалять его положение в классе или школе и вызвать у него раздражение и противодействие.
  3. Положительное влияние на побуждение учащихся к самовоспитании. Оказывает создание атмосферы определенной состязательности. Активное участие в учебной и внеклассной работе создает множество ситуаций для проявления сноровки, выдумки и определенного творчества практически каждого учащегося. В этих условиях дети стремятся закрепить достигнутый успех, замечают имеющиеся недостатки и стремятся к их преодолению.
  4. Немаловажную роль в стимулировании самовоспитания играют положительные примеры, которые показывают сверстники, а также учителя в общественной, нравственной и художественно-эстетической сферах. Все это вызывает подражание и стремление к личностному развитию.
  5. Побуждают к активной работе над собой и самовоспитанию  здоровые дискуссии на моральные темы, обсуждение в ученическом коллективе различных нарушений правил товарищества, дисциплины со стороны отдельных учащихся.
 
 

 

2 Педагогическая работа, направленная на организацию самовоспитания старшеклассников и реализацию их творческого потенциала. 

    1. Этапы процесса самовоспитания
 

     В основе самовоспитания  лежит разработанный  физиологом П.К. Анохиным принцип опережающего отражения в сознании человека тех  действий и поступков, которые он собирается совершить, тех улучшений и усовершенствований, которые он стремится внести свое личностное саморазвитие. Когда такая «мысленная программа» формируется, она побуждает личность к практическим действиям по ее реализации, создает стимулы для проявления волевых усилий.

     Указанные положения позволяют более конкретно  представить сущность и основные этапы процесса самовоспитания.

     Первый  его этап состоит в следующем. Когда у человека появляется потребность  в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно, прежде всего, поставить перед собой четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно наметить примерные сроки. Прав А.И. Кочетов, утверждая: «Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо решил, что он будет делать (цель) и каким он хочет стать (идеал, образ самого себя в будущем)». Чтобы эта цель прочно закрепилась в сознании, ее полезно несколько дней проговаривать вслух, совершая определенное самовнушение и мобилизуя волю на ее достижение.

     Второй  этап заключается в детальной  разработке программы самовоспитания. Начинать, конечно, лучше с более  простых целей и программ, например: изжить употребление вульгаризмов и  бранных слов или преодолеть дурную привычку перебивать в разговоре  собеседника, всегда стремится выполнять обещания и держать свое слово и т.д. По мере приобретения опыта самовоспитания его программы естественно, должны усложняться и становится более долговременными.

     Очень четко определил когда-то программу  работы над собой Л.Н. Толстой: «Важнее всего для меня в жизни исправление трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени».

     Разрабатываемые личностью программы или правила  самовоспитания выполняют, по терминологии физиолога П.К. Анохина, роль «акцептора действия» т.е. механизма сличения и контроля за их выполнением, и тем самым стимулируют усилия человека в работе над собой. Чем детальнее и конкретнее определяется программа самовоспитания, тем белее действенным будет ее влияние на процесс самовоспитания.

     Не  менее существенным является и третий Этап самовоспитания – разработка методов его осуществления. В системе этих методов обычно используются следующие: а) самоубеждение; б) самообязательства; в) самопринуждение; г) самоприказ; д) самокритика; е) мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия); ж) самонаказание.

     Однако  самый важный этап самовоспитания – практическая реализация его целей и намеченной программы работы над собой. Процесс этот приобретает форму регулярного и продолжительного аутотренинга, т.е. осуществления тех действий и волевых усилий, результатом которых в конечном итоге и является развитие и формирование соответствующих личностных свойств и качеств. Аутотренинг необходимо сопровождать самоконтролем и коррекцией деятельности по достижению намеченных целей, что в свою очередь побуждает к активному саморазвитию, стимулирует личность к настойчивым волевым проявлением.

     Общие подходы к самовоспитанию раскрыл  С.Я. Долецкий: «Я считаю, что в основе процесса самовоспитания лежит необходимость  самооценки. Надо ясно оценивать собственные качества, поступки, привычки, поставить, как говорят врачи, диагноз. Надо составить список всего, что ты считаешь в себе хорошим и дурным, и почаще в него заглядывать. И обязательно надо говорить о своих недостатках. Да, да, именно говорить! Давайте откровенно: ведь мы нередко осуждаем себя за какой–нибудь поступок, но осуждаем мысленно. И мысленно довольно быстро и легко находим ему оправдание и прощаем себя. Высказанное вслух признание простить себе труднее». [8, 235] 

2.2 Педагогическое руководство самовоспитанием учащегося 

     Учитывая  важную роль самовоспитания в развитии и формировании творческих способностей учащихся, учителям, классным руководителям необходимо активно заниматься его организацией и осуществлять тактичное руководство этим процессом. Эта работа должна включать в себя три основных направления:

  • Формирование общественного мнения учащихся о необходимости и большом значении самовоспитания;
  • Оказание помощи учащимся в осмыслении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;
  • Практическая помощь учащимся в разработке целей и программ самовоспитания, а также реализации этих программ.

     Коснемся  примерного содержания и методических основ  этой работы.

     Формирование  общественного мнения по вопросам самовоспитания обусловливает необходимость проведения с учащимися содержательной и разнообразной разъяснительной работы. Тематика ее включает в себя следующие вопросы: «Что такое самовоспитание?», «Как работали великие люди над собственным совершенствованием?», «Методы самовоспитания» и др.  Работа эта проходит более успешно, когда в ней учавствуют учителя, классные руководители, врачи, психологи, ученые, известные люди,  совершившие ратные и трудовые подвиги.

     Большое значение имеет оказание помощи учащимися  в осмыслении основных этапов процесса самовоспитания и тех методов, с помощью которых оно осуществляется. Необходимо детально разъяснить учащимся, в чем состоит метод самоубеждения, чем характеризуется метод самовнушения, в чем выражаются методы самопринуждения и самоприказа, а также эмпатии, самоканазания и т.д.

     Особенно  действенную роль  в организации  и руководстве самовоспитанием  играет оказание учащимся практической помощи в разработке целей работы над собой,  конкретизации ее содержания и методов. Здесь, конечно, также нужны соответствующие формы разъяснительных бесед, индивидуальных советов и рекомендаций, которые необходимо использовать в этих случаях. Но, как говорится, помощь все же должна быть предметной.

     В некоторых школах, например, используют такую форму работы, как «задание самому себе». Суть ее состоит в следующем. Каждый учащийся продумывает то конкретное задание по самовоспитанию,  которое он определяет на предстоящий месяц, записывает его на отдельном листке и кладет в конверт. Эти конверты сдаются классному руководителю и в определенное время вскрываются. Учащиеся отчитываются и обсуждают, а какой мере они выполнили поставленную задачу, намечают конкретные цели по дальнейшему самовоспитанию.

     Иногда  учащиеся стесняются и не желают широкой  огласки вопросов, связанных с целями, которые они ставят перед собой в процессе самовоспитания. Это обусловливает необходимость проведения с ними соответствующей индивидуальной работы.

     В целом следует сказать, что самовоспитание выступает как важное средство личностного саморазвития учащихся, только тогда, когда в школе проводится активная работа по его организации и осуществляется умелое педагогическое руководство этим сложнейшим процессом. [8, 237]

Заключение 

     Итак, самовоспитание – педагогически  управляемый процесс. Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет одну из важнейших задач воспитания. В курсовой работе я попыталась выделить основные этапы возникновения и развития самовоспитания.

     Во-первых, это осознание своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует самовоспитания..

     Во-вторых, овладение навыками самостоятельной работы в той области деятельности, в которой хочу добиться успеха.

Информация о работе Самовоспитание как фактор развития личности подростка